Иллюстрация: Право.Ru/Острогорская Оксана Многие из нас смотрели иностранные детективы, в которых полицейские на протяжении нескольких месяцев сопровождают ценных свидетелей по делу, выдают им новые паспорта и даже придумывают легенду. Возможно ли такое на самом деле? Да, если над свидетелем или другим участником уголовного дела висит реальная угроза. О том, как это происходит на практике, читайте в материале.
Меры защиты предоставляются тем, кто помогает в расследовании преступлений, если им при этом угрожают. Самый популярный прием – засекречивание. В этом случае следователь (дознаватель, прокурор, суд) выносит постановление о сохранении в тайне данных о личности (фамилии, имени, отчества, места и даты рождения), которое упаковывает в конверт, опечатывает и в таком виде приобщает к делу. Вскрыть конверт может только лицо, засекретившее участника процесса, и суд – для всех остальных данные должны быть недоступны.
Основания для засекречивания
Применение мер защиты часто вызвано страхом мести. Одним из самых известных случаев засекречивания свидетелей было дело организованной преступной группировки «Хади Такташ». Обвинение строилось лишь на показаниях киллера этой ОПГ, который в дальнейшем полностью отказался от них.
Поскольку другие свидетели, опасаясь расправы со стороны оставшихся на свободе членов банды, не соглашались давать показания, следователи были вынуждены обеспечить их полную конфиденциальность.
«Чтобы добиться этого, стражи порядка натягивали простыню в дверных проемах своих кабинетов, надевали на очевидцев преступлений вязаные балаклавы и наносили им на лица профессиональный грим. Несмотря на беспрецедентные меры безопасности, всех свидетелей уберечь не удалось.
И в ходе следствия, и во время процесса при невыясненных обстоятельствах погибли несколько человек, дававших показания против лидера «Хади Такташ», – рассказал руководитель Уголовно-правовой практики АБ «А-ПРО» Валерий Волох.
Засекречивание также нужно осужденным, которые оказывают помощь в расследовании преступлений.
«Поскольку в среде осужденных не принято содействовать правоохранительным органам и суду, таких лиц преследуют по негласным законам тюрем, применяя к ним насилие вплоть до реальной угрозы жизни», – сообщил Волох.
Еще одной причиной соблюдения конфиденциальности может являться занимаемая лицом должность.
«К примеру, разглашение сведений о личности оперативного сотрудника МВД, ФСБ или иного органа, являющегося свидетелем по уголовному делу, вне всякого сомнения поставит под удар его дальнейшее участие в таких оперативно-разыскных мероприятиях, как проверочная закупка, оперативное внедрение и контролируемая поставка. Кроме того, оперативному сотруднику и сотруднику Службы внешней разведки могут угрожать представители криминального мира и зарубежные спецслужбы», – добавил Волох.
Засекречивание происходит только при возникновении у лица реальных опасений за свою жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье близких – например, при получении им записок или сообщений с угрозами. «Однако нередки случаи, когда следователь засекречивает данные по собственной инициативе.
При этом он не всегда желает обезопасить участника уголовного судопроизводства – иногда следователь просто злоупотребляет теми ограничениями, которые появляются в связи с невозможностью разглашения данных допрашиваемого лица», – рассказал адвокат партнер АБ «ЗКС» Сергей Малюкин.
Существование такой порочной практики подтвердил экс-следователь ГСУ СК России по г. Москве адвокат АБ «Забейда и партнеры» Артём Юдин: «По одному из уголовных дел, находившемуся в производстве СЧ ГСУ ГУ МВД России по г. Москве, свидетель был засекречен. Следователь провел с ним порядка 2–3 допросов и опознаний.
Обвиняемые и защитник узнали об этом только в ходе ознакомления с материалами уголовного дела (ст. 217 УПК). В ходатайстве о проведении очных ставок между засекреченным свидетелем и обвиняемыми следователь отказал.
При этом основные доводы обвинения строились лишь на показаниях засекреченного свидетеля – кроме этих показаний вина обвиняемых ничем не подтверждалась. Все последующие действия следователя строились таким образом, чтобы хоть как-то подтвердить эти показания и ни в коем случае не опровергнуть их.
С учетом того, что засекреченного свидетеля никто не видел, с большой долей вероятности можно предположить, что следствие преднамеренно совершило такой ход и в действительности засекреченный свидетель мог выступать подставным лицом».
Даже если участнику процесса действительно угрожает опасность, его засекречивание не всегда имеет смысл. «Не представляется возможным засекретить лицо на стадии возбуждения уголовного дела, так как заявление о преступлении подписывается заявителем (ч. 2–3 ст. 141 УПК)», – сообщил Юдин.
Он также отметил: проблемы возникают, когда участник уголовного процесса сначала был допрошен под его настоящими анкетными данными, а после этого в его адрес стали поступать угрозы.
«Как показывает практика, засекречивание потерпевших не всегда приводит к окончательной цели и бывает результативным. Оно имеет смысл, лишь когда до инцидента подсудимый и потерпевший знакомы не были.
Засекречивание свидетелей более эффективно, так как их круг может быть неограничен, а сведения о каждом из них не всегда известны подсудимому», – отметил управляющий партнёр АК «Бородин и Партнёры» Сергей Бородин.
«Засекречивание участника процесса – важный институт уголовно-процессуального права. Правоохранительные органы должны весьма ответственно относиться к соблюдению режима конфиденциальности в отношении таких лиц, ведь они зачастую передают бесценные сведения о готовящемся или совершенном преступлении, рискую собственной жизнью и жизнью своих близких».
Валерий Волох, руководитель Уголовно-правовой практики АБ «А-ПРО»
Порядок засекречивания
Процессуальные действия с засекреченными лицами проводятся несколько иначе:
- таким лицам присваивается псевдоним, впоследствии используемый во всех процессуальных документах. «Ограничений на использование псевдонимов нет, поэтому на практике участниками уголовного производства часто становятся люди с анкетными данными героев кино, актеров, музыкантов и политиков», – рассказал Малюкин. При этом личность анонима может удостоверить только судья;
- лица, подлинные данные которых изменены, подписывают все документы новым образцом подписи;
- допрос, очная ставка и опознание с участием засекреченных лиц проходят в условиях, исключающих визуальное наблюдение и с использованием технических средств, изменяющих голос. Например, мобильная версия системы для анонимного допроса свидетелей «Фемида» представляет собой два ноутбука, устройство для изменения голоса и веб-камеру для того, чтобы аноним мог видеть происходящее в зале, а его – нет;
- все постановления, в которых фигурирует засекреченное лицо, оглашаются лишь частично – чтобы из содержания документа нельзя было установить личность анонима;
- вопросы, ответы на которые могут раскрыть данные о засекреченном лице, во время допроса не задаются (а при их постановке снимаются судом). Обычно у такого лица лишь выясняется, знаком ли он с подсудимым и не испытывает ли к нему неприязненного отношения;
- сведения, сообщенные анонимным лицом, который не может указать источник своей осведомленности (или ссылается на слухи, догадки и предположения), признаются недопустимыми доказательствами (п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК);
- подписку об уголовной ответственности за заведомо ложные показания или отказ от дачи показаний у засекреченного лица отбирает судья, а не секретарь судебного заседания;
- данные о засекреченных свидетелях могут быть раскрыты только по решению суда после заявления сторонами обоснованного ходатайства (ч. 6 ст. 278 УПК).
Когда засекречивания недостаточно, то могут применить переселение, замену документов, изменение внешности.
«Активно применяется легендирование – лицу выдаются новые документы об образовании, опыте работы, предыдущем месте жительства», – рассказал адвокат АБ «Юсланд» Илья Журавков.
Однако такие меры безопасности осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в рамках закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (119-ФЗ).
Проблемы засекречивания
Эксперты отметили: на практике защите засекреченного лица часто мешает плохое материально-техническое обеспечение следователей и судов. «Не во всех судах есть специально оборудованные помещения и возможность обеспечить аудиосвязь между ним и залом суда.
Кроме того, доставить, сопроводить и конвоировать засекреченных лиц в изоляции довольно сложно, особенно когда уголовные дела рассматриваются в судах длительное время», – уверен Журавков. «В некоторых залах судебных заседаний (особенно в регионах) нет устройства, позволяющего изменить голос, и отдельной комнаты.
В связи с этим приходится идти на разнообразные ухищрения, чтобы обеспечить анонимность и не вступить в противоречие с нормами УПК. К примеру, иногда свидетелей доставляют в суд в тонированных автомобилях, с надетыми масками и балахонами, а затем допрашивают в цокольном этаже здания.
При этом судья собирает вопросы в письменном виде, спускается к анониму и задает их. Затем возвращается в зал, оглашает ответы и предоставляет возможность сторонам задать дополнительные вопросы», – рассказал Волох.
Порой проблемой становится человеческий фактор. «При передаче объемного уголовного дела от одного следователя к другому круг лиц, осведомленных об анониме, заметно расширяется, и вероятность утечки информации возрастает.
Бывает, суды не желают допрашивать засекреченное лицо в связи с техническими сложностями и незаурядностью допроса и ограничиваются оглашением показаний, данных в ходе предварительного следствия», – рассказал Бородин.
«Иногда судьи просто удаляют подсудимого и его защитника из зала на время допроса засекреченного лица. Я считаю, что это влияет на справедливость судебного разбирательства. Право подсудимого задать вопросы свидетелю, который дает против него показания, – важный элемент в достижении объективной истины.
Тем более, что сторона защиты о показаниях такого свидетеля может узнать лишь из протокола судебного заседания», – считает старший юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Андрей Тузов.
По мнению экспертов, используемые для работы с засекреченными лицами меры не всегда обеспечивают их безопасность. «В моей практике было несколько уголовных дел экономической направленности, в которых засекречивались анкетные данные свидетелей.
Но от этого правоохранительные органы не получили должного эффекта: в показаниях свидетелей содержалась информация, доступ к которой в компании был ограничен. Соответственно, всем было очевидно, кто эти свидетели», – поделилась юрист Практики уголовно-правовой защиты бизнеса Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP адвокат Анжела Гламаздина.
«Почти в каждом уголовном деле, рассматриваемом с участием адвокатов нашего бюро, на стадии предварительного расследования имеется свидетель под псевдонимом. При этом следователь в ходе допроса такого свидетеля в основном выполняет лишь формальные требования, и, исходя из анализа показаний этого свидетеля, о нем можно многое понять.
Еще были случаи, когда конверт с постановлением следователя об использовании псевдонима вместе с другими материалами уголовного дела предъявлялся стороне защиты для ознакомления», – рассказал управляющий партнер АБ «Коблев и партнеры» Руслан Коблев.
«Сложность расследования и рассмотрения уголовных дел с участием лиц, данные о которых скрыты, заключается в финансировании, профессионализме сотрудников, а также больших временных затратах на производство указанных мероприятий».
Илья Журавков, адвокат АБ «Юсланд»
Правовое регулирование
Все меры защиты применяются к участникам уголовного процесса либо на основании УПК, либо на основании 119-ФЗ. По УПК они длятся столько же, сколько длится расследование и рассмотрение дела; при этом применяет такие меры следователь и дознаватель по отношению к потерпевшему, его представителю, свидетелю (ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278 УПК).
По 119-ФЗ меры защиты действуют до тех пор, пока не отпадут соответствующие основания (в том числе после постановления приговора, применения принудительных мер медицинского характера, вынесения постановления об освобождении от уголовной ответственности или наказания). При этом они распространяются на более широкий круг лиц:
- потерпевшего;
- свидетеля;
- частного обвинителя;
- подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, их защитников и законных представителей, осужденного, оправданного, а также лиц, в отношении которых уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
- эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участвующих в уголовном судопроизводстве педагога и психолога;
- гражданского истца, гражданского ответчика;
- законных представителей, представителей потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя (ст. 2 119-ФЗ).
По мнению Журавкова, наряду с другими субъектами госзащиты целесообразно законодательно закрепить присяжных заседателей. Сейчас присяжные находятся под защитой судебных приставов только в здании суда.
Иностранный опыт
ЕСПЧ неоднократно высказывался, что засекречивание свидетелей является исключительной мерой и применяется только в случае, когда другие меры не могут обеспечить безопасность подлежащего защите лица (например, дело «Доорсон против Нидерландов» и дело «Ван Мехелен и др. против Нидерландов»).
Это обусловлено требованиями Европейской Конвенции по правам человека – в ней закреплено право обвиняемого на допрос показывающих против него лиц (п. «d» ч. 3 ст. 6 Конвенции).
Совет Европы даже принял рекомендацию № R (2005) «О защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием», согласно которой причины применения меры безопасности к участнику уголовного процесса должны быть исключительными (т. е. серьезная угроза жизни).
По словам Журавкова, в Бельгии и Италии меры защиты применяются при расследовании специфических преступлений (о наркотиках, деятельности мафии, умышленных убийствах), а также преступлений, наказание за которые составляет от 5 до 20 лет лишения свободы.
В Румынии засекречивание применяется только по исчерпывающему списку преступлений, в Литве – по тяжким преступлениям, в Венгрии – в отношении организованной преступности, в Словакии и Словении совершенное преступление при применении мер защиты роли не играет.
В странах ближнего зарубежья институт засекреченных участников уголовного производства является более востребованным. «В Казахстане одной из мер безопасности лица, участвующего в уголовном процессе, является ограничение доступа к сведениям о нем.
Такое ограничение очень похоже на то, что есть в России: только там анкетные данные анонима хранятся отдельно от основного производства», – рассказал Юдин. Ст.
172 УПК Республики Таджикистан предусмотрено: при наличии оснований полагать, что необходимо обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля и членов их семей, следователь вправе не приводить данные об их личности в протоколе.
В США программа по защите свидетелей «Organized crime control act» действует уже более 40 лет и применяется во время сложных судебных процессов. По словам Волоха, засекреченного свидетеля в США могут доставить в суд на вертолете, в почтовом грузовике или рыбацкой лодке.
«Однажды в целях отвлечения внимания маршалы создавали картинку, будто бы свидетеля перевозят в суд на броневике с полным конвоем, в то время как настоящий свидетель прибыл на скромном такси и зашел в здание суда через боковую дверь. Подобные меры весьма окупаемы.
С момента создания программы (1970 год) в 89% случаев свидетели были защищены и дали в суде требуемые показания. В результате их свидетельств было осуждено более чем 10 000 особо опасных преступников.
После принятия свидетеля в программу служба судебных маршалов создает ему новую личность и выбирает новое место жительства», – сообщил Волох.
«Участвуя в делах с такими особенными свидетелями, защитнику нужно быть максимально внимательным, исследуя основания засекречивания и показания этих лиц. За использованием засекреченного лица может скрываться не только неполнота и недоказанность обвинения, но и фальсификация доказательств по делу».
Сергей Бородин, управляющий партнёр АК «Бородин и Партнёры»
© ООО «ПРАВОдник». 2008-2019. Телефон редакции: (495) 645 37 60Свидетельство Эл №ФС 77-31590. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
18+
Источник: https://pravo.ru/story/202810/
Закон о защите свидетелей
В российском законодательстве предусматривается особая защита свидетелей преступлений. Все вопросы, связанные с ней, регулируются Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — Закон № 119-ФЗ), а также Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами РФ (УК и УПК).
Вышеупомянутый закон определяет круг лиц, которые подлежат государственной защите, а также органы, её осуществляющие. Также в этом нормативно-правовом акте описаны виды, основания и порядок осуществления данной процедуры.
Подобные законодательные акты имеются во всех прогрессивных правовых системах, поскольку свидетели уголовных преступлений действительно нуждаются в дополнительных мерах по обеспечению безопасности.
Обратите внимание! Согласно закону специальная защита также предоставляется потерпевшим и остальным участникам уголовного судопроизводства.
|
В соответствии со ст. 2 Закона № 119-ФЗ, государственную защиту в уголовном судопроизводстве могут получить не только свидетели и потерпевшие, но и иные лица, а именно:
- частный обвинитель и его законный представитель;
- гражданские истец, ответчик и их законные представители;
- подозреваемый и его защитник;
- обвиняемый и его защитник;
- подсудимый и его защитник;
- осужденное или оправданное лицо;
- лицо, в отношении которого было прекращено уголовное судопроизводство;
- эксперты;
- переводчики;
- специалисты;
- понятые;
- педагоги;
- психологи;
- родственники и близкие лица всех перечисленных выше лиц.
Все указанные лица должны принимать участие в уголовном процессе. До возбуждения уголовного дела государственная защита также может осуществляться. Меры по обеспечению безопасности принимаются в отношении жертвы, заявителей, очевидцев преступления и иных лиц, которые принимают меры по раскрытию либо предупреждению преступления, а также близких лиц и родственников вышеуказанных лиц.
Основания для защиты свидетелей и потерпевших
Согласно определению, содержащемуся в ст. 1 Закона № 119-ФЗ, основанием для предоставления государственной защиты прав потерпевших и свидетелей является наличие угрозы их жизни, здоровью и (или) имуществу. Помимо этого, законом предусматриваются меры социальной поддержки защищаемых лиц в том случае, если они необходимы в связи с их участием в уголовном процессе.
Обратите внимание! Меры защиты лиц в уголовном процессе принимаются только в том случае, когда имеются данные о присутствии реальной угрозы безопасности защищаемого лица либо его имуществу. Данная угроза должна быть связана с участием такого лица в процессе.
Для предоставления государственной защиты лицо, участвующее в уголовном судопроизводстве, его родственник или близкий должны подать соответствующее письменное заявление в соответствии со ст. 16 Закона № 119-ФЗ.
В случае принятия решения о предоставлении государственной защиты без подачи письменного заявления участники уголовного судопроизводства, по отношению к которым будут применяться данные меры, должны дать письменное согласие.
Такое же согласие требуется и от совершеннолетних членов их семьи в случае, если применение мер защиты затрагивает их интересы.
Согласно ст. 17 Закона № 119-ФЗ меры социальной поддержки применяются в случае смерти либо гибели защищаемого лица, а также при причинении вреда его здоровью либо нанесения телесного повреждения в связи с его участием в уголовном процессе.
Защита свидетелей и потерпевших: меры безопасности
Меры безопасности, принимаемые по отношению к защищаемым лицам, регламентированы ст. 6 Закона № 119-ФЗ. К таким мерам относятся:
- обеспечение неразглашения сведений о защищаемом лице (запрет операторам персональных данных выдавать какую-либо информацию о защищаемом лице, смена номера телефона, гос. номеров транспортного средства защищаемого лица);
- перемена места работы (учебы);
- замена старых документов на новые;
- перемена внешности;
- переселение на иное постоянное место жительства либо временное перемещение в безопасное место (с возмещением всех расходов, связанных с переездом, а также с гарантией трудоустройства и оказания материальной помощи);
- выдача спецсредств (бронежилет, электрошокер, газовый баллончик) для обеспечения индивидуальной защиты, а также средств оповещения об опасности и связи с органом, осуществляющим защиту(сотовый телефон, портативное радиоустройство, пейджер);
- предоставление личной охраны, а также охранные действия в отношении жилища и имущества защищаемого лица.
Вышеперечисленные меры обычно применяются в целях защиты свидетелей в уголовном процессе и осуществляются в соответствии с «Правилами применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 № 630.
По отношению к лицу, которое содержится под стражей или отбывает наказание, применяются дополнительные меры для обеспечения безопасности, к которым относится перевод такого лица в другое место для отбывания наказания или содержания под стражей.
Отдельно стоит сказать об обеспечении безопасности военнослужащих. По отношению к этой категории граждан меры безопасности, перечисленные в ст. 6 Закона № 119-ФЗ, применяются с учетом особенностей прохождения военной службы.
В целях обеспечения защиты военнослужащих может применяться их перевод (командирование) в другую воинскую часть либо военное учреждение. Согласно ст. 13 Закона № 119-ФЗ данная мера применяется как к защищаемым военнослужащим, так и к тем лицам, от которых исходит угроза.
Для перевода необходимо письменное согласие военнослужащего. Кроме того, при переводе военнослужащий должен быть назначен на равную должность.
Органы защиты свидетелей и потерпевших
Органы, которые осуществляют защиту свидетелей, потерпевших и иных лиц в уголовном судопроизводстве, перечислены в ст. 3 Закона № 119-ФЗ. Все они делятся на три категории:
- те, кто ответственен за принятие решения об осуществлении мер гос. защиты (суд, начальник органа дознания, следователь с согласия руководителя следственного органа либо сам этот руководитель);
- те, кто осуществляет такую защиту (МВД, ФСБ, военная полиция, командование воинских частей, таможенные органы, учреждения ФСИН и иные органы, на которые в соответствии с законодательством РФ могут быть возложены обязанности по осуществлению мер безопасности);
- те, кто предоставляет социальную поддержку (органы, уполномоченные Правительством РФ).
Защита свидетелей и потерпевших: порядок осуществления
Порядок осуществления защиты свидетелей, потерпевших и остальных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, предусмотрен ст. 18 Закона № 199-ФЗ. Согласно этой статье данная процедура на стадии предварительного расследования, во время ведения уголовного дела и после вынесения решения суда осуществляется по одной и той же процедуре.
Представитель органов, принимающих решение о необходимости применения мер охраны, после получения письменного заявления от гражданина обязан проверить его и дать ответ в течение 3-х дней.
Такая проверка осуществляется при взаимодействии с органами, осуществляющими государственную защиту.
Если в течение этого времени не удается провести проверку, представитель органа должен представить мотивированное ходатайство в орган, принимающий решение о применении мер охраны, о продлении такого срока на 30 суток (максимум).
Обратите внимание! В случаях, которые не терпят отлагательства (например, при наличии реальной угрозы жизни и здоровью защищаемого лица) решение о предоставлении государственной защиты должно быть принято немедленно.
После проведения проверки орган, принимающий решение о необходимости государственной защиты, получает письменные результаты проверки, в которых содержится информация о наличии (отсутствии) реальной угрозы для защищаемого лица. Мотивированное постановление (определение) о принятом решении высылается в органы, осуществляющие государственную защиту, а также самому защищаемому лицу.
Обратите внимание! Постановление (определение) об отказе либо о предоставлении государственной защиты обжалуется в прокуратуру, суд либо вышестоящий орган. Такая жалоба рассматривается в течение одних суток с момента ее поступления.
Необходимые меры безопасности и способы их применения определяются органом, осуществляющим гос. охрану. Он должен проинформировать о принятых мерах орган, принявший решение о предоставлении государственной защиты.
С защищаемым лицом заключается договор. В данном договоре подробно описываются:
- избранные меры по обеспечению безопасности и условия их применения;
- права и обязанности сторон;
- персональные данные, подлежащие защите (в случае избрания такой меры, как соблюдение условий конфиденциальности защищаемого лица).
Законом также предусматривается обеспечение психологической поддержки защищаемого лица.
Решение об обеспечении мер социальной поддержки в отношении родственников лица, погибшего либо пострадавшего в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, также принимается уполномоченным органом по заявлению гражданина.
Срок для принятия такого решения аналогичный — 3 суток. В данном случае указанный срок не может быть продлен на 30 суток.
Постановление (определение) об отказе либо предоставлении мер социальной поддержки обжалуется в прокуратуру, вышестоящий орган либо в суд, только рассматривать такую жалобу будут в течение месяца.
В случае принятия положительного решения, оно направляется гражданину, подавшему заявление об обеспечении мер социальной поддержки, а также органу, такую поддержку предоставляющему. Последний обязан предоставить указанную поддержку в течение 10 суток.
Согласно ст. 20 Закона № 119-ФЗ установленные меры безопасности могут быть отменены. Делается это по письменному заявлению защищаемого лица. Также данное действие может быть осуществлено в результате подачи письменного заявления органа, осуществляющего государственную защиту, в случаях, когда:
- были устранены основания для их применения;
- гражданин отказывается от заключения договора с органом, обеспечивающим меры государственной защиты;
- защищаемое лицо нарушает условия заключенного договора, в связи с чем дальнейшее обеспечение его безопасности невозможно.
Письменное заявление об отмене мер безопасности рассматривается уполномоченным органом в течение трех суток, после чего по нему выносится решение, которое также может быть обжаловано в суд, прокуратуру либо вышестоящий орган. В течение 24 часов вышеуказанный орган обязан рассмотреть жалобу.
Составить необходимое заявления о применении или об отмене мер безопасности помогут юристы, позвонить которым можно по указанным на сайте телефонам.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.
Источник: https://opravdaem.ru/services/zakon-o-zashite-svidetelej/
Программа защиты свидетелей в России
- Значительное количество граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников либо не веря в эффективность государственной защиты.
- Законодательство Российской Федерации о государственной защите свидетелей основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, а также международных договоров РФ.
- Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» был принят 20 августа 2004 года.
- В соответствии с действующей редакцией ФЗ от 30 ноября 2011 года под государственной защитой потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства понимается «осуществление мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами».
- Государственной защите в соответствии с законодательством подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:
- 1) потерпевший;2) свидетель;3) частный обвинитель; 4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; 5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; 6) гражданский истец, гражданский ответчик;
- 7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
- Государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в пунктах 1 и 2.
- Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
- Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются:
- 1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты; 2) органы, осуществляющие меры безопасности;
- 3) органы, осуществляющие меры социальной поддержки.
- Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, если иное не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
- Согласно ФЗ в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:
- 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 4) переселение на другое место жительства; 5) замена документов; 6) изменение внешности; 7) изменение места работы (службы) или учебы; 8) временное помещение в безопасное место;
- 9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
- В отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
- Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4-7 части, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
- Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
- 10 апреля 2006 года в целях реализации ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» была утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы».
- В ходе применения государственной программы в 2006-2008 годах 3296 участников уголовного судопроизводства были охвачены программными мероприятиями.
В отношении их были осуществлены 3842 меры безопасности. Преимущественно применялись меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества» и «обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице». В большинстве случаев государственная защита требовалась свидетелям (63,2 процента), реже — потерпевшим (23 процента), подозреваемым и обвиняемым (3,12 процента).
- 2 октября 2009 года постановлением правительства РФ была утверждена государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы».
- Программа разработана в соответствии с ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и учитывает опыт реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы», а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.
- Программа направлена на осуществление определенных ФЗ мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.
2 декабря 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 219 и 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Закон установил порядок финансового обеспечения мер безопасности, аналогичный порядку финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности.
21 сентября 2012 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил правила переселения потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на другое место жительства в целях обеспечения их безопасности.
Согласно утвержденным правилам, переселение защищаемых лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета. До переселения защищаемым могут заменить документы.
При этом переселение осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении его мерах безопасности.
При переселении возможные места жительства подбираются специальным органом, осуществляющим меры безопасности, с учетом характера угрозы.
В соответствии с указом президента Дмитрия Медведева от 6 сентября 2008 года в МВД РФ было образовано специальное структурное подразделение — управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ).
В каждом российском регионе также действуют специализированные подразделения полиции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
Компетенция данных подразделений не ограничивается исключительно вопросами осуществления мер безопасности.
Они также проводят активные оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление источника угрозы, документирование его противоправной деятельности с последующим привлечением к уголовной ответственности.
В 2011 году сотрудниками подразделений государственной защиты обеспечена безопасность 3289 лиц, для чего применено 5459 мер безопасности. Возбуждено 254 уголовных дел, связанных с угрозой защищаемым лицам.
Под защитой находилось 790 свидетелей, 863 потерпевших, 485 родственников и близких лиц, подвергшихся противоправным посягательствам.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник: https://ria.ru/20120922/756478738.html
Как работает в России программа защиты свидетелей, и почему она порой защищает обвиняемых
По голливудским фильмам мы знаем, что в США действует так называемая программа защиты свидетелей, которая позволяет обезопасить людей, дающих на суде ключевые показания, в том числе обличая всесильную мафию. На самом деле такая программа давно есть и в России. Насколько она необходима, востребована и эффективна? Сразу отметим, что у нас эта программа касается в первую очередь потерпевших, а не свидетелей.
До 10 миллионов свидетелей в год
В России соответствующий документ был принят в 2004-м году, заработал в 2005 году, а называется он законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Как следует из статистики МВД, меры безопасности пока что чаще затрагивали потерпевших (34,5%), а среди охраняемых свидетелей (31%) большую часть представляют их родственники (24,5%). При необходимости защита также предоставляется подозреваемым и обвиняемым (8,3%).
Кроме того, закон призван обеспечить безопасность и другим, фигурантам судебного процесса, — к примеру, судмедэкспертам и даже переводчикам.
Защитой свидетелей в России занимается Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД РФ. Известно, что сотрудники этого ведомства имеют специальные навыки и проходят особую подготовку. Порой к работе привлекаются гражданские специалисты, к примеру, профессиональные гримеры из киноиндустрии, меняющие внешность защищаемого до неузнаваемости.
Бюджет программы засекречен, но по слухам в полицейской среде, составляет около двух миллиардов рублей в год. В законе на счет денег говорится так: «Средства выделяются на личную охрану, охрану жилища и имущества, на приобретение для защищаемых лиц спецсредств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, на переселение защищаемых лиц, замену документов и изменение их внешности».
Ежегодно в России совершается, точнее, регистрируется, почти три миллиона различных преступлений. В результате на судебных процессах в год оказывается до десяти миллионов свидетелей.
Каждый четвертый из них меняет свои первоначальные показания из-за опасений мести преступников. Это очень много.
Но по данным ВНИИ МВД, до принятия программы «защиты свидетелей», свои показания менял чуть ли не каждый второй гражданин, опрашиваемый в суде.
«По программе проходят шестьсот-семьсот человек в год»
Корреспондент «Нашей версии» во время подготовки материла переговорил с сотрудником МВД, который одно время являлся ответственным работником по обсуждаемой программе. Вот его небольшой рассказ:
«Как часто применяется закон?
Наверное, через него проходят около шестисот-семисот человек в год по всей стране. Как правило, это физзащита на время следствия и судебного процесса. Охрана ведется круглосуточно, в том числе в доме-квартире защищаемого. Порой используется конспиративная квартира, и свидетель-потерпевший с сотрудниками полиции проживают в ней. Иногда от нескольких месяцев до полутора лет.
Часто ли люди после суда меняет внешность и паспорт? Это в кино такое любят, в жизни подобных случаев единицы, и не на каждый год есть пример. И все же бывает.
Закон действительно предусматривает в крайних случаях смену внешности объекта защиты, новые документы, новое жилье в другом регионе РФ и даже за границей (в странах СНГ) в экстренных случаях, новую работу по специальности.
Предусматривается материальная помощь объекту. Само собой, все это за счет бюджета. Никаких конкретных примеров, конечно, не приведу.
- Почему закон защиты свидетелей применяется даже к потерпевшим?
- Именно они дают решающие показания на обвиняемого, на целую ОПГ, потому находятся в зоне максимального риска.
- Почему иногда защищают обвиняемых?
Так они сдают подельников в ходе так называемой сделки с правосудием. То есть дают расклад, как говорится. Их показания крайне важны, потому что они функционирование преступной группировки знают изнутри.
Нужна ли вообще такая программа?
Точно нужна. Особенно это касается регионов, где на свидетелей-потерпевших порой оказывается колоссальное давление. Знаете сколько уголовных дел развалилось из-за этого?».
… Оценивая закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», следует признать, что оценивать… нечего.
Все данные, в том числе о потенциальных физических потерях среди защищаемых, тщательно засекречены.
Но, может быть, такая «глухая оборона» и есть свидетельство эффективности работы профильных полицейских? Ведь в программе защиты свидетелей самое главное – чтоб без утечек.
«Хади Такташ» посадили до закона
Еще до принятия программы по защите свидетелей в России был судебный процесс, где свидетели охранялись, полностью соблюдалась их анонимность. В 2001-2002 гг. судили знаменитую своими зверскими преступлениями казанскую ОПГ «Хади Такташ». Свидетелей привозили в суд под охраной спецназа в просторных балахонах с капюшонами.
Они выступали под вымышленными именами, а спецтехника меняла им голос. Как результат подобной конспирации, никто из свидетелей не отказался от своих показаний, и все братки были осуждены на длительные сроки. Однако в ходе судебного процесса все же произошло одно ЧП.
Пока шел процесс, одна из наиболее активных свидетельниц обвинения, Юлия Гаврилова, несмотря на защиту, скончалась у себя дома от отравления угарным газом.
Как у них?
Свидетелей оберегают во всех странах мира с развитой судебной и правоохранительной системой. Самый успешный опыт в этом деле приобрели, прежде всего, США. В Штатах программа защиты свидетелей (она у них старейшая в мире) появилась еще в 1970 году. За четыре с лишним десятка лет ее участниками стали около 30 тысяч человек.
Согласно исследованию, опубликованному в 2010 году Рутгерским университетом, 95% лиц, получающих в США статус защищенного свидетеля, являются бывшими членами преступных группировок или просто преступниками, решившими по тем или иным соображениям порвать со своим прошлым.
Источник: https://versia.ru/kak-rabotaet-v-rossii-programma-zashhity-svidetelej-i-pochemu-ona-poroj-zashhishhaet-obvinyaemyx
Актуальные проблемы государственной защиты свидетелей
В данной статье рассматриваются основные проблемы государственной защиты свидетелей в Российской Федерации.
Ключевые слова:защита свидетелей
Сотрудники органов предварительного следствия, дознания и суда, нередко сталкиваются с такой ситуацией, когда участники уголовного процесса изменяют ранее давшие показания, дают заведомо ложную информацию или вовсе отказываются от нее. Такие необдуманные действий приводят к тому, что уголовные дела «разваливаются», а преступники спокойно уходят от ответственности.
- Что руководствует людьми, когда они под угрозой уголовного наказания, продолжают говорить не правду представителям правосудия, заставляя идти их по ложному пути?
- Не смотря на то, что вопрос достаточно сложный, но ответ лежит на поверхности: люди просто бояться за свою жизнь, за свое имущество и деловую репутацию.
- В Уголовно-процессуальном кодексе в ст. 74 закреплены следующие источники доказательств:
- 1) показания подозреваемого, обвиняемого;
- 2) показания потерпевшего, свидетеля;
- 3) заключение и показания эксперта;
- 4) заключение и показания специалиста;
- 5) вещественные доказательства;
- 6) протоколы следственных и судебных действий;
- 7) иные документы. [1]
Как мы видим, спектр доказательств весьма многогранен. В науке «Уголовный процесс» их принято разделять на личные (показания свидетелей, подозреваемого) и вещественные (предметы, орудия).
Известно, что все доказательства равны и заранее не имеют никаких преимуществ перед другими, но органы, осуществляющие предварительное расследование, прокуратуры и суд из дела к делу, отдают предпочтение все-таки свидетельским показаниям, так как они непосредственно исходят от людей, которым что-то известно по данному уголовному делу.
И здесь уже должностным лицам и органам приходится производить оценку полученной информации, руководствуясь собственным внутренним убеждением.
Согласно ст. 56 УПК РФ, свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.
То есть, дать показания в качестве свидетеля — это гражданский долг любого, кто осведомлен о каких-либо фактах, которые могут пролить свет на расследование уголовного дела или на его рассмотрение в суде.
Нередко, судьба лиц, находящихся на скамье подсудимых или в отношении которых проводиться предварительное расследование, зависит именно от свидетельских показаний.
Именно поэтому многие преступники заинтересованы в том, чтобы свидетели говорили информацию, которая поможет им быстрее избавиться от пристального внимания правоохранительных органов и оказаться на свободе.
Так, лица, переступившие закон и желающие уйти от ответственности часто используют различные противоправные методы воздействия на психологию свидетелей, что в конечном итоге и срабатывает.
Ярким примером является деятельность «банды» Сергея Цапка, которая на протяжении долгих лет держала всю станицу Кущевскую Краснодарского края в страхе и ужасе. Именно потому, что никто не обращался в компетентные органы, эти лица вовремя не были привлечены к уголовной ответственности, что и привело к массовому убийству (12 человек, из них 4 ребенка) в 2010 году.
Защита участников уголовного процесса является предметом регулирования большого массива международных актов, которые согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ, являются составной частью правовой системы России. [2]
В числе международно-правовых актов в области защиты прав человека большое значение имеет Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и факультативный протокол к нему.
Важнейшими кодифицированными источниками, гарантирующими права и свободы граждан в области уголовного судопроизводства, являются Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ. Государственная защита участников уголовного судопроизводства предусмотрена положениями ряда статей УПК РФ.
Так, в ч.3 ст.11 УПК РФ закреплено, что при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам (п.4 ст.5 УПК РФ), родственникам (п.37 ст.5 УПК РФ) или близким лицам (п.3 ст.
5 УПК РФ) угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иным противоправным деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель применяют в пределах своей компетенции меры безопасности к указанным лицам. К таким мерам в частности относятся: участие в следственных действиях под псевдонимом (ч.6 ст.
166 УПК РФ), контроль и запись телефонных и иных переговоров (ч.2 ст.186 УПК РФ), проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемыми (ч.8 ст. 193 УПК РФ), проведение закрытого судебного заседания (ч.2 ст.
241 УПК РФ), допрос судом свидетеля без оглашения его подлинных анкетных данных в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства (ч.5 ст.275 УПК РФ). [3]
На сегодняшний день на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 20 августа 2004 г.
N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [4], который в ст.
6 предусматривает следующие меры безопасности и они применяются только к тем лицам, кто является свидетелями или потерпевшими по преступлениям, относящимся к категории тяжких и особо тяжких (ст.15 УК РФ):
- 1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
- 2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
- 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
- 4) переселение на другое место жительства;
- 5) замена документов;
- 6) изменение внешности;
- 7) изменение места работы (службы) или учебы;
- 8) временное помещение в безопасное место;
- 9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
Необходимо подчеркнуть, что все меры безопасности, перечисленные в законе, носят разовый характер, то есть к участникам уголовного судопроизводства, в частности к свидетелям, они применяются только один раз, и только тогда, когда это необходимо для следователей (дознавателей), суда и прокуратуры.
Каждая из перечисленных мер безопасности требует от органов, осуществляющих государственную защиту, колоссальных усилий и денежных затрат. Это, по сути, и является главной проблемой реализации государственной политики в области защиты участников уголовного судопроизводства.
К тому же, отсутствует четкий механизм переселения свидетелей в неопасное для их жизни место жительства, а возможность изменения внешнего вида — это пока просто красивая фикция, которая в России применяется очень редко и только в исключительных случаях.
Для осуществления реальной защиты и применения всех мер безопасности, предусмотренных законом, необходимо вносить существенные изменения в пенсионное, трудовое, жилищное, медицинское законодательства, которые в полной мере еще не произведены. Законодательные пробелы существенно осложняют применение данных мер безопасности.
Если проанализировать все обязанности свидетеля, перечисленные в ст.
56 УПК РФ, то наиболее важной из них является: обязанность говорить правду органам, осуществляющим предварительное расследование и суду, за неисполнение которой законодателем предусмотрено наступление уголовной ответственности, например ст.
307 УК РФ «Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод» и ст. 308 УК РФ «Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний». [5]
Если взглянуть на санкции к указанным статьям, то мы увидим, что они носят в основном экономический характер, то есть наложение штрафа, и, как правило, указанный фактор не останавливается граждан.
Они предпочитают лучше сказать не правду или вовсе отказаться говорить, заплатить причитающийся им штраф, чем потом ходить и оглядываться.
И к тому же составы данных преступлений в УК сформулированы достаточно расплывчиво, и чтобы привлечь лиц к уголовной ответственности, необходимо иметь неопровержимые доказательства, дающие основания не доверять свидетелю и выяснить причину, по которой он изменил показания или отказался от их дачи.
Таким образом, можно сделать вывод, что предусмотренные законом меры безопасности, применяемые к участникам уголовного судопроизводства, оказывают положительную динамику в борьбе с преступностью, ну все же в законодательстве существуют пробелы, которые препятствуют их реальной применяемости к нуждающимся лицам.
А так же, когда органы предварительного расследования и суд указывают свидетелю говорить правду и ничего не бояться, но сами при этом не могут гарантировать ему стопроцентную безопасность, и самое главное люди это прекрасно понимают, поэтому уровень доверия участников уголовного судопроизводства к системе правосудия снижен.
Литература:
1. Конституция российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 21.07.2014 г.)
Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/140/7172/