Смежные права: понятие, виды, срок действия

Смежные права: понятие, виды, срок действия

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами.

Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы.

Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав.

Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

Смежные права: понятие, виды, срок действия

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Статья 1304 Гражданского кодекса

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

 Смежные права: понятие, виды, срок действия

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права.

Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими.

Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Смежные права: понятие, виды, срок действия

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты.

Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права.

Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав.

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав».

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных.

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему «Виды смежных прав»

Смежные права: понятие, виды, срок действия

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими.

Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам.

Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами.

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта.

Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Читайте также:  «дачная амнистия» продлена! успейте зарегистрировать свой дом

Смежные права: понятие, виды, срок действия

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/prava-smezhnye-s-avtorskimi/smezhnye-prava/

Общие положения о правах, смежных с авторскими правами

  • Срок действия смежных прав
    • Понятие смежного права следует рассматривать в двух смыслах: в субъективном и объективном.
    • Смежные права в субъективном смысле — это имущественные и личные неимущественные права конкретных лиц, создавших конкретные объекты смежных прав.
    • Смежные права в объективном смысле — совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения по поводу создания и использования объектов смежных прав.
    • Смежным правам в объективном смысле присущи определенные функции и принципы. В качестве функций {задач) смежных прав выделяют:
    • стимулирование деятельности по созданию объектов смежных прав;
    • создание условий для использования объектов смежных прав в интересах общества.
    1. К принципам смежных прав относятся:
    2. а)            свобода творчества;
    3. б)           сочетание личных интересов субъектов смежных прав с интересами общества;
    4. в)            неотчуждаемость личных неимущественных прав;
    5. г)            свобода договоров о создании объектов смежных прав.

    6. Из сказанного следует, что принципы смежных прав аналогичны принципам авторских прав.
    7. Назначение смежных прав: охрана прав и интересов субъектов смежных прав.

    В России смежные права охраняются лишь после принятия Верховным Советом РФ решения о применении на территории Российской Федерации Основ гражданского законодательства. Раздел IV Основ содержал две статьи, вводившие охрану прав исполнителей, создателей звуко и видеозаписей и организаций эфирного вещания. Однако реальной охраны смежных прав они не гарантировали, так как носили общий характер.

    Основы гражданского законодательства перестали применяться на территории Российской Федерации в связи с принятием Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», прямо предусматривающего охрану прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания.

    Рассмотрим, в каких случаях признаются и охраняются законом права субъектов смежных прав.

    В соответствии с Законом «Об авторском праве и смежных правах» (п. 1 ст. 35) права исполнителя признаются за ним в случаях, если:

    • —           исполнитель является гражданином Российской Федерации;
    • —           исполнение, постановка впервые осуществлены на территории Российской Федерации;
    • —           исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую законом;
    • —           исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую законом.

    Права производителя фонограммы признаются за ним в случае, если (п. 2 ст. 35 Закона):

    —           производитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Федерации;

    —           фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.

    Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации (п. 3 ст. 35 Закона).

    Федеральный закон «О внесении изменений в Закон РФ № 71ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» изменил текст п. 4 ст.

    35 этого Закона, установив, что предоставление на территории Российской Федерации в соответствии с Законом «Об авторском праве и смежных правах» охраны объектам смежных прав иностранных физических и юридических лиц на основании международных договоров Российской Федерации осуществляется в отношении существующих:

    1. а)            исполнений;
    2. б)           фонограмм;
    3. в)            передач в эфир;
    4. г)            передач по кабелю, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия смежных прав и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного Законом срока действия смежных прав.
    5. Особенностями большинства смежных прав являются:

    а)            их производность и зависимость от прав создателей творческих произведений. Так, разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения от других исполнителей, участвующих в постановке, а также автора исполняемого произведения (абз. 2 п. 2 ст. 36 Закона «Об авторском праве и смежных правах»);

    б)           переход конкретных правомочий от одних категорий правообладателей к другим категориям правообладателей происходит автоматически при наступлении определенных юридических фактов.

    Так, при даче исполнителем согласия на запись исполнения его права на воспроизведение записи исполнения и на сдачу фонограммы с записью исполнения в прокат тут же переходят к производителю фонограммы (подп. 5 п. 2 ст.

    37 названного Закона).

    Объекты и субъекты смежных прав

    Четкое определение понятия объектов смежных прав и перечень их видов в гражданско-правовом законодательстве отсутствует. Однако из ст.

    1 («Предмет регулирования») и раздела III («Смежные права») Закона РФ «Об авторских и смежных правах», а также раздела V («Исключительные права (Интеллектуальная собственность) Проекта третьей части ГК РФ, пока что не вошедшего ни в одну часть действующего ГК РФ, можно составить представление о видах объектов смежных прав.

    • Виды объектов смежных прав. Объектами смежных прав являются следующие:
    • а)            результаты исполнительской деятельности артистов-исполнителей, режиссеров-постановщиков спектаклей, дирижеров, выраженные в форме, допускающей их распространение с помощью технических средств: звукозаписи или видеозаписи путем трансляции по радио или телевидению;
    • б)           телевизионные передачи, кинофильмы, театрально-зрелищные представления;
    • в)            звукозаписи (фонограммы) и видеозаписи (со звуком и без звука);
    • г)            передача в эфир или передача по кабелю радио или телевизионных сигналов, посредством которых программы передач доводятся до сведения неопределенного круга лиц.
    • Субъектами смежных прав являются лица, которым принадлежат права, смежные с авторскими.
    • Виды субъектов смежных прав. Обладателями субъективных смежных прав являются:
    • а)            исполнители;
    • б)           производители фонограмм;
    • в)            организации эфирного или кабельного вещания.
    • В роли исполнителя может выступать только физическое лицо — гражданин Российской Федерации, такое как (ст. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах»):

    а)            лицо, исполняющее произведение литературы или искусства (оперного, опереточного, эстрадного, циркового, кукольного и т.д.):

    1. —           драматический актер;
    2. —           чтец-декламатор;
    3. —           танцор;
    4. —           певец;
    5. б)           режиссер-постановщик спектакля;
    6. в)            дирижер.
    7. В роли производителей фонограмм могут выступать физические лица — граждане Российской Федерации и юридические лица, имеющие официальное местонахождение на территории Российской Федерации (ст. 4 Закона):
    8. —           взявшие на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков;
    9. —           имя или наименование которых обозначено на фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом, при отсутствии иных доказательств.
    10. В роли организации эфирного или кабельного вещания могут выступать юридические лица:
    11. —           имеющие официальное местонахождения на территории Российской Федерации;
    12. —           осуществляющие передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.
    13. Эти организации совершают действия, посредством которых произведение, фонограмма, исполнение, постановка становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия публикой.
    14. Такие субъекты смежного права, как производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.
    15. Разрешение на использование постановки требуется от:
    16. —           режиссера-постановщика спектакля;
    17. —           других исполнителей, участвующих в постановке;
    18. —           автора исполняемого произведения.
    Читайте также:  Договор дарения квартиры между близкими родственниками в 2020 году

    Исполнитель осуществляет свои права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения (п. 3 ст. 36 названного Закона).

    Основания возникновения субъективных смежных прав

    Определение понятия «субъективное смежное право» дано выше. Субъективные смежные права будут рассмотрены в следующей теме. В этом вопросе рассматриваются основания возникновения и осуществления субъективных смежных прав.

    Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдение каких-либо формальностей (п. 4 ст. 36 Закона).

    Момент возникновения смежного права. Смежное право на созданный объект смежного права возникает с момента, когда достигнутый творческий или иной результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими лицами.

    Основания возникновения субъективного смежного права. К таким основаниям относятся следующие факты:

    —           создание соответствующей звукозаписи (субъективные права возникают у изготовителя фонограммы и исполнителя);

    —           договор, заключаемый между правообладателем смежного права и его преемником. В результате его отдельные права переходят от одного субъекта смежных прав к другому.

    Причины защиты законом смежных прав. Причины защиты прав исполнителей отличаются от причин защиты прав производителей фонограмм и организаций эфирного или кабельного вещания.

    • Так:
    • а)            необходимость защиты прав исполнителей обусловлена наличием самостоятельного объекта творческого характера;
    • б)           необходимость защиты прав производителей фонограмм и организаций эфирного или кабельного вещания обусловлена необходимостью оградить их организационные усилия и материальные затраты, связанные с подготовкой фонограммы или программы вещания, от посягательств на эти объекты других лиц.

    Способы защиты смежных прав. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре.

    В качестве такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов (п. 4 ст. 36 Закона «Об авторском праве и смежных правах»):

    1. а)            латинская буква «Р» в окружности: (Р);
    2. б)           имя (наименование) обладателя исключительных смежных прав;
    3. в)            год первого опубликования фонограммы.
    4. Отсутствие знака охраны на экземпляре фонограммы и (или) на содержащем ее футляре не лишает обладателя возможности защиты своего права в суде, но затрудняет процесс доказывания наличия своего права в случае его нарушения.

    С целью обеспечения имущественных прав обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их осуществление затруднительно (например, в случаях публичного исполнения на радио и телевидении, либо воспроизведения произведения путем механической, магнитной записи) создаются организации, управляющие имущественными как правами авторов произведений, так и правами субъектов смежных прав (п. 1 ст. 44 названного Закона). Цели и функции таких организаций рассмотрены в лекции по теме 4 «Субъекты авторского права».

    Срок действия смежных прав

    Срок охраны объектов смежных прав не связан с продолжительностью жизни их создателей, а отсчитывается с 1 января года, следующего за годом, когда имел место юридический факт, послуживший основанием для начала течения срока.

    Срок действия смежных прав, как правило, 50 лет, но юридические факты, с которыми связано исчисление сроков, различны. Так:

    —           права исполнителя действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Его право на имя и право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства — бессрочны (п. 1 ст. 43 Закона «Об авторском праве и смежных правах»);

    —           права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока (п. 2 ст. 43 Закона);

    —           права организации эфирного вещания действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир (п. 3 ст. 43 Закона);

    —           права организации кабельного вещания действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи по кабелю (п. 4 ст. 43 Закона).

    В случае, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок охраны его прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

    Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок охраны его прав увеличивается на четыре года (п. 6 ст. 43 Закона).

    К наследникам исполнителя производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право (п. 7 ст. 43 Закона):

    а)            разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю;

    б)           получать вознаграждения в пределах оставшейся части срока от 50 лет.

    Смежные права: понятие, виды, срок действия

    Интеллектуальная собственность

    Интеллектуальное право Авторское право Объекты и субъекты авторского права Распоряжение авторскими правами

    Назад | | Вверх

  • Источник: https://center-yf.ru/data/Yuristu/obshchie-polozheniya-o-pravah-smezhnyh-s-avtorskimi-pravami.php

    Виды авторских прав и срок их действия

    © — все права запрещены!

    Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является деление их на личные неимущественные и имущественные. Последние могут принадлежать в силу закона, договора или наследования любым субъектам авторского права.

    Личными же неимущественными правами могут обладать только авторы произведений. Данные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

    К личным неимущественным правам относятся:

    • 1. Право признаваться автором произведения (право авторства). Оно неотделимо от личности автора, принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться, действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите.
    • 2. Право автора на имя. Право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, вымышленным (псевдонимом) либо без указания имени (анонимно), неотчуждаемо и непередаваемо, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.
    • 3. Право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв. Обнародование произведения — это осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

    Отзыв произведения предполагает отказ от обнародования. Исследователи говорят как о сохранении (еще не обнародованного), так и о восстановлении (уже обнародованного) произведения.

    При этом такой отказ может быть совершен на любой стадии (до тех пор, пока произведение не было обнародовано). Например, если был напечатан тираж книжной продукции, но еще нс поступил в продажу, автор вправе отказаться от обнародования.

    При этом он будет обязан возместить пользователю как убытки, так и упущенную выгоду.

    4. Право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

    Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, ми или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

    Читайте также:  Порядок законных действий, если ночью раздается шум со стройки

    Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с ГК РФ.

    В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

    Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

    Что касается имущественных прав, то в соответствии с ГК РФ автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Во-первых, это исключительные имущественные права. Само определение таких прав как «исключительных» говорит о том, что автору принадлежат исключительно все права на произведение.

    Во-вторых, правообладатель исключительных прав вправе использовать произведение в любой форме и любым способом, хотя «любая форма и способ» фактически все же ограничиваются законодателем перечнем правомочий перечисленных в ГК РФ. В соответствии со ст.

    1270 ГК РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается:

    • 1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме;
    • 2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
    • 3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
    • 4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
    • 5) прокат оригинала или экземпляра произведения;
    • 6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;
    • 7) сообщение в эфир, т. е. сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю;
    • 8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);
    • 9) перевод или другая переработка произведения;
    • 10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
    • 11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
    • 5. Иные права. К этой категории прав относятся:
    • 1) право на вознаграждение за использование служебного произведения. Если работодатель в срок, предусмотренный законом, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине нс начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом;
    • 2) право следования. В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи. Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ. Право следования неотчуждаемо, оно переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.
    • 3) право доступа означает правомочие автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором нс предусмотрено иное.

    Например, автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству;

    4) право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях принадлежит авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений.

    Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

    Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях распределяется между правообладателями в следующей пропорции: 40 % — авторам, 30 % — исполнителям, 30 % — изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений.

    Распределение вознаграждения между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений. Порядок распределения вознаграждения и его выплаты устанавливается Правительством РФ.

    В ГК РФ оговорены специальные случаи свободного использования произведения, в частности:

    • 1) использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях;
    • 2) использование произведения путем репродуцирования;
    • 3) использование произведений, расположенных в местах, открытых для свободного посещения;
    • 4) публичное исполнение музыкальных произведений;
    • 5) воспроизведение произведений для судебных целей;
    • 6) запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования;
    • 7) воспроизведение произведения в личных целях;
    • 8) воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных.

    Общий срок действия авторского права. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

    По истечении срока действия исключительного права произведение, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

    Такое произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения; при этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

    Источник: https://ozlib.com/807118/ekonomika/vidy_avtorskih_prav_srok_deystviya

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector