Органы опеки и попечительства: их задачи, полномочия и обязанности

Орган опеки и попечительства – это специализированное учреждение государственного значения, уполномоченное решать проблемы опекунства. Органы представлены исполнительной властью на всей территории России. Порядок, в соответствии с которым сотрудники государственного учреждения, исполняют свои обязанности, регламентирован законом №48, Гражданским и Семейным кодексами.

Юрисдикция

Органы опеки и попечительства: их задачи, полномочия и обязанностиДостаточно часто органы, которые занимаются решением вопросов об установлении опекунства в отношении несовершеннолетних детей, пенсионеров, пожилых лиц, не присутствуют в небольших городах. Полномочия, предусмотренные для органов опеки и попечительства, выполняют учреждения местного самоуправления.

Орган опеки и попечительства (сокращенно – ООП) во время осуществления деятельности тесно сотрудничает с большим количеством иных федеральных и региональных структур. Часть медицинских, образовательных, жилищных учреждений местного уровня регулярно выполняют задачи, направленные на обеспечение опеки над нуждающимися гражданами.

Как правило, функции органов опеки и попечительства заключаются в обеспечении заботой детей, оказавшихся без поддержки своих родителей. Забота над совершеннолетними гражданами возможна исключительно при наличии соответствующего судебного документа о признании лица недееспособным или ограничено дееспособным.

ООП действуют на уровне районного муниципалитета, госслужба в этом направлении осуществляется целым рядом должностей. На специальные органы возложены следующие обязанности:

  1. Составление и ведения списка несовершеннолетних детей, у которых нет помощи со стороны родителей, сирот.
  2. Ведение специальной базы данных, куда вносятся все сведения о потенциальных опекунах и попечителях, которые подали кандидатуры на получение возможности заботиться и обеспечивать одного из ребенка на балансе.
  3. Рассмотрение полученных анкет и устройство детей-сирот на проживание к их новым приемным родителям или в учреждения специального типа (к примеру, Детские дома, приюты).
  4. Обеспечение защиты прав несовершеннолетних, которые лишились родительской поддержки.
  5. При выполнении своих обязательств работники сектора занимаются разрешением конфликтов в семье.

Соответственно, основная задача ООП заключается в обеспечении нормальных условий существования для тех лиц, на которых действует юрисдикция этого органа.

Задачи государственного учреждения также распространяются на заботу об имуществе своих подопечных.

В частности, специалисты принимают меры, направленные на охрану собственности ребенка или недееспособного гражданина от действий, совершаемых посторонними лицами.

Полномочия

Орган опеки и попечительства – это отдельная часть исполнительной власти со своими правами и полномочиями для обеспечения регламентированной на законодательном уровне деятельности.

Полномочия ООП направлены на социальный контроль за работой опекунов и попечителей, а также за тем, как обеспечиваются заботой и воспитываются лица, которые были взяты под опеку.

Однако по закону, ООП может действовать в интересах опекаемых подопечных исключительно в тех случаях, когда опекуны совершают действия, противоречащие нормам законодательства или интересам несовершеннолетнего, недееспособного гражданина. Это может проявляться:

  1. В спектре социального отношения.
  2. В насилии по отношении к своему подопечному.
  3. Необходимости защиты имущественных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина.

Органы опеки и попечительства: их задачи, полномочия и обязанности В компетенцию этого субъекта семейных правоотношений входит возможность контролировать жилищные условия опекуна. Когда при выполнении возложенных на них обязанностей чиновники сами нарушают нормы законодательства (превышают полномочия), их действия могут быть обжалованы в департаменте соцзащиты, в суде.

Семейный кодекс закрепляет право органов инициировать начало судебного производства путем подачи соответствующего иска. К примеру, это может быть иск о лишении гражданина дееспособности частично или в полной мере.

ООП имеют право заключить договор на управление собственностью и иным недвижимым имуществом лица, которое находится под социальной опекой.

В соответствии с нормами российского законодательства, сотрудники органа имеют обязательство на дачу разрешения на совершение каких-либо действий с таким имуществом.

Одновременно с этим, специалисты могут запретить проведение мероприятий в отношении недвижимости их подопечных. Управление чужим имуществом происходит по доверенности.

По закону, этот государственный орган также может оформить лишение статуса родителей, ограничение опекунов в их праве на патронаж, опекунство над несовершеннолетним и усыновление,

Социальное сиротство

В последнее время внутренняя политика Российской Федерации направлена на укрепления семейных устоев, выхода из очередной демографической ямы, функциональное решение проблем социального сиротства.

Социальное сиротство – это закрепившийся феномен настоящего времени. Если ранее в детских приютах было очень мало детей, сейчас их количество неуклонно растет. Органы опеки и попечительства: их задачи, полномочия и обязанностиИ причиной для этого стала низкая социальная ответственность родителей, неблагоприятная экономическая ситуация в стране.

Раньше в Детские дома попадали только те малыши, которые остались сиротами, то есть, в случае смерти родителей и отсутствия других родственников, способных осуществлять уход и воспитание несовершеннолетних.

И только в этих случаях подросток или малыш мог быть определен в специализированное государственное учреждение, ведь родственники (при возможности) всегда старались забрать его к себе, воспитать в семье.

Сейчас же специалисты отмечают высокий рост социального сиротства, когда у детей есть родственники и родители, у которых по каким-либо причинам нет возможности воспитывать таких ребят. В связи с этим, обеспечением малыша занимается государство, чьи силы направлены на улучшение состояния сиротских учреждений.

Лишение родительских прав

К сожалению, многие родители намеренно уклоняются от обязанности по воспитанию несовершеннолетнего ребенка. По обращению соответствующих органов, суд может лишить таких мам и пап их прав на детей. Дело инициируется по заявлению одного из нижеперечисленных лиц:

  1. Родитель ребенка.
  2. Работник прокуратуры.
  3. Специалист органа опеки.

Вне зависимости от оснований, в начале такого процессуального действия всегда привлекается сотрудник ООП, занимающийся составлением акта обследования условий, в которых проживает малолетний ребенок.

Когда по результатам разбирательства в суде, рассмотрения всех представленных для дела доказательств, родительских прав лишаются оба родителя несовершеннолетнего, то ребенок отправляется на попечение в ООП.

Ограничение родительских прав

При разбирательстве дела судом может быть принято решение об ограничении прав родителей в отношении своего ребенка. В частности, такое определение выносится в тех случаях, когда проживание с родными опасно для несовершеннолетнего, но нет основания для лишения таких лиц их родительских прав.

В ситуации, когда отец и мать в течение полугода не меняют свое поведение, ООП предъявляет им исковое заявление о необходимости лишить родителей их прав на воспитание своего ребенка.

При выявлении факта угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего, орган может незамедлительно отобрать такого ребенка у его родителей и поместить в специализированное учреждение для таких детей. В течение недели после принятия решения, представителем государственного органа должен быть подан иск о необходимости лишить отца и мать их права на воспитание детей.

Когда нужно обращаться в органы опеки

Достаточно часто причиной для возникновения у государственного органа интересов к той или иной семье является обращение соседей, уверенных, что родители плохо относятся к своему ребенку, ущемляют его права, неправильно организовывают быт.

К сожалению, часть таких сообщений оказываются правдой, но есть и ошибочные заявления. Поэтому, гражданам рекомендуют помнить о нескольких советах. Органы опеки и попечительства: их задачи, полномочия и обязанностиЕсли сосед не видит того, что есть прямая угроза жизни несовершеннолетнему (в этих случаях должна быть незамедлительно вызвана полиция), или человек сомневается в том, что если основания для лишения родителя его прав, стоит попробовать решить эту проблему самостоятельно.

Повышение голоса может стать частью воспитательного процесса, поэтому не стоит сразу же портить другим людям жизнь, ведь если орган опеки придет на официальный вызов, специалист будет длительное время повторно проверять положение ребенка в семье, смотреть на условия его проживания (при разводе родителей или в других сложных ситуациях).

Если после выявления обстоятельств случившегося сосед все еще не уверен в безопасности несовершеннолетнего, у него есть сомнения относительно того, что мать и отец ребенка надлежащим образом исполняют свои родительские обязанности, он имеет право написать заявление в орган опеки и попечительства.

Как проверяют семью

По инструкции, ООП должны проверять все заявления, где содержится информация о том, что несовершеннолетний ребенок остался без обеспечения своих родителей и иных родственников, находятся в условиях, несущих опасность для его здоровья и жизни.

По закону, проверка по направлению должна быть проведена в течение 3 дней с приема обращения.

Если во время подготовки к проверке специалистами ООП будет установлено, что факты, указанные в обращении, недостоверные – дело не заводится.

Если же при проведении проверки обстоятельств и посещении квартиры семьи, сотрудником будет установлено, что угроза здоровья или жизни ребенка действительно существует, семейство берется на юридический контроль. Органы, способные проводить проверку, расположены территориально (центральный район, пригород).

Орган опеки и попечительства – это специализированное государственное учреждение, созданное для поддержки малолетних детей и нетрудоспособных граждан, совершенствования норм законодательства в этой области правоотношений.

При осуществлении своей деятельности, ООП не только работает с проблемными семьями, но и проводит профилактические мероприятия, направленные на соблюдение родителями их прав по отношению к своим детям, уменьшение количества детей-сирот.

Источник: https://FamAdviser.ru/polnomochija/zabota/organy-opeki-i-popechitelstva.html

Чем занимаются органы опеки и попечительства?

Органы опеки и попечительства: их задачи, полномочия и обязанности Органы опеки и попечительства: их задачи, полномочия и обязанности

Учреждения, осуществляющие деятельность по опеке и попечительству представляют собой органы исполнительной власти субъекта России. Сотрудники данного учреждения предоставляют опеку несовершеннолетним детям, которые остались без родителей — сиротам. Также они могут изъять ребенка из семьи, где ему угрожает опасность, то есть имеется вероятность того, что может быть нанесен вред его жизни или здоровью.

В настоящей статье будут рассмотрены полномочия и обязанности, которые возложены государством на органы опеки и попечительства. Также будут раскрыты нюансы осуществления надзора за деятельностью представителей опекунских учреждений.

Деятельность органов опеки и попечительства

Все функции, исполняемые работниками организаций по опеке и попечительству, строго регламентированы на законодательном уровне. Контролирует их деятельность положения ФЗ «Об опеке и попечительстве».

  • Скачать текст 48 Федерального законодательного акта можно по ссылке.
  • Работники опекунских учреждений при исполнении своих обязанностей по защите прав и интересов несовершеннолетних руководствуются нормами настоящего ФЗ с 2008 года, когда и был принят данный закон.
  • Положения Федерального Закона № 48 гласят, что работники органов опеки и попечительства исполняют возложенные на них функции:
  • нахождение социально уязвимых несовершеннолетних граждан — сирот;
  • направлять малолетних сирот в приемные семьи на воспитание и содержание;
  • защищать интересы каждого осиротевшего ребенка;
  • предоставлять заботу, условия для содержания и проживания детям, оставшимся без родительской заботы до их совершеннолетия;
  • предоставлять защиту интересов нуждающихся несовершеннолетних детей при проведении судебного разбирательства.

Наряду с вышеуказанными функциями, сотрудники органов опеки и попечительства обеспечивают защиту прав и интересов детей, у которых есть родители. Представление интересов возлагается на опекунское учреждение в том случае, когда биологические родители или официальные опекуны пренебрегают своими обязательствами перед несовершеннолетними детьми.

Полномочия уполномоченного органа

48 законодательным актов предопределен ряд полномочий, которыми обладают лица, трудящиеся в органах опеки и попечительства.

В соответствии с текстом закона, полномочия государственного органа по защите прав несовершеннолетних выражены в следующем:

  • определение малолетних граждан на учет, в связи с тем, что они нуждаются в помощи от данной опекунской организации;
  • подача прошения в судебную инстанцию о признании кого-либо недееспособным или дееспособным;
  • осуществление попечительства над нуждающимися гражданами;
  • подписание различных соглашений, разрешений и договоров, где участие принимают несовершеннолетние дети. Например, органы опеки и попечительства вправе выдавать письменное разрешение на продажу недвижимости, где среди собственников числятся несовершеннолетние дети. По законодательству, без наличия данного согласия в письменном виде, родители не вправе продавать жилую недвижимость. Подобный нюанс предусмотрен законом с целью защиты прав лиц, не достигших 18 лет;
  • предоставление показаний в судебном разбирательстве при разводе родителей. Присутствие на слушании представителя органа опеки и попечительства обязательно, так как в соответствии с его экспертным мнением разрешается вопрос о дальнейшем проживании детей — с отцом или матерью;
  • предоставление всей необходимой информации для граждан, собирающихся оформить процедуру усыновления;
  • проведение периодического контроля за условиями проживания своих подопечных.
Читайте также:  Что должно быть в квитанции на оплату коммунальных услуг

Представители опекунского учреждения вправе проводить независимые экспертные оценки по месту проживания малолетнего дитя, если есть подозрения, что его содержат в ненадлежащих для ребенка условиях.

В случае, когда условия содержания и воспитания не соответствуют установленным нормам, то работники органов опеки и попечительства вправе изъять малыша из семьи, тем самым лишив отца и мать родительских прав.

Органы опеки и попечительства: их задачи, полномочия и обязанности

Полномочия органа опеки и попечительства предусмотрены на законодательном уровне, но в случае, когда родители не согласны с предпринимаемыми против них мерами, они вправе обратиться в судебную инстанцию с соответствующей жалобой.

Перечень обязанностей

Законом предусмотрены определенные обязанности органов опеки и попечительства в отношении детей. Они выражены в следующем:

  • лица, представляющие организацию по опеке и попечительству, должны исполнять свои обязанности только в соответствии с положениями 48 ФЗ. Нарушение ими норм законодательства не приемлемо;
  • установление норм проживания детей, не достигших 18 лет, а именно — определять, благополучно ли их пребывание в семье;
  • проведение надзора за ребенком, проживающим в усыновленной семье;
  • оказание помощи несовершеннолетним гражданам в любом виде, то есть предоставление крова, в случае, если они осиротели, оказание психологической помощи, в случае, если они получили какую-либо травму, оказание услуг по реабилитации и иное;
  • считаться с мнением несовершеннолетнего дитя, если ему исполнилось 14 лет.

Перечень обязанностей органов опеки более расширен когда ребенок, являющийся подопечным, меняет адрес проживания:

  • сотрудники передают личное дело данного подопечного, а также предоставленные им полномочия по предоставлению попечительства на региональное опекунское учреждение;
  • оформить пересылку ходатайства в региональное опекунское учреждение в строго установленные сроки — 3 дня. Трехдневный период отсчитывается со дня фактического переезда ребенка.

Среди обязательств работников органов опеки и попечительства предусмотрено осуществление контроля и сохранности имущества несовершеннолетних детей, пока им не исполнится 18 лет.

Обязанности органа в отношении имущества подопечных

Законом установлено, что органы опеки и попечительства следят за сохранностью имущества своих подопечных лиц до достижения ими совершеннолетия.

Поэтому, если родители или официальные опекуны принимают решение о продаже жилья, где доля собственности принадлежит несовершеннолетнему, то им необходимо заручиться письменным одобрением со стороны представителей опекунского учреждения.

Для этого ими предоставляется определенный пакет актов, на основании которого компетентные лица принимают решение о соблюдении интересов ребенка.

Получить одобрение на продажу жилой недвижимости возможно, если отец и мать предоставят доказательства, что несовершеннолетнему будет предоставлено иное жилье, которое будет обладать лучшими условиями для проживания. В иной ситуации, в прошении о продаже недвижимости (дома, квартиры) будет отказано.

В случае, когда несовершеннолетнему достается какое-либо имущество в виде наследства, то органы опеки и попечительства осуществляют контроль за ним. По закону, вправе им распоряжаться законный представитель дитя — отец, мать, опекун.

Если при использовании наследства малыша родители нарушают права малолетнего гражданина, то органы опеки обязаны вмешаться.

Согласно нормам закона, получить права собственности и право распоряжаться наследством у ребенка появляется в момент наступления совершеннолетия, в связи с признанием его дееспособным.

Кто и как осуществляет контроль за деятельностью органов опеки и попечительства?

Согласно законодательным правилам, за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляется надзор со стороны государственных учреждений исполнительной власти. Контроль осуществляют следующие инстанции:

  • Рособрнадзор. Данная инстанция занимается осуществлением контроля в области науки и образования;
  • учреждения местного самоуправления.

Вышеуказанные инстанции, при исполнении своих обязанностей по контролированию деятельности опекунских организаций, действуют в соответствии с законодательными актами:

  • с российской Конституцией;
  • с ГПК;
  • с Семейным Федеральным Законом.

Органы опеки и попечительства созданы для осуществления защиты и интересов малолетних граждан. Но в случае, если они превышают свои полномочия, действуют не в соответствии со своей компетенцией, то возможно подать жалобу в судебную инстанцию или в прокуратуру.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

Источник: https://dom-i-zakon.ru/grazhdanskoe-pravo/organy-opeki-i-popechitelstva.html

Права и возможности органов опеки: реальность и домыслы

Многие современные родители с ужасом думают о вероятности какого-либо соприкосновения с органами опеки и попечительства.

Некоторых пугает необходимость взаимодействия на предмет получения разрешений и согласований, другие опасаются, что к ним в дом вломятся невменяемые тетеньки, которые начнут считать апельсины в холодильнике.

Особенно эти страхи характерны для родителей-одиночек, которые небезосновательно чувствуют себя куда более беззащитными, чем супружеские пары.

Действующее законодательство позволяет разобраться в отдельных аспектах деятельности органов опеки и попечительства и понять, так ли они страшны, и как с ними лучше взаимодействовать, если придется.

Начнем с того, что на общероссийском уровне никаких органов опеки и попечительства нет. Все они либо органы исполнительной власти субъекта федерации, либо местного самоуправления. Это сразу помогает понять, куда обращаться в случае недовольства деятельностью органов опеки.

К сожалению, выяснить, какой именно орган кому подчиняется, можно только на месте — закон позволяет субъектам федерации наделять такими полномочиями органы местного самоуправления по своей воле.

Основная деятельность органов опеки и попечительства связана с защитой интересов детей, оставшихся без родителей.

Выявление таких детей, профилактика социального сиротства (так называют ситуацию, когда родители живы, но в жизни ребенка участия фактически не принимают), устройство детей в детские дома и приемные семьи, подготовка будущих опекунов и попечителей — приоритетные направления деятельности органов опеки.

В сферу их ведения также входит защита интересов взрослых граждан, находящихся под опекой.

На долю детей, воспитываемых своими родителями, внимания органов опеки приходится не так уж много, и никаких опасных полномочий и возможностей легального вмешательства в частную жизнь законопослушных граждан у органов опеки нет. Учитывая, что эти органы как правило хронически недоукомплектованы сотрудниками, стать предметом их безосновательного интереса у законопослушных семей шансов очень немного.

К детям, воспитываемым в родной семье, равно как и к усыновленным детям, относятся лишь немногие полномочия органов опеки и попечительства. В основном речь идет о выявлении и учете граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и о выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних.

Выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении опеки и попечительства — это именно та ситуация, когда представители органа опеки могут проявить интерес к каждой семье. Причины такого интереса самым общим образом описаны в Семейном кодексе.

Наиболее устрашающе выглядит норма о праве органов опеки немедленно отобрать ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

По закону такое отобрание производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Что это за орган- закон не разъясняет, однако в любом случае таким органом не является сам орган опеки и попечительства, и уж точно им не является участковый милиционер, которого органы опеки нередко привлекают к участию в своей деятельности.

Если непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка нет, права органа опеки ограничиваются возможностью обратиться в суд за лишением или ограничением родительских прав. Закон устанавливает исчерпывающий перечень ситуаций, в которых это возможно.

Так, лишить родительских прав можно в случае, если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей (в том числе от уплаты алиментов), отказываются взять своего ребенка из родильного дома либо из иного учреждения, злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Ограничить родителей в правах можно если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие), или если оставление ребенка с родителями вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родительских прав.

Никаких других способов воздействия, обязывающих родителей к чему-либо, у органов опеки и попечительства нет.

Напротив, дальше начинаются их обязанности — по организации психологической, правовой, медицинской и иной поддержки, по предоставлению информации и принятию прочих мер, направленных на обеспечение права ребенка воспитываться в семье! Все рекомендации вышестоящих органов федеральной власти сводятся к тому, что органы опеки много обязаны, мало могут, а угроза отобрать ребенка из семьи является крайней мерой воздействия на несознательных родителей.

Разумеется, в органы опеки с сообщением о проблемах в конкретной семье могут обратиться разные люди и организации, которые имеют дело с ребенком из такой семьи (близкие родственники ребенка, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, комиссия по делам несовершеннолетних и т. д.), но и в этом случае любое вмешательство возможно лишь по доброй воле родителей или по решению суда.

Основная причина, по которой законопослушные ответственные родители приходят в органы опеки и попечительства — получение согласования на сделки с имуществом, принадлежащим детям.

Закон устанавливает необходимость такого согласования для всех сделок, направленных на отчуждение, передачу в пользование и иное уменьшение имущества ребенка.

На практике согласовывают лишь сделки по отчуждению недвижимости, поскольку мало кому придет в голову пойти в орган опеки за согласованием отдачи соседям б/у велосипеда, подаренного ребенку на позапрошлый день рождения, хотя по закону это сделать необходимо.

Нередко бывает, что ребенок является собственником квартиры наряду с родителями или сам по себе (наследство, приватизация и т. д.).

В случае продажи такого имущества Семейный кодекс, устанавливая имущественные права несовершеннолетних, отсылает нас к кодексу Гражданскому, который и обязывает согласие органов опеки получить. В противном случае сделка может быть признана недействительной.

Помните — если ребенок не является собственником квартиры, а просто в ней зарегистрирован, то никакого согласования не требуется.

Безусловно, никакого права произвольно отказать в согласовании сделки у органов опеки нет — отказ должен быть мотивирован. Если речь идет о продаже общесемейной квартиры с целью расширения жилплощади, отказ маловероятен.

Если же родители хотят продать отдельную квартиру, полностью принадлежащую ребенку, и купить взамен другую, в которой ребенку будет принадлежать лишь незначительная доля, то обоснованность такой сделки придется доказывать.

Читайте также:  Размер страховой части пенсии в 2020 году для россиян

Для выдачи обоснованного ответа органы опеки вправе потребовать предоставить документы и другую информацию, дающую представление о соблюдении интересов ребенка (справки о стоимости недвижимого имущества, поэтажный план, справки о задолженностях по квартплате, выписки из домовой книги и т.д.

), хотя перечня таких документов в законодательстве нет. В любом случае, отказ в согласовании сделки можно обжаловать в судебном порядке.

Если на повестке дня приватизация квартиры, и ребенок участвовать в приватизации не будет, то разрешение органов опеки на такую приватизацию непременно потребуется. В этой ситуации органы опеки вправе запросить документы, подтверждающие наличие у ребенка права собственности на другую недвижимости (или гарантии предоставления ему такого права).

К сожалению, на практике страхи родителей, связанные с недоверием к органам опеки, приводят к тому, что детей стараются не делать собственниками имущества, то есть в большинстве случаев именно имущественные интересы детей и страдают. Но это уже проблема не закона, а его реализации.

Не стоит забывать о том, что если в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов вам или ребенку был причинен вред (в том числе моральный), то он подлежит возмещению в соответствии с Гражданским кодексом.

Источник: https://letidor.ru/pravo/prava-i-vozmozhnosti-organov-opeki-realnost-i-domysly.htm?full

Права органов опеки и попечительства

Институт защиты прав ребенка носит комплексный характер и включает в себя нормы не только семейного, но и гражданского, гражданского процессуального, жилищного, административного, уголовного и других отраслей права. Очень часто встает вопрос о том, куда может обратиться ребенок за защитой своих прав, и может ли несовершеннолетний обратиться куда-либо в принципе.

Конкретные меры содействия ребенку зависят от его возраста. Ведь дети разного возраста имеют разную степень дееспособности, и соответственно, неодинаковые возможности в области защиты своих прав и законных интересов.

Под гражданской дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

  1. защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
  2. надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
  3. контроль сохранности имущества и управления имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
  • В Москве с 1 июля 2015 года полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа осуществляют Управления социальной защиты населения административных округов города Москвы и отделы социальной защиты населения районов административных округов города Москвы.
  • В муниципальных образованиях, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с Законом об опеке, полномочия по опеке и попечительству могут быть возложены на органы местного самоуправления.

По закону ребенок до 14 лет является малолетним, а с 14 до 18 лет – просто несовершеннолетним. До 14 лет ребенок является недееспособным, и от его имени действуют его законные представители. В соответствии с п. 2 ст. 56 СК РФ при нарушении прав и законных интересов ребенка, в т.ч.

при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

Кроме того, ребенок вправе обратиться в органы внутренних дел в том случае, если в действиях лиц, нарушающих его права, имеется состав преступления. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов должны уведомить об этом органы опеки и попечительства.

Материал подготовил методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ М.В. Рязанцев

Источник: http://life.mosmetod.ru/index.php/item/zashhity-prav-nesovershennoletnih-organami-opeki-i-popechitelstva

Органы опеки и попечительства полномочия и обязательства

Начальник невольно начинает иметь эмоции о заявителе, который изложил собственные взгляды, читая обращение и его смысл.

Фактически письмо это заменитель характера подписавшегося. В ситуациях, если решение формируется от интеллектуального убеждения это является очень существенным.

Получить сложный формуляр у адвоката стоит больших вложений. Причина – это труд, требующий опыта.

  1. Поскольку недееспособные физические лица по той или иной причине не имеют в перспективе реализовывать права, государством предусмотрен правовой институт опеки и попечительства.
  2. Воплотить в реальность его принципы и задачи призваны органы опеки и попечительства.

  3. Законодательством предоставлено право госоргану контролировать лиц (опекунов, попечителей), уполномоченных приобретать, осуществлять права (гражданские), соблюдать, защищать интересы, помимо прав личного характера, от лица недееспособных граждан.

Задачи госоргана

Деятельность госоргана исполнительной власти, его полномочия регламентируется законодательством и локальными актами учреждения. К гражданам, желающим занять вакансии данной службы, предъявляются требования относительно квалификации и профессиональных навыков.

Основными функциями социального органа являются:

  • защита недееспособных граждан, находящихся под опекой/попечительством
  • надзор (контроль) за опекунами (попечителями), юрлицами, осуществляющими уход за подопечными
  • осуществление функций надзора за имуществом подопечных (обеспечение целостности, сохранности)
  • разрешение споров между опекунами и подопечными
  • ежегодное утверждение отчетов попечителей/опекунов
  • Полномочия органа опеки и попечительства

    С целью качественного выполнения возложенных обязательств, государством делегированы такие полномочия:

  • выявление лиц, требующих защиты
  • инициировать судебное производство о признании индивида недееспособным (об ограничении дееспособности) либо о полном восстановлении дееспособности
  • предоставление опеки/попечительства
  • инициирование досрочного отстранения опекунов/попечителей от выполняемых функций
  • заключение соглашений о доверительном управлении собственностью подопечного
  • согласование сделок относительно имущества подопечных
  • представлять подопечных (защита их интересов) в судебных инстанциях, госорганах, правоотношениях с иными лицами, согласование аналогичных действий опекунов/попечителей
  • выдача разрешений относительно раздельного проживания попечителей с подопечными
  • подбор, подготовка, регистрация лиц, пожелавших выступить опекунами/попечителями.

    Информирование их об особенностях процедуры усыновления, установления опеки, нюансах статуса опекуна/попечителя, указанных нормативными актами;

  • проверка условий проживания подопечных
  • привлекать опекунов/попечителей к административной ответственности
  • контроль за качественным выполнением опекунами/попечителями обязанностей
  • Если подопечные меняют место проживания, то соцорган, на учете которого они состояли, пересылает в трехдневный срок их личные дела аналогичному органу, расположенному в районе нового места пребывания.

    Органы опеки и попечительства: полномочия и обязательства

    • Поскольку недееспособные физические лица по той или иной причине не имеют в перспективе реализовывать права, государством предусмотрен правовой институт опеки и попечительства.
    • Воплотить в реальность его принципы и задачи призваны органы опеки и попечительства.
    • Законодательством предоставлено право госоргану контролировать лиц (опекунов, попечителей), уполномоченных приобретать, осуществлять права (гражданские), соблюдать, защищать интересы, помимо прав личного характера, от лица недееспособных граждан.

    Задачи госоргана

    Деятельность госоргана исполнительной власти, его полномочия регламентируется законодательством и локальными актами учреждения. К гражданам, желающим занять вакансии данной службы, предъявляются требования относительно квалификации и профессиональных навыков.

    Основными функциями социального органа являются:

  • защита недееспособных граждан, находящихся под опекой/попечительством
  • надзор (контроль) за опекунами (попечителями), юрлицами, осуществляющими уход за подопечными
  • осуществление функций надзора за имуществом подопечных (обеспечение целостности, сохранности)
  • разрешение споров между опекунами и подопечными
  • ежегодное утверждение отчетов попечителей/опекунов
  • Полномочия органа опеки и попечительства

    С целью качественного выполнения возложенных обязательств, государством делегированы такие полномочия:

  • выявление лиц, требующих защиты
  • инициировать судебное производство о признании индивида недееспособным (об ограничении дееспособности) либо о полном восстановлении дееспособности
  • предоставление опеки/попечительства
  • инициирование досрочного отстранения опекунов/попечителей от выполняемых функций
  • заключение соглашений о доверительном управлении собственностью подопечного
  • согласование сделок относительно имущества подопечных
  • представлять подопечных (защита их интересов) в судебных инстанциях, госорганах, правоотношениях с иными лицами, согласование аналогичных действий опекунов/попечителей
  • выдача разрешений относительно раздельного проживания попечителей с подопечными
  • подбор, подготовка, регистрация лиц, пожелавших выступить опекунами/попечителями. Информирование их об особенностях процедуры усыновления, установления опеки, нюансах статуса опекуна/попечителя, указанных нормативными актами;
  • проверка условий проживания подопечных
  • привлекать опекунов/попечителей к административной ответственности
  • контроль за качественным выполнением опекунами/попечителями обязанностей
  • Если подопечные меняют место проживания, то соцорган, на учете которого они состояли, пересылает в трехдневный срок их личные дела аналогичному органу, расположенному в районе нового места пребывания.

    Система деятельности органов опеки и попечительства усовершенствована

    Источник: http://bfmac.com/administrativnoe-pravo/organy-opeki-i-popechitelstva-polnomochiya-i-obyazatelstva.html

    Органами опеки и попечительства являются инстанции исполнительной отрасли власти РФ, которые наделены функциями по устройству детей или определенных категорий граждан. Такие правоотношения оформляются относительно детей и лиц, не обладающих достаточной дееспособностью.

    Органы опеки и попечительства – это сектор районного муниципалитета, который работает на уровне районов. На сектор положены следующие обязанности:

    1. Ведение списка детей, которые не имеют поддержки родителей, детей-сирот, полностью лишившихся родителей.
    2. Ведение базы данных, куда вносят ведомости о будущих опекунах, усыновителях или попечителях, подавших свои кандидатуры на оформление отношений.
    3. Устройство сирот к приемным родителям или в государственные учреждения, такие как приюты.
    4. Защита прав, интересов детей, лишившихся родительской поддержки, которым еще нет 18 лет.
    5. Работники сектора занимаются урегулированием семейных конфликтов, между родителями, способствуют их примирению.

    Ввиду перечисленных функций, органы опеки и попечительства имеют ряд полномочий, а также прав, установленных в регламентах и законах. В их функции входит забота о тех лицах, на которые распространяется их юрисдикция, относительно которых они имеют полномочия действовать.

    Функции органов опеки и попечительства предусматривают то, что их сотрудники заботятся об имуществе подопечных. Они принимают меры для охраны их частной собственности от незаконных действий третьих лиц.

    1. Отдел по опеке и попечительству существует в каждом секторе области (районе), и возглавляется департаментом.
    2. В своей деятельности он должен взаимодействовать с иными государственными инстанциями, в том числе и с судом.

    Так, к примеру, сотрудники отдела обращаются в суд с исковым заявлением о том, чтобы признать гражданина лишенным дееспособности. Они подают заявления и в иные инстанции для выполнения своих обязанностей.

    Полномочия и права

    Поскольку органы опеки и попечительства являются ветвью исполнительной власти, им отведен ряд полномочий, а также прав, дающих возможность полноценно выполнять свои функции.

    Полномочия их нацелены на социальный контроль работы попечителей или опекунов, а также на их отношения с лицами, взятыми под опеку.

    Отдел по опеке и попечительству, куда обращаются граждане, может представлять интересы тех лиц, которые имеют недостаточную дееспособность или вообще лишены ее, а также несовершеннолетних детей, лишившихся родительской поддержки. Органы опеки и попечительства занимаются представительством тогда, когда их опекуны совершают поступки, противоречащие закону или интересам подопечных.

    Такое противоречие может проявляться как в социальном, так и физическом спектре. Также представительство осуществляется для защиты имущественных интересов. А если сами чиновники нарушают закон, то следует сообщать об этом в департамент или другие органы.

    Полномочия, которые возложены на отдел опеки и попечительства, предусматривают также контролирование деятельности попечителей определенного сектора. Сотрудники имеют право придти к ним домой, проверить условия, в которых живут подопечные.

    Читайте также:  Пособие до 1.5 лет в 2020 году на первого и второго ребенка

    Они могут проверить состояние их здоровья или проконтролировать имущественные интересы, посетив опекунов с инспекциями. Данные полномочия касаются не только частных лиц, оформивших опекунство, но специализированных учреждений, в чьих стенах обитают подопечные. Это могут быть:

    • госпитали;
    • психлечебницы;
    • дома для престарелых лиц и так далее.

    В права органов входит право обращаться в суды с исками. Это могут быть заявления о лишении дееспособности полностью или частично. Если существуют обстоятельства, которые отменяют ограничение дееспособности лица, то иск судье подают именно сотрудники этих органов.

    Отдел опеки и попечительства может заключить договор на управление по доверенности собственностью и недвижимостью лиц, находящихся под социальной опекой.

    Сотрудники отдела дают разрешение на действия с этим имуществом или запрещают их проведение.

    Многочисленные полномочия органов опеки и попечительства обозначены именно тем, что орган опеки и попечительства принимает решение по оформлению опеки.

    Орган опеки и попечительства также может лишить опекунов их прав, лишить родительских прав биологических родителей ребенка, если его жизни или здоровью грозит опасность. Сотрудники органов, собрав комитет, также определяют, может ли лицо воспитывать ребенка, ухаживать за недееспособным человеком или нет.

    Обжалование действий чиновников

    Часто у граждан возникает вопрос, куда жаловаться на орган опеки и попечительства, если они остались недовольны работой его сотрудников. Конфликты между сторонами могут быть разные, но от них никто не застрахован, они всегда наносят вред ребенку или подопечному лицу.

    Куда жаловаться на такие действия?

    1. В первую очередь, это департамент социального обеспечения Москвы. Телефон департамента работает круглые сутки, информацию можно подать по номеру – 495 623 10 59. Официальную жалобу в департамент социального обеспечения можно послать по факсу или отправить по электронной почте. Но есть другие способы, куда можно жаловаться на деятельность или бездействия чиновников.
    2. Жаловаться на отдел опеки и попечительства, помимо департамента социального обеспечения, можно в районную администрацию по месту жительства.
    3. Можно жаловаться в прокуратуру или обратиться с иском в суд. При подаче жалобы следует указать те нормы закона, которые были нарушены чиновниками.
    4. Управление по опеке и попечительству – это еще одна служба, куда можно жаловаться на неправомерные действия чиновников. Это вышестоящий орган, в обязанности которого входит контроль деятельности секторов. Если работники сектора совершили неправомерное действие, то сообщение об этом поможет восстановить справедливость.
    5. В определенных случаях жаловаться можно уполномоченному по правам ребенка. В его обязанности входит контроль соблюдения прав несовершеннолетних.
    • Ответ на вопрос, куда жаловаться на чиновников, может быть разный, это зависит от каждого конкретного случая.
    • Таким образом, инстанции, занимающиеся вопросами устройства детей и других категорий граждан, наделены правами, а также обязанностями для того, чтобы помогать в устройстве детям сиротам или недееспособным гражданам.

    Каждый орган, расположенный в районе, отвечает за свой сектор, беря на учет всех детей без родительской опеки. Если действия чиновников каким-либо образом нарушают законодательство, то на них можно жаловаться в вышестоящие органы, департамент социального обеспечения или суд.

    Куда именно жаловаться в каждом случае, зависит от ситуации.

    Источник: https://semejnyjyurist.ru/prava-organov-opeki-i-popechitelstva.html

    Органы опеки и попечительства полномочия и обязательства

    БЕСПЛАТНАЯ ЮРКОНСУЛЬТАЦИЯ

    Москва +74997031372, Санкт-Петербург: +78126271365, Общий: 8 (800) 333-94-83 доб. 826

    Главная Административное право

    Начальник невольно начинает иметь эмоции о заявителе, который изложил собственные взгляды, читая обращение и его смысл.

    Фактически письмо это заменитель характера подписавшегося. В ситуациях, если решение формируется от интеллектуального убеждения это является очень существенным.

    Получить сложный формуляр у адвоката стоит больших вложений. Причина — это труд, требующий опыта.

    Поскольку недееспособные физические лица по той или иной причине не имеют в перспективе реализовывать права, государством предусмотрен правовой институт опеки и попечительства.

    Воплотить в реальность его принципы и задачи призваны органы опеки и попечительства.

    Законодательством предоставлено право госоргану контролировать лиц (опекунов, попечителей), уполномоченных приобретать, осуществлять права (гражданские), соблюдать, защищать интересы, помимо прав личного характера, от лица недееспособных граждан.

    Задачи госоргана

    Деятельность госоргана исполнительной власти, его полномочия регламентируется законодательством и локальными актами учреждения. К гражданам, желающим занять вакансии данной службы, предъявляются требования относительно квалификации и профессиональных навыков.

    Основными функциями социального органа являются:

  • защита недееспособных граждан, находящихся под опекой/попечительством
  • надзор (контроль) за опекунами (попечителями), юрлицами, осуществляющими уход за подопечными
  • осуществление функций надзора за имуществом подопечных (обеспечение целостности, сохранности)
  • разрешение споров между опекунами и подопечными
  • ежегодное утверждение отчетов попечителей/опекунов
  • Полномочия органа опеки и попечительства

    С целью качественного выполнения возложенных обязательств, государством делегированы такие полномочия:

  • выявление лиц, требующих защиты
  • инициировать судебное производство о признании индивида недееспособным (об ограничении дееспособности) либо о полном восстановлении дееспособности
  • предоставление опеки/попечительства
  • инициирование досрочного отстранения опекунов/попечителей от выполняемых функций
  • заключение соглашений о доверительном управлении собственностью подопечного
  • согласование сделок относительно имущества подопечных
  • представлять подопечных (защита их интересов) в судебных инстанциях, госорганах, правоотношениях с иными лицами, согласование аналогичных действий опекунов/попечителей
  • выдача разрешений относительно раздельного проживания попечителей с подопечными
  • подбор, подготовка, регистрация лиц, пожелавших выступить опекунами/попечителями. Информирование их об особенностях процедуры усыновления, установления опеки, нюансах статуса опекуна/попечителя, указанных нормативными актами;
  • проверка условий проживания подопечных
  • привлекать опекунов/попечителей к административной ответственности
  • контроль за качественным выполнением опекунами/попечителями обязанностей
  • Если подопечные меняют место проживания, то соцорган, на учете которого они состояли, пересылает в трехдневный срок их личные дела аналогичному органу, расположенному в районе нового места пребывания.

    Органы опеки и попечительства: полномочия и обязательства

    Поскольку недееспособные физические лица по той или иной причине не имеют в перспективе реализовывать права, государством предусмотрен правовой институт опеки и попечительства.

    Воплотить в реальность его принципы и задачи призваны органы опеки и попечительства.

    Законодательством предоставлено право госоргану контролировать лиц (опекунов, попечителей), уполномоченных приобретать, осуществлять права (гражданские), соблюдать, защищать интересы, помимо прав личного характера, от лица недееспособных граждан.

    Задачи госоргана

    Деятельность госоргана исполнительной власти, его полномочия регламентируется законодательством и локальными актами учреждения. К гражданам, желающим занять вакансии данной службы, предъявляются требования относительно квалификации и профессиональных навыков.

    Основными функциями социального органа являются:

  • защита недееспособных граждан, находящихся под опекой/попечительством
  • надзор (контроль) за опекунами (попечителями), юрлицами, осуществляющими уход за подопечными
  • осуществление функций надзора за имуществом подопечных (обеспечение целостности, сохранности)
  • разрешение споров между опекунами и подопечными
  • ежегодное утверждение отчетов попечителей/опекунов
  • Полномочия органа опеки и попечительства

    С целью качественного выполнения возложенных обязательств, государством делегированы такие полномочия:

  • выявление лиц, требующих защиты
  • инициировать судебное производство о признании индивида недееспособным (об ограничении дееспособности) либо о полном восстановлении дееспособности
  • предоставление опеки/попечительства
  • инициирование досрочного отстранения опекунов/попечителей от выполняемых функций
  • заключение соглашений о доверительном управлении собственностью подопечного
  • согласование сделок относительно имущества подопечных
  • представлять подопечных (защита их интересов) в судебных инстанциях, госорганах, правоотношениях с иными лицами, согласование аналогичных действий опекунов/попечителей
  • выдача разрешений относительно раздельного проживания попечителей с подопечными
  • подбор, подготовка, регистрация лиц, пожелавших выступить опекунами/попечителями. Информирование их об особенностях процедуры усыновления, установления опеки, нюансах статуса опекуна/попечителя, указанных нормативными актами;
  • проверка условий проживания подопечных
  • привлекать опекунов/попечителей к административной ответственности
  • контроль за качественным выполнением опекунами/попечителями обязанностей
  • Если подопечные меняют место проживания, то соцорган, на учете которого они состояли, пересылает в трехдневный срок их личные дела аналогичному органу, расположенному в районе нового места пребывания.

    Система деятельности органов опеки и попечительства усовершенствована

    Источник: http://bfmac.com/administrativnoe-pravo/organy-opeki-i-popechitelstva-polnomochiya-i-obyazatelstva.html

    Защиты прав несовершеннолетних органами опеки и попечительства

    Институт защиты прав ребенка носит комплексный характер и включает в себя нормы не только семейного, но и гражданского, гражданского процессуального, жилищного, административного, уголовного и других отраслей права. Очень часто встает вопрос о том, куда может обратиться ребенок за защитой своих прав, и может ли несовершеннолетний обратиться куда-либо в принципе.

    Конкретные меры содействия ребенку зависят от его возраста. Ведь дети разного возраста имеют разную степень дееспособности, и соответственно, неодинаковые возможности в области защиты своих прав и законных интересов.

    Под гражданской дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

    Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

    1. защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
    2. надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
    3. контроль сохранности имущества и управления имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    В Москве с 1 июля 2015 года полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа осуществляют Управления социальной защиты населения административных округов города Москвы и отделы социальной защиты населения районов административных округов города Москвы.

    В муниципальных образованиях, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с Законом об опеке, полномочия по опеке и попечительству могут быть возложены на органы местного самоуправления.

    По закону ребенок до 14 лет является малолетним, а с 14 до 18 лет — просто несовершеннолетним. До 14 лет ребенок является недееспособным, и от его имени действуют его законные представители. В соответствии с п. 2 ст. 56 СК РФ при нарушении прав и законных интересов ребенка, в т.ч.

    при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд.

    Кроме того, ребенок вправе обратиться в органы внутренних дел в том случае, если в действиях лиц, нарушающих его права, имеется состав преступления. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов должны уведомить об этом органы опеки и попечительства.

    Материал подготовил методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ М.В. Рязанцев

    Источник: http://life.mosmetod.ru/index.php/item/zashhity-prav-nesovershennoletnih-organami-opeki-i-popechitelstva

    Ссылка на основную публикацию