Инклюзивное образование — это согласно российскому законодательству

Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно ей, ребята здоровые и с инвалидностью обучаются совместно.

Описано инклюзивное образование в законе об образовании – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29.12.2012 года. Согласно этому закону, каждый ребенок имеет право обучаться с остальными.

Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Что говорит закон?

Инклюзивное образование - это согласно российскому законодательству

Современная система образования рассчитана на детей со стандартными возможностями, то есть на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями. Но на деле оказывается совершенно не так, поскольку многие дети имеют особые образовательные потребности. Еще недавно таких ребят обучали отдельно, и они выпадали из общего образовательного процесса. Сегодня же все чаще встречается такое понятие, как инклюзивное образование. В законе об образовании оно описывается как обучающий процесс детей, к которым требуется индивидуальный подход. В основе данного метода лежит идея о том, что таких ребят нельзя дискриминировать. Как следствие, даже школьники с особыми потребностями в образовании могут обучаться в системе общего образования.

Новые веяния

Инклюзия сегодня – это развитая, гуманная и эффективная система образования, рассчитанная на совокупное обучение и здоровых детей, и тех, кто требует более внимательного отношения. То есть получается, что образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его здоровья – физического или умственного.

Несмотря на то что описано инклюзивное образование в законе об образовании, внедрение этого процесса в нашей стране вызывает массу споров, но еще больше – сложностей.

В зарубежных странах инклюзия – это образовательный процесс с богатой историей, который законодательно закреплен.

В России с этим проблемы, несмотря на то что почти 5% детского населения относится к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы инклюзии

Инклюзивное образование - это согласно российскому законодательству

Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц. Для детей с определенными отклонения в развитии инклюзив предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый. Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов:

  1. Образование имеет равную ценность для всех учеников и педагогов.
  2. Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в учебный процесс, так и в культурную жизнь школы.
  3. Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка.
  4. Перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний.
  5. Все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса.

Особенности законодательства

Министерство образования и науки призывает к тому, чтобы все дети имели одинаковое право на обучение. Разработка соответствующего закона об инклюзивном образовании велась при участии как профессионального сообщества, так и представителей детей-инвалидов.

Основной принцип этого закона таков: каждый человек имеет право на образование без дискриминаций.

Положения законопроекта указывают на то, что для реализации данного постулата в каждом субъекте РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны создать все условия для получения образования детьми с разным состоянием здоровья.

Инклюзивное образование в законе об образовании понимается как обучение детей с ограниченными возможностями, то есть лиц, у которых есть недостатки в развитии. В обязательном порядке любые отклонения должны быть подтверждены соответствующими справками.

Сам образовательный процесс может быть организован как отдельно, так и совместно со здоровыми детьми.

Под инклюзивным образованием законодательство закрепляет равный доступ к получению знаний для всех обучающихся независимо от того, есть ли у них определенные потребности или индивидуальные возможности.

Министерство образования и науки акцентирует внимание на том, что в детских садах и школах образовательный процесс должен вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого требующего внимания ребенка.

Специальные условия – это разработка специальных программ и методов обучения, учебников, дидактических материалов, специальных технических средств, которые позволяли бы проводить коррекционные занятия.

Особенности образовательного процесса

Инклюзивное образование - это согласно российскому законодательству

Получение образования лицами с ограниченными возможностями ведется на основе бесплатных специальных учебников, пособий. За данную социальную поддержку отвечает конкретный субъект РФ. Инклюзивное образование в школе должно вестись специалистами, которые будут оказывать всестороннюю помощь детям: психолого-педагогическую, медицинскую, социальную. Инклюзивность образования и его доступность повышается и благодаря особым правам, которые действуют для таких лиц при поступлении в высшие учебные заведения.

Как все организовать на деле?

Инклюзивное образование организовать само по себе невозможно в первую очередь потому, что современная школа – это социальный институт, который направлен на обучение детей, способных усвоить стандартную программу.

Чтобы организовать инклюзивное образование в школе, важно подготовить саму сложившуюся систему к этому явлению. А для этого нужно пересмотреть психологические и ценностные установки специалистов, уровень их компетентности.

В большинстве школ учителя просто не готовы ни профессионально, ни психологически, ни методически к проведению подобной работы. К тому же всегда превалирует страх перед неизвестным, ведь обучать особенных детей очень и очень трудно.

Соответственно, для начала нужно подготовить руководителей образовательных учреждений, где будет внедряться инклюзив, а уже потом открывать коррекционные классы.

Варианты образовательного процесса

Инклюзивное образование - это согласно российскому законодательству

Существует несколько возможностей организации учебного процесса для детей с особенностями развития:

  1. В первом варианте ребенок участвует в образовательном процессе наряду с остальными сверстниками в те же самые календарные сроки. Чтобы дети с ограниченными возможностями могли усвоить программу, важно предусмотреть для них поддержку педагогов, психологов.
  2. При втором варианте развития событий ребенок может обучаться в классе со сверстниками, но индивидуально, по определенной продуманной программе.
  3. Обучение детей с проблемами с теми, у которых есть сходные особенности в развитии.
  4. В четвертом варианте предполагается разработка специального стандарта, согласно которому ребенок будет обучаться индивидуально.

Начинать нужно с детского сада

Федеральный закон модернизирует в первую очередь дошкольное образование. Именно поэтому продумывается инклюзивное образование в ДОУ, где дети могут получать качественные знания без каких-либо барьеров. Сегодня в России дети с ограниченными возможностями — не редкость.

Но определенные недостатки физического или психического развития — не повод лишать их возможности обучаться вместе с остальными.

Конечно, не все дети, да и не все взрослые готовы к такому совместному обучению, но и воспитатели, и учителя отмечают, что инклюзивное образование направлено на развитие у дошкольников толерантности, терпимости, милосердия, понимания того, что ребята с ограниченными возможностями – обычные, но со своими особенностями.

Инклюзивное образование - это согласно российскому законодательству

Специально для реализации такой возможности требуется создание определенных методик обучения. А для этого нужно грамотно оценивать возможности и образовательные потребности детей. Специально для этого проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на:

  • своевременное определение числа ребят, которые имеют ограниченные возможности;
  • выявление особых образовательных потребностей у детей, у которых есть проблемы со здоровьем;
  • определение оптимального педагогического маршрута;
  • оказание индивидуально-ориентированной помощи;
  • планирование коррекционных мероприятий, разработку программ;
  • оценку динамики развития детей и степень эффективности проводимой коррекционной работы;
  • консультативную помощь родителям.

Этапы диагностики ребенка

Дети-инвалиды требуют особенного подхода к обучению. В связи с этим уже в садах проводится специальная диагностика. Она осуществляется в три ступени:

  1. На первом этапе педагог получает представление о состоянии и развитии ребенка.
  2. На втором этапе проводятся различные мероприятия – беседы, тесты, опросы, анкетирование, которые необходимы для конкретизации и уточнения первого представления.
  3. На последнем этапе обобщаются полученные данные, анализируются, после чего продумывается определенная методика обучения.

В рамках мониторинга подвергается оценке психическое развитие ребенка, состояние его здоровья, степень развития общих способностей. После получения комплекса сведений педагоги оценивают возможность инклюзивного образования.

Какие имеются цели?

Коррекционно-развивающая работа проводится в первую очередь для того, чтобы оценить всестороннее развитие ребенка, который требует индивидуального подхода.

Это нужно для обогащения его социального опыта, чтобы включение в коллектив было более гармоничным. Все мероприятия проводятся с учетом решения некоторых задач.

Так, в плане здоровья важно сохранить и укрепить психическое здоровье ребенка, развить ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.

Инклюзивное образование - это согласно российскому законодательству

В рамках социализации важную роль играет обеспечение гармоничного вхождения ребенка с особенными потребностями в коллектив, формирование у него представлений о себе и окружающих, правилах поведения в обществе. Немаловажно и обучение детей-инвалидов с точки зрения коммуникации, художественного творчества, музыки – все это в комплексе позволяет аккуратно вовлекать их в общий образовательный процесс уже с ДОУ.

Особенность системы включенного образования в том, что она затрагивает все уровни образования – от детских садов до школ и университетов. Самое главное в этом процессе – создать безбарьерную среду для обучения людей с ограниченными возможностями.

Инклюзив в мире и в России

Развитие инклюзивного образования в мире началось еще в 70-е годы XX века, когда впервые были разработаны и внедрены нормативные акты, которые расширяли образовательные возможности инвалидов.

В современной образовательной системе США и Европы одновременно развивается несколько подходов в рамках инклюзива. Постоянно проводятся различные исследования, которые оценивают экономическую эффективность инклюзивного образования.

В большинстве западных стран финансирование государственных и муниципальных школ ведется из бюджета, поэтому и проблем с принятием детей-инвалидов в такие учреждения попросту не существует.

Инклюзивное образование - это согласно российскому законодательству

В нашей стране подобные учреждения появились в 90-е годы. Первая инклюзивная школа была открыта в Москве в 1991 г. — она называлась «Ковчег». Спустя еще год начал реализовываться проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в рамках которого в одиннадцати регионах России были созданы экспериментальные площадки для обучения детей с особенными потребностями.

Уже в 2008 году модель инклюзивного образования внедрялась в таких областях, как Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская и Самарская. В Москве на сегодняшний день уже открыто больше полутора тысяч общеобразовательных школ, где ведутся занятия в рамках инклюзивного образования.

Особенности развития инклюзива в нашей стране

Инклюзивное образование - это согласно российскому законодательству

Инклюзивное образование детей чаще всего ведется по разноуровневому принципу. То есть ребенок в зависимости от своих знаний может по одному предмету обучаться в базовой группе, а по другому – в углубленной. Но образование лиц с инвалидностью начинается еще в детском саду – в Москве и других городах России создаются специальные образовательные учреждения-интернаты, где есть коррекционные классы.

В столице принят закон, согласно которому лица с ограниченными возможностями могут обучаться и в общеобразовательной школе, и в специальном учреждении, и на дому – все зависит от индивидуальных потребностей и особенностей конкретного ребенка. Условия инклюзивного образования требуют принятия детей-инвалидов в школу на основе медико-психолого-педагогической комиссии.

Читайте также:  Упрощенная процедура банкротства физического лица

В чем преимущества?

Инклюзивное обучение для детей-инвалидов – зачастую единственно возможный способ получать знания, несмотря на состояние своего здоровья. Вовлеченность в общий образовательный процесс, по мнению и психологов, и педагогов, хороша благодаря нескольким факторам:

  • детям с особенностями развития проще взаимодействовать со здоровыми сверстниками, нежели с теми школьниками, которые находятся в спецшколах;
  • в инклюзивной среде ребенку проще найти способы коммуникации с остальными детьми;
  • организация учебного процесса в малых группах позволяет здоровым сверстникам лучше относиться к лицам с инвалидностью.

Не менее полезен инклюзивный процесс обучения и для обычных школьников. Они учатся в первую очередь принимать других детей как себе подобных, помогать им, вовлекать их в общий образовательный процесс.

Быть или не быть?

Инклюзивное образование - это согласно российскому законодательству

Инклюзивное образование сегодня – это один из приоритетов образовательной политики, которая активно проводится в России. Переход к ней нужен, и он уже постепенно продумывается и поддерживается принятием соответствующих законодательных актов. Но чтобы такое явление прижилось в нашей стране, важно еще создать правильное общественное мнение. Специалисты отмечают, что включающее образование – это возможность создать гармоничное общество, в котором будет уютно чувствовать себя даже ребенок с серьезными проблемами. Но создать такое общество можно только в том случае, если и педагоги, и воспитатели, и родители, и сами дети будут заинтересованы в причастности к такому явлению в образовании.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-inklyuzivnoe-obrazovanie-v-zakone-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii-obuchenie-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami.html

Инклюзивное образование – это согласно российскому законодательству

В нашей семье растет ребенок-инвалид. Нам скоро 7 лет, и мы стали задумываться о том, как дать ему образование. Знала, что есть такая форма, как инклюзивное образование, но мало, что понимала в данном вопросе.

Это побудило меня обратиться к официальным источникам. Информацию, которую я почерпнула, я хочу отразить в данной статье.

Если вам также интересна и близка эта тема, изучите заметку, вы получите ответы на такие вопросы:

  • Закон об инклюзивном образовании;
  • Главные принципы инклюзии;
  • Особенности процесса обучения;
  • Варианты обучения;
  • Цели инклюзивного образования;
  • Преимущества данной формы образования.

Инклюзивное образование - это согласно российскому законодательству

Закон об инклюзивном образовании

Инклюзивное образование – это достаточно передовая система обучения детей, которые имеют некоторые особенности в развитии и проблемы со здоровьем!

Главной особенностью подобной формы образования является то, что детки с отклонениями и проблемами учатся не отдельно, но вместе со здоровыми детьми.

Регулируется инклюзия ФЗ, специальным законом об образовании. Здесь прописаны следующие правила:

  • Каждый ребенок имеет право учиться вместе с остальными.
  • Дети должны иметь равный доступ к образовательным процессам.
  • Доступ должен обеспечиваться вне зависимости от потребностей и возможностей ребенка.
  • Еще не так давно детей с уникальными образовательными потребностями обучали отдельно. По этой причине они выпадали не только из общего процесса обучения, но также из социальной жизни. Это неблагоприятно сказывалось на развитии личности ребенка. Потому было принято решение внедрить специальное инклюзивное образование.

    Инклюзивное образование - это согласно российскому законодательству

    По сути инклюзивная форма образования представляет особый обучающий процесс, при котором соблюдается два важных правила:

  • К проблемным деткам осуществляется индивидуальный подход.
  • Ребят с проблемами нельзя дискриминировать.
  • Чтобы совместить данные два правила в систему общего образования была внедрена специальная система инклюзии.

    Главные принципы инклюзии

    Современное инклюзивное образование детей в состоянии охватить достаточно глубокие аспекты развития ребенка и школы. В учреждении создается особая среда, которая является максимально адаптированной под определенные особенности учеников.

    При организации данного типа и варианта образования соблюдается и реализуется несколько принципов:

    • Образование имеет исключительно равную ценность, как для учителей, так и для учеников;
    • Учащиеся должны быть вовлечены не только в процесс обучения, но в культурную жизнь образовательного учреждения;
    • Методика обучения адаптируется под потребности каждого ребенка;
    • Перед учениками не должно быть барьеров для получения положенных знаний;
    • В ресурсах общего процесса должны быть отражены все различия между учениками.

    Инклюзивное образование - это согласно российскому законодательству

    Организация инклюзивного образования

    Передача знаний осуществляется на основе бесплатных пособий и специальных учебников. Образование должно вестись такими профессионалами, которые в состоянии оказать детям разные формы помощи:

  • Медицинская.
  • Социальная.
  • Психологическая.
  • Педагогическая.
  • Подобное всестороннее развитие требуется от большинства преподавателей. И это является основной сложностью организации данной формы образования.

    Чтобы внедрить в школы инклюзию, требуется подготовить руководителей и педагогов, а уже потом открывать специальные коррекционные классы!

    Варианты инклюзивного образования

    На данный момент применяется несколько вариантов организации учебного процесса, предназначенного для особенных деток:

  • Дети принимают участие в процессе обучения одновременно со сверстниками. Единственным отличием будет одновременная поддержка психологов.
  • Ребенок обучается в классе с обычными детками, но при этом по индивидуальной программе.
  • Обучение детей вместе с детьми, которые имеют схожие проблемы.
  • Разработка специальных стандартов, позволяющих ребенку получать образование в индивидуальном порядке.
  • Инклюзивное образование - это согласно российскому законодательству

    Начинать нужно с д/с

    Согласно мнению специалистов, начинать заниматься с особыми детками нужно уже с дошкольных учреждений. В этот период требуется проводить специальную психолого-педагогическую диагностику. Она должна показать такие важные факторы, как:

    • Выявление особенных деток и определение их количества;
    • Установление индивидуальных образовательных потребностей;
    • Определение идеального педагогического маршрута;
    • Оказание специальной узконаправленной и ориентированной помощи;
    • Разработка и планирование специальных коррекционных мероприятий и полноценных программ;
    • Оценка динамики развития деток и уровень эффективности применяемых программ;
    • Оказание консультативной помощи для родителей.

    Основные цели инклюзии

    Инклюзия или специальная коррекционная и развивающая работа проводятся со следующими целями:

  • Всестороннее развитие ребенка.
  • Предоставление знаний в подходящем индивидуальном порядке.
  • Обогащение социального опыта у ребенка.
  • Гармоничное внедрение в коллективы.
  • Укрепление психического и физического здоровья деток.
  • Формирование у ребенка представления о самом себе, о людях, о правилах поведения.
  • Обучение детей коммуникации.
  • Развитие у ребенка творческих и музыкальных данных.
  • Говоря иными словами, инклюзивная система затрагивает все возможные уровни образования!

    Самое главное здесь – создать специальную безбарьерную среду, обеспечивающую возможность обучения детей с ограниченными возможностями.

    Инклюзивное образование - это согласно российскому законодательству

    Преимущества инклюзивной системы

    Для многих детей с проблемами и ограниченными возможностями, инклюзивная система является единственной возможностью получения образования!

    Если в школьном учреждении будет организована подобная система, можно будет достигнуть следующих положительных факторов:

    • Детям становится проще общаться с сверстниками;
    • Возможность всестороннего развития ребенка;
    • Оптимальная адаптация детей;
    • Обучение здоровых детей и тех, которые имеют инвалидность позволяет первым лучше относиться ко вторым.

    Коротко о главном

  • Инклюзивное образование – один из приоритетных вопросов в сфере образования.
  • Для внедрения инклюзии важно подготовить педагогов и общество.
  • Внедрение инклюзивного образования позволяет создать максимально гармоничное общество. Здесь уютно будет чувствовать себя любой ребенок, даже с достаточно серьезными проблемами.
  • Источник: https://yavmashine.ru/baza-znani/inkljuzivnoe-obrazovanie-jeto-soglasno-rossijskomu-zakonodatelstvu/

    Инклюзивное образование в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»

    Инклюзивное образование

    в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации».

    Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП).

    Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

    Эта важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь постулирована на государственном уровне и обещает им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования (см. Ст.5 п.1 того же закона).

    Инклюзивное образование, как последовательное развитие гуманистических идей с одной стороны, и как успешный опыт работы с неограниченным разнообразием учащихся с другой стороны, известно в развитых странах уже более сорока лет.

    В наши дни и в российском обществе – особенно это заметно в мегаполисах – происходят явные изменения в сторону его большей гетерогенности, вследствие колебаний его национального состава, активных межкультурных взаимодействий, изменений в политике и в экономике.

    Параллельно с этими процессами, но, к сожалению, гораздо более медленно, началась важная трансформация общественного сознания по отношению к равноправию всех без исключения граждан в области качества жизни и, в частности, образования.

    В феврале 2010 г. Президентом РФД.А. Медведевым была утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где указано, что новая школа станет школой для всех, а значит, будет организована в согласии с принципами инклюзивного образования.

    Инклюзия же требует пере­смотра многих критериев системы образования и ставит перед обществом и государством новые философские и методологические вопросы.

    Все участники инклюзивного образо­вательного процесса действуют в качествен­но иных, нежели традиционное образование, усло­виях, с учетом всех социокультурных и правовых изменений современности.

    Очевидно, что организация инклюзивного образования расширяет права и перспективы не только детей с ОВЗ.

    Нарушения физического или психического развития — ограниченные возможности здоровья – влекут за собой как следствие появление особых образовательных потребностей, но такие потребности могут возникать по совершенно разным причинам, меняться со временем, и, главное, не обязательно быть связанными со здоровьем обучающегося.

    Принципы инклюзии, основанные на понятии особых потребностей, таким образом, затрагивают интересы вообще всех детей, не вписывающихся в стандартные условия обучения и имеющих какие-либо трудности, с обучением связанные.

    Термин «особые образовательные потребности» (SpecialEducationalNeeds) впервые был использован в 1978 году в Лондоне, в докладе Комитета по проблемам образования детей-инвалидов и молодых инвалидов.

    Председатель этого комитета, британский профессор философии баронесса Мэри Уорнок опубликовала в том же году развернутый комментарий к этому докладу: «Соответствие особым образовательным потребностям».

    Будучи изначально соотнесено с нарушениями развития и инвалидностью, в дальнейшем понятие «особые потребности» обсуждалось в более широком значении и позволило отойти от исчерпавшей себя медицинской модели инвалидности, понятия, на котором долгое время строились концепции определения нормы и отклонений от нее. Приведем как пример определение ООП в тексте ирландского Закона об образовании лиц с особыми образовательными потребностями (2004): «Ограничение возможностей индивида участвовать в образовательном процессе и извлекать из него пользу в связи с продолжительным физическим, психическим, сенсорным или интеллектуальным нарушением или трудностями в обучении, или любыми другими обстоятельствами, влияние которых обуславливает обучение этого индивида иначе, чем обучение лиц, не имеющих таких обстоятельств…»

    Понятие «особые образовательные потребности» (ООП) стало частью культуры и образовательной политики в школах большинства стран Европы, в США и Канаде. Оно повлияло на различные аспекты школьного обучения.

    Это определение используется при составлении специальных документов – заключений об особых образовательных потребностях, при определении индивидуальных трудностей, что часто является обязательной и необходимой процедурой (см., например, британский Кодекс особых образовательных потребностей).

    Также это понятие фигурирует в индивидуальных планах обучения и в тех отчетах, которые школы обязаны предоставлять в связи с финансовыми затратами на удовлетворение особых образовательных потребностей своих учащихся.

    Читайте также:  Продажа алкоголя несовершеннолетним: штраф, закон, ответственность продавца

    Во многих школах, где осуществляется в полной мере работа с потребностями и трудностями учеников, появилась должность координатора по работе с учащимися с ООП.

    При появлении и развитии инклюзивных учебных заведений быстро выяснилось, что далеко не все инвалиды нуждаются в принципиально особенных условиях и методах обучения, и далеко не все дети, имеющие трудности в обучении и требующие индивидуального подхода, отягощены хоть каким-либо медицинским диагнозом.

    По данным московского мониторинга сети образовательных учреждений половина детей с расстройствами аутистического спектра, обучающиеся в условиях инклюзии в массовой школе, не имеют инвалидности. Однако, процесс включения таких детей в массовый класс почти невозможен без адаптации программы обучения, организации специальных условий и сопровождения.

    В соответствии с п. 1 ст. 79 нового Закона содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    Адаптированная образовательная программа –это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

    В структуру адаптированной образовательной программы входит индивидуальный учебный план ребенка с ОВЗ, который был закреплен Федеральным государственным стандартом, а теперь и российским Законом «Об образовании».

    Такой Учебный планобязан обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

    Согласно Закону образовательное учреждение обязано гарантированно обеспечить процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями.

    Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    Анализ данных об образовательных учреждениях Москвы, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья,с данными о наличии там специальных условий показывает, что при наличии в учреждениях детей с различными видами нарушений специальные условия для образования таких детей создаются не во всех учреждениях. Наименее обеспеченной специальным оборудованием и дидактическими средствами оказалась категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, доля которых от общего количества детей с ОВЗ в инклюзии составляет почти третью часть.

    Согласно новому Закону государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

    В Москве около 30% педагогических работников от общего количества педагогических работников в инклюзивных образовательных учреждениях работают с детьми-инвалидами. Остро встает вопрос их профессиональной подготовке и квалификации.

    Информационная осведомлённость учителя об основных положениях инклюзивного образования является основой для его профессиональной позиции.

    Данные показывают, что на сегодняшний день только каждый четвёртый педагог общеобразовательного учреждения знаком с основными положениями инклюзивного образования.

    74,4% респондентов либо не знакомы с основными положениями и принципами инклюзивного образования, либо заявляют о недостатке информации по этому вопросу.

    Основные опасения педагогов массовых школ связаны с пониманием собственного дефицита в знаниях в области коррекционной педагогики, с незнанием форм и методов в работе с детьми с нарушениями в развитии.

    Подавляющее большинство опрошенных знакомы с основами коррекционной педагогики и специальной психологии в рамках учебного плана педагогических вузов, что составляет от 18 до 36 часов на весь курс обучения.

    Вследствие чего, 51% педагогов не готовы применять элементы коррекционной педагогики в своей повседневной практике, из них 38% запрашивают дополнительное обучение в области инклюзивного образования.

    Зарубежные исследователи говорят об «опыте трансформации», который переживается педагогами, ставшими инклюзивными учителями.

    Постепенная профессиональная трансформация, в которую вовлекаются учителя, связана с освоением новых профессиональных навыков, с изменением своих установок в отношении учеников, отличающихся от своих сверстников.

    Наш опыт показывает, что негативное отношение к инклюзии меняется, когда учитель начинает работать с такими детьми, приобретает свой собственный педагогический опыт, видит первые успехи ребёнка и принятие его в среде сверстников.

    Школьным психологам нужно помочь педагогам разобраться со своими скрытыми убеждениями и ценностями и узнать у них, те ли это убеждения и ценности, которые они хотели бы защищать. Чтобы программа инклюзивного образования была устойчивой, в определенный момент эти убеждения и ценности должны быть открыто и четко сформулированы.

    Профессиональная неготовность кадров является основной проблемой развития инклюзии в образовании на сегодняшний день и требует развития определенной системы, ориентированной на изучение и распространение успешного опыта.

    Повышение квалификации в области инклюзивного образования может заметно изменить установки учителей к инклюзивной практике образования.

    Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных компетенций и умений, но адресно отвечающей на профессиональные запросы педагогов и образовательных учреждений.

    Для развития инклюзивного подхода в общем образовании необходимо обучение практикующих специалистов общепедагогическим технологиям индивидуализации обучения, моделям развивающего урока, технологиям поддержки и детского сотрудничества, вовлечения родителей в педагогический процесс. По сути дела речь идёт о развитии профессиональной гибкости, способности следовать за учеником, а с другой стороны – держать рамки учебного процесса, видеть потенциал ребёнка, выставлять адекватные требования к его достижениям.

    Для такого повышения квалификации формы по лекционно-семинарскому типу не приводят к необходимым изменениям в педагогической практике.

    Основным в системе повышения квалификации должна стать методология деятельностного подхода, выявление и сертификация успешного опыта инклюзии, проведение мастер-классов и стажировок на базе успешных площадок, изучение необходимых компетенций и образцов успешной практики.

    На базах ВУЗов секции УМО «Психология и педагогика специального и инклюзивного образования» реализуется большое количество программ повышения квалификации специалистов. Например,

    • в Новосибирском государственном педагогическом университете- программа «Инклюзивное образование: теория и практика»;
    • в Поволжской государственной социально-гуманитарной Академии (ФГБОУ ВПО ПГСГА) — «Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе»;
    • в Университете управления ТИСБИ (НОУ ВПО Университет управления ТИБСИ , г.Казань) – «Разработка условий для построения инклюзивной образовательной среды в среднем специальном учебном учреждении», «Инклюзивные процессы в учреждениях системы дополнительного образования детей», «Школа на пути к инклюзии», «Организация профессиональных сурдокоммуникаций в контексте программы «Доступная среда»;
    • в Институте развития образования Кировской области — «Инклюзивное образование в условиях преемственности дошкольного и начального школьного образования»;
    • в Московском городском психолого-педагогическом университете реализуются 7 программ повышения квалификации специалистов в области инклюзивного образования: — «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в начальной школе»,«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в ДОУ»,«Организационно-управленческие основы инклюзивного образования», «Организация образовательного процесса в инклюзивном классе начальной школы»,«Организация внеучебной и воспитательной работы в инклюзивном образовании», «Организация образовательного процесса в инклюзивной группе ДОУ», «Организация и содержание деятельности тьютора в инклюзивном образовании».

    По нашему мнению, стажировочные программы являются наиболее эффективным средством повышения квалификации педагогов, специалистов и руководителей.

    Разработка стажировочных программ и развертывание сети стажировочных площадок на базах лучших региональных учреждений позволит распространить опыт в сфере развития инклюзии, адресно повысить профессиональный уровень управленческого и кадрового состава, тем самым, обеспечить всех детей доступными и качественными образовательными услугами, что является одной из самых актуальных задач, стоящих на сегодняшний день перед российским образованием.

    Несомненно, законодательное закрепление инклюзивного образования – это только начало.

    Впереди – много работы по созданию подзаконных актов и норм, проведению научных исследований и дискуссий, анализу практического опыта, написанию учебников и программ.

    Профессиональное сообщество готово к решению этих задач, понимая, что оно работает на будущее нашего образования и каждого отдельного человека, которое его сегодня получает.

    Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/planirovanie/inkliuzivnoie_obrazovaniie_v_svietie_novogho_zakona_ob_obrazovanii_v_rossiiskoi_

    Статья "Инклюзивное образование в России"

    Зеленина О.Н.

    • Учитель-логопед
    • МБОУ СОШ №5 г.Пыть-Ях
    • Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС

    «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны.

    Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий.

    Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» (Дэвид Бланкет).

    Совместное (инклюзивное) образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и эффективное.

    Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики России.

    В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа.

    В проекте Специального образовательного стандарта указывается: «Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

    В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

    Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах («Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и т. д.).

    На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    В законопроекте «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.

    1999года, устанавливается возможность получения образования детей – инвалидов в массовой школе, а в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001г.

    ) подчеркивается: «дети, имеющие проблемы со здоровьем, должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях – в специальных школах — интернатах».

    Читайте также:  Что такое социальная государственная стипендия

    Каждый ребенок имеет право получать качественное образование со здоровыми сверстниками. Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми образовательными потребностями смогут получить, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, т.е. социализироваться. Эти проблемы в современных образовательных учреждениях  решает инклюзивное образование

    Согласно закону об образовании инклюзивное образование – это  обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом  разнообразия особых  образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.

    27 ФЗ  №273 «Об образовании»).

    Оно предусматривает совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

    1. Инклюзивное образование предполагает:
    2. — обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном,  а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь;
    3. —  вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;
    4. — удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.
    5. Инклюзивное образование базируется на восьми принципах: 

    1.   Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

    2.   Каждый человек способен чувствовать и думать.

    3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

    4.  Все люди нуждаются друг в друге.

    5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

    6.   Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

    7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

    8.   Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

    • Необходимость внедрения такого вида обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. 
    • Что же нужно изменить в образовании, чтобы оно стало инклюзивным?
    • Хорошо понимая, что массовая школа имеет границы допускаемых в ней изменений, предназначенных детей различных детей, назову основные критерии соответствия:
    1. наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства, закрепляющего ИО и обеспеченность его экономической основы

    2. системные преобразования учебно-воспитательного процесса, его организационных форм и ценностных установок

    3. наличие индивидуальной системы поддержки и специальных образовательных условий для нуждающихся детей

    4. налаженная системы ранней комплексной помощи

    5. наличие в школах психолого-педагогических консилиумов и специалистов сопровождения, в т.ч. тьюторов[1]

    6. методическая поддержка массового учителя со стороны коррекционных педагогов

    7. И последнее- ИО сможет достичь своей цели только тогда, когда оно будет реализовано на всех ступенях образования — от детского сада до вуза.

    «На основе ряда тематических исследований Дайсон и др. (2004) показали, что для того, чтобы школы стали инклюзивными, в них необходимо развивать обучение в соответствии с «экологией инклюзии».

    Экология инклюзии является фундаментальным понятием, объясняющим разницу между специальным и инклюзивным обучением.

    Это понятие указывает на то, что школы несут ответственность за обеспечение такого параметра образовательной среды, как контроль за групповой динамикой в классе вместо фокусировки на диагнозе учащегося с ОВЗ»1.

    1. Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
    2. 1)индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ — по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
    3. 2)социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
    4. 3)психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
    5. 4)психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
    6. 5)индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
    7. 6)портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
    8. 7)компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
    9. 8)повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
    10. 9)рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
    11. 10)тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;[1]
    12. 11)адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
    13. 12)адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
    14. 13)адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
    15. 14)сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
    16. 15)ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

    Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений.

    Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников. Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний.

    Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения.

    Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.

    Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще. Можно назвать ряд основных трудностей, с которыми встречается школа, реализующая инклюзивный процесс:

    • Ограниченность нормативного-правового поля (отсутствует законодательное закрепление самой возможности обучения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным программам).
    • Отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования.
    • Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки, психологическая неготовность педагогов).
    • Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением (отношение к инвалидам со стороны родителей детей без инвалидности, общественности в широком смысле слова).
    • Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ.
    • Неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической среды образовательных учреждений.

    Инклюзивное образование – новое перспективное стратегическое направление образовательной политики и практики, в значительной степени затрагивающее основы общего образования.

    Поэтому на этапе проектирования инклюзивного процесса в образовательном учреждении необходимо рассмотреть и оценить сущностные и ситуативные противоречия и ограничения этого процесса, риски и ресурсы, дабы заложить основы по-настоящему действенного инклюзивного образования и избежать перекосов и срывов в его реализации.

    Осознавая значимость инклюзивного образования на современном этапе развития общества, необходимо правильно построить процесс становления и развития инклюзивного образования в нашей стране, учитывая опыт других стран.

    В то же время нельзя снижать значимость специальных коррекционных образовательных учреждений, обучающих детей с выраженными отклонениями в развитии и нуждающихся в специализированных условиях.

    Эти учреждения являются ресурсными центрами для учителей, работающих в системе инклюзивного образования.

    Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

    Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

    Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ.

    Лишь после этого можно говорить об образовательной адаптации и соответствующей динамике освоения программного материала.[5]

    Отношения всех участников образовательного процесса строятся на основе принципов равноправия, уважительного отношения к особенностям друг друга.

    Образовательный процесс должен осуществляться таким образом, чтобы все дети, включая «особых» могли проявлять максимальную познавательную и социальную активность в процессе формирования (в соответствии со своими возможностями) социальных и академических компетенций.

    Динамика овладения программными материалами у детей различных категорий ОВЗ и др. может быть различной, и этот факт должен быть учтен при организации образовательного процесса.

    • Инклюзивный образовательный процесс организуется на основе принципа вариативности, учитывающего разные формы и программы образования в соответствии с особенностями детей.
    • Взаимодействие с родителями ребенка с ОВЗ, формирование отношений сотрудничества и продуктивного взаимодействия, активное включение родителей в процесс создания специальных образовательных условий, разделение ответственности между родителями и образовательным учреждением.
    • Гибкая и структурированная система управления.

    Наличие четких, закрепленных в локальных актах ОУ регламентов организации деятельности педагогического коллектива, системы психолого-педагогического сопровождения. Ядром образовательного процесса является Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения.2

    1. Привлечение всевозможных внешних ресурсов, взаимодействие с социальными партнерами, межведомственное взаимодействие.
    2. Постоянный мониторинг образовательной среды, деятельности команды, внесение изменений в стратегию и тактики деятельности всех сотрудников в зависимости от результатов мониторинга.
    3. Так же показателями эффективности реализации инклюзивного процесса в рамках одного образовательного учреждения будут, прежде всего, положительная динамика развития ребенка, его полное включение в детский коллектив, стремление и желание идти в школу; благоприятная, доброжелательная атмосфера, в которой проходит образовательный процесс, включенность в него всех обучающихся и педагогов, отношения сотрудничества и участия; удовлетворенность родителей качеством работы педагогического коллектива, поддержка всех начинаний, предлагаемых в школе.

    Это один контекст – педагогический, образовательный. Есть еще социальный контекст – общество, в котором достижения одних не учитывают изоляцию других, разбалансировано и дисгармонично.

    И это, конечно утопия если обращаться к массовой практике и в то же время это абсолютно реализуемая вещь, если в каждой конкретной ситуации задумываться над вопросом: как возможно нам таким разным быть вместе, учитывая наше разнообразие?!

    Разве мы не решаем этот вопрос постоянно?!

    Список литературы:

    1. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе/– М.: Прометей, 2010.

    2. Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. М., 2000

    3. Ержакова Е.А. Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» М.- 2011

    4. Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе» М., ЦППРиК «Тверской» 2010

    5. Сартан М. «О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования».

    6. Юнина В.В. «Воспитательная среда специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»: диссертация С-Пб, 2012

    1Несмотря на отсутствие четкого определения и законодательного статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в новом законопроекте Российской Федерации «Об образовании» представлено следующее определение: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий».

    2Следует отметить, что консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования (Приказ 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все необходимые моменты, режимы деятельности, необходимая документация.

    Источник: https://infourok.ru/statya-inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-2967744.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector