Административно правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в рф

Каждое государство устанавливает режим пребывания и проживания в стране иностранных граждан исходя из своей социально- политической природы и определяемой ею своей внешней и внутренней политики.

Российское государство руководствуется тем, что иностранцы и лица без гражданства (апатриды) должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной принадлежности, имущественного положения и т.д.

, при этом оно основывается на принципе предоставления иностранцам и лицам без гражданства максимума прав, не связанных с российским гражданством. В соответствии с п. 3 ст.

62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или межгосударственными договорами.

Общие вопросы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[1] и иными НПА. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами.

Иностранный гражданин считается законно находящимся в России, если он имеет действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд (въезд) из РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

  • Разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в России до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в России лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
  • Различают временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих в России иностранных граждан.
  • Временно пребывающий в России иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
  • Временно проживающий в России иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.
  • Постоянно проживающий в России иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.
  • Иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в России и осуществляющий трудовую деятельность.
  • Иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, — иностранный гражданин, зарегистрированный в России в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.
  • Разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
  • Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

Срок временного пребывания в России иностранного гражданина, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Срок временного пребывания в России иностранного гражданина, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Россию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в России принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о чем делается отметка в миграционной карте.

Срок временного пребывания в России иностранного гражданина, прибывшего в Россию и поступающего на военную службу по контракту, устанавливается в порядке, определяемом Правительством России.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством России, если иное не установлено федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Правила определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в России утверждены постановлением Правительства России от 4 апреля 2003 г. № 193[2].

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством России по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в России иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Направление запросов и получение информации при наличии технической возможности осуществляются с использованием средств обеспечения межведомственного электронного взаимодействия.

Разрешение на временное проживание содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче разрешения, срок действия разрешения, наименование органа исполнительной власти, выдавшего разрешение.

Порядок выдачи разрешения на временное проживание, форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением, а также порядок подачи заявления в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждается Правительством России.

В случае если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданный иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из России в течение 15 дней. Иностранный гражданин, не исполнивший этой обязанности, подлежит депортации.

  1. Депортация — принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в России.
  2. Депортация иностранных граждан осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными ФОИВ и их территориальными органами, за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, — за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица.
  3. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться их способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
  4. Иностранный гражданин не имеет права:
  • 1) находиться на муниципальной службе. Отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом;
  • 2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
  • 3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • 4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  • 5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
  • 6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
Читайте также:  Жестокое обращение с детьми: статья 156 ук рф, памятка для родителей

Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ.

Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу).

Однако Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» закрепляет прохождение военной службы иностранными гражданами — по контракту и на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Иностранный гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком РФ и законно находиться на территории РФ, причем первый контракт, вправе заключать иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет сроком на пять лет.

Источник: https://studref.com/556043/pravo/osobennosti_administrativno_pravovogo_statusa_inostrannyh_grazhdan_grazhdanstva

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

  • Фундамент административно-правового статуса иностранных граждан на территории Российской Федерации составляет часть 3 статьи 62 Конституции РФ, предусматривающая, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  •             Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
  •  Для иностранных граждан в Российской Федерации установлены три правовых режима:
  • временное пребывание;
  • временное проживание;
  • постоянное проживание.

            Временное пребывание на территории Российской Федерации осуществляется в течение ограниченного срока на основании визы или, при установлении безвизового порядка, на основании миграционной карты.

 Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, а срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать в общем случае 90 суток.

            Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается Министерством иностранных дел РФ, Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом Федеральной миграционной службы, о чем делается отметка в миграционной карте.

 Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию и поступающих на военную службу по контракту, определяется исходя из времени, необходимого для оформления поступления на военную службу, и не может превышать 90 суток со дня обращения гражданина в военный комиссариат субъекта Российской Федерации с заявлением о желании проходить военную службу по контракту.

Временное пребывание на территории Российской Федерации осуществляется в течение длительного срока на основании разрешения на временное проживание.

Разрешение на временное проживание подтверждает право иностранного гражданина временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство и оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

            Выдача иностранному гражданину разрешения на временное проживание либо отказ в выдаче такого разрешения производится в 6-месячный срок по заявлению иностранного гражданина территориальными органами Федеральной миграционной службы либо дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина. Вопрос о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, решается территориальными органами Федеральной миграционной службы в течение 60 суток со дня подачи соответствующего заявления.

 Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты.

Во всех случаях без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

  • родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;
  • признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
  • имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

            Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение 2 месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично подавать в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода за очередной год.

            Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется на основании вида на жительство.

Вид на жительство подтверждает право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации, свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию и является одновременно документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина.

 Иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований.

Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

            Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

            В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение»к таким территориям, организациям и объектам отнесены:

  • территории закрытых административно-территориальных образований;
  • территории с регламентированным посещением для иностранных граждан;
  • территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение;
Читайте также:  Можно ли развестись, не подавая на алименты для ребенка

  Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

 Избирательное право. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

            Свобода труда. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

 Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Такое разрешение не требуется для иностранных граждан:

            При этом временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

            В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г.

N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин не вправе быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, командиром воздушного судна гражданской авиации.

 Иностранный гражданин не вправе быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации.

Право поступления на государственную и муниципальную службу.

Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной гражданской службе, муниципальной службе, а также на службе в органах прокуратуры, органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе, государственной фельдъегерской службе, органах наркоконтроля, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, таможенных органах. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу и альтернативную гражданскую службу.

 Обязанность по медицинскому страхованию. В соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»*(132) иностранные граждане, временно находящиеся в Российской Федерации, должны быть застрахованы по системе медицинского страхования.

ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА (апатрид) — лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее соответствующими доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства.

Безгражданство возникает в случаях, когда лицо утрачивает свое гражданство и не приобретает нового. Л. без г. в РФ (так же, как и иностранные граждане) пользуются национальным режимом. В то же время Л. безг.

, как и иностранцы, не пользуются некоторыми политическими правами (напр., избирательными).

Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц на которых они распространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные. Для всех находящихся на территории Российской Федерации лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:

      1. они не могут быть государственными служащими, работать в милиции;
      2. они не допускаются к деятельности связанной с государственной тайной;
      3. иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения;
      4. на них не распространяется воинская обязанность;
      5. они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов);
      6. для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства (в соответствии с постановлением Совета Министров Российской Федерации от 04.07.1992 г. № 470 “Об утверждении перечня территории Российской Федерации с регламентируемым посещением граждан”);
      7. они обязаны подчиняться законам Российской Федерации;
      8. по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающих их организации;
      9. иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД, при условии вывоза ими оружия из страны в течении 5 дней со дня приобретения, нарушение сроков вывоза оружия влечет его конфискацию;
      10. выезд из Российской Федерации им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством.

Источник: https://admin-laws.ru/ekzamenaczionnye-otvety-po-administrativnomu-pravu/313-administrativnopravovoj-status-inostrannyh-grazhdan-i-lic-bez-grazhdanstva-2.html

§ 3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое положение иностранцев и правовое положение апатридов различается очень незначительно, при первом приближении ж исследованию данного вопроса существующими различиями можно пренебречь и рассматривать иностранных граждан и лиц без гражданства как единую родовую общность: это — лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан РФ Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан.

Часть 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Основной формой закрепления особенностей правового статуса иностранцев и апатридов является федеральный закон, а основной сферой, где они устанавливаются, является сфера отношений граждан с исполнительной властью.

Иными словами, наибольшее число особенностей правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства закреплено административно-правовыми нормами, содержащимися в федеральных законах.

  • Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц, на которых они распространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные.
  • Для всех находящихся на территории РФ лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:
  • 1) они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности (Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и др.), работать в милиции;
  • 36       Глава 3. Индивидуальные субъекты административного права России
  • 2) они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
  • 3) на них не распространяется воинская обязанность;
  • 4) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекать только иностранцев и лиц без гражданства, только к ним может применяться такое административное взыскание, как выдворение);
  • 5) иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения. Оно может быть не выдано исходя из интересов обеспечения безопасности и по другим основаниям, установленным законодательством;
  • 6) они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов и др.);
  • 7) для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан1;
  • 8) по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающей их организации. По прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание в ОВД, гостинице или в принимающей их российской организации;
  • 9) иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из РФ в течение пяти дней со дня приобретения. Нарушение сроков вывоза оружия влечет его конфискацию;
  • 10) выезд из России им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством (например, если это противоречит интересам государственной безопасности, если лицо привлекается к уголовной ответственности).
Читайте также:  Пенсия по старости без трудового стажа - будет ли вообще?

В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется Законами РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г., «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., Законом СССР «О правовом положении иностранных

1 См Постановление Совета Министров РФ от 4 07.92. № 470 «Об утверждении перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан» // САПП РФ. 1992 № 33.

§ 3. Административно-шравовой статус иностранных граждан            37

граждан в СССР» от 24 июня 1981 г., утвержденными Кабинетом Министров СССР 26 апреля 1991 г. «Правилами пребывания иностранных граждан в СССР», и рядом других российских и союзных актов.

Некоторые субъекты Федерации тоже издали законы, влияющие на административно-правовой статус иностранцев (регулирующие вопросы их регистрации, передвижения, проживания). Так, Свердловская областная Дума 29 ноября 1994 г.

приняла областной Закон «О порядке регистрации иностранных граждан на территории Свердловской области».

Групповые особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в РФ, целью пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др), из какой страны прибыл иностранец1 и т. д.

  1. По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и лиц без гражданства можно поделить на:
  2. — постоянно проживающих;
  3. — временно пребывающих;
  4. — проезжающих через территорию РФ транзитом.

Для постоянного проживания необходимо разрешение органа внутренних дел субъекта Федерации. Заявления о выдаче такого разрешения подаются лицами, проживающими за границей, в консульские службы, а иностранцами, временно пребывающими в РФ, непосредственно в ОВД.

Основной документ, удостоверяющий личность постоянно проживающего иностранца или лица без гражданства, — вид на жительство. Он выдается ОВД негражданам РФ, достигшим 16-летнего возраста, на срок действия их заграничных паспортов, но не более чем на 5 лет.

Достигшим 45-летнего возраста иностранным гражданам вид на жительство выдается на весь срок действия их заграничных паспортов, а лицам без гражданства — бессрочно.

Если иностранец в течение года со дня окончания срока действия своего заграничного паспорта не предъявит новых или подлинных документов, ему выдается вид на жительство для лица без гражданства.

Лица, желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии обратиться с ходатайством в орган мигра-

1 Для граждан отдельных государств в порядке ответной меры в России могут устанавливаться и иные ограничения прав и обязанностей В качестве примера можно назвать такую норму: «В случае введения иностранными государствами сбора за проезд по их автомобильным дорогам устанавливаются аналогичные сборы на территории Российской Федерации» (ВВС РФ 1993. № 1. Ст. 15).

  • 38       Глава 3 Индивидуальные субъекты административного права России
  • ционной службы субъекта Федерации, а при его отсутствии — в орган исполнительной власти В случае регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение Ему обеспечивается проезд и провоз багажа к месту временного поселения, проживание и пользование коммунальными услугами Оно вправе получать питание, медицинскую помощь, денежное пособие
  • Решение о признании лица беженцем принимается органом миграционной службы, и ему выдается удостоверение соответствующего образца
  • Статья 19 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет право лиц, постоянно проживающих в России и не имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в гражданство РФ По общему правилу условием приема является срок проживания всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед подачей ходатайства Для лиц, признанных беженцами, указанные сроки сокращаются вдвое Названные сроки могут быть сокращены, если лицо в прошлом было гражданином СССР, имеет высокие достижения в науке, технике и в связи с иными, названными в законе, обстоятельствами
  • Временно прибывшие в РФ лица, не являющиеся гражданами России, проживают по своим заграничным паспортам По прибытии в пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток представляются на регистрацию От регистрации освобождены дипломаты, туристы, совершающие круизы, члены экипажей морских и воздушных судов и ряд иных лиц, названных в законе Одни лица регистрируют заграничные паспорта в МИДе, другие — в гостиницах, третьи — в принимающих организациях, а четвертые — в ОВД Запись о регистрации производится по месту первоначального пребывания граждан
  • Особый срок регистрации устанавливается в соответствии с Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г На основании разрешения о привлечении иностранных рабочих срок регистрации определяется до одного года, а в отдельных случаях допускается его продление еще до одного года
  • В соответствии с указанным Положением иностранный гражданин (кроме постоянно проживающего, признанного беженцем, получившего убежище), въехавший в Россию с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного j работодателем разрешения
  • § 3 Административно-правовой статус иностранных граждан              39
  • Выдача подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам, осуществляющим работу по найму у работодателя, в пределах установленной разрешением численности привлекаемой иностранной рабочей силы, производится терри-ториальными*органами Федеральной миграционной службы России по представленному работодателем ходатайству, при наличии согласия иностранного гражданина
  • Привлечение иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов осуществляется без оформления разрешения в случаях найма работодателями для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории РФ, на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений
  • Таким образом, установлен следующий порядок принятия иностранных граждан, временно находящихся в РФ, на работу
  • — работодатель должен обратиться в миграционную службу и получить разрешение на прием на работу определенного числа иностранных граждан,
  • — на основании полученной квоты работодатель просит миграционную службу выдать подтверждение конкретному лицу на право работать по найму,
  • — после получения подтверждения работодатель вправе принять конкретного иностранца на работу
  • Личные и служебные автотранспортные средства иностранных граждан, прибывших в РФ на срок до 6 месяцев, ставятся на учет в таможенных органах, а ввозимые на срок более 6 месяцев — регистрируются в ГАИ
  • Важной особенностью административно-правового статуса лица, не имеющего российского гражданства и временно находящегося в нашей стране, является обязанность выехать из России по истечении определенного ему срока пребывания Срок пребывания может быть сокращен, если 1) отпали основания для дальнейшего пребывания иностранного гражданина в РФ, 2) он нарушает законодательство о правовом положении иностранных граждан и апатридов
  • В настоящее время еще действуют Правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР, утвержденные Советом Министров СССР 10 мая 1984 г В соответствии с ними транзитный проезд через Россию воздушным, железнодорожным и морским транспортом лиц, не являющихся ее гражданами, разрешается при наличии документов, действительных для въезда в сопредельное государство и соответствующих проезд-
  • 40        Глава 3 Индивидуальные субъекты административного права России

ных документов.

Транзитный проезд на легковых автомобилях, а также осуществление международных транзитных автоперевозок производятся на основе межгосударственных соглашений при наличии документов, дающих право на въезд в сопредельное государство. Транзитные визы выдаются, как правило, без права остановки. Безвизовый транзит разрешается при наличии межправительственных соглашений в беспересадочных полетах через территорию РФ.

В пограничный пункт выезда иностранные граждане и апатриды следуют по установленным маршрутам с остановками в пунктах, названных в транзитных визах. Автомобильный транзит осуществляется по дорогам, открытым для международного сообщения.

Желающие изменить маршрут следования обязаны получить на это разрешение ОВД. Там же следует получить разрешение на пребывание в РФ, если гражданин сделал вынужденную остановку на срок более суток.

За разрешением в последнем случае нужно обратиться в течение последующих суток с момента остановки.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_676_chapter_21__3._Administrativno-pravovojj_status_inostrannykh_grazhdan_i_li_bezgrazhdanstva.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector