Структура пенсионного фонда рф и ее особенности

Система пенсионного обеспечения в России находится в государственном ведении. Ведущей организацией, которая ответственна за осуществление соответствующих выплат, является Пенсионный фонд России.

Государственные услуги в рамках компетенции ПФР оказываются во всех регионах России. Кроме этого, по линии этой организации пенсию получают граждане иностранных государств, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на получение выплат.

Пенсионный фонд назначает денежное содержание не только гражданам преклонного возраста, как это принято думать. Несмотря на то, что на выплату страховых пенсий по старости расходуется большая часть средств фонда, в задачу ПФР входит обеспечение других социально уязвимых категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетних, потерявших кормильца.

Как один из крупнейших социальных институтов государства, ПФР имеет разветвленную и сложную структуру, разобраться в которой мы постараемся в рамках этой статьи.

История Пенсионного фонда

1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.

Справка! В 1964 году данное право, хотя и в несколько усеченном виде, появилось и у жителей сельской местности, работающих в колхозах. Начиная с этого времени можно говорить о том, что в Советском Союзе в полной мере сложилась система пенсионного обеспечения.

В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.

В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях.

На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.

На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.

Функции пенсионного фонда сегодня

Основной целью ПФР, ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы  в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.

Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • софинасирование отдельных социальных программ;
  • осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
  • выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.

Важно! На данный момент Пенсионный фонд России является еще и одним из крупнейших работодателей – всего в его структурах трудятся более 100 тыс. человек.

Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.

Проще всего ее представить в виде следующей схемы:

Структура Пенсионного фонда РФ и ее особенности

Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.

В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.

Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.

Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.

Об исполнительной дирекции

Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.

Функциями исполнительной дирекции являются:

  • определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
  • распределение денежных средств по регионам;
  • осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
  • составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.

Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.

Территориальный аппарат

Территориальные органы Пенсионного фонда имеют иерархическую структуру. В их число входят.

Окружные управления

Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:

  • надзор за деятельностью региональных отделений
  • планирование работы органов ПФР;
  • координация деятельности управления на местах;
  • осуществление статистического учета на подведомственной территории;
  • участие в формировании и подготовке бюджета фонда.

Структура Пенсионного фонда РФ и ее особенности

Территориальные отделения

Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:

  • администрирование страховых взносов;
  • контроль собираемости взносов;
  • ведение персонифицированного учета;
  • осуществление координации отделов на местах.

Внимание! Региональные отделения принимают жалобы на неправомерные действия сотрудников муниципальных отделов ПФР в порядке подчиненности.

Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:

  • назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
  • прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
  • доставка пенсий;
  • ведение персонифицированного учета;
  • администрирование страховых взносов;
  • консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
  • обеспечение софинансирования региональных социальных программ.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.

Интересное видео

Дополнительную информацию о системе Пенсионного фонда смотрите в видео:

Источник: https://pfrp.ru/faq/struktura-pfr.html

Структура Пенсионного фонда России: функции, аппараты, люди

Государственный Пенсионный фонд — это всероссийская организация, отвечающая за пенсионное обеспечение и социальные выплаты гражданам страны, иностранцам и апатридам (лицам без гражданства), в рамках, определённых законодательством. Структура ПФР и принципы его работы оптимизированы для России и отличаются от зарубежных аналогов. Деятельность ПФР определяется «Положением о фонде», принятом в декабре 1991 года.

История создания

Пенсионный фонд России возник в 1990 году, в рамках реставрации капитализма, после уничтожения СССР.

В эпоху социалистического государства бремя пенсионного обеспечения лежало на бюджете страны, поскольку государство являлось единственным работодателем и получателем прибыли.

Распад всесоюзной экономической системы, деградация и переход в частные руки бюджетообразующих предприятий, общий спад экономики, привёл к невозможности исполнять социальные обязательства государства из средств государственного бюджета.

Потребовались внебюджетные механизмы, под государственным контролем, но с некоторой долей самостоятельности. Был образован Пенсионный фонд, средства которого принадлежали государству, но формировались отдельно от бюджета. С 1991 года Фонд отвечает за пенсионное и социальное обеспечение, самостоятельно формируя свой бюджет и портфель инвестиций для получения дополнительных средств.

В период до 1992 года полностью сформировалась всероссийская структура Фонда и основные принципы его наполнения. Дефицит наполняемости фонда в первые годы после создания, вынудил пойти на беспрецедентный шаг — ПФР в начале 90-х взял кредит у коммерческих банков.

Последующие реформы пенсионного обеспечения и рост экономики страны выровняли финансовое положение Фонда, и сейчас только в России, ежемесячно и без задержек, получают выплаты почти 45 миллионов человек.

В рамках межгосударственных соглашений имеют право на получение пенсии из средств ПФР некоторые жители Беларуси, Украины, стран Прибалтики.

Всего в мире 109 стран, с которыми есть соглашения, и несколько государств, в которых живут российские пенсионеры, получающие выплаты без межгосударственных договоров. В основном, такие пенсионеры живут в Израиле, Германии и США.

Структура пенсионного фонда РФ

По вертикали организационная структура Фонда состоит из трёх уровней, и подчиняется центральному аппарату. В центральный аппарат (первый уровень) входит:

  • Правление, в лице Председателя и его заместителей;
  • Информационный центр, занимающийся персонифицированным учётом и администрированием отчислений;
  • Ревизионная комиссия.

Территориальные подразделения управляются Исполнительной дирекцией. Структурные единицы ПФР представляют собой:

  • второй уровень: восемь окружных управлений, по числу федеральных округов;
  • третий уровень: восемьдесят четыре отделения, по числу субъектов Российской Федерации, плюс отделение в Байконуре;
  • две тысячи четыреста шестьдесят клиентских подразделений, входящих состав территориальных отделений.

Структура Пенсионного фонда РФ и ее особенности

Приходя в Пенсионный фонд с вопросами, оформляя выплаты в первый раз, или производя перерасчёт, человек попадает в территориальное клиентское подразделение фонда по месту жительства. Именно здесь решается большинство вопросов, принимаются заявки на государственные услуги в рамках компетенции фонда, выдаются карточки СНИЛС, справки, производится постановка на учёт и снятие с учёта.

Функции пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд, исходя из действующих постановлений Правительства и законов РФ, ведёт персональный учёт взносов, рассчитывает выплачиваемые суммы, и организовывает адресную доставку социальных и пенсионных выплат. Расчёт производится исходя из данных персонифицированного учёта, по утверждённым формулам, с применением регулярно обновляемых коэффициентов, на основании базовых цифр.

Структура Пенсионного фонда РФ и ее особенности

Установление величины применяемых коэффициентов и базовых ставок относится к компетенции Кабинета министров, и директивно доводится до сведения Фонда. Также не относится к компетенции Фонда расчёт величины прожиточного минимума пенсионера.

Центральный аппарат фонда

На начало 2018 года ПФР возглавляет Председатель правления Антов Викторович Дроздов. Он отвечает за общее руководство, координацию работы заместителей, контроль деятельности ревизионной комиссии.

Первый заместитель Председателя Лилия Ивановна Чижик. Координирует департаменты выплат, занимается правовыми вопросами, координирует территориальные структуры Фонда. Куратор Южного ФО.

Пять заместителей Председателя.

  1. Борис Витальевич Гукайло. Хозчасть, строительство, закупки. Куратор Дальневосточного округа.
  2. Николай Борисович Козлов. Инвестиции, зарубежные отношения, обучение сотрудников. Куратор СибФО
  3. Наталия Владимировна Петрова. Движение финансов и администрирование взносов. Куратор Центрального ФО и Байконура.
  4. Сергей Анатольевич Афанасьев. Стратегическое планирование, тарифная политика, работа с обращениями граждан и юридических лиц в ПФР. Куратор УрФО
  5. Алексей Михайлович Иванов. Информационная безопасность, информационные технологии, АСУ. Контроль работы Фонда по предоставлению государственных услуг. Куратор Приволжского ФО

Управляющий по Москве и области Андрей Евгеньевич Андреев.

Управляющий по Республике Башкорстан Фоат Галяутдинович Хантимеров.

Читайте также:  Реновация в Москве - последние новости от правительства

Территориальный аппарат фонда

Управления в федеральных округах отвечают за координацию работы подчинённых территориальных отделений, за связь с государственными органами (местными структурами власти, казначейством и налоговой службой), а также с представителем Президента. Участвуют в региональных социальных программах.

Территориальные отделения в субъектах федерации ведут всю текущую оперативную работу по своевременному и безошибочному обеспечению конечных получателей пенсиями и социальными выплатами. Они отвечают за работу клиентских подразделений, и решают спорные и текущие вопросы с населением.

Всего в структуре Пенсионного фонда России трудится более 130 тысяч человек.

(1

Источник: https://PensioVed.ru/obshhie-voprosy/struktura-pensionnogo-fonda-rossii-funktsii-apparaty-lyudi

Пенсионный фонд Российской Федерации и его структура

Пенсионный фонд Российской Федерации является одной из крупнейших организаций России, специализирующейся на оказании социальных услуг населению. Датой основания является 22 декабря 1990 г. – день, когда решением Верховного Совета РСФСР было принято постановление № 442-1.

Что представляет собой Пенсионный фонд РФ? Какие задачи и функции он выполняет? Кто управляет фондом? На эти и другие вопросы мы постараемся подробно ответить в данной статье.

История становления

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) зародилась в начале 20-го столетия, но на территории России это произошло гораздо позднее, нежели в других развитых государствах.

Услугами пенсионного обеспечения изначально могли пользоваться только высшие слои населения, а после октябрьской революции порядок страхования был существенно изменен, и фактически система перестала существовать.

В качестве основных этапов развития системы ОПС в России стоит выделить следующие:

  • 1927 г. – введение системы, регулирующей обеспечение граждан по старости, содержание и обслуживание граждан, лишенных трудовой способности;
  • 1956 г. – предоставление из государственного бюджета дотаций на компенсирование пенсионных выплат;
  • 1965 г. – право на получение пенсионного обеспечения было предоставлено колхозникам, и только через 4 года появилась единая система страхования.

В качестве автономного фонда, страховая система была выделена только в 1990 году. Вместе с этим был принят нормативно-правовой акт, регламентирующий основные принципы функционирования системы, задачи и цели ее существования.

Структура Пенсионного фонда РФ и ее особенности

Основные функции

Пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы. Кроме основной цели, создание ПФР было необходимо для выполнения следующих задач:

  1. реализации прав граждан на получение материального обеспечения по достижении ими нетрудоспособного возраста;
  2. организации деятельности системы ОПС;
  3. распределения и направления средств бюджета ПФР.

Важно, что обособленные управления ПФР (в регионах) выступают отдельными юридическими лицами в отношениях, возникающих и развивающихся со страхователями (работодателями, уплачивающими страховые взносы), застрахованными лицами и гражданами пенсионного возраста.

Пенсионный фонд РФ в соответствии с поставленными задачами выполняет ряд функций, в числе которых:

  1. назначение, расчет и выплата пенсий;
  2. учет поступающих страховых и добровольных взносов;
  3. Назначение дополнительных выплат социального характера некоторым категориям населения (например, ветеранам ВОВ, инвалидам и т.д.);
  4. осуществление учета всех субъектов системы ОПС;
  5. взаимодействие со страхователями в лице работодателей, которые уплачивают страховые взносы за застрахованных и себя;
  6. выдача сертификатов, подтверждающих право женщины на получение материнского капитала;
  7. управление всеми средствами, входящими в бюджет системы;
  8. выплата средств на основании сертификатов, выдаваемых для получения материнского капитала.

Кроме перечисленных функций, ПФР осуществляет администрирование поступающих средств по пенсионному и медицинскому страхованию.

Структура

Особенностью ПФР, как внебюджетной организации, является разветвленная структура. В общей совокупности по всей территории страны располагается 8 Управлений в Федеральных округах, 83 отделения в субъектах РФ, отделение в Казахстане, более 2 500 территориальных управлений, и с каждым годом эта цифра увеличивается.

Высшим органом является Правление ПФР, которое определяет дальнейшее направление развития фонда, ставит текущие задачи, утверждает бюджет и следит за надлежащим исполнением функций структуры. На должности председателя правления с 2008 года находится А.В. Дроздов.

За исполнительные функции правления отвечает Исполнительная дирекция, которая реализует международные соглашения, устанавливает и реализует пенсионные выплаты гражданам, формирует и инвестирует пенсионные накопления и т.п.

Для контроля за деятельностью Исполнительной дирекции была создана Ревизионная комиссия ПФР, которая проводит проверку документов и сведений, относящихся к деятельности ПФР (кроме содержащих коммерческую тайну).

За эксплуатацию и сопровождение IT-структуры отвечает МИЦ — Межрегиональный информационный центр. Это учреждение было создано в 2015 году и реализовало проект по внедрению автоматизированной информационной системы ПФР.

Отделения ПФР в регионах осуществляют организацию пенсионного обеспечения жителей своего субъекта, создают оптимальные условия для обслуживания клиентов, обеспечивают своевременность и полноту страховых взносов, взыскивают недоимки, пени и штрафы. В их подчинении находятся управления и клиентские службы ПФР, а также Центры по выплате пенсий и обработке информации. В них осуществляется непосредственная работа с населением, консультирование, выдача сертификатов и различных справок.

Основная деятельность Пенсионного фонда России направлена на осуществление таких социально значимых функций, как формирование накоплений, выплата пенсий, учет пенсионный прав граждан, выдача сертификатов семейного капитала. А каждое подразделение ПФР призвано выполнять свои задачи с целью эффективного функционирования всей пенсионной системы.

Источник: https://insur-portal.ru/pension/struktura-pfr

Особенности функционирования пенсионного фонда российской федерации

Конференция завершена Эта статья набрала 0 голосов У данной статьи нет дипломов Структура Пенсионного фонда РФ и ее особенности

Социальное обеспечение занимает одно из значимых мест в функционировании государства и общества. Именно внебюджетные фонды в Российской Федерации являются одним из звеньев перераспределения  национального дохода в пользу определенных социальных групп населения, при этом государство аккумулирует в фонды часть доходов населения с целью финансирования социально-экономических мероприятий. Образование внебюджетных фондов направлено на обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

В экономической литературе внебюджетные фонды классифицируются на социальные и экономические. К социальным фондам относят государственные социально-страховые фонды: Пенсионный фонд (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), негосударственные пенсионные, благотворительные, социальные инвестиционные и другие фонды [4, c. 169].

Одним из важнейших фондов, функционирующих на территории РФ, является Пенсионный фонд, как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, деятельность которого направлена на пенсионное обеспечение населения и осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. В свою очередь, Пенсионный фонд Российской Федерации имеет в регионах страны свои отделения.

Бюджет Пенсионного фонда РФ находится в государственной собственности и не входит в состав федерального и территориальных бюджетов. Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляет Правление фонда (состав утверждается Государственной Думой) и его исполнительная дирекция. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Фонда и его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

Бюджет Пенсионного фонда РФ образуется за счет поступлений от  страховых взносов; средств федерального бюджета; пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии; средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации [3, c. 328].

Доходы Пенсионного фонда (согласно Федеральному закону «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации») за 2013-2015 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Доходы Пенсионного фонда в период с 2013 по 2015 гг., трлн. руб.

Показатели 2013 2014 2015 Абсолютное отклонение Относительное отклонение
2014/2013
  • 2015/
  • 2014
  • 2014/
  • 2013
  • 2015/
  • 2014
  • Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда
  • 6,36
  • 6,16
  • 7,14
  • -0,2
  • +0,98
  • -3,1
  • +15,9
  • Трансферты, получаемые из федерального бюджета
  • 2,95
  • 2,44
  • 3,01
  • -0,51
  • +0,57
  • -17,2
  • +23,36
  • Трансферты, получаемые из бюджетов субъектов Российской Федерации
  • 0,55
  • 0,44
  • 0,39
  • -0,11
  • -0,05
  • -20
  • -11,36

Согласно таблице 1 суммарные доходы бюджета Пенсионного фонда в 2014 составили 6,16 трлн. руб., что на 0,2 трлн. руб. (3,1%) меньше, чем в 2013 году. Сумма трансфертов, получаемых из федерального бюджета, снизилась на 0,51 трлн. руб. (17,2%), сумма трансфертов, получаемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, также уменьшилась на 0,11 трлн. руб. (20%).

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014 год поступили в общей сумме 3,69 трлн. руб., что превышает аналогичные показатели 2013 года на 0,23 трлн. руб.

Общий объем доходов ПФР в 2015 году составил 7,14 трлн. руб., что на 0,98 трлн. руб. (15,9%) больше, чем в 2014 году. Сумма трансфертов, получаемых из федерального бюджета, увеличилась на 0,57 трлн. руб. (23,36%), сумма трансфертов, получаемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, уменьшилась на 0,05 трлн. руб. (11,36%).

Сбор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые являются основным источником доходов ПФР, вырос до 3864,4 млрд. руб., составив 54,2% в объеме доходов Фонда. По сравнению с 2014 годом общий объем взносов увеличился на 170 млрд. руб. или 4,6% [1].

  1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:
  2. — выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;
  3. — доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
  4. — финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
  5. — уплату гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с законодательством РФ;
  6. — иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании [2].
  7. Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
  8. Таблица 2

Расходы Пенсионного фонда в период с 2013 по 2015 гг., трлн. руб.

Показатели 2013 2014 2015 Абсолютное отклонение Относительное отклонение
2014/2013 2015/2014 2014/2013 2015/2014
Общий объем расходов бюджета 6,08 6,41 7,76 0,33 1,35 +5,4 +21,06
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов РФ 0,106 0,107 0,108 0,001 0,001 +0,94 +0,93

Согласно таблице 2 суммарные расходы бюджета Пенсионного фонда в 2014 составили 6,41 трлн. руб., что на 0,33 трлн. руб. (5,4%) больше, чем в 2013 году. Сумма межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам РФ, увеличилась на 0,001 трлн. руб. (0,94%).

Общий объем расходов ПФР в 2015 году составили 7,76 трлн. руб., что на 1,35 трлн. руб. (21,06%) больше, чем в 2014 году. Сумма межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам РФ, увеличилась на 0,001 трлн. руб. (0,93%) [1].

  • В настоящее время состояние пенсионной системы оценивается как нестабильное, и в процессе функционирования наблюдаются некоторые проблемы, например, основные из них:
  • — нарастающий дефицит в бюджете ПФР;
  • — снижение доли пенсионного страхования в части, зависящей от  заработка и стажа;
  • — низкая доходность оставшихся средств.
  • Среди мер, необходимых для решения сложившихся проблем в функционировании пенсионной системы РФ, являются:
  • — совершенствование системы налогообложения НПФ;
  • — начисление пенсии происходит согласно пенсионной формуле (наличие не менее 7 лет стажа и 9 пенсионных баллов);
  • — индексация страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
  • — введение моратория на формирование пенсионных накоплений;
  • — возможность направления средств материнского капитала на покупку товаров и оплату услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Читайте также:  Перерасчет пенсии за детей рожденных до 1990 года

Таким образом, Пенсионный фонд РФ – это фонд денежных средств, основной целью которого является социальное обеспечение населения страны, а именно — выплата государственных пенсий.

Основным источником формирования доходов ПФР являются страховые взносы, а главной статьей расходов – выплата пенсий. В настоящее время в данной отрасли существует ряд проблем, основной является рост дефицита бюджета.

Для решения сложившихся проблем государство активно разрабатывает и реализует стратегию развития системы социального страхования и обеспечения.

Список литературы:

Источник: https://sibac.info/studconf/econom/xlviii/64599

Организационная структура и основные направления деятельности Пенсионного фонда РФ

  • МИНИСТЕРСТВО 
    ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  • Центр дистанционного образования
  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
  • Дисциплина: Введение в экономику
  • Тема: «Организационная структура и основные направления деятельности Пенсионного фонда РФ»
  • Исполнитель: студентка
  • Группа: ГМФ – 13КБ
  • Долгай-оол Айдана
  • Май- ооловна
  • Екатеринбург
  • 2013 г
  • Введение
  • 1. Пенсионный Фонд в системе 
    пенсионного обеспечения РФ
    1. Организационные особенности деятельности Пенсионного Фонда в пенсионной системе РФ
    2. Структура ПФ
    1.  Основные направления деятельности Пенсионного Фонда в пенсионной системе РФ
    2. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ
  1. Заключение
  2. Список литературы
  3. Введение
  4.     Актуальность исследования проблем деятельности Пенсионного фонда в российской пенсионной системе обусловлена необходимостью формирования механизмов и форм социальной защиты, адекватных современным социально-экономическим условиям, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства.

     Пенсионное обеспечение, к проблемам которого в настоящее время приковано пристальное внимание не только в России, но и во многих странах, является одной из основных составляющих системы социальной защиты населения. Повышенный интерес к пенсионным системам объясняется рядом причин, главная из которых — радикальные изменения демографической структуры населения в большинстве экономически развитых стран, выражающиеся в постарении населения, что меняет соотношение экономически активного населения и пенсионеров в пользу последних, сокращая число участвующих в создании национального дохода страны.

      В настоящее время акценты в исследовании пенсионных систем постепенно сместились от анализа целей и моделей пенсионного обеспечения, пенсионных формул, методов индексаций пенсий, выявления их недостатков и путей совершенствования к анализу возможностей использования накоплений пенсионных фондов для инвестиций, способствующих экономическому росту и повышению эффективности деятельности пенсионных фондов в целом.

       Вопрос формирования механизма перераспределения финансовых ресурсов в рамках пенсионного фонда для пенсионных выплат увеличивающемуся числу получателей является на сегодняшний день одним из наиболее сложных, потому что в нем фокусируются социальные, экономические и политические аспекты. Пенсионный фонд вынужден маневрировать в узком пространстве между социальной допустимостью изменений и их экономической эффективностью.

  •        Деятельность пенсионного фонда в рамках пенсионной системы должна основываться на достаточно ясном представлении о том, какой хотелось бы ее видеть в будущем и какие последовательные меры необходимо принимать для осуществления задуманного с учетом стартовых социально-экономических условий.
  • Кроме того, прежде чем осуществлять какие-либо перемены в деятельности пенсионного 
    фонда в рамках системы пенсионного 
    обеспечения, необходимо тщательно проанализировать все возможные в будущем социальные, финансовые и экономические последствия, чтобы избежать «отложенной» неплатежеспособности системы и связанных с этим социальных катастроф.
  • Объектом исследования является деятельность Пенсионного Фонда РФ в условиях проведения пенсионной реформы.
  • Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе пенсионного обеспечения в рамках деятельности Пенсионного Фонда РФ
  • Целью исследования является изучение особенностей Пенсионного Фонда РФ.
  • Задачи исследования определены в соответствие с целью:
  • определить значение Пенсионного Фонда в системе пенсионного обеспечения,
  • проанализировать деятельность Пенсионного фонда РФ в условиях пенсионной реформы

Глава 1. Пенсионный Фонд в системе пенсионного 
обеспечения РФ

    Пенсионные системы большинства развитых стран имеют сложную структуру и включают в себя большое количество участников. Россия не является исключением. В ее пенсионную систему входят: Пенсионный фонд России

1.1 Организационные особенности деятельности Пенсионного Фонда в пенсионной системе РФ

       Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица — «государственное учреждение».

  1.          Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
  2.        Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  3.          Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:
  1. центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
  2. отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
  3. управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

       Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

1,2  Структура ПФР

    В структуре Пенсионного фонда — 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

      В организации деятельности Пенсионного фонда РФ существуют до сих пор не решенные проблемы. Так, в настоящее время Пенсионный фонд действует на основании одного нормативно-правового документа — положения о Пенсионном фонде, принятое Верховным Советом РСФСР.

В нем до сих пор записано, что председатель Пенсионного фонда назначается Президиумом Верховного Совета РСФСР. Как известно, сегодня такого органа не существует. В 1994 году Виктор Черномырдин, занимавший в это время пост премьер-министра, взял на себя функции президиума.

Насколько полномочным было это решение, трудно сказать, но кто-то должен был назначать руководителя Пенсионного фонда. До недавнего времени зампреды Пенсионного фонда назначались решением правительства, а последние заместители были назначены министром здравоохранения и социального развития.

Каким образом они наделены полномочиями — вопрос. Но если им придется в судах отстаивать позиции Пенсионного фонда, подтверждение полномочий безусловно потребуется.

1.3 Основные направления деятельности 
Пенсионного Фонда в пенсионной 
системе РФ

Пенсионный 
фонд Российской Федерации (ПФР) образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации 
Пенсионного фонда РСФСР» для 
государственного управления финансами 
пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс 
финансирования и выплаты пенсий и пособий.

Средства были выведены в 
самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых 
взносов. Положением о Пенсионном фонде 
России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие 
из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально 
основной функцией ПФР был сбор страховых 
взносов на финансирование выплаты 
пенсий по старости, инвалидности и 
по случаю потери кормильца. Однако ещё 
в 1992 году в ряде регионов страны был 
начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий.

Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации».

Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил 
в силу федеральный закон «Об 
индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования».

В соответствии с этим законом, основное значение для 
увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах 
работника его работодатель.

В 
системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учёта 
для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями 
ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

      В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

      Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии.

Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет ПФР через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года ПФР финансируются социальные программы 
в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 — 1,2 млрд рублей.

С 2005 года на ПФР также возложены функции 
по начислению гражданам ежемесячных 
денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр 
федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям 
социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача — выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал.

Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата 
на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий 
закон не предусматривает возможность 
распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста.

Однако в конце декабря 2008 года в связи 
с неблагоприятной экономической 
ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам 
с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года.

В кратчайшие сроки органами ПФР 
была проведена вся необходимая 
организационная работа и практически 
сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с 
принятием летом 2009 года ряда законодательных 
актов, которые с 1 января 2010 года в 
значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности ПФР существенно расширилась.

Читайте также:  Порядок заключения брачного договора: особенности, условия

В первую очередь, ПФР провел валоризацию пенсий. Валоризация — это переоценка расчетного пенсионного 
капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой 
«советский» трудовой стаж.

Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года.

Также дополнительно за каждый год советского трудового 
стажа до 1991 года к расчетному пенсионному 
капиталу добавилось по 1%.

Источник: http://turboreferat.ru/economics/organizacionnaya-struktura-i-osnovnye-napravleniya/290072-2630897-page1.html

Структура Пенсионного фонда РФ на 2018 год: схема

13 июня 2018 года ПФР России опубликовал официальный отчет о своей деятельности за 2017 год (хотя для него это не обязательно). Он охватывает и основные направления, и итоги работы. Среди прочего, данный отчёт отражает актуальную структуру Пенсионного фонда на 2018 год. Приводим её целиком в этом материале, поскольку данный вопрос интересует очень многих.

Все органы фонда

Действующая в 2018 году структура ПФР включает следующие органы:

Название органа ПФР Чем занимается Дополнительная информация
Правление Руководит Фондом.

  • Проводит единую стратегию управления пенсионной системой России в соответствии с законодательством.
  • Определяет перспективные и текущие задачи Фонда.
  • Издает нормативные акты по вопросам пенсионного и социального обеспечения, а также деятельности ПФР в пределах своей компетенции.
Согласно структуре Пенсионного фонда РФ – одно на весь ПФР. Расположено в Москве.
Исполнительная дирекция Это исполнительный орган ПФР, который занимается:

  • управлением средствами ОПС в соответствии с законодательством РФ и решениями Правления ПФР;
  • руководит и контролирует деятельности отделений Фонда в регионах.
Исходя из структуры Пенсионного фонда Российской Федерации, она одна. Расположена в Москве.
Отделения Организуют пенсионное и социальное обеспечение во всех регионах России в соответствии с законодательством, решениями Правления ПФР и Исполнительной дирекции.
Руководят, контролируют и финансируют подведомственные территориальные органы Фонда.
На 2018 год по организационной структуре Пенсионного фонда их 84
Управления и клиентские службы Предоставляют услуги Пенсионного фонда участникам системы обязательного пенсионного страхования – гражданам и организациям Их порядка 2460. В силу действующей структуры Пенсионного фонда России – ведут свою деятельность во всех регионах под руководством отделений ПФР.
Ревизионная комиссия Ведомственный финансовый контроль в системе ПФР.

  1. Оценивает надежность финансового контроля.
  2. Готовит предложения по повышению эффективности финансового контроля.
  3. Подтверждает достоверность бюджетной отчетности.
  4. Готовит предложения о повышении экономности и результативности использования средств бюджета ПФР.
Согласно структуре органов Пенсионного фонда, состоит при Правлении
Межрегиональный информационный центр Осуществляет обработку сведений о пенсионных правах граждан в системе обязательного пенсионного страхования, защиту и безопасное хранение данных. Обеспечивает автоматизацию информационной системы Пенсионного фонда, ведет его базы данных и реестры граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. С учетом структуры органов ПФР, состоит при Исполнительной дирекции. Расположен в Москве.
Центры по выплате пенсий и обработке информации Удаленно обеспечивают выплату пенсий и социальных пособий.
Обрабатывают документацию управлений ПФР о назначении и выплате пенсий.
Контролируют доставку пенсионных и социальных выплат получателям.
Особенность организационной структуры ПФР в том, что эти центры есть не в каждом регионе России, а только в 25.

В итоге, схема структуры Пенсионного фонда РФ в 2018 году включает в себя 2,46 тысяч подразделений, которые каждодневно обеспечивают работу пенсионной системы страны на федеральном и региональном уровнях.

Изменения в схеме структуры ПФР

Отметим, что структура ПФР РФ не стоит на месте, а развивается. Так, в каждом российском субъекте расположено отделение ПФР, под руководством которого работают:

  • территориальные управления;
  • центры по выплате пенсий и обработке информации;
  • клиентские службы Фонда.

В 2017 году организационная структура Пенсионного фонда РФ была в очередной раз оптимизирована не только в части структуры, но и численности персонала. Во многом это связано с автоматизацией и информатизацией исполнения возложенных на ПФР функций. В частности, это позволяет расширять перечень дистанционных электронных госуслуг.

На сегодня структура организации Пенсионного фонда нацелена на разделение функций:

  • приема граждан;
  • первичной оценки представленных документов;
  • процессов обработки информации;
  • принятия решений о назначении выплат, их индексации и др.

Как организован фонд: схема

В графическом виде актуальная схема структуры Пенсионного фонда представлена ниже:

Источник: https://buhguru.com/spravka-info/skhema-struktury-pfr.html

1.1 Общая характеристика системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Пенсионная система — это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Действующая в РФ пенсионная система предполагает наличие большого числа различного вида пенсий, которые можно классифицировать по различным основаниям.

Пенсия (от лат. pensio — платеж) — регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

  • Структуру новой пенсионной системы составляют следующие ее элементы:
  • — государственное пенсионное обеспечение;
  • — государственное пенсионное страхование;
  • — профессиональные пенсионные системы;
  • — дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.
  • Государственное пенсионное страхование направлено на формирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий, пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет обязательных страховых взносов.
  • Государственное пенсионное обеспечение направлено на начисление базовой части трудовых пенсий, выплачиваемых по Закону о трудовых пенсиях, и пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности и социальных пенсий, выплачиваемых по Закону о пенсионном обеспечении, и финансируется из федерального бюджета за счет перечисляемых работодателями сумм единого социального налога.
  • Дополнительное пенсионное обеспечение и страхование обеспечит гражданам дополнительные пенсии за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц в государственной и негосударственной системе пенсионного страхования в дополнение к двум первым частям.
  • Профессиональные пенсионные системы обеспечат предоставление лицам, имевшим более высокие доходы, пенсий в размерах, соответствующих уровню их заработной платы.
  • В зависимости от того, кто устанавливает пенсии, все пенсии можно подразделить на два вида: государственные и негосударственные.
  • В свою очередь государственная система пенсионного обеспечения состоит из двух составляющих ее частей: государственное пенсионное обеспечение и государственное пенсионное страхование.
  • Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Государственное пенсионное страхование — организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ установлены ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Данный Закон устанавливает, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, а именно Пенсионным фондом РФ, который является государственным учреждением.

Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

  1. Государственные пенсии также можно классифицировать по различным основаниям:
  2. 1. По источнику финансирования все государственные пенсии можно разделить на два вида:
  3. а) пенсии, выплачиваемые за счет средств Пенсионного фонда РФ;
  4. б) пенсии, выплачиваемые за счет ассигнований из бюджетов различных уровней.
  5. 2. По отношению к труду и иной общественно полезной деятельности государственные пенсии делятся на два вида:
  6. а) пенсии заработанные трудом — трудовые;

б) пенсии социальные, т.е. такие, которые назначаются вне связи с трудом.

  • В свою очередь, трудовые пенсии делятся на три вида:
  • — пенсия по старости,
  • — пенсия по инвалидности,
  • — пенсия по случаю потери кормильца.

3. По кругу лиц, имеющих право на получение пенсии, можно назвать следующие виды государственных пенсий: пенсии лицам, работавшим на основании трудового договора; государственным служащим; судьям; инвалидам; лицам, проходившим военную службу; лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; детям-сиротам и др.

  1. 4. По нормативным актам, на основании которых назначаются пенсии, государственные пенсии делятся на:
  2. — пенсии, назначаемые на основании ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ;
  3. — пенсии, назначаемые на основании ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ;

— пенсии, назначаемые на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 №4468-1;

— пенсии, назначаемые на основании иных законов

В ч. 3 ст. 39 Конституции РФ предусмотрено, что «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

В развитие этой конституционной нормы сейчас у нас в стране есть негосударственные пенсии, которые могут устанавливаться различными юридическими и физическими лицами (негосударственные пенсионные фонды, отдельные работодатели, частная благотворительность).

Действующая пенсионная система предусматривает не только многочисленные виды пенсий, но и иные выплаты, которые по своей сути также являются пенсиями, но носят иное название.

Например, судьи имеют право получать пожизненное содержание; граждане, осуществлявшие трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ, и граждане, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ, могут получать дополнительное пожизненное материальное обеспечение.

Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/112766

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector