Обязанности и права государственных служащих

Кого можно назвать государственным гражданским служащим? Это работник, через которого государство выполняет свои функции. В связи с высокой ответственностью на гражданских служащих распространяется множество требований и обязательств.

Хотя с другой стороны, для них предусмотрены некие гарантии и права. В данной статье рассмотрим аспекты деятельности государственных служащих: какими принципами они должны руководствоваться, какие ограничения для них установлены и прочее.

Нормативные документы

Основные законы, которые определяют порядок деятельности государственных гражданских служащих в РФ:

  • 79-ФЗ. Этот закон регламентируют вопросы по организации службы, правовые аспекты, финансовые и экономические основы гражданской службы России.
  • 58-ФЗ. Этот федеральный закон определяет порядок по всем видам государственной службы Российской Федерации. Регламентирует вопросы по управления данной системой.

В преамбулах (вводных частях данных нормативных правовых документов) прописано, что они действуют в соответствии с Конституцией России. Закон 79-ФЗ является производным от 58-го закона, так как в нем отображены вопросы конкретно по гражданской службе – одной из отраслей государственной службы в России.

Определение

Кто является государственным гражданским служащим? Это человек, работающий и выполняющий свои должностные обязанности на государственной службе. Иными словами, он выполняет функции государства, является неким представителем власти.

В соответствии с законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» это может быть гражданин России, взявший на себя обязательство выполнять трудовую деятельность в соответствии с должностным регламентом в гражданской службе. При назначении сотрудника государственной службы выпускается документ – приказ или акт — и заключается служебный контракт. Источником заработной платы таких работников являются бюджетные средства.

Обязанности и права государственных служащих

В отличие от военной (армия, правоохранительные органы), гражданская служба осуществляется в органах исполнительной (министерства, комитеты, службы), законодательной (представительные органы) или судебной отраслей.

Направления

Если рассматривать государственную служба в общем, выделяют три типа (в соответствии с федеральным законом № 58):

  1. Гражданская служба – подразделяется на федеральную или субъекта России.
  2. Военная служба – может быть только на федеральном уровне. Основной задачей таких органов является оборона страны и охрана безопасности государства.
  3. Служба иных видов.

Обязанности и права государственных служащих

Как было сказано выше, законом о гражданских служащих установлено разделение службы на федеральном или уровне субъекта России. Исходя из этого, источники денежного вознаграждения за труд также различны: из федеральной или региональной казны.

В России сейчас действует 85 субъектов. Среди них республики, края, области и округа, а также три города, которые являются отдельными субъектами и имеют федеральное значение.

К ним относят столицу России Москву, Санкт-Петербург, а также Севастополь. В каждом субъекте есть свои законодательные и исполнительные органы.

Это министерства и ведомства, различные комитеты и региональные правительственные органы и администрации. Также в регионах действуют учреждения судебной власти.

Принципы

Какими же принципами должен руководствоваться работник? В 79-ФЗ о государственной гражданской службе регламентируется восемь основных принципов:

  1. Работники должны ставить в высшем приоритете права и свободы человека и гражданина. Этот принцип также указан в статье 2 Основного закона страны — Конституции.
  2. Организация и правовое регулирование органов федерации и субъектов России должна быть единой.
  3. Все граждане Российской Федерации, которые говорят на государственном языке – то есть на русском – должны иметь равный доступ к гражданской трудовой деятельности. При этом не должна учитываться их национальная или половая принадлежность, возраст, политические убеждения и другие обстоятельства и признаки, которые не имеют отношения к их профессиональным и/или деловым навыкам.
  4. Они должны быть компетентными профессионалами в своей сфере деятельности.
  5. Стабильность – принцип гражданской службы, относящийся не только к профессиональным навыкам, которые обеспечивают бесперебойную деятельность государственного аппарата. Этот принцип также используется в отношении к служащему, например, в случае реорганизации или ликвидации органа.
  6. Информация о деятельности государственных гражданских служащих должна быть открытой и доступной для ознакомления.
  7. Государственные служащие обязаны взаимодействовать с гражданами и различными общественными объединениями страны.
  8. Государство должно обеспечить сотрудникам защиту от неправомерных вмешательств в их трудовую деятельность.

Права

Персонал государственной службы наделен правами, которые, в принципе, схожи с правами, регламентируемыми трудовым законодательством.

Служащие имеют право получить необходимые условия для надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей. Также работники должны быть ознакомлены с основной документацией, определяющими их права, обязанности и прочие критерии, по которым будет оцениваться эффективность их трудовой деятельности.

Работники на государственной службе имеют право на отдых, который включает нормативно установленный промежуток рабочего дня с перерывами, выходными днями и праздничными каникулами. Отпуск также полагается: как основной, так и дополнительный.

Зарплаты и иные выплаты рассчитываются в соответствии с законом о государственной гражданской службе и иными нормативными документами и указываются в служебном контракте.

Обязанности и права государственных служащих

Если в должностные обязанности входит работа со сведениями, представляющими государственную тайну, сотрудник имеет право получить к ним доступ. Кроме того, сотрудник может обратиться в государственные и местные органы власти, иные общественные предприятия, если это необходимо для выполнения их рабочих обязательств.

Как руководство отзывается о работнике и каковы материалы его личного дела? Государственный гражданский служащий это имеет право знать, и должен быть извещен о своей деятельности. Организация, которая нанимает сотрудников на гражданскую службу, проводит конкурс среди претендентов на занимаемую должность. Для повышения в должности в нем могут участвовать и уже работающие сотрудники.

Работники имеют право повышать свои профессиональные навыки. Их права и интересы должны отстаиваться работодателями, включая обжалование через суд. Закон также устанавливает право государственных служащих на медицинскую страховку и пенсию.

Вот такой обширный список прав у государственного гражданского служащего. Далее, рассмотрим их обязанности и ограничения.

Обязанности

Обязанности и права государственных служащих

Наряду с правами, обязательно выполнение следующих требований служащими государственной гражданской отрасли:

  1. Соблюдать правовые нормативные акты Российской Федерации – Конституцию, федеральные и региональные законы – и обеспечивать их соблюдение.
  2. Выполнять обязанности по регламенту, включая поручения от руководителей, в пределах полномочий и в соответствии с законом.
  3. Соблюдать распорядок, установленный государственным учреждением.
  4. Должностные обязанности не должны противоречить или ограничивать законные права граждан России или организаций.
  5. Чтобы исполнять трудовые обязательства надлежащим образом, работник должен иметь высокий квалификационный уровень.
  6. Не допускать распространения информации, содержащей государственную тайну или иные закрытые сведения.
  7. Экономно и бережно относиться к государственному имуществу.
  8. В обязанности государственного гражданского служащего входит предоставление информации о себе и о своей семье, которые указаны в законе, включая сведения о гражданстве.
  9. Служащие не должны нарушать установленные законом запреты и ограничения. Они обязаны проинформировать работодателей, если возникают обстоятельства, влекущие конфликт интересов, а также коррупционные правонарушения.

Запреты на государственной службе

Для работников в этой отрасли устанавливаются некие запреты. Например, государственный гражданский служащий – это никак не бизнесмен. Он не может осуществлять деятельность в качестве предпринимателя или управлять компаниями, главной задачей которых является получение прибыли (коммерческие организации).

Также им нельзя покупать ценные бумаги, по которым можно получить прибыть: акции, облигации и прочие, если это приводит к конфликту интересов. Сотрудникам государственных органов запрещено принимать подарки или иные вознаграждения от физических и юридических лиц.

Кто не может быть принят на государственные должности

Не каждый гражданин может стать государственным служащим. Так, существуют некие ограничения, которые могут препятствовать поступлению на такую работу:

  • Если по решению суда человек является недееспособным.
  • Наличие судимости, которая может препятствовать прохождению службы. Так, кандидаты на должность должны предоставлять справки от МВД России, что у них отсутствует судимость.
  • Если сотрудник отказывается от процедуры предоставления допуска к информации по государственной или федеральной тайне, а эти сведения необходимы для исполнения должностных обязанностей.
  • Если после медицинского обследования у человека обнаружат заболевание, которое может препятствовать поступлению на работу. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством России. Например, кандидаты проходят обследования у наркологов и психологов, сдают анализ крови и прочее.
  • Наличие близких родственных связей также является ограничениям для приема на службу, если родственники находятся под прямым руководством.
  • Если гражданин приобретает иное гражданство или выходит из гражданства России. Кроме того, на работу не примут, если гражданин имеет другое гражданство, и это не учитывается международным договором.
  • Если предоставлены ложные и недостоверные сведения.
  • Не предоставлены сведения о доходах или если в ходе проверки эти данные оказались недостоверными.
  • В случае утраты доверия в ходе конфликта интересов или коррупционных деяний.
  • Если служащий не прошел военную службу без отсутствия уважительных причин в течение десяти лет.
  • Иные данные, которые нужно предоставить государственному органу для прохождения службы.

Обязанности и права государственных служащих

Регулирование данных ограничений и ответственность за них регулируется законом о гражданских служащих в России (№ 79-ФЗ) и другими федеральными законами.

Квалификации должностей

На государственной службе в России в соответствии с федеральным законом № 58-ФЗ классные чины присваиваются:

  • Федеральным и государственным служащим в субъектах РФ, а также служащим в муниципалитетах.
  • Служащим правоохранительных органов.

Чины государственных гражданских служащих законом № 79-ФЗ классифицируются по пяти категориям (по убыванию): высшая, главная, ведущая, старшая и младшая. Каждая группа имеет чин 1, 2 и 3-го класса и определенные должности:

  • наивысшую группу представляют действительные государственные советники России;
  • главные – государственные советники;
  • к ведущей группе причисляют советников государственной гражданской службы РФ;
  • старшая – референты;
  • младшая – секретари.

Заработная плата

Из чего складывается оплата труда? Зарплата гражданских сотрудников – это денежное содержание, которое является основным источником для их обеспечения и стимулом для их работы по занимаемой должности. Как было указано выше, работники в этой отрасли не могут заниматься иной деятельностью, приносящей доход.

Оплата включает: оклад государственного гражданского служащего плюс месячный оклад по чину плюс иные дополнительные выплаты. Размер оклада по каждой должности устанавливается указом президента России. Также этим документом регулируется иные надбавки и денежные вознаграждения, например, за выслугу лет или за работу при особых условиях и прочее.

Пенсия

В российском законодательстве предусмотрены следующие виды пенсий государственных гражданских служащих:

  • по выслуге лет плюс страховые отчисления;
  • по инвалидности (при наличии).

Обязанности и права государственных служащих

Пенсионные выплаты по выслуге лет предоставляются федеральным и муниципальным работникам, имеющим определенный стаж (в государственной службе) и возраст. Для работников в государственных органах субъектов пенсионные выплаты регламентируются законами на уровне субъектов РФ. Обязательное требования – достижение пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60).

Читайте также:  Какие бывают формы и виды обеспечения по кредиту

Если служащий непрерывно проработал на государственной службе 16 лет, в 2018 году ему полагается пенсия, равная 45 % от среднемесячного заработка.

Стоит отметить, что, в соответствии с изменениями в законе о пенсионном обеспечении в России, трудовой стаж с каждым годом увеличивается.

Так, в 2026 году и в последующие годы работники могут получить пенсию по выслуге только при стаже, равном 20 годам на государственной службе.

Заключение

Государственным гражданским служащим является работник в органах власти – федерального, регионального или муниципального органа. Через них государственные учреждения реализуют свои полномочия практически во всех отраслях жизнедеятельности. Чтобы задачи государства выполнялись качественно, к сотрудникам предъявляется множество ограничений и требований.

Обязанности и права государственных служащих

Состав работников государственной службы неравномерный и очень различается по функциональным обязанностям. Поэтому их условно подразделяют на группы по критериям – классным чинам – от младшей до высшей группы должностных лиц.

Источник: https://BusinessMan.ru/gosudarstvennyiy-grajdanskiy-slujaschiy-eto-ponyatie-prava-i-obyazannosti-gosudarstvennogo-grajdanskogo-slujaschego.html

Общие права и обязанности государственных служащих

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 151 от 7 июля 1978 г. «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» государственные служащие сохраняют гражданские и политические права как все трудящиеся и независимость организаций государственных служащих, созданных для их поддержки и защиты от органов власти.

Вместе с тем государственным служащим для успешного осуществления служебной деятельности предоставляются особые права. Они называются служебными правами и принципиально отличаются от субъективных гражданских прав государственных служащих по своим целям и составу.

Права и обязанности государственных служащих — это особый вид установленных и гарантированных государством мер должного и возможного их поведения в области государственно-служебных отношений, связанных с обеспечением исполнения полномочий государственных органов.

При этом следует различать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для всех государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей.

Должностные права и обязанности производны от задач и функций государственного органа и выражают его полномочия. В Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации содержится перечень унифицированных наименований этих должностей, а конкретные права и обязанности для каждой должности устанавливаются соответствующими нормативными актами.

Общие права и обязаности государственных служащих впервые установлены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». Каждый государственный служащий, независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности, имеет право на:

1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

  • 2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • 3) посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
  • 4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
  • 5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;
  • 6) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
  • 7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
  • 8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
  • 9) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
  • 10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
  • 11) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
  • 12) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.
  1. Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы.
  2. Каждый государственный служащий независимо от полномочий по замещаемой государственной должности государственной службы обязан:
  3. 1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
  4. 2) добросовестно исполнять должностные обязанности;
  5. 3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
  6. 4) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
  7. 5) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  8. 6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
  9. 7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
  10. 8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/29252.html

Виды, обязанности и права государственных служащих

Государственный служащий: основы правового положения

Если строго следовать положениям федеральных законов «Об основах государственной службы Российской Федерации» и «О системе государственной службы Российской Федерации», то государственный служащий — это лицо, профессионально осуществляющее деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государ­ственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ. Между го­сударственным служащим и государством (государственным органом) на определенном этапе возникает конкретное государ­ственно-служебное правоотношение, характеризующееся нали­чием взаимных прав, обязанностей, ограничений и запретов, ответственности и других атрибутов правового статуса государ­ственного служащего.

Федеральный государственный служащий является гражда­нином, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной служ­бы и получающий денежное содержание (вознаграждение, до­вольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государствен­ным гражданским служащим субъекта РФ считается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

В предусмотренных федеральным законом случаях государственный гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет федерального бюд­жета.

Российская Федерация является нанимателем федерального государственного служащего, а соответствующий субъект РФ — нанимателем государственного гражданского служащего субъек­та РФ.

В узком понимании государственный служащий — это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е.

должность в системе структурных подразделений государственной админи­страции, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграж­дение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохра­нительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

Итак, понятие «государственный служащий» можно опреде­лить следующими признаками.

Во-первых, государственный служащий — это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государ­ственным языком и имеющий профессиональное образование. Государственный служащий является одной из сторон государ­ственно-служебного правоотношения.

Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строи­тельства, а государство (государственный орган), в свою оче­редь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обес­печивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т.д.

Во-вторых, государственный служащий должен отвечать тре­бованиям, предъявляемым к нему законодательством о государ­ственной службе.

В-третьих, государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном зако­ном порядке.

Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, и задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие.

В-четвертых, государственному служащему присваивается в ус­тановленном законом порядке квалификационный разряд (класс­ный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание).

В-пятых, государственный служащий выполняет государ­ственные функции, полномочия государственных органов, ре­шает государственные задачи в экономической, социальной административно-политической сфере (финансовая деятель­ность государства, развитие культуры, обеспечение обществен­ного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

В-шестых, государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие реше­ния, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.

В-седьмых, деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на техно­логические процессы производства, организацию и деятель­ность трудовых коллективов.

Совокупность упомянутых признаков позволяет сформули­ровать следующее определение.

Государственным служащим яв­ляется гражданин Российской Федерации, занимающий в уста­новленном федеральным законодательством и законодатель­ством субъектов Федераций порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (испол­нительной, законодательной и судебной власти), имеющий ква­лификационный разряд (специальное звание, ранг, чин, сте­пень, класс), заключивший с государственным органом трудо­вой договор (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государ­ственно-властные), получающий денежное содержание (зара­ботную плату) и имеющий гарантированный государством со­циально-правовой статус.

Государственный служащий имеет определенное правовое положение (правовой статус). Для него определены особые ус­ловия поступления на государственную службу, прохождения и

прекращения службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутри госу­дарственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам, другим организациям и т. д.).

Пра­вовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запре­тов, ответственность служащих, установленных законодатель­ством и гарантированных государством.

Правовой статус госу­дарственных служащих регулируется многими федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 4 ст.

10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» правовое по­ложение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведе­ния, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, устанавливается соответствую­щим федеральным законом о виде государственной службы.

Каждый государственный служащий имеет определенный нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов правовой статус. Он является центральным элемен­том правового института государственной службы, поскольку i все остальные элементы призваны «обслуживать» функционирование государственной службы и служащих.

  • В качестве основного элемента правового статуса государственного служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное функци­онирование, выступают права государственного служащего. Установленные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» права государственного служа­щего можно разделить на три группы:
  • 1) права, обеспечивающие уяснение служащим своего право­вого статуса и его правовую защиту;
  • 2) права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;
  • 3) права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего.
  • К первой группе прав государственного служащего относятся:
  • а) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвиже­ния по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
  • б) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до вне­сения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
  • в) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
  • г) право на обращение государственного служащего в соот­ветствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттеста­ции, их результатов, содержания выданных характеристик, при­ема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государ­ственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения с го­сударственной службы.
  • Вторая группа прав государственного служащего включает: а) получение в установленном порядке информации и матери­алов, необходимых для исполнения должностных обязанностей,
  • б) посещение в установленном порядке для исполнения дол­жностных обязанностей предприятий, учреждений и организа­ций независимо от форм собственности;
  • в) принятие решений и участие в их подготовке в соответ­ствии с должностными обязанностями;
  • г) переподготовку (переквалификацию) и повышение квали­фикации за счет средств соответствующего бюджета;
  • д) внесение предложений по совершенствованию государ­ственной службы в любые инстанции;
  • е) право на ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных органах).
  • Третью группу прав государственного служащего составляют:
  • а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности;
  • б) продвижение по службе, увеличение денежного содержа­ния с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалифи­кации;
  • в) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
  • г) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессио­нальных интересов;
  • д) право на денежное содержание, состоящее из должност­ного оклада, надбавок к нему за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;
  • е) право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжитель­ностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных катего­рий государственных служащих федеральными законами и за­конами субъектов РФ устанавливается ежегодный оплачивае­мый отпуск большей продолжительности;
  • ж) право на включение в стаж государственной службы госу­дарственного служащего иных периодов трудовой деятельности;
  • з) медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;
  • и) обязательное государственное страхование на случай при­чинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им Должностных обязанностей;
  • к) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период про­хождения им государственной службы.
  • Государственному служащему могут компенсироваться рас ходы в связи с его служебными командировками, связанные с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность в другой государственный орган, направ­лением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы.
  • Государственному служащему в зависимости от условий про­хождения им государственной службы предоставляются в уста­новленном законами порядке жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.
Читайте также:  До скольки лет платят алименты - условия и правила начисления

Обязанности государственного служащего характеризуют сущ­ность его служебной деятельности, ибо государство (государствен­ный орган) принимает на работу гражданина главным образом в целях возложения на него соответствующих должностных обязан­ностей. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государ­ственными служащими своих обязанностей, а также нарушение ими правил установленных административных процедур являют­ся основаниями возникновения их конфликтов с гражданами.

Круг общих (основных) обязанностей государственного служа­щего сводится к следующему.

1. Обеспечение поддержки конституционного строя и соблю­дения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.

2. Добросовестное исполнение должностных обязанностей; соблюдение установленных в государственном органе правил внутреннего распорядка, порядка обращения со служебной ин­формацией; выполнение должностных инструкций.

3. Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных инте­ресов граждан.

4. Исполнение приказов, распоряжений и указаний выше­стоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведо­мо незаконных.

5. Поддержание уровня квалификации достаточного для исполнения своих должностных обязанностей.

6. Соблюдение норм служебной этики.

7. Хранение государственной тайны и иной охраняемой за­коном тайны, а также неразглашение ставших известными госу­дарственному служащему в связи с исполнением своих должно­стных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.

8. Своевременное рассмотрение в пределах своих должност­ных обязанностей обращений граждан и общественных объеди­нений, а также предприятий, учреждений и организаций, госу­дарственных органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федераль­ными законами и законами субъектов РФ.

Виды государственных служащих

В зависимости от групп занимаемых должностей государственной службы можно выделить государственных служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы. Это соответствует 5, 4, 3, 2 и 1-й группам должностей государственной службы.

Если в качестве критерия классификации государственных служащих взять способ поступления на государственную службу, то можно выделить избираемых государственных служащих; назначаемых государственных служащих; служащих, замещае­мых государственную должность государственной службы по конкурсу; лиц, зачисляемых на государственную службу.

Все государственные служащие могут быть разделены на две группы: лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотруд­ники таможенных органов, прокурорские работники и др.); слу­жащие, не принимающие присягу (например, служащие отде­лов и управлений областной администрации).

Если положить в основу деления государственных служащих такой критерий, как специальные профессиональные обязанности и характер государственной службы, то выделяются гражданс­кие государственные служащие и государственные служащие, находящиеся на военной и правоохранительной службе (воен­нослужащие, сотрудники милиции, должностные лица тамо­женных органов и пр.).

В соответствии с принципом разделения государственной влас­ти различаются государственные служащие, замещающие госу­дарственные должности в органах представительной (законода­тельной), исполнительной и судебной власти. Здесь же уместно выделить и государственных служащих, занимающих должнос­ти в органах прокуратуры, таможенных органах, Счетной пала­те, Центральной избирательной комиссии и т. д.

По объему должностных полномочий государственные служа­щие подразделяются на должностных лиц (иногда их называют также сотрудниками государственных органов) и служащих, не являющихся должностными лицами (обычных служащих). Среди должностных лиц следует выделить руководителей и пред­ставителей власти.

Руководящие служащие (начальники) являются носителями иной власти по отношению к подчиненным им лицам.

Представители власти, как известно, реализуют свои властны полномочия вне зависимости от подчиненности субъектов применяют меры принуждения к не подчиненным по службе субъектам права (физическим и юридическим лицам). Руково­дящие служащие часто выполняют функции представителей власти (начальники и заместители начальников органов внут­ренних дел, государственных инспекций, других контрольно-надзорных органов).



Источник: https://infopedia.su/5×4225.html

Статья 10. Основные обязанности государственного служащего

Государственный служащий обязан:1)
обеспечивать поддержку конституционного
строя и соблюдение Конституции
Российской Федерации, реализацию
федеральных законов и законов субъектов
Российской Федерации, в том числе
регулирующих сферу его полномочий; 2)
добросовестно исполнять должностные
обязанности; 3) обеспечивать соблюдение
и защиту прав и законных интересов
граждан; 4) исполнять приказы,
распоряжения и указания вышестоящих в
порядке подчиненности руководителей,
отданные в пределах их должностных
полномочий, за исключением незаконных; 5) в пределах своих должностных
обязанностей своевременно рассматривать
обращения граждан и общественных
объединений, а также предприятий,
учреждений и организаций, государственных
органов и органов местного самоуправления
и принимать по ним решения в порядке,
установленном федеральными законами и
законами субъектов Российской Федерации; 6) соблюдать установленные в
государственном органе правила
внутреннего трудового распорядка,
должностные инструкции, порядок работы со
служебной информацией; 7) поддерживать
уровень квалификации, достаточный для
исполнения своих должностных
обязанностей; 8) хранить
государственную и иную охраняемую законом
тайну, а также не разглашать ставшие ему
известными в связи с исполнением
должностных обязанностей сведения,
затрагивающие частную жизнь, честь и
достоинство граждан.

Комментарий к
статье 10

Государственные служащие
подпадают под специальный правовой режим.
Вместе с тем они не могут освобождаться и от
общегражданских обязанностей,
предусмотренных Конституцией РФ.

Как и все
граждане, они обязаны платить законно
установленные налоги и сборы, сохранять
природу и окружающую среду, защищать
Отечество, нести военную, а в установленных
законом случаях — альтернативную
гражданскую службу и т.д.

(ст. ст. 57, 58, 59 и др.
статьи Конституции
РФ).

На отдельные категории
государственных служащих Конституция РФ
возлагает повышенные обязанности,
продиктованные интересами нормального
функционирования государственной службы.
Так, должностные лица обязаны обеспечить
каждому возможность: ознакомления с
документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы, если
иное не предусмотрено законом (ст. 24);
получения достоверной и своевременной
информации о факторах, создающих угрозу для
жизни и здоровья (ст. 41) и др. Закон
перечисляет восемь общих для всех
государственных служащих служебных
обязанностей, возводя эти требования в
разряд законодательных предписаний. В
действительности же законодательство
возлагает на них большее число
обязанностей. Конкретные обязанности по
соответствующим государственным
должностям определяются должностными
инструкциями и положениями. В Законе
предусматривается шесть обязанностей,
относящихся к существу служебной
деятельности, и две — сопутствующие статусу
государственных служащих. При этом
некоторые из них настолько очевидны, что не
требуют детальных разъяснений, например,
обязанность добросовестно исполнять
должностные обязанности, поддерживать
уровень квалификации и др. 1)
Обязанность обеспечивать поддержку
конституционного строя и соблюдение
Конституции РФ (подп. 1 комментируемой
статьи) обусловлена тем, что
государственный служащий органически
связан с государством и должен исполнять
свою должность в духе конституционных
принципов: соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина; равноправие и
полноправие граждан; законность; гуманизм
(признание человека высшей ценностью);
идеологическое многообразие,
многопартийность и др. Эта обязанность
всеобъемлющая, она касается поведения
служащего как на государственной службе,
так и за ее пределами. В Законе особо
выделяется обязанность государственного
служащего обеспечивать соблюдение
Конституции РФ, поскольку именно в ней
содержатся основные начала всех иных
законодательных актов. Данное свойство
придает ей высшую юридическую силу, что
закреплено и в самой Конституции РФ (ст. 15). В
случае коллизии между требованиями
Конституции РФ и другими нормативно —
правовыми актами государственный служащий
обязан руководствоваться конституционной
нормой. Из обязанности обеспечивать
поддержку конституционного строя вытекает
неукоснительное следование каждого
государственным интересам.
Государственный служащий не вправе
совершать действий, приводящих к подрыву
авторитета государства, принимать участие
в действиях, нарушающих работу
государственных органов. Государственные
служащие должны воздерживаться от
действий, выступлений и публичных
высказываний, могущих повредить
государственной службе или нанести ущерб
государственному органу. Государственный служащий не имеет права
апелляции к прессе (информацию для нее
могут давать только уполномоченные на это
государственные служащие); не вправе
использовать свой авторитет и знание
документов для того, чтобы критиковать
конституционный строй. С замечаниями о
недостатках, упущениях или
злоупотреблениях соответствующего
государственного органа его служащим может
быть рекомендовано обращаться к
вышестоящему руководству или органу,
включая Правительство РФ. Обязанность
не совершать действий, затрудняющих работу
органов государственной власти,
конкретизируется в зависимости от
занимаемой должности. Государственный
служащий не вправе публично критиковать
своего руководителя, государственный
орган, в котором он служит, по вопросам
проводимой государственной политики. Так,
несовместимы с должностью министра
публичные заявления о неправильной
политике правительства. Если
государственный служащий не согласен с
проводимой политикой, он должен подать в
отставку. Следует отметить, что
формулировка обязанности не совершать
действий, ослабляющих конституционный
строй, затрудняющих работу органов
государственной власти, не отличается
точностью. Из этой формулы неясно, что
госслужащий имеет право делать или не
делать, о чем он имеет право говорить или
умалчивать. Соблюдение данного правила в
том виде, в котором оно сформулировано в
настоящее время, может приводить к
конформизму.

Читайте также:  Чем отличается кадастровая стоимость от рыночной

2) В подп. 2 ст. 10 Закона
государственным служащим предписано
добросовестно исполнять свои должностные
обязанности.

Эти обязанности
определяются должностными инструкциями,
положениями, уставами, которые
разрабатываются на основе
квалификационных требований,
установленных ст. ст.

6 и 7 комментируемого
Закона, Федеральным законом «Об
образовании», федеральными законами о
соответствующих государственных органах,
законами субъектов РФ, и утверждаются
руководителями государственных органов и
их структурных подразделений.

Под
исполнением должностных обязанностей в
смысле комментируемого Закона
понимается: исполнение в течение
рабочего времени, а также сверх того, если
это вызвано служебной необходимостью,
обязанностей по занимаемой должности,
приказов и распоряжений руководителей
(начальников); следование к месту
командировки, лечения и обратно, а также
нахождения в командировке или на лечении; нахождение в положении интернированного
или заложника; служебная деятельность
в период безвестного отсутствия — до
признания в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке безвестно отсутствующим или
объявления умершим; действия по защите
от преступных посягательств
государственных интересов, жизни, здоровья,
чести и достоинства себя и членов семьи, а
также других граждан независимо от места и
времени совершения этих действий. Не
признаются исполняющими должностные
обязанности государственные служащие:
находящиеся на отдыхе или в отпуске; в
отношении которых служебным
расследованием, следственными или
служебными органами установлено, что
совершенные ими противоправные действия
находятся в прямой причинной связи с
алкогольным, наркотическим или токсическим
опьянением либо являются умышленным
преступлением или умышленным
административным правонарушением (за
исключением совершенных в условиях крайней
необходимости или необходимой обороны).

Невыполнение должностных обязанностей
либо неполное их осуществление следует
квалифицировать как дисциплинарный
проступок.

Неисполнение или ненадлежащее
исполнение должностных обязанностей
вследствие недобросовестного или
небрежного отношения к государственной
службе, если это повлекло существенное
нарушение прав и законных интересов
граждан или организаций либо охраняемых
законом интересов общества или
государства, образует состав преступления
(ст. 293 УК).

Существуют закрепленные в правовых нормах
правила соподчинения между должностями,
соблюдение которых также охватывается
обязанностью госслужащего осуществлять
полномочия в пределах предоставленных ему
прав и в соответствии с должностными
обязанностями. Исполнение должностных
обязанностей неразрывно связано и с другим
требованием — соблюдать установленный в
государственном органе служебный
распорядок.

Должностные обязанности
возлагаются на государственных служащих
исключительно для выполнения задач и
функций государственных органов в
общественно — полезных целях.

Поэтому если
они осуществляют свои обязанности
недобросовестно (в иных целях) или выходят
за пределы предоставленных прав, то их
действия могут быть квалифицированы в
зависимости от тяжести правонарушения как
дисциплинарный проступок,
административное правонарушение или
преступление.

Так, самовольное, с
нарушением установленного законом порядка,
осуществление должностным лицом своих
действительных или предполагаемых
обязанностей, не причинившее существенного
вреда, образует состав административного
проступка (ст. 166 КоАП) либо преступления (ст. 330 УК), если
такими действиями причинен существенный
вред.

Использование должностных
обязанностей (и прав) вопреки интересам
службы, если это деяние совершено из
корыстной или иной личной
заинтересованности и повлекло
существенное нарушение прав и законных
интересов граждан или организаций либо
охраняемых законом интересов общества или
государства, квалифицируется в качестве
преступления (ст.
285 УК). Превышение должностных
полномочий квалифицируется как
дисциплинарный проступок (п. 12 Положения от
22 декабря 1993 г.) . Если же оно причинило
существенный вред государственным или
общественным интересам либо охраняемым
законом правам и интересам граждан, то
образует состав преступления (ст. 286 УК). ——————————— САПП РФ. 1993. N 52. Ст.
5073.Под превышением служебных полномочий
понимается умышленное совершение
государственным служащим действий, явно
выходящих за пределы обязанностей (прав),
предоставленных ему по должности законом
(уставом, положением, инструкцией, приказом
и т.п.). Понятием «превышение должностных
полномочий» могут быть охвачены действия,
которые: входят в компетенцию
вышестоящего должностного лица данного
органа; могут быть совершены лишь
коллегиально; могли быть совершены и
данным должностным лицом, но при наличии у
него специальных полномочий или в особых
условиях; неправомочно совершить
никакое должностное лицо и никакая
служебная инстанция. Наряду с общим
составом превышения власти или служебных
полномочий УК устанавливает некоторые его
специальные виды, например уголовную
ответственность должностных лиц,
производящих дознание или предварительное
следствие, за совершение действий,
заключающихся в принуждении к даче
показаний (ст. 302) и др. 3) В подп. 3
комментируемой статьи предусматривается
обязанность государственного служащего
обеспечивать соблюдение и защиту прав и
законных интересов граждан. В
Конституции РФ (ст. ст. 2, 18) права и свободы
человека и гражданина устанавливаются в
качестве не только основ конституционного
строя, но и непосредственно действующих
прав. Это требование определяет смысл,
содержание и применение законов в
профессиональной деятельности по
реализации полномочий государственных
органов. Выполнение государственными
служащими обязанности обеспечивать
соблюдение и защиту прав и законных
интересов граждан означает: своевременное издание правовых актов,
связанных с обеспечением гражданами своих
прав; организацию исполнения законов,
имеющих непосредственное отношение к
правам и свободам граждан; оказание
помощи и содействия гражданам в реализации
их конкретных субъективных прав; осуществление мер по охране прав и свобод
граждан. В государственных органах
должны определяться конкретные
структурные подразделения и должностные
лица, на которые возлагается обязанность
создавать условия для реализации прав и
свобод, принимать меры к их безусловному
обеспечению, а также предусматривать
ответственность должностных лиц за
ущемление прав граждан и несвоевременное
принятие мер по их защите.

  • Охраняя
    права граждан, руководители
    государственных органов, органов местного
    самоуправления обязаны: осуществлять
    контроль; рассматривать протесты и
    представления органов прокуратуры, частные
    определения и представления судов;
    проводить проверки по выступлениям печати,
    информирующим об ущемлении прав и свобод
    граждан и др.
  • Государственный служащий
    обязан, если существует хоть малейшее
    сомнение относительно правомерности
    полученного приказа (распоряжения),
    незамедлительно сообщить об этом в
    письменной форме как своему
    непосредственному руководителю, так и
    руководителю, издавшему приказ. Условие
    правомерности его исполнения в этом случае
    одно: письменное

Источник: https://www.lawmix.ru/comm/8206/29890

Права и обязанности госслужащих в РФ: разъяснение закона

Государственная служба — совершенно особая сфера деятельности. Вступая в нее даже на правах специалиста низшего звена, человек приобретает специфические права и обязанности.

Те и другие желательно знать заранее. Почему? Внимательно читайте статью и все поймете сами.

Правовое положение госслужащего

Возможности и ограничения, сопровождающие статус гражданского служащего, регламентированы третьей главой 79 ФЗ.

Преимущественно ею мы и будем руководствоваться. Сначала расскажем о приятном.

На что может рассчитывать чиновник?

Служащие государственных учреждений имеют все права, которые дает работнику Трудовой кодекс РФ (статья 21 и др.):

  • обеспечение условий, необходимых для нормального труда;
  • право на регулярный отдых (выходные и праздничные дни, ежегодные отпуска);
  • регулярную зарплату и другие предусмотренные законом выплаты;
  • членство в профсоюзе;
  • обращение в суд для защиты ущемленных интересов;
  • обязательное медицинское страхование;
  • пенсионное обеспечение.

Чиновник может:

  • настаивать на ознакомлении с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело;
  • требовать служебной проверки по заявлению;
  • продвигаться по службе на основании открытых конкурсов.

Своеобразное право госслужащего — гарантированный доступ к сведениям, которые признаны гостайной (в том случае, когда они оказываются необходимыми для исполнения поручений.

Основные обязанности гражданских служащих

Госслужащему следует работать в строгом соответствии с Конституцией РФ и принятым регламентом, чтить и соблюдать служебный распорядок.

Чиновнику полагается:

  • пройти дактилоскопическую регистрацию;
  • не разглашать информацию, которая охраняется законом или касается частной жизни граждан;
  • поддерживать нужный квалификационный уровень;
  • беречь государственное имущество;
  • сообщать определенные сведения о себе и членах семьи -в частности, отчитываться о доходах;
  • корректно общаться с гражданами;
  • не совершать поступков, которые могли бы порочить его должность.

Подробнее — в статье 15 и статье 18.

Отдельного внимания заслуживает пункт о неправомерных поручениях. Государственный служащий не должен исполнять требования начальства слепо. Каждое поручение нужно оценивать с точки зрения его соответствия действующему законодательству. В случае нарушения этого требования исполнитель несет дисциплинарную ответственность.

Ряд запретов налагается статьей 17. В частности,  согласно ей госслужащие не могут:

  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • приобретать ценные бумаги для получения дохода;
  • получать вознаграждения от физических и юридических лиц;
  • использовать в своих корыстных целях государственное имущество;
  • публично высказываться о деятельности руководителей и вышестоящих госорганов;
  • свободно принимать награды других государств;
  • хранить деньги в иностранных банках.

Как видите, ограничений достаточно много и они серьезные. Важно понимать, что работа на госслужбе может напоминать о себе даже после увольнения. Например, людям, которые в юности были младшими чиновниками в каком-либо департаменте, в дальнейшем придется столкнуться с усложненной процедурой оформления загранпаспорта.

Источник: http://www.rabota-naiti.ru/karera/trudovye-prava/gossluzhashhih.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector