Особенности проведения перераспределения наделов земли

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Особенности проведения перераспределения наделов земли». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Данный вопрос можно решить иным способом, объединив два или несколько участков, и разделив его в дальнейшем как нужно. Единственный минус такого варианта заключается в дополнительных денежных расходах.

Кадастровый паспорт выдается после проведения кадастровых работ, которые проведет геодезическая компания или кадастровый инженер. При обращении в геодезическую компанию необходимо удостоверится в том, что последняя имеет соответствующие лицензии на подобные работы.

Перераспределение земельных участков с 1 января 2018 года

Как и любые работы по изменению границ, перераспределение должна осуществлять геодезическая фирма, имеющая соответствующую лицензию, а измерительные работы на местности проводит кадастровый инженер.

Существуют следующие основные способы образования участков путём изменения границ:

  • Разделение одного надела на несколько;
  • Прирезка (увеличение) площади надела;
  • Выдел одного или нескольких участков из одного;
  • Объединение нескольких смежных наделов в один;
  • Перераспределение границ внутри группы смежных наделов.

К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются: 1.

К необходимым условиям также можно отнести обязательное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Такое согласие является самостоятельной предпосылкой действительности сделки. Установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка документам территориального планирования землеустроительной или иной документации.

  • Проведенная процедура межевания – об этом необходимо позаботиться заранее и провести геодезические работы.
  • Одновременно в новом объеме участок не должен превышать установленных в регионе или муниципалитете максимальных норм землевладений.
  • Перераспределение государственных и муниципальных земель с частными территориями, принадлежащими гражданам или предприятиям, не представляется возможным.
  • Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые по тем либо иным причинам оказались неэксплуатируемыми или же были приобретены государственными органами в результате правовой сделки. Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации, фонд перераспределения земли получает участки в следующих случаях:
  • При отсутствии лица, который собирался приобретать земельный участок сельскохозяйственного назначения. В таком случае этот участок приобретается муниципальным образованием по рыночной стоимости.
  • При отчуждении участка в случае приобретения его в собственность иностранными гражданами, юридическими лицами, юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов. Также при отчуждении участка, размер которого превышает максимальный размер участка, который может находиться в собственности одного гражданина.

Если разделению на отдельные наделы подлежат дачные участки или земли садовых товариществ, то такое разделение может происходить только в соответствии с проектом межевания территории, на которой эти участки расположены, согласно п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ.

Более предпочтительным специалисты считают присвоение фактического адреса территории по окончании всех кадастровых мероприятий, но до постановки надела на учет в ГКН. Это позволяет существенно сократить временные потери со стороны заказчика.

Действующие законодательные нормы допускают возможность присвоения адреса и по окончании процедур, направленных на постановку территории на учет в ГКН. При выявлении специфических точек, проводят опрос всех заинтересованных лиц.

Это необходимо для исключения возможных кадастровых ошибок, приводящих к некорректному изменению характеристик близлежащей местности.

Из вышеуказанного следует, что формирование земельных наделов через объединение или раздел из земель, которые принадлежат либо государству, либо муниципальному образованию, может быть осуществлено только на основании решения полномочного органа о таком образовании.

Органы МСУ. В отношении муниципальных и частных земель, кроме земель сельскохозяйственного назначения.

Для того, чтобы перераспределение земель считалось законным мероприятием, его следует провести по строгому алгоритму, каждый из шагов которого имеет свое значение.

Земли, участвующие в процедуре, должны отвечать ряду специфических требований. Нарушение перечисленных положений приводит к невозможности организации запланированных кадастровых мероприятий.

Для того, чтобы перераспределение земель считалось законным мероприятием, его следует провести по строгому алгоритму, каждый из шагов которого имеет свое значение.

Собственники соседних территорий нередко задаются вопросом изменения их конфигурации для решения определенных задач: получения открытого доступа к близлежащим ЛЭП, магистральным водо- или газопроводам. Удобнее всего добиться поставленной цели путем осуществления перераспределения территорий или их объединения.

Порядок процедуры перераспределения земельных участков подробно раскрыт в статье 39.29 Земельного кодекса РФ.

38. Распределение и перераспределение земель как функция государства

Осуществляя деятельность по отнесению земель к категориям, государство оказывает управляющее воздействие на земельные отношения.
Использование земельного участка для нужд промышленности может оказаться нецелесообразным, если предприятие перестало осуществлять свою деятельность и необходимость в использовании участка для таких нужд отпала.

Исключение составляет процедура выдела, при которой тот участок, из которого произошёл выдел территории для новых участков, сохраняет своё существование, но уже в изменённых границах, согласно п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ.

При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

Перераспределение земельных участков – распространенная процедура решения конфликтов по двум или нескольким смежным наделов, по которым у собственников имеются вопросы или претензии. Данные действия отражаются в Земельном кодексе, поэтому они полностью законны.

Еще по теме 6.7. Распределение и перераспределение земель:

Несмотря на отсутствие сложности в проведении процедуры она должна соответствовать законодательным требованиям. В противном случае будет невозможно ее осуществить либо перераспределение может признаться незаконным.

В первую очередь они затрагивают вопросы присоединения частей или отрезов муниципальной земли к частным владениям. Такие земли именуются прирезками.

Законодатель позволяет проводить такие мероприятия по присоединению муниципальных земель к частным.

Иначе говоря, категорически не допустимо формирование земельных наделов таким способом, как перераспределение, в тех случаях, когда последнее осуществляется между участками, которые находятся в собственности (и разграниченной и неразграниченной) государства или муниципального образования, и теми, которые являются частной собственностью.

На основании поступившего в полномочный орган заявления будет вынесено решение о формировании земельного надела, на основании которого, в свою очередь, будет осуществлена государственная регистрация прав на участки земли, которые были сформированы путем объединения или же раздела.

Если земля находится в личном владении физического лица, то составляется соглашение между собственниками, которое дает право единого землепользования над вновь образовавшейся землей. Если земельная площадь находится в собственности муниципальных органов или государства, то процедура перераспределения происходит в рамках действующего законодательства.

  1. Первичное установление категории земель определяется в зависимости от объективно сложившегося способа использования или хозяйствования земельном участке в процессе разграничения государственной собственности на землю.
  2. Если территория относится к особо охраняемой зоне или земле специального назначения, то перераспределение провести невозможно.
  3. При осуществлении перераспределения земель, независимо от того, в каком именно фонде (частном или государственном) они находятся, перечень сопровождающих процесс документов будет выглядеть следующим образом:
  • личные документы на лиц, участвующих в процедуре (если речь идет о государственных землях, то потребуется информация о том, на основании каких документов действует человек, подписывающий соглашение о перераспределении);
  • кадастровые документы на участок, а также документы, подтверждающие право собственности, полученные не ранее, чем за пять лет до начала процедуры (лучше, если вместо нескольких разрозненных будет предоставлена Выписка из Единого государственного реестра недвижимости, которая на сегодняшний день объединила в себе все остальные кадастровые документы);
  • правоустанавливающие документы на изменяемые участки (чтобы подтвердить, что они находятся в собственности на законных условиях, также как и на законных условиях производится их трансформация);
  • межевые планы на изменяемые участки, чтобы подтвердить, что такие участки являются полноценными участниками гражданско-правового оборота;
  • документы о необходимости проведения перераспределения (например, план инженерных коммуникаций, которые придется проложить по соседнему участку).

Непосредственно сам расчёт платы выполняет орган власти, а вот произвести оплату за добавленную муниципальную или государственную землю, как понятно, обязан главный интересант (заявитель), причём в указанный в Соглашении срок.

Пункт 3 статьи 78 Земельного Кодекса Российской Федерации регламентирует порядок использования земель из фонда. Наделы, которые временно выпадают из оборота, могут предоставляться для:

  • Ведения сельскохозяйственного производства.
  • Ведения научно-исследовательской, учебной и иной деятельности.
  • Создания защитных насаждений.
  • Аквакультуры – рыболовства.
  • Использования для нужнд сельского хозяйства на период строительства дорог, ЛЭП, различных трубопроводов.
  • Ведения охотничьего хозяйства.

Заказ платной услуги по получению сведений о правообладателе земли (выписки из ЕГРН) является правом любого гражданина, подавшего заявление на получение сведений и оплатившего государственную пошлину.

Подобное распределение земельных территорий может быть применено только относительно смежных участков.

В ряде случаев у владельцев земельных наделов появляется необходимость перераспределить существующие границы своих земель, увеличивая площадь участка или разбивая один участок земли на несколько.

Процедура проводится в условиях программы развития территории, включая земли под застройку или с имеющейся недвижимостью.

Перераспределение земель

Обратиться в орган власти с заявлением о прераспрелении участка может только собственник земли, предназначенной для ИЖС, ведения ЛПХ, дачного хозяйства, огородничества, садоводства.

В начале июля 2016 года рассматриваемая процедура претерпела изменения, последнее связано со вступлением в силу 334 ФЗ.

Источник: https://zadachivsem.ru/pravovye-stati/5327-osobennosti-provedeniya-pereraspredeleniya-nadelov-zemli.html

Перераспределение земельных участков

Содержание:

Перераспределение земельных участков затрагивает федеральную, муниципальную и частную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Основное требование к перераспределяемым участкам – нахождение в собственности. Неприватизированные или общие земельные территории не могут быть объектами перераспределения ввиду установленного законом регламента.

Основания для проведения перераспределения участка

Рассматривая основания для перераспределения земель, следует заострить внимание на общности критериев для государственной, муниципальной и частной форм собственности.

Ст. 39.28 Земельного кодекса РФ устанавливает, что перераспределение наделов осуществляется в случае:

  • проведения межевания и создания земельных границ в соответствии с принципами землеустройства;
  • исключения резкого вхождения одной территории в другую или в случае необходимости сгладить резко выступающие угловые отрезки земли;
  • соответствия минимальным и максимальным рамкам размеров земельных участков;
  • необходимости перераспределить государственную и муниципальную собственность на хозяйственные или иные нужды;
  • оформления наиболее приемлемых условий для землепользования со стороны двух и более субъектов земельных правоотношений;
  • обеспечения общегосударственного строительства в целях бытового улучшения жизни населения (прокладка магистралей, путей сообщения, обводнение карьеров, строительство дамб, жилых домов и др.).

Закон определяет составление обязательного проекта перераспределения земель с включением межевого дела, кадастровых показателей и соглашения между сторонами. В договор вносятся важнейшие условия по перераспределению земли. В частности, речь может идти о плате за перераспределение, если невозможно выделить долю собственнику в натуральном виде.

Требования к участкам, подлежащим перераспределению

В процессе подготовки к перераспределению земель, следует учесть требования, предъявляемые к земельным наделам. Обязательные условия, которыми должна обладать перераспределяемая земля, закреплены в статьях ЗК РФ и ряде федеральных актов:

  • Общность границ. Участвующие в сделке участки, должны иметь общие границы и располагаться по соседству друг с другом.
  • Проведение межевания. Межевание позволяет определить точные границы земельных наделов и поставить красные линии для удобства пользования землей.
  • Засечки перераспределения. Устанавливаются непосредственно на территории, а их точность должна совпадать со стандартами земельных нормативов.
  • Категория земель. Перераспределению подлежат лишь те земли, которые имеют одинаковую категорию (например, сельскохозяйственные угодья) и эксплуатируются согласно целевому принципу.
  • Общность территории. Процедура доступна в отношении земель, располагающихся в пределах одного муниципального образования. Это значительно облегчает межевание и дает широкие возможности для регистрации земель.
  • Прокладка дорог. Подлежащие перераспределению участки должны находиться в свободном доступе для собственника, а пути подъезда к территории пролегать через земли общего пользования.
Читайте также:  В каких случаях назначается и проводится днк-экспертиза

Заключение соглашения о перераспределении земельных участков

Правовые рамки вопроса требуют заключения соглашения о сделке. Перераспределение земельных участков – это юридическая процедура, поэтому в ней участвуют два субъекта, одним из которых выступает собственник земли, а вторым – заинтересованное в перераспределении лицо.

Владельцами земли могут быть не только государство и муниципалитеты, но и частные лица. Соглашение оформляется после властного распоряжения государственного органа, в котором тот изъявляет желание осуществить процедуру. Договор между субъектами – это своего рода согласие на проведение сделки.

Структура соглашения должна состоять из следующего перечня информации:

  • ФИО и контактные данные уполномоченных лиц (например, органов государственной власти или муниципалитетов);
  • сведения о землях, подлежащих перераспределению по заявлению одной из сторон;
  • правовые особенности обеих сторон соглашения;
  • регламент проведения сделки и правовые обязательства участников;
  • данные о плате за расходы или по компенсации за участок;
  • информация об использовании новообразованной территории.

В соглашение включаются сведения о проведении межевания и о месте расположения земельного надела.

Регламент проведения перераспределения участков

Говоря о проведении операции, нельзя не заметить, что перераспределение земельных участков требует обязательной регистрации в Росреестре. В противном случае, сделка признается ничтожной.

Порядок перераспределения земли состоит из следующих этапов:

  • Землеустроительная оценка. Межевание и геодезическая проверка существующих границ участка. Установка так называемых межевых точек с параллельной фиксацией поворотных знаков.
  • Кадастровая оценка. На основе данных полевых работ, земельный надел получает межевое дело. Далее следует создание кадастрового паспорта (техническая информация о территории) и снятие старого участка с учета.
  • Регистрация. Кадастровый план служит основанием для успешного проведения перераспределения. Участники договора составляют письменное соглашение, куда включаются все собранные в ходе работы документы. Папка с материалами земельного дела направляется в Росреестр для оформления.

С момента выдачи соответственного свидетельства и кадастрового паспорта, перераспределение земельных участков считается официально завершенным. Стороны приступают к исполнению обязательств в соответствии с полученными правами.

Особенности получения наделов из фонда перераспределения земель

Отдельно следует заострить внимание на выделении наделов из фонда перераспределения земель. Это своего рода хранилище земельных территорий, формирование и передача которых регулируется ст. 80 ЗК РФ.

Основные характеристики фонда перераспределения земель:

  • Назначение фонда состоит в формировании участков, предназначенных для ведения сельского хозяйства, огородничества и садоводства. Территории получают статус земельных угодий и включают в свой состав наиболее пригодные для обработки наделы.
  • Формирование фонда перераспределения земель осуществляется по следующим направлениям:
  • В случае добровольного отказа от с/х надела со стороны физического или юридического лица.
  • В случае непринятия или отказа от наследства, отсутствия наследников или завещание земельной территории государству. В конечном итоге, нераспределенное наследство в виде земли поступает на баланс фонда.
  • В случае изъятия земельного участка в принудительной форме (например, у совершившего преступление лица).
  • Эксплуатация земель из фонда перераспределения регулируется ст. 78 ЗК РФ и рядом федеральных актов.

При отказе в предоставлении земель из фонда, уполномоченный орган направляет официальную бумагу с указанием причин такого решения. В остальном, перераспределение осуществляется по общедоступной форме.

Источник: https://zemadvo-femida.ru/zemleustrojstvo/pereraspredelenie-zemelnyh-uchastkov1.html

Перераспределение земельных участков

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Земельные споры » Перераспределение земельных участков

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ. В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые.

Содержание

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Особенности перераспределения земельных участков таковы:

  • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
  • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
  • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

Перераспределение как способ образования земельных участков

Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

  • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
  • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
  • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 — 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.

Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

Цель перераспределения земельного участка

Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.

Возможные причины:

  • неудачная форма, изломанная линия границы;
  • вкрапления/вклинивания смежных участков;
  • логистические сложности;
  • необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
  • отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
  • неудобный подход/подъезд.

Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.

До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2014 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.

Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения

На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.

Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

  • отдельный самостоятельный договор;
  • часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).

На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ).

При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон.

Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).

Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности

Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:

  • не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
  • предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).

Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.

Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:

  • исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
  • осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
  • осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
  • преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.
Читайте также:  Эмансипация несовершеннолетних: объявление дееспособным до 18 лет

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):

  • проекта межевания территории;
  • схемы расположения участка на кадастровом плане.

К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.

Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения

Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.

Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

  • взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
  • распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
  • сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.

Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

  • утверждение схемы расположения участка;
  • согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
  • мотивированный отказ.

Регистрация перераспределения земельных участков

Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.

Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.

Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

Отказ в перераспределении земельного участка

Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:

  • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
  • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
  • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
  • границы исходного участка подлежат уточнению;
  • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
  • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.

Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
  • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.

Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:

  • превышающие гранично допустимые размеры;
  • ограниченные в обороте;
  • зарезервированные для публичных нужд;
  • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
  • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

Отказ в перераспределении может быть дан:

  • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
  • границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
  • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
  • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/pereraspredelenie-zemelnyh-uchastkov.html

Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2019 года

Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2019 года.

Правила образования земельных участков в 2019 году

В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2019 году:

  • Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
  • Перераспределение земельных участков
  • Раздел (один участок делится на несколько)

Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2019 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.

Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков?

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков.

Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела.

То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2019 года

Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2019 года? По закону теперь нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2019 года упразднили и заменили на садовый участок.

Остальные новшества законодательства касаются общих изменений в системе кадастра, а также комплексных кадастровых работ. Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью.

Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.

Порядок действий при перераспределении

Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.

29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.Заявление о перераспределении земельных участковЗаявление типовое, заполняется легко.

Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.

В заявлении обязательно должно быть указано:

  • ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
  • Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
  • Кадастровые номера участков

Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:

  • выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
  • проект межевания территории
  • схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).

Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.

Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.

Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления. Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.

Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков. Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.

Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.

Кто оформляет перераспределение земельного участка

Мы выяснили, что для перераспределения земельных участков требуется ряд документов.

А кто оформляет перераспределение земельного участка? Порядок перераспределения земельных участков предполагает участие не только собственников земель, в том числе муниципальных, государственных органов, но других структур и лиц.

Так, в результате перераспределения готовится межевой план, право подписи которого принадлежит только зарегистрированному кадастровому инженеру, кроме того, кадастровый инженер дает консультации и оказывает помощь как на этапе подготовки документов (схем, проектов), так и после заключения соглашения.

Диск с межеванием, а также пакет документов для регистрации вновь созданных перераспределенных земельных участков, передается в местный МФЦ, для последующей регистрации в органах Росреестра.Когда вновь созданные участки будут поставлены на кадастровый учет, тогда старые прекратят свое существование.

Таким образом, за счет перераспределения земельных участков возможно увеличение или уменьшение площади таковых. Увеличение площади (прирезка земельного участка) может быть как за счет государственных (муниципальных) земель, так и за счет частной собственности. Как правило, при таком раскладе, в соглашении обычно прописывается денежная компенсация.

Читайте также:  Что ждет работающих пенсионеров после пенсионной реформы

Источник: https://geostart.ru/post/428

Особенности перераспределения земель и земельных участков в частной и государственной собственности

Ключевые слова: КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ; ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; ГРАНИЦЫ; CADASTRAL WORKS; LAND TENURE; STATE OWNERSHIP; BOUNDARIES.

Аннотация: В статье рассматриваются сходства и различия перераспределения земель в частной с государственной собственностью, частной с частной собственностью. Приведены положительные последствия от перераспределения на примере земельного участка в Кадуйском районе Вологодской области.

Под перераспределением земельных участков в соответствии с ЗК РФ понимается образование из первоначальных смежных участков нескольких других смежных земельных участков. При этом существование первоначальных участков прекращается [2].

Право собственности на вновь образованные в результате перераспределения земельные участки возникает в соответствии с соглашениями между правообладателями об образовании земельных участков [4].

Перераспределение границ можно применять по отношению к участкам, которые удовлетворяют следующим требованиям: не находятся под судебным арестом; прошли кадастровый учёт; смежные; относятся к одной категории земель. Для всех участков должен быть установлен единый вид разрешённого землепользования.

В основном перераспределение земель и земельных участков применяется в случае присоединения к участку земли (прирезок) принадлежащей государственным или муниципальным органам власти. Так же прирезки могут помочь устранить недостатки землевладения: вытянутость границ, вкрапливание и другие [3].

Для юридического оформления увеличения земельного участка за счёт прирезки, принадлежащей муниципальным или государственным землям, существует следующий порядок действий.

Оформление начинается с подачи заявления об увеличении площади участка путём перераспределения в орган исполнительной власти и его рассмотрения, далее при положительном решении проводятся кадастровые работы и постановка на учёт с заключением договора, оплатой и регистрацией прав.

Также часто перераспределение осуществляется в случае, когда оба земельных участка находятся в частной собственности. Порядок оформления перераспределения в таком случае представлен на схеме (рисунок 1).

Рисунок 1 – Порядок оформления перераспределения земельных участков в частной собственности

При анализе порядка перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, и перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности с землями или земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, были выявлены основные их сходства и различия. К основным сходствам можно отнести то, что обоих случаях по результатам кадастровых работ составляется межевой план, который предоставляется в орган кадастрового учета. К различиям:

— при перераспределении земель в частной собственности с муниципальной или государственной к основному пакету документов прилагается еще схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
— различны сроки проведения процедуры и ее оплаты, для частной собственности цена устанавливается на договорной основе, в другом случае — назначается уполномоченным органом;

— очередность подачи заявления о перераспределении: в первом случае после кадастровых работ, а во втором до них.

Источник: http://novaum.ru/public/p561

Перераспределение земельных участков в 2019 году: образец соглашения, составление схемы кадастровым инженером, порядок перераспределения, заявление и документы | Земельный эксперт

69480

Содержание статьи:

Что происходит при перераспределении земельных участков?

Перераспределение земельных участков – это еще один способ образования новых площадей. В статье 11.7 ЗК РФ подробно описаны условия и порядок прохождения данной процедуры. Такой способ образования земельных зон может быть применен только по отношению к смежным наделам.

В результате перераспределения земель получаются также смежные участки. После образования новых территорий, старые участки прекращают свое существование.

В том случае, если площадь находилась в частной собственности, на новые площади также возникает данное право.

Участки, находящиеся в собственности государства или муниципалитета, перераспределяются согласно действующему земельному законодательству.

Требования к перераспределяемым земельным участкам

В перераспределении могут участвовать, во-первых, только смежные площади. Во-вторых, земли, не находящиеся под арестом или санкциями. Кроме того, земли должны отвечать следующим требованиям:

  • в установленном порядке зарегистрированы в государственном кадастре;
  • принадлежат одному административному округу, потому что при перераспределении не должно происходить изменения границ муниципальных земель;
  • относятся к одной целевой категории земель.

Ситуаций, при которых применяется данный способ образования новых территорий, не так много. Такой вариант подходит для зон, конфигурация которых не удовлетворяет потребностям собственников и по взаимному согласию они пересматривают границы участков.

Данную проблему можно решить и другим путем – объединить смежные территории, а затем разделить их на площади желаемой формы. Однако все эти действия займут много времени, и потребуют дополнительных расходов. Перераспределение позволит выполнить необходимые действия в один шаг и без дополнительных финансовых затрат.

В некоторых случаях данная процедура не может быть проведена. Не допускается перераспределение земель в том случае, если этот процесс может привести к нарушениям законодательных норм и требований.

В частности, изменение общей площади в меньшую или большую стороны, отсутствие доступа к проезжей части на новых участках, наложение земель.

Также запрещается перераспределять земельные наделы, находящиеся в распоряжении муниципалитета или федеральных властей, между собой и с землями частных лиц, кроме случаев, когда это необходимо для изменения кадастрового плана общей территории, например, при застройке.

Иногда перераспределение может быть выполнено только при наличии разрешения лиц, арендующих землю,  землепользователей, землевладельцев и залогодержателей.

Согласие на перераспределение земельных участков

Собственники смежных участков, желающие изменить границы своих территорий, должны составить соглашение (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения о перераспределении земельных участков]) в простой письменной форме, где будут указаны:

  • сведения о владельцах;
  • техническая информация на земли;
  • данные о правах сторон на указанные зоны;
  • суть вопроса — с какой целью необходимо перераспределение земельных наделов.

Поле составления соглашения, оно передается кадастровому инженеру, который будет проводить геодезическую съемку. Также данный документ понадобится для подачи заявки в исполнительный орган власти и может быть использован для регистрации новых участков и оформления их кадастровых паспортов.

Судебная практика показывает, что соглашение между собственниками земель позволяет в будущем существенно упростить процедуру перерегистрации участков и избавляет от возможных споров между владельцами.

Порядок перераспределения земельных участков

Перераспределение земельных наделов выполняется в определенном порядке, прописанном в законодательных актах РФ. Данная процедура происходит поэтапно:

  1. Владельцы участков заключают соглашение о выполнении перераспределения и подготавливают необходимые документы.
  2. Составляется заявление (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о перераспределении земельных участков]) и подается в Росреестр, а также в межевую компанию.
  3. Уполномоченный орган исполнительной власти выносит постановление о проведении перераспределения площадей.
  4. Кадастровый инженер выполняет все необходимые межевые работы, включая геосъемку и оформление межевого дела, согласно общей кадастровой схеме.
  5. Далее, новые земли ставятся на учет в Росреестре. То есть участки получают индивидуальный номер, оформляется паспорт, и сведения о площадях вносятся в ГКН, формируется протокол образования новых земельных зон.
  6. На финальном этапе, выполняется регистрация прав собственности на участки для каждого владельца.

На разных этапах процедуры перераспределением занимаются владельцы земель, геодезисты и сотрудники Росреестра. Как и все остальные способы образования новых участков, процедура перераспределения может занять не менее двух месяцев.

Список документов

Для проведения процедуры перераспределения могут потребоваться следующие документы:

  • паспорта заявителей;
  • соглашение сторон о проведении процедуры;
  • заявления в Росреестр о необходимости перераспределения;
  • техническая документация на все площади, участвующие в процессе;
  • правоустанавливающие бумаги на земли;
  • иные документы, по усмотрению сотрудников госкадастра.

Пример по перераспределению земельных участков

Две соседки, Мария и Вероника обратились в межевую компанию и заказали геодезическую съемку и составление межевого плана своих смежных участков, не пояснив исполнителям, что это делается с целью дальнейшего перераспределения территории.

Оплатив деньги и получив готовое дело, женщины составили заявление, и обратились в Росреестр о дальнейшей регистрации своих земель.

Через несколько дней Мария и Вероника получили отказ. Причиной такого решения стало несоответствие новых участков нормам и требованиям земельного кодекса, а также городских законодательных актов.

Дело заключалось в том, что при перераспределении, участок Марии существенно изменял свои размеры в меньшую сторону, а этого нельзя было допустить, поскольку на территории располагался жилой дом и площадь земли должна составлять не менее 0,6 га.

Получив такое решение, женщины вновь обратились в межевую компанию и потребовали вернуть денежные средства или произвести повторную съемку земельных зон. Исполнители пошли заказчицам навстречу и выполнили новую съемку с учетом указанных требований.

Через два месяца каждая из женщин получила новые документы на свою землю.

Заключение

В заключении можно сформулировать ряд выводов:

  1. Перераспределение является еще одним способом образования новых земельных участков.
  2. В процедуре могут участвовать только смежные земли. Также новые территории должны отвечать всем требованиям и нормам закона.
  3. Использование данного способа образования земель, по общему правилу, не предусмотрено между землями, состоящими в государственной или муниципальной собственности и частными лицами.
  4. Для проведения перераспределения необходимо согласие всех владельцев земельных участков, оформленное в письменном виде с указанием сведений об участниках и описанием сути проблемы.
  5. Процедура перераспределения выполняется в стандартном порядке и включает в себя подачу заявления, межевание, оформление необходимой документации и дальнейшую регистрацию новых земельных участков в Росреестре, получение прав собственности на землю.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по перераспределению земельных участков

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Кирилл. Приобрел землю без коммуникаций, теперь прокладывают водопровод. Ситуация такая, что, для прокладки труб мне потребуется обращаться к соседу, поскольку это можно сделать только через его участок и никак иначе.

В свою очередь, у меня есть часть земли, которая находится в очень неудобном месте, и я ей не пользуюсь. Договорились с соседом, что я ему отдам указанную площадь, а он мне ту, где будут пролегать трубы.

Обратился к специалистам, там сказали, что необходимо сначала объединить наши участки, а затем снова поделить, как хочется.

Ни меня, ни соседа такой вариант не устраивает – очень долго и дороговато. В то же время не хочется просто отгородить территории самим и пользоваться как удобно.

Подскажите, имеется ли еще способ решить нашу проблему? Сколько времени займет, что от нас с соседом потребуется и куда обращаться?

Ответ: Здравствуйте, Кирилл. Согласно ст. 11.7 Земельного кодекса РФ вы можете воспользоваться еще одним способом получения новых земельных участков – перераспределением, и сделать все указанные действия – объединение и дальнейший раздел в один этап.

Ваши земли, судя по всему, отвечают необходимым требованиям — лежат в пределах одного муниципального образования и являются смежными. Стоимость такой процедуры на порядок меньше чем объединение с последующим разделом участков, а по времени перераспределение займет около двух месяцев.

Для проведения работ от вас и соседа потребуется заключить соглашение, где будет подтвержден факт согласия на проведение процедуры, и обратиться с заявлением в исполнительный орган власти.

Далее, необходимые документы передаются кадастровому инженеру, который проводит межевание, и вы получаете пакет документов, с которым можно идти оформлять землю в собственность, но уже в новых границах.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/zemelnye-uchastki/pereraspredelenie-zemelnyx-uchastkov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector