Понятие легализации доходов, полученных преступным путем

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, это глобальная проблема современности, с которой активно борются как на национальном, так и на международном уровне.

Первый преступник, совершивший свое преступное деяние в целях наживы, преследовал одну цель – не допустить подозрений в том, что добытое имущество досталось ему незаконным путем, помимо этого, он имел желание пользоваться им открыто, то есть, нарушить и скрыть причинно-следственную связь между преступлением и деньгами, полученными в ходе совершения незаконных действий (бездействия). Преступным элементам важно отдалить источник получения преступных доходов от квазилегального источника получения данных средств, провести множество сделок и операций в целях запутывания.

Однако стоит отметить, что формирование комплекса мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, произошло позже. Соответственно, можно прийти к выводу, что понятие «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» по времени появления отличается от такой деятельности.

На сегодняшний день невозможно точно сказать, откуда произошел термин «отмывание», поскольку существует множество теорий и версий о времени его появления. Сам термин «отмывание» в переводе на английский звучит как «laundry», тот же термин означает и прачечную. А.П.

Безценный отмечает, что «изобретателем отмывания считается Сальваторе Лучано по прозвищу Счастливчик, который в 1923 г. предложил владельцам нелегальных капиталов в США новую услугу — вывоз «грязных» денег в Европу и их инвестирование в акции промышленных предприятий Швейцарии, Германии и Италии» [3;3].

По другой версии легализации (отмывания) преступных доходов связана с именем Мейера Лански, «который за счет игорных заведений, расположенных на Кубе, переводил неправомерно полученные денежные средства из Швейцарии на Кубу, а затем переправлял их во Флориду, что создавало картину возвращения зарубежных инвестиций в Америку на законных основаниях» [4; С. 19-20].

  • Интересным фактом в данной сфере, например, является автомойка, которая в день очень сильного снегопада записала, что было обслужено 120 клиентов, а по факту к ним никто не обращался.
  • Таким образом, очевидным является только то, что термин «отмывание преступных доходов» имеет американское происхождение и возник в 20-х годах XX века.
  • При изучении официальных источников, в первую очередь необходимо заметить, что «отмывание денег» — это относительно новый неологизм, впервые использованный в газетах во времена Уотергейтского скандала 1973 года, юридический же смысл понятие обрело в 1970 году в США.

Интересно, что в российском законодательстве существует два термина: «легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем» и «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем».

В соответствии со статьей 174 Уголовного кодекс Российской Федерации (УК РФ) под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем понимается «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными…

преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом» [1].

В свою очередь Федеральный закон № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливает, что «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления» [2].

До 2013 года признаком предмета преступления в сфере отмывания выделяли легализуемое имущество, которое не может быть приобретено посредством совершения преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2, то есть всевозможных уклонений от исполнения обязанностей.

Ученые оправдывали наличие таких исключений тем, что в результате совершения вышеназванных преступлений не происходит приобретение имущества, напротив, оно скрывается. Федеральным законом от 28.06.

2013 №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» преступления, предусмотренные статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2, стали предикатными.

То есть, было признано, что лицо, совершившее вышеназванные преступления, тоже приобрело незаконный доход. Например, при уклонении от уплаты налогов происходит увеличение имущества преступника за счет средств, не поступивших в государственный бюджет.

Зарубежная практика указывает на отсутствие единого подхода к определению термина «легализация (отмывание) преступных доходов».

Например, французский законодатель относит к преступным исключительно доходы, полученные от террористической деятельности, мошенничества, торговли наркотиками, организованной преступности, а также доходы коррупционного характера.

В свою очередь, нормативно-правовые акты Казахстана, Грузии и Финляндии признаю уголовно-наказуемым отмывание любых доходов, приобретенных преступным путем.

Исходя из существующих российских нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в исследуемой сфере, становится очевидным, что понятия «легализация» и «отмывание» в данном контексте являются равнозначными и, как следствие, взаимозаменяемы.

Однако у понятия «легализация преступных доходов» имеется недостаток, исходя из буквального толкования данного понятия, можно сделать вывод о положительном характере данного процесса с точки зрения его правовых последствий. Как отмечают А.Г. Мовсесяна и С.Б.

Огнивцева «отмывание незаконных доходов – это целиком нелегальный процесс, с которым необходимо бороться, используя методы, применяемые к преступным деяниям» [5; С.183].

То есть, термин «легализация» используется в положительном значении в качестве «признанного законом» или в нейтральном – «допускаемого законом», в то время как «отмывание» — в отрицательном смысле: «связанный с преступной деятельностью».

Некоторые ученые отмечают, что термин «отмывание» носит бытовой характер, что, по их мнению, затрудняет его использование в нормотворчестве. Как отмечает В.Ю.

Туранин, «отмывание — это юридический жаргонизм» [6; С. 106]. В то же время, по мнению М.Б. Костровой, на сегодняшний день «считать «отмывание» жаргонным словом нельзя».

Очевидно, это связанно с тем, что оно давно стало официальным термином.

Не можем сказать, что термин «отмывание» лаконично вписывается в нормативно-правовые акты, в то же время не существует очевидных причин для противодействия введению данного термина в официальную юридическую терминологию, в которую он уже входит. Непонятным остаются и причины, по которым законодатель все еще использует связку терминов «отмывание» и «легализация» преступных доходов.

Стоит заметить, что почти во всех зарубежных научных и нормативных источниках используется термин «moneylaundering» (отмывание денежных средств), а также «launderedmoney» (отмытые денежные средства).

Думается, что применение понятия «отмывание», заимствовано российским законодателем из понятийного аппарата правовых систем западных стран, не отвечает требованиям юридической техники стилистического оформления нормативно-правовых актов.

Стоит отметить, что «отмывание» — это термин, распространенный на международной арене и в законодательстве зарубежных стран и не имеющий аналогов в русском языке. Более того, иначе невозможно перевести термины, использованные в международных актах, сохранив их значение.

Таким образом,  использование термина «отмывание» допустимо в юридическом  языке, поскольку он полностью отражает исследуемое явление, а также уже нашел свое место в российском научном сообществе и научной литературе.

Таким образом, отождествление понятий «легализация» и «отмывание» представляется необоснованным, поскольку понятие «легализация» имеет позитивный характер и правовые последствия. Легализация предполагает признание на официальном, законодательном уровне юридических фактов, документов.

Например, легализация документов – придание документу юридической силы (апостиль, нострификация); легализация однополых браков – признание однополых браков на территории государства; легализация программного обеспечения – отказ от использования так называемой «пиратской» продукции и т.п.

Процесс «легализации преступных доходов» по правовому содержанию никогда не сможет стать легальным, так как изначально является преступлением.

Легализованные деньги в любом случае останутся преступными (теневыми, грязными) деньгами, но при этом влитыми в экономику страны, и нелегитимность их оборота не прекратится.

Термин «отмывание» носит бытовой характер, однако он уже вошел в официальное юридическое употребление в России в 2003 году, когда наше государство стало членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

ФАТФ был создан в 1989 году, а значит, уже тогда на мировой арене «отмывание» стало юридическим понятием и начало использоваться в других странах именно в таком виде. Необходимо вывести из употребления термин «легализация» в отношении преступных доходов, оставив термин «отмывание».

Представляется достаточным использование именно этого термина.

Список литературы:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации [от 13.06.1996 №63-ФЗ]. – СЗ РФ. – 1996. – №25. – Ст. 2954.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xlvii/113884

Легализация доходов (отмывание доходов, полученных преступным путем) — Audit-it.ru

  • Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение  действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок,  финансовые мошенничества и другие действия.
  • Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных сделок, совершаемых разнообразными методами.
  • Такое явление способствует дальнейшему росту преступности не только экономической направленности, но и иной, в том числе организованной (отмывание доходов, полученных преступным путем, является одним из элементов организованной преступной деятельности и выступает финансовым рычагом террористической деятельности).

Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем

К целям деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:

  1. Сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников.

  2. Создание видимости законности получения доходов.

  3. Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания.

  4. Уклонение от уплаты налогов.

  5. Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления.

  6. Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Читайте также:  Заполнение декларации 3-ндфл в 2020 году: пошаговая инструкция

Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

Мерами по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, являются:

  • определение перечня преступлений, с легализацией доходов от которых следует бороться;
  • определение перечня организаций (в основном финансово-кредитных и почтовых), которые должны проявлять особую бдительность при осуществлении через них крупных или подозрительных операций;
  • определение порядка экстрадиции лиц, обвиненных в легализации денег;
  • установление в законодательстве той или иной страны понятия «легализация незаконно полученных доходов» таким образом, что исключало бы возможность двоякого толкования, споров или ухода от ответственности за совершение данного преступления и т.д.

См. также:

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Легализация доходов (отмывание доходов, полученных преступным путем): подробности для бухгалтера

  • Судебные споры по 115-ФЗ. Оспаривание ограничений банка по счету владельца счета … 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» являются: … ̆ в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма», согласно … операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Суды … организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма « (утв …
  • Отмывание денег: функция банка по 115-ФЗ или органов … которого является создание механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Какова эффективность … которого является создание механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Какова эффективность … , что сделки осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем.
    3. Договор …
  • Взыскание заградительного тарифа с банка при нарушении 115-ФЗ … необходимостью соблюдения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. В некоторых … необходимостью соблюдения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.
    В некоторых …
  • Комиссия банка за перевод средств в пользу физлица как незаконный штраф … блокировку в качестве меры, предупреждающей легализацию доходов, при этом есть определенные критерии …
  • «Деньги вперед»: безналоговый перевод активов из иностранных юрисдикций … международных организаций по борьбе с легализацией доходов и не допускала налогового освобождения …
  • Новые реалии формальной борьбы банков с легализацией доходовБанк России и Федеральная налоговая служба – большие бюрократические структуры – пока не могут достаточно оперативно реагировать на изменения в экономической жизни. А там ситуация постоянно меняется: так, например, в ответ на жесткий контроль НДС стали появляться «компании-призраки», – т.е. юридические лица, не имеющие вообще никакой регистрации в Федеральной налоговой службе. Самое интересное то, что банки открывают им счета, а Банк России пока вяло борется с данным явлением. Более того, стали …
  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год … бухгалтерской отчетности.
    Рассмотрение рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма В соответствии … Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
    целесообразно руководствоваться … аудита — Противодействие коррупции и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
    Уведомление Росфинмониторинга …
  • Правовой статус криптовалюты … в схемы, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
    В информационном … сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
    Последняя фраза … органа в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
    Итак, налоговое …
  • Особенности открытия банковского счета для МФО … законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от … ПОД/ФТ — противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (ПОД) и финансированию терроризма … Клиента;
    — управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (программа управления … осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма ( …
  • Анализ taxCOACH®: амнистия капиталов. Сообщать ли о своих активах за границей до 28 февраля 2019 г.? … по Закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем…», с описанием основания для признания …
  • Еще раз подробнее: ИП в Группе компаний — все юридические возможности … . № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — 115 … организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
    4. По …
  • Банковский контроль или кто угодит в «стоп-лист»? … . № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предоставляет широкие … . № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предоставляет широкие …
  • Возврат денег контрагенту – повод для банковского контроля … организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
    [2]
    Федеральный … № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
  • Штраф по 115-ФЗ … -ФЗ, направленный на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. За время его действия он … -ФЗ, направленный на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. За время его действия он …
  • Порядок расчетов с подотчетными лицами на предприятиях в 2019 году … операций которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/legalizatsiya_dokhodov.html

Основные понятия о легализации доходов, полученных преступным путем в Российской Федерации

Термин «отмывание» денег обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Предложено много определений этого понятия. «Отмывание денег — процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение».

В международном праве определение легализации («отмывания») доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — это заключительный этап превращения преступности в высокодоходный и эффективный вид незаконного предпринимательства. Наиболее полно все этапы отмывания доходов представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Процессы отмывания денег и финансирования терроризма

После того, как процесс расслоения успешно проведен, отмыватель денег должен создать видимость достоверности при объяснении источников появления своего богатства.

Рисунок 2. Интеграция как стадия отмывания криминальных доходов

Вопрос о практике отмывания денег, означающей легализацию доходов, полученных преступным или незаконным путем, приобрел в России особую остроту. Без решения этого вопроса невозможно продолжение в стране экономических реформ.

Наиболее серьезное беспокойство вызывают масштабы, которые приобрело отмывание денег, и тот урон, который наносит эта практика экономике и обществу.

Отмывание денег тесно связано с такими явлениями, как коррупция, бегство капитала, использование оффшоров российскими компаниями и банками для сокрытия прибыли и ухода от налогов.

Отмывание денег стало одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку инвестиций в экономику.

Россия не может также игнорировать включение ее, среди небольшого числа стран, в список Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), рекомендовавшей международному сообществу проявлять особую осторожность в отношениях с российскими компаниями и финансовыми институтами.

Банки выступают своего рода «стражами ворот» законной финансовой системы.

Только их бдительность может оградить систему от организованных преступных группировок, коррупционеров и террористов, не давая им в руки инструмент сокрытия доходов от преступной деятельности.

Банки играют решающую роль в предупреждении и выявлении фактов отмывания денежных средств и передаче сведений в соответствующие органы.

Легализация преступных доходов в России тесно связана с перемещением капитала через российские кредитные организации и выражается в огромных денежных суммах. В 2013 году совокупный оборот нелегальных денежных средств в российской экономике оценивается примерно в 220 миллиардов долларов, что составляет порядка 40-50% от всего оборота финансовых средств.

Проблемы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в стране, обусловлены тем, что российская организованная преступность за последние десять лет сделала такой «рывок», что по значимости сравнялась с транснациональными криминальными синдикатами, имеющими вековые традиции. По данным МВД, около 40 процентов наших банков либо напрямую контролируются организованной преступностью, либо находится в сфере их «операций». Отмываемые и запускаемые в оборот «грязные» денежные средства приносят немалый вред государству и обществу.

Целенаправленная законотворческая и организаторская работа по реализации задач финансового мониторинга, играющего важную роль в этой борьбе, в России началась лишь в 2001 году.

Ратифицировав Страсбургскую Конвенцию «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», Россия вступила в систему международного сотрудничества по борьбе с «грязными» деньгами, присоединившись к основным принципам и приняв их за основу, начала работу в этом направлении.

Читайте также:  Визы в израиль - нужно ли разрешение на въезд и какие визы бывают

Так 7 августа 2001 года в России был принят Федеральный закон №115-ФЗ, «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Действующая в настоящее время в России система противодействия легализации (отмыванию) доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма создавалась с учетом требований рекомендаций Международной рабочей группы по борьбе с отмыванием денежных средств (ФАТФ).

Она имеет в своей основе принцип приоритетного использования банковской структуры для целей борьбы с отмыванием преступных доходов.

Эксперты ФАТФ исходят из того, что именно банковская система, особенно в эпоху глобализации финансовых услуг, наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием преступных доходов.

  • Согласно ст. 3 Конвенции, под легализацией («отмыванием») доходов от преступной деятельности понимаются:
  • — конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;
  • — сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
  • — приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
  • — участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении».

Венская Конвенция ООН признала в качестве преступления «отмывание» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же время развитие организованной преступности привело к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться «отмыванию» и инвестироваться в легальную экономику.

Третья стадия — маскировка следов совершенного преступления. Перед преступником, отмывающим доходы, стоит на этой стадии следующая задача: принять все меры к тому, чтобы постороннее лицо не узнало, откуда получены деньги и с помощью кого они распределены в те или иные учреждения или организации. В целях выполнения этой задачи они проводят, как правило, следующие мероприятия:

  1. — использование банков для открытия счетов, расположенных, как правило, далеко от места работы и проживания преступников;
  2. — перевод денег в страну проживания из-за границы, но уже легально с новых счетов фирм или иных учреждений;
  3. — использование подпольной системы банковских счетов.
  4. Методы, с помощью которых преступники используют традиционные финансовые организации, включают:
  5. — смерфинг — превращение наличных денег в финансовые инструменты;
  6. — обмен мелких банкнот на купюры более крупного достоинства;
  7. — обменные сделки — организованный обмен денег на купюры иного достоинства или другую валюту;
  8. — структурирование операций с наличными деньгами;
  9. — установление контроля над финансовыми учреждениями;
  10. — незаконное использование исключений из закона;
  11. — использование корреспондентских отношений между банками;
  12. — создание ложного бумажного следа;
  13. — слияние законных и незаконных фондов;
  14. — перевод преступно полученных денег за рубеж;
  15. — использование «коллективных» счетов;
  16. — использование транзитных счетов;
  17. — механизм гарантии ссуды;
  18. Рассмотрим некоторые из методов размещения более подробно.

Структурирование и другие способы отмывания денег могут быть перенесены в нетрадиционные финансовые учреждения. Метод слияния законных и незаконных фондов, который будет рассмотрен при анализе роли в отмывании денег нетрадиционных финансовых учреждений.

Размещение через нетрадиционные финансовые учреждения:

Нетрадиционными называют небанковские финансовые учреждения, фактически осуществляющие оказание банковских услуг.

К ним относятся валютные биржи, брокеры ценных бумаг или драгоценных металлов, товарно-сырьевые брокеры, казино, организации, оказывающие телеграфные и почтовые услуги и услуги по обмену чеков на наличные деньги.

Небанковские финансовые учреждения могут быть использованы для отмывания денег теми же способами что и традиционные финансовые учреждения, в особенности структурированием, подчинением и слиянием фондов.

В последнее время эти финансовые организации стали все чаще использоваться для отмывания нелегально полученных доходов и введения их в обычный финансовый оборот. Во многом это связано с тем, что в банковском секторе законодательство, направленное на борьбу с отмыванием капиталов, более развито и более эффективно.

Одна из главных причин отмывания денег в России — это тесная связь между политическими и деловыми группами.

Существуют лоббистские группы и группы давления зарубежных торговых организаций, которые имеют тесные связи с политическими партиями, помогающими им влиять на политику и решения правительства.

В некоторых случаях предприниматели сами становятся активными членами политических групп или приближенными политических лидеров. И новый бизнес-класс, и лоббируемые политики имеют при этом одинаковый интерес — самообогатиться за счет страны.

Политические лидеры, занимающие важные посты в государственной администрации, часто предоставляют привилегированным бизнес-группам монопольную защиту и даже услуги экономического шпионажа, а взамен получают от них щедрые взятки.

Легализация это такой процесс, посредством которого преступно полученные доходы вливаются в законный денежный оборот, при этом реальные источники и каналы поступления таких доходов (денежных средств) тщательно скрываются от постороннего внимания.

Отмыванием денежных средств занимаются организованные криминальные структуры, целью которых является как дальнейшее финансирование преступной деятельности, так и получение возможности использования незаконно полученных средств в различных целях.

Реальные (незаконные) источники доходов в процессе их получения и легализации во многих случаях могут прикрываться вполне законной с виду деятельностью, а могут также сосуществовать с ней параллельно.

Легализованные «грязные» денежные средства абстрагируются в процессе отмывания от источника своего незаконного происхождения и становятся, таким образом, частью легальной экономики.

Отмывание денежных средств не ограничивается наркобизнесом и терроризмом, в котором задействованы большие суммы наличных денежных средств.

Незаконная торговля оружием, радиоактивными материалами, организованная преступность, нелегальная финансовая деятельность, подпольное производство алкоголя, мошенничество, похищение людей, терроризм, расхищение государственных средств и фондов — все это и многое другое создает более чем благоприятные условия для возникновения значительных нелегальных капиталов. Наличие таких денежных средств в стране признается международным сообществом как вполне достаточное условие для широкомасштабных криминальных финансовых операций.

Вопрос о практике отмывания денежных средств, означающей легализацию доходов, полученных преступным или незаконным путем, приобрел в России особую остроту. Без решения этого вопроса невозможно продолжение в стране экономических реформ.

Наиболее серьезное беспокойство вызывают масштабы, которые приобрело отмывание денежных средств, и тот урон, который наносит эта практика экономике и обществу. Отмывание денежных средств тесно связано с такими явлениями, как коррупция, бегство капитала, использование офшоров российскими компаниями и банками для сокрытия прибыли и ухода от налогов.

Отмывание денежных средств стало одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку инвестиций в экономику.

На этом фоне увеличивается и число выявленных случаев совершения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. По данным экспертов ООН, годовой оборот организованной преступности составляет около 500 млрд.

долларов, из них половина — это средства, полученные от незаконного оборота наркотиков. Такие суммы ежегодно «отмываются» криминальными экономическими структурами.

В новейших исследованиях отмечается связь этого процесса с особенностями экономики, а «отмывание» рассматривается как одно из основных направлений деятельности организованной преступности, в таблице 1 показан процент раскрываемости подобных преступлений.

Таблица 1. Преступления в сфере экономики в РФ за 2013 г.

Преступления в сфере эконом Количество преступлений Зарегистрировано (выявлено) к 2013 г Количество преступлений Раскрыто (рассмотрено) к 2014 г
Всего: 226,1 тыс. (+12,4%) 137,1 тыс (+6,3%)
В том числе:
потребительский рынок 59,8 тыс. (+10,7%) 44,9 тыс. (+8,2%)
кредитно-финансовая система 87,9 тыс. (+20,5%) 41,5 тыс. (+10,0%)
внешнеэкономическая деятельность 6,6 тыс. (-0,5%) 4,2 тыс. (-8,4%)
ТЭК 7,2 тыс. (-5,7%) 5,4 тыс. (-3,7%)
лесная промышленность 3,5 тыс. (+14,7%) 2,0 тыс. (+7,7%)
водные ресурсы 0,9 тыс. (+52,7%) 0,7 тыс. (+72,6%)
легализация доходов 4,2 тыс. (+16,0%) 3,5 тыс. (+8,3%)
взяточничество 8,6 тыс. (+16,5%) 7,0 тыс. (+21,2%)

Источник: https://studbooks.net/950866/pravo/osnovnye_ponyatiya_legalizatsii_dohodov_poluchennyh_prestupnym_putem_rossiyskoy_federatsii

Зарождение понятия «легализация» (отмывание) доходов, полученных преступным путем

В настоящей статье рассмотрены вопросы зарождения
и развития понятия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным
путем, как в США и Европе, так и в России, начиная
с XV и до XX века.

Традиционно считается, что понятие «легализация» (отмывание) доходов,
полученных преступным путем, возникло в США в 20-е годы XX века
и связывается с деятельностью известного чикагского гангстера
Альфонса Капоне. В 1920 году в США вступила в силу 18-я поправка
к Конституции США, принятая конгрессом еще в 1917 году,
ратифицированная 16 января 1919 г. и представлявшая собой:

«Раздел 1. Спустя один год после ратификации настоящей статьи сим будут
запрещены в Соединенных Штатах и на всех территориях,
подчиненных их юрисдикции, производство, продажа и перевозка
опьяняющих напитков с целью потребления оных; запрещены будут также ввоз
таких напитков в Соединенные Штаты и территории, подчиненные
их юрисдикции, равно как и вывоз таковых.

Читайте также:  Исковое заявление о расторжении брака и о разделе имущества

Раздел 2. Конгресс и отдельные штаты правомочны исполнять настоящую статью
путем принятия соответствующего законодательства.

Раздел 3. Настоящая статья не вступит в силу, если она
не будет ратифицирована в качестве поправки к Конституции
законодательными собраниями отдельных штатов — как это предусмотрено
в Конституции — в течение семи лет со дня представления
ее Конгрессом на одобрение штатов». Это был так называемый «сухой
закон».

Реализация данного закона вызвала негативное отношение со стороны среднего
класса, что повлекло за собой неизбежное возникновение
и распространение тайного производства алкогольных напитков,
их контрабанду. На черном рынке бойко шла торговля алкоголем
по баснословно высоким ценам. «В первые же годы действия акта
Войстеда, принятого в 1919 году в целях практического осуществления
18-й поправки к Конституции, широчайшее распространение в стране
получили нелегальное производство, контрабанда и транспортировка спиртных
напитков. Этим были заняты многочисленные подпольные организации бутлегеров,
прибыли которых исчислялись миллионами долларов. Результатом их операции
стал невиданный разгул коррупции, взяточничества и гангстеризма».

Получаемые сверхприбыли требовали введения данных незаконных доходов
в законный оборот, то есть «очищения» и «отмывания» данных
денежных средств.

Согласно распространенной версии, денежные средства,
полученные от бутлегерства, смешивались с выручкой (как правило,
металлической монетой) принадлежавшей Альфонсу Капоне сети прачечных
самообслуживания (landromat).

Таким образом осуществлялась легализация
(money-laundering) незаконно добытых денежных средств.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике «Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: https://mgimo.ru/about/news/experts/191414/

О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем

          И.Н. Соловьев, начальник уголовно-правового управления Правового департамента МВД России, к.ю.н.     

1. Способы легализации доходов, полученных преступным путем

          Под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества понимаются вовлечение в сферу легальной деятельности денежных средств и имущества, приобретенных незаконным, преимущественно преступным, путем, и придание им статуса легитимности с целью получения возможности их использования, не вызывая подозрений у правоохранительных органов.

          По экспертным данным МВД России, 70 % доходов, полученных незаконным путем, вкладываются в настоящее время в предпринимательскую деятельность и 15 % расходуются на приобретение недвижимости и иного имущества.

Бесспорно, такая ситуация способствует криминализации экономических отношений, усилению влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенному их превращению в легальных субъектов финансово-хозяйственной деятельности, а также росту числа коррумпированных чиновников.

          Специалисты выделяют некоторые наиболее распространенные способы получения сокрытых от налогообложения денежных средств, а также основные этапы и механизмы, присущие отмыванию незаконно полученных доходов:     

     1) создание организаций, занимающихся обналичиванием денежных средств для продажи неучтенных наличных денег за безналичные деньги за определенный комиссионный процент.

В настоящее время получила широкое распространение практика не только банкротства обналичивающей организации до первой проверки налоговыми органами, но и реорганизации фирмы путем смены учредителей или слияния с другой компанией путем использования документов граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, а также поддельных или похищенных документов. Введение «грязных» наличных денег в легальный оборот существенно облегчается благодаря значительному нелегальному наличному обороту между хозяйствующими субъектами.

          Нередко встречаются случаи, когда организации создаются на непродолжительное время по подложным документам или на подставных лиц. В эти организации переводятся добытые преступным путем денежные средства, которые затем конвертируются и переводятся на счета «своих» организаций, расположенных чаще всего в оффшорных зонах; эти организации и легализуют через счета различных компаний «грязные деньги». При проведении импортных операций в оффшорной зоне создается дочерняя либо самостоятельная компания, которая заключает с российскими организациями контракты на поставку различных товаров в Российскую Федерацию. Для обеспечения этих контрактов переводятся крупные суммы денежных средств. Но товары в Российскую Федерацию не поступают, а денежные средства переводятся на счета других фирм*1;     _____     *1 Завидов Б.Д., Попов И.А., Сергеев В.И. Уклонение от уплаты налогов. — М., 2001. — С. 24.     

     2) отделение незаконных доходов от источника их получения с помощью финансовых операций. Нередко создаются оффшорные предприятия, на счета которых направляются по фиктивным экспортно-импортным контрактам деньги, аккумулированные на счетах организаций, занимающихся обналичиванием денежных средств;

     

     3) осуществление экспортно-импортных операций (как правило, составляются два контракта: один реальный и один фиктивный, с завышенной суммой сделки; после этого денежные средства по фиктивному договору переводятся фирме-посреднику, на счетах которой остается разница между реальной и фиктивной ценой) или организация лотерей и участие в деятельности казино. Полученные средства вкладываются в недвижимость, в том числе за рубежом, в наиболее доходные сферы финансово-хозяйственной деятельности;

     

     4) участие в приватизации. Денежные средства от преступных промыслов успешно легализуются через приватизацию. Отдельные лидеры преступных группировок начинают приобретать политический вес в обществе, используя коррумпированных представителей органов государственной власти и управления.

          За первый год действия уголовной ответственности за легализацию незаконных доходов (1997 год) в Российской Федерации было зарегистрировано 241 такое преступление. В 1998 году их количество резко увеличилось и достигло 1003. В 1999 году число выявленных фактов легализации незаконно полученных денежных средств осталось практически на уровне предшествующего года — 965. Треть из них (312) совершены в крупном и особо крупном размере; их рост по сравнению с предыдущим годом составил 67 %. Из общего числа законченных производством материалов (790) 679 дел направлено в суд. Привлечено к уголовной ответственности 65 человек. Причиненный материальный ущерб по возбужденным уголовным делам составил 207,5 млн руб. Наложен арест на имущество, изъято материальных ценностей, имеющих отношение к преступной деятельности, на сумму 72,1 млн руб.     

2. Формирование законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем

          В среде специалистов все еще выдвигаются предложения о необходимости применения уголовных санкций, назначаемых за нарушение налогового законодательства, в отношении лиц, занимающихся деятельностью, связанной с приобретением или сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем [ст. 175 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)].

          Однако в российском законодательстве уже установлен ряд мер, направленных на исключение возможности распоряжаться такими доходами. Так, в соответствии со ст. 166, 168, 169 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов либо совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожны.

При наличии умысла в доход Российской Федерации взыскиваются все доходы, полученные преступным путем. Требование о признании сделки ничтожной может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе сделать это по собственной инициативе.

          В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38), а обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44).          Таким образом, в настоящее время привлекать лиц, виновных в совершении общеуголовных преступлений, связанных с извлечением преступного дохода, к уголовной ответственности за налоговые преступления (при отсутствии их состава) не представляется возможным и не имеет под собой законных оснований.          При обсуждении в Государственной Думе вопросов противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем, отмечалось, что поскольку налоги уплачиваются только с доходов, полученных легальным путем, то с не подвергшихся налогообложению доходов должны взиматься неуплаченные налоги, штрафы и пени, которые затем должны «работать» на экономику страны. В итоге депутаты Государственной Думы настояли на том, что под ответственность за легализацию не должны подпадать следующие правонарушения:          — невозвращение из-за границы валютных средств экспортерами;          — уклонение от уплаты таможенных платежей и уклонение от уплаты налогов.          Сторонники данной позиции отмечали, что за все это УК РФ уже установлена своя, гораздо более мягкая, чем за «отмывание» денег, ответственность.     

     Правительство РФ предлагало в качестве компенсации за вывод налоговых нарушений из-под прямого действия УК РФ закрепить в нем хотя бы положение, что банки и финансовые организации не вправе отказать уполномоченному органу в предоставлении информации на основании того, что соответствующая операция, сделка связана с легализацией доходов, полученных в результате совершения вышеперечисленных правонарушений. Однако Государственная Дума сочла такое требование излишним. По мнению депутатов, через отслеживание налоговых нарушений, валютных и таможенных нарушений бессмысленно искать «грязные» деньги. Если можно выявить неуплату налогов с каких-то доходов, то это означает, что эти доходы, даже если они и были «грязными», уже каким-то способом легализованы.

          Таким образом, позиция отдельных депутатов привела к тому, что из-под действия законодательства о борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, были выведены налоговые преступления. Однако, с нашей точки зрения, средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, также незаконны, а уклонение от уплаты налогов является таким же общественно опасным деянием, как и все остальные.

3. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

Источник: http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=28615

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector