Постановление 491 с последними изменениями 2020 года об услугах ЖКХ

Проживая в многоквартирном доме (МКД), жильцы владеют единолично лишь тем жилым помещением, в котором проживают, то есть какой-то долей МКД.

БОльшая часть имущества МКД (крыша, несущие стены, подвал, технический этаж, вспомогательные помещения, земельный участок, территория двора) находятся в общей собственности и предназначены для общего пользования. Отсюда вытекает и название — общее имущество (ОИ).

ОИ необходимо поддерживать в порядке и оплачивать его использование. Для этого были разработаны и утверждены постановлением правительства РФ № 491 правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и платы за содержание общего имущества.

Постановление 491 с последними изменениями 2020 о услугах ЖКХ

Правила содержания ОИ в МКД: постановление № 491 (с изменениями и дополнениями от 15.12. 2018 г.)

Состав ОИ определяется государственными органами власти, ОМСУ и самими собственниками МКД.

Что входит в состав общего имущества МКД

В ОИ МКД входят:

  • Помещения общего пользования (ПОП), которые не являются частью жилых помещений и обслуживают более одной квартиры:
    • коридоры, лестничные площадки и лестницы;
    • лифты, шахтовые объемные пространства;
    • технические этажи и подвалы, в т. ч. и встроенные гаражи;
    • мусоропроводы, котельные и др. объекты (ч. 2, р. I пост. № 491).
  • Крыши.
  • Фундаменты, плиты перекрытий, балконные плиты, несущие стены и др. несущие и ограждающие конструкции;
  • Конструкции и оборудование для беспрепятственного доступа инвалидов в МКД.
  • Земельный участок с установленными границами, благоустроенный и озелененный, находящийся на кадастровом учете.
  • Автоматизированная система учета потребления коммунальных ресурсов.
  • Гаражи, автостоянки, детские площадки, теплопункты, трансформаторные будки и др. объекты общедомовой территории, предназначенные для эксплуатации МКД и его благоустройства.
  • Внутридомовые инженерные системы (ИС) МКД (ч. 5 — 7 р. I):
    • ИС гор. и хол. водоснабжения (стояки; ответвления до первого отключающего устр-ва; первые запорные вентили на внутриквартирных отводах от стояков; отключающие и запорные устройства; общедомовые контрольные приборы учета (КПУ), др. сантехническое и инженерное оборудование);
    • ИС водоотведения (канализационные сливы, водостоки, отводы, патрубки, заглушки, переходники, тройники, ответвления до первого стыка и пр.);
    • СГС (система газоснабжения): газопровод от резервуарной/баллонной газовой установки со сжиженным газом или ГРУ центральной системы газоснабжения до запорного крана на ответвлении к газовому оборудованию квартиры; сами автономные дворовые газовые установки; ГИО (газоиспользующее оборудование) МКД (кроме квартирного); тех. устр-ва, в т. ч. запорные/регулирующие вентили; общедомовые КПУ общего газопотребления и газа, используемого для отопления и подогрева коды; датчики утечки газа и т. д.
    • система отопления (стояки, обогревающие устройства, арматура, общедомовые КПУ тепловой энергии);
    • СЭС (система электроснабжения): вводные распределительные устройства, шкафы, коридорные щитки, защитные и контрольные эл-ты; освещение коридоров и подъездов; системы пожарной сигнализации в лифтах; системы автоматического закрытия двери; система дымоудаления; электрические кабели от внешней границы дома (внешней стороны стены МКД) до индивидуального счетчика электроэнергии.

Постановление 491 с последними изменениями 2020 о услугах ЖКХ

Внешние границы систем отопления, водоснабжения и водоотведения, информационных сетей и телекоммуникаций проходят по внешней стороне стен дома. Внешняя граница СГС — соединение первого запорного клапана с ГРУ или резервуаром с сжиженным газом.

Соединение общедомовых приборов учета (при их наличии) с входными инженерными коммуникациями — это граница ответственности:

  • за эксплуатацию систем до приборов учета ответственность несут ресурсоснабжающие организации;
  • все, что находится от общедомового КПУ (или отключающего вентиля) до ответвления в квартиру, находится под ответственностью управляющих компаний, кооперативов, товариществ.

Общее имущество товариществ собственников жилья

На основании правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, раздел I (1), к ОИ нескольких домов, которым управляют ТСЖ, относится:

  • благоустроенный земельный участок с зелеными насаждениями;
  • вся дворовая инфраструктура (гаражи, площадки и пр.);
  • ОИ, допускающее по строительному проекту совместное использование (например, участок инженерных коммуникаций, последовательно соединяющих системы нескольких МКД).

Требования к содержанию ОИ МКД

Основные требования содержания общего имущества:

  • Соблюдение требований законодательства, в т. ч. и санитарно-эпидемиологических норм:
    • соблюдение безопасности МКД, здоровья и жизни жильцов;
    • обеспечение свободного доступа людей к жилым и нежилым помещениям, в т. ч. и для инвалидов;
    • соблюдение законных прав собственников и пользователей ЖП;
    • удовлетворительное рабочее состояние всех инженерных коммуникаций;
    • сохранение архитектурного облика дома;
    • забота об энергосбережении и энергоэффективности.
  • Содержание ОИ с учетом конструктивных особ-стей, износа, тех. состояния, геодезических и климатических факторов:
    • периодические осмотры и выявление несоответствия текущего состояния ОИ МКД правилам постановления № 491 и законодательству РФ;
    • поддержание готовности СЭС к электроснабжению;
    • соблюдение необходимой температуры и влажности в помещениях общ. исп-ия;
    • уборка и выполнение сан.-гигиенических мероприятий в ПОП и на земельном участке МКД;
    • сбор и вывоз жидких и твердых отходов;
    • сохранение и сдача на утилизацию вышедших из строя ртутьсодержащих ламп;
    • поддержание площадок по сбору мусора в надлежащем состоянии;
    • обеспечение пожаробезопасности;
    • уход за зелеными насаждениями, забота о благоустройстве двора МКД; проведение текущих и капитальных ремонтов, сезонная подготовка объектов;
    • принятие мер по энергосбережению в домах;
    • установка общедомовых счетчиков и контроль за их правильной эксплуатацией;
    • учет потребленных коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, кроме случаев, когда они включены в общую коммунальную плату.

Постановление 491 с последними изменениями 2020 о услугах ЖКХ

Осмотры общего имущества МКД

Осмотры общего имущества могут быть:

  • текущими (проводятся в сроки, рекомендуемые по правилам эксплуатации);
  • сезонными (проводятся дважды в год — в начале и в конце отопительного периода);
  • внеочередными (вследствие аварийной ситуации).

Проводиться осмотры могут:

  • самими собственниками (на основе договоров с управляющими организациями или специалистами, осуществляющими ремонт и техобслуживание);
  • ТСЖ или ЖСК;
  • застройщиком (в отношение ОИ, которое еще не передано по договору).

Результаты осмотра документируются в акте, в котором указывается:

  • степень соответствия ОИ требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме;
  • меры, которые нужно принять для устранения обнаруженных дефектов.

Осмотру и ремонту не подлежат двери и окна, балконы помещений, не предназначенных для общего пользования.

Текущие и капитальные ремонты в МКД

Решение о текущем или капитальном ремонте принимается на общем собрании собственников:

  • Текущий ремонт предназначен для поддержания ОИ в нормальном техническом состоянии и предотвращении износа, а также устранения дефектов отдельных составных частей (замена несущих конструкций и лифтов не проводится).
  • Капитальный ремонт необходим, когда износ достигает предельно допустимых значений, что ставит под угрозу надежность конструкций, безопасность жильцов. Может потребоваться замена оборудования, несущих/ограждающих конструкций, лифтов и т. д.

Постановление 491 с последними изменениями 2020 о услугах ЖКХ

Техническая документация на дом

О состоянии общего жилого имущества можно судить по технической документации МКД, включающей:

  • сведения о текущем состоянии ОИ;
  • документы об установке, замене, контрольных проверках приборов учета;
  • акты о проведенных осмотрах и ремонтах;
  • документы о проверке рабочего состояния и испытаниях инженерных систем, устанавливаемого оборудования;
  • акт о подготовке к отопительному сезону;
  • инструкция с правилами эксплуатации, разработанная фед. исполнительным органом, с рекомендациями от застройщика;
  • другие документы (копия кадастрового плана, выписка из реестра, копия градостроительного плана, копия проектной документации, реестр собственников и др.)

Полный список требований к содержанию ОИ МКД — в разделе II постановления № 491.

Плата за содержание общего имущества

На основании ч. 28 раздела III, собственники оплачивают содержание общего имущества в виде в виде платы или взносов за содержание ЖП (жилого помещения).

Постановление 491 с последними изменениями 2020 о услугах ЖКХ

  • В оплату за содержание ЖП с 01.01.2018 г. включается стоимость электроэнергии, холодной и горячей воды, водоотведения и других ресурсов, затраченных на содержание общего имущества. Если стоимость данных коммунальных ресурсов не учитывается при определении платежа или взноса за содержание ЖП, то она должна быть вынесена в отдельных платежах.
  • Размер платежей определяется управляющими органами УО, ЖСК, ТСЖ, ПК (потребительским специализированным кооперативом).
  • Если форма управления МКД еще не выбрана, размер платы за содержание общего имущества устанавливается местными ОМСУ или государственными органами.
  • При выбранной форме управления самими собственниками размер платежа определяется на основании договоров, составленных с организациями, обслуживающими МКД, по решению общих собраний собственников.
  • Если МКД управляется управляющей организацией, то размер платежа на содержание жилого помещения устанавливается с учетом рекомендаций УО, которые должны быть поданы за месяц до проведения общего собрания.
  • В доме с формой правления ЖСК, ТСЖ или ПК платить за содержание общего имущества должны не только члены кооперативов/товариществ, но и жильцы, не являющиеся членами этих организаций. Оплата производится на основании договора, заключенного с ЖСК, ТСЖ или ПК (п. 6 ст. 155 ЖК РФ).
  • Оплата за ОИ производится жильцами из собственных средств, при помощи субсидий или компенсаций, с учетом льгот (при наличии оснований на их получение).

Собственники могут также заключить энергосервисный договор с управляющей компанией цель которого — экономия коммунальных ресурсов на общедомовые нужды.

Подробнее — ч. 38(2) — 38(5) раздела III правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Контроль за содержанием ОИ

  • Контроль за общим имуществом МКД производится фед. исполнительными органами и органами субъектов РФ.
  • Ответственность за ненадлежащее содержание ОИ несут УО, ЖСК. ТСЖ, а также лица, оказывающие услуги по содержанию общедомового им-ва на основании договоров.
  • Собственники вправе требовать от ответственных лиц:
    • отчетов о состоянии ОИ МКД;
    • устранения всех выявленных дефектов;
    • отчетов о проведенных работах по устранению недостатков и их стоимости (раздел IV Правил).

Правила перерасчета платы за содержание общего имущества

Если управление МКД осуществляется недобросовестным образом или с большими перерывами, то платежи за содержание жилого помещения должны быть пересчитаны в сторону снижения управляющими органами организаций МКД.

  • Постановление 491 с последними изменениями 2020 о услугах ЖКХ

Формула для перерасчета ежемесячных платежей используется следующая:

S изм. = Sу х Nd/Nm, где

  • S изм. — величина уменьшения платежа;
  • Sу — cтоимость оказываемой услуги в месяц в составе общего платежа;
  • Nd — кол-во дней, когда данная услуга не оказывалась или качество ее было ненадлежащим;
  • Nm — кол-во дней в месяце.

Sy за отдельную услугу берется из сметы, составленной управляющей организацией, в которой находится полный перечень всех оказываемых услуг с указанием их стоимости.

Читать полностью правила перерасчета платы за содержание общего имущества.

Заключение

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме:

  • конкретизируют виды общего имущества в многоквартирных домах;
  • устанавливают правила содержания общего имущества в МКД с разной формой управления;
  • позволяют определить, как рассчитываются платежи на содержание жилого помещения.

Практическая польза правил № 491 еще в том, что они помогают произвести перерасчет платы за ОИ при некачественном обслуживании жилых домов.

Источник: https://moezhile.ru/zakony/obsee-imusestvo-v-mnogokvartirnom-dome.html

Готовятся изменения в постановление Правительства России N 491

В последний раз изменения в постановление Правительства РФ N 491 вносились 30 мая. Вступившее в силу с 1 июля 2016 года постановление Правительства N 480 определило состав общего имущества для собственников помещений в нескольких МКД, управляемых одним ТСЖ.

Какие изменения коснутся Правил содержания общего имущества в МКД в наступающем году, расскажем сегодня.

Постановление 491 с последними изменениями 2020 о услугах ЖКХИзменения в Правилах содержания общего имущества в МКД

Изменения в Правила содержания общего имущества в МКД

Напомним, Минстрой РФ подготовил масштабные изменения, касающиеся некоторых документов в области предоставления коммунальных услуг. В случае принятия законопроекта поправки будут внесены и в ПП РФ N 491.

В п. 2 Правил планируется добавить подпункт «е1», согласно которому в состав общего имущества в МКД войдут автоматизированные информационно-измерительные системы учёта потребления коммунальных ресурсов и услуг. В том числе в состав ОИ в МКД будут входить ПУ, установленные собственниками помещений за свой счёт.

Содержание общего имущества, в случае утверждения законопроекта, будет включать в себя приобретение холодной и горячей воды, электроэнергии, отведение сточных вод.

Исключение составляют случаи, когда стоимость коммунальных ресурсов в МКД входит в состав платы за КУ, потребляемые для содержания общего имущества в МКД.

Постановление 491 с последними изменениями 2020 о услугах ЖКХНеобходимость определения состава общего имущества собственников помещений в МКД

Надлежащее содержание общего имущества

Планируется дополнить список лиц, ответственных за надлежащее содержание общего имущества в МКД, добавив в него застройщика и того, кто принял у него помещение по документу о передаче.

Обязанностью застройщика будет содержание не переданных по документу о передаче помещений в МКД. Возникает она с момента выдачи застройщику разрешения на ввод МКД в эксплуатацию.

Обеспечивать надлежащее состояние таких помещений можно будет:

  • самостоятельно – если не заключён договор управления с УО,
  • заключив договор управления с УО.

Тот, кто принял от застройщика помещение в МКД по документу о передаче обеспечивать должное состояние ОИ в МКД сможет после заключения договора управления с УО.

В таком случае изменения коснутся пункта 25 Правил – после ввода дома в эксплуатацию застройщик в течение месяца должен передать под расписку инструкции по использованию МКД:

  • первому обратившемуся собственнику жилого помещения (если не создано ТСЖ),
  • лицу, принявшему от застройщика помещение в МКД по документу о передаче.

Постановление 491 с последними изменениями 2020 о услугах ЖКХЖилые помещения и общее имущество МКД станут более доступны для инвалидов

Расходы на содержание и ремонт жилого помещения

  1. Минстрой РФ предлагает внести в Правила разъяснения по поводу расходов на содержание и ремонт жилого помещения.
  2. С 1 января 2017 года в такие расходы войдут траты на оплату холодной и горячей воды, отведения сточных вод, электроэнергии, необходимых для выполнения минимального перечня услуг по содержанию ОИ в МКД.
  3. Исключением станут коммунальные ресурсы, стоимость которых уже включена в состав платы за КУ, потребляемых на содержание общего имущества в МКД.

Размер таких расходов будет определяться по нормативам потребления коммунальных ресурсов.

Перечень работ по содержанию общего имущества может быть больше минимального перечня. В таком случае собственники на ОСС могут решить включить в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение коммунальных ресурсов, в размере, превышающем нормативный.

В квитанции на оплату КУ размер платы за содержание жилого помещения, необходимых для содержания ОИ в МКД, прописывается отдельно по каждому виду ресурсов.

Источник: https://roskvartal.ru/soderzhanie-mkd/7234/gotovyatsya-izmeneniya-v-postanovlenie-pravitelstva-rf-n-491

Пп 491 правила содержания общего имущества

«Постановление 491правила содержания общего имущества» — этот запрос помогает найти один из основных документов, регулирующих обязанности собственников жилых помещений по отношению к общему имуществу.

Причем данный документ, сокращенно именуемый ПП 491, становится все более важным для собственников жилья, так как большая часть жилого фонда страны перешла в частные руки и бремя расходов на содержание общего имущества легло на их плечи.

Правила определения и учета имущества в составе общего согласно постановлению правительства № 491

Постановление 491 с последними изменениями 2020 о услугах ЖКХ

ПП 491 «Правила содержания общего имущества» от 13.08.2006 в многоквартирном доме» уточняет перечень общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (общедомового имущества), который дан в Жилищном кодексе Российской Федерации и включает полный список объектов, которые могут входить в состав общего имущества. Основным принципом, на основании которого постановление правительства о составе общего имущества делает вывод о принадлежности имущества к категории общего, является его использование более чем одним собственником.

После определения состава общего имущества его необходимо учесть. Полный перечень должен быть подписан и согласован той стороной, которая его передает (собственником), и той, которая принимает для управления (ТСЖ, УК). Но зачем это нужно? Ответ кроется в нюансах правового положения общедомового имущества.

О нюансах правового положения общедомового имущества

Постановление 491 с последними изменениями 2020 о услугах ЖКХ

В общем случае право на общедомовое имущество должно проходить лишь процедуру регистрации, то есть не требует дополнительного подтверждения со стороны государства. Исключение составляет земельный участок, в отношении которого могут быть проведены действия по государственной регистрации общей долевой собственности без определения субъектов права — владельцев общедомового имущества. Но и это действие является лишь правоподтверждающим, а не правоустанавливающим, то есть собственно право общей долевой собственности на участок возникает в момент его постановки на кадастровый учет.

В отношении же прочего имущества право общей долевой собственности не регистрируется, а просто признается существующим, за исключением случаев, когда:

  • общее имущество передается в пользование (например, в аренду), или с ним совершается иная сделка, ограничивающая права сособственников;
  • создается новый объект общедомового имущества.

Долевое же право, которое появляется у сособственников, не подлежит регистрации и следует судьбе права собственности на жилое имущество.

Важно! Особенности государственной регистрации права на общедомовое имущество установлены в приказе Минюста РФ № 29 от 14 февраля 2007 г.

С одной стороны, наличие уведомительного порядка возникновения права собственности выгодно, так как не требует расходов на регистрацию общедомового имущества.

Однако отсутствие обязательной регистрации иногда ведет к попустительству в вопросе учета общедомового имущества, и часто новый владелец квартиры в процессе ее приобретения даже не подозревает, какое общее имущество приобретает совместно с ней.

Важно! Особенности государственной регистрации права на общедомовое имущество установлены в разделе 19 Правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 23.12.2013 № 756.

Отсутствие учета может также привести к злоупотреблениям в использовании имущества, когда оно отчуждается или используется третьей стороной для неосновательного обогащения.

И наоборот, имущество может быть исключено из состава общего, дабы сократить расходы на его обслуживание (хотя оно отвечает его критериям).

В любом из этих случаев отсутствие учета имущества может привести к злоупотреблениям.

О случаях злоупотребления и нарушения пп 491 и о том, как их предотвратить

Постановление 491 с последними изменениями 2020 о услугах ЖКХ

Довольно часто общее имущество владельцев помещений в многоквартирном доме является ценным — например, тамбуры или колясочные, технические помещения и подвалы, которые могут быть использованы для извлечения прибыли. При отсутствии должного учета такие объекты могут быть отчуждены или сданы в аренду либо доступ в них может быть ограничен кем-то из жильцов (например, один из владельцев квартир на этаже перегораживает часть подъезда, увеличивая используемое им пространство или перекрывает доступ в колясочную, используя ее не по назначению).

Для того чтобы исключить возможность злоупотреблений, необходимо учитывать все общедомовое имущество и передавать его в оперативное управление только в соответствии с полным его перечнем. Кроме того, нелишним будет проводить регулярную инвентаризацию такого имущества в целях проверки его наличия и состояния, как это обязывает делать ПП 491.

Также необходимо помнить основные правила, которые устанавливает Жилищный кодекс РФ и Постановление Правительства 491 «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» в отношении общего имущества.

Распоряжение общедомовым имуществом должно осуществляться собственниками этого имущества.

Это означает, что решение о судьбе какой-то части общедомового имущество должно быть принято: единогласно, если речь идет о продаже имущества.

Источник: http://pravootveta.ru/pp-491-pravila-soderzhaniya-obshhego-imushhestva/

Нюансы постановления правительства РФ № 491 «О правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме»

Сегодня мы будем подробно рассматривать постановление правительства об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, обозначенного номером 491, которое было принято в середине августа две тысячи шестого года. Тема эта достаточно избитая.

Однако споров по поводу постановления правительства об утверждении правил в многоквартирном доме достаточно много. Очень часто возникают разногласия между жильцами и организациями их обслуживающими по постановлению правительства под номером 416 о том, как нужно управлять многоквартирным домом, которое было принято в середине мая две тысячи тринадцатого года.

И по пунктам статьи 40 Жилищного кодекса, в которой правительство определяет основания изменения границ жилых помещений.

Постановление 491 с последними изменениями 2020 о услугах ЖКХ

В жилищной сфере всегда возникает много нестандартных и конфликтных ситуаций. В данном обзоре мы рассмотрим постановления правительства (по большей части под номером 491 и 416) и положения ФЗ (федеральных законов), имеющие отношение к жилищному законодательству, а также статьи Жилищного Кодекса.

Особое внимание будет уделено постановлению правительства под номером 491 и особенно пп (подпунктам) второй части и пункту № 11.

Так как УК и ЖКХ в нашей стране, почему то никак не хотят работать добросовестно и оказывать свои услуги качественно и в полном объеме, претензий к ним у собственников помещений становится все больше и больше.

Чаще всего решить возникшие проблемы без привлечения опытных юристов не получается. Особенно по 11 части 491 постановления правительства – содержание общедомового имущества.

У пользователей портала «ПравПотребитель» есть возможность воспользоваться услугами квалифицированных специалистов совершенно бесплатно.

Общие положения 491

Давайте вкратце рассмотрим состав постановления № 491. Он состоит из нескольких глав:

  • 1 глава рассказывает об определении состава общедомового имущества, принадлежащего каждому из собственников жилых помещений;
  • 2 глава подробно регламентирует требования, которые предъявляются к содержанию имущества, принадлежащего каждому из собственников жилых помещений (следует обратить внимание на пункт 11 данного раздела);
  • 3 глава повествует о том, какие траты ложатся на плечи собственников помещений, чтобы содержать и ремонтировать общее имущество;
  • 4 глава определяет, как и кем контролируется содержание имущества собственников помещений.

Также, по окончанию данного постановления подлежат утверждению правила перерасчета оплаты за ремонт и содержание общедомового имущества, которым может пользоваться каждый из собственников жилых помещений при условии оказания некачественных услуг. Хоть этот документ и не является достаточно громоздким (по сравнению с некоторыми постановлениями правительства или ФЗ), но как и любой другой законодательный акт написан он юридическим языком и изобилует специфическими терминами.

Читайте также:  Что такое трудовой стаж и какие виды выделяет законодательство

А подобные бумаги лучше изучать вместе со специалистами, разбирающимися в специфике и терминологии документа.

К тому же, опытный юрист не будет загружать вас лишней информацией, а просто озвучит пункты нормативно – правовых актов, имеющих отношение именно к вашей ситуации.

Общие положения 416 и 290

Постановление № 416 устанавливает порядок управления многоквартирником. Структура этого документа имеет следующий вид:

  • 1 глава — общие положения;
  • 2 глава – здесь рассказывается о том, какие стандарты по управлению домом, в котором проживает много владельцев квартир, приняты правительством нашей страны;
  • 3 глава – приведена информация о том, по каким правилам утверждается перечень работ и услуг, направленных на содержание общедомового имущества в многоквартирнике;
  • 4 глава – прописывает порядок обслуживания и работы аварийно – диспечерской службы;
  • 5 глава – прописывает порядок передачи документов, имеющих прямое отношение к управлению многоквартирником, в том числе и тех. документация;
  • 6 – глава – рассказывает нам о том, как необходимо действовать в случае когда у обслуживающей организации закончилась лицензия на осуществление своей деятельности, а также если данные на многоквартирный дом были удалены из реестра регистрации недвижимого имущества.

Постановление № 290 определяет перечень услуг, которые как минимум должны оказываться по содержанию общедомового имущества. А также определяет порядок и очередность их выполнения. Структура этого документа имеет следующий вид:

  • 1 глава повествует о том, что и как надо делать, чтобы содержать в порядке несущие конструкции и являющиеся ненесущими;
  • 2 глава рассказывает о том, что и как надо делать, чтобы содержать в порядке инженерно – технические системы и различное оборудование;
  • 3 глава рассказывает о том, что и как надо делать, чтобы содержать в порядке иное имущество.

В конце документа утверждены правила, регламентирующие порядок выполнения работ и оказания услуг, направленных на содержание общедомового имущества в надлежащем виде.

Глава 2 п.10 Постановление 491

Постановление 491 с последними изменениями 2020 о услугах ЖКХ

Первую главу 491 постановления мы подробно рассматривали в статье об определении состава общедомового имущества. Сейчас более подробно остановимся на положениях пункта 10 второй главы. Как организовать процесс обслуживания общедомовой собственности чтобы выполнить условия обеспечения:

  • безопасного пользования многоквартирником;
  • доступа к пользованию всеми помещениями многоквартирника и принадлежащему по праву собственности владельцам квартир участку земли;
  • отсутствия угрозы жизни и состояния здоровья людей;
  • сохранения имущества, принадлежащего физическим и юридическим лицам;
  • не нарушения интересов третьих лиц и собственников квартир;
  • нахождения всех коммуникаций и оборудования в рабочем состоянии, чтобы из можно было запустить в любое время;
  • соответствие внешнего состояния дома, в котором живут несколько владельцев жилой площадью, проектным документам, составленным в отношении строительства и его реконструкции;
  • соблюдение законов об экономии энергии.

Как и положения любого другого правового акта, эти требования должны исполняться собственниками квартир и обслуживающими организациями (как и третьими лицами при необходимости) в обязательном порядке.

Глава 2 п.11 Постановление 491

11 пункт 491 постановления правительства гласит об обязанностях, которые накладываются вследствие содержания общедомового имущества в зависимости от его состава, износа, тех. состояния и особенностей конструкции. Эти обязанности подразумевают совершение следующих действий от собственников квартир и иных ответственных лиц:

  • регулярный осмотр общедомовой собственности, направленный на обнаружение дефектов в его состоянии, наличие которых нарушает законы нашей родины и может нести угрозу для людей и всему, чем они владеют;
  • приведение и поддержание в рабочем состоянии оборудования, работающего от электрической сети, и коммуникаций энергетического снабжения;
  • поддержание влажности и тепла в комнатах общего пользования;
  • наведение порядка в вышеуказанных комнатах и на территории, принадлежащей им земли;
  • поддержание чистоты в комнатах общего владения и территории, а также вывоз в специально отведенные места мусора и канализационных отходов (оставшихся после физических и/или юр. лиц);
  • оборудование мест для складирования ламп, содержащих ртуть, и их вывоз для последующей утилизации;
  • соблюдение мер противопожарной безопасности;
  • содержание в порядке объектов озеленения общедомовой территории;
  • проведения текущих и капитальных ремонтных работ;
  • установка и обслуживание общедомовых счетчиков;
  • подготовка многоквартирника к сменам природных сезонов;
  • проведение различных мероприятий, направленных на энергосбережение.

Третья глава постановления 491 подробно рассматривается в тематической статье, выложенной на нашем сайте в общем доступе. В теле статьи наименования правовых актов употреблялось в сокращенном варианте.

Источник: http://PravPotrebitel.ru/zhkh/postanovlenie-491-pravila-soderzhaniya-obshhego-imushhestva.html

Постановление 491 с последними изменениями 2019 года о коммунальных услугах

Постановление 491 с последними изменениями 2020 о услугах ЖКХ

Постановление 491 с последними изменениями 2019 о коммунальных услугах является основополагающим узконаправленным актом, фиксирующим два комплекса норм: по содержанию общего имущества многоквартирных домов и по порядку установления цены услуг управляющих компаний в этой сфере. Все, кто намерен выяснять отношения с этими учреждениями по поводу стоимости их обслуживания и ненадлежащего качества работы должны ознакомиться с данным документом.

Цель принятия, что регулирует

Многоквартирные дома (далее по тексту МКД) являются наиболее распространенной формой жилья со своей спецификой, обусловленной тесным сосуществованием большого количества жильцов.

В таком объекте есть своя инфраструктура, коммуникации (лифт, подвалы, крыши, кабельные шахты, лестничные марши, подъезды счетчики и пр.). То есть, кроме частных владений в этих комплексах есть и общая собственность, обеспечивающая удобства жильцам.

Уход за домом и обеспечение функционирования всех его структур и элементов (лифты, подача воды, электроэнергии) осуществляют управляющие компании, которые пришли на смену ЖЭКам. За это граждане платят им определенные суммы денег указанные в договорах обслуживания

Для регулирования правоотношений, связанных с указанными выше вопросами, а также для урегулирования споров по поводу качества работ и платы за них существует целая отрасль в Жилищном праве, а главным актом в ней является рассматриваемый нами документ.

Зачастую требуется использование комплекса правовых норм по МКД, поэтому укажем рассматриваемый акт среди документов тесно с ним связанных:

  • Постановление № 491;
  • Жилищный кодекс (Гл. 30, а также отдельные статьи, например, ст. 30);
  • Правила предоставления коммунальных услуг;
  • Инструкция по эксплуатации МКД.

Все вышеперечисленное исчерпывающе регулирует правоотношения собственников жилых объектов и организаций, оказывающих коммунальные услуги.

Структура

Рассматриваемый документ являет собой два комплекса правил: по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и по изменению размеров тарифов за содержание жилого помещения.

Постановление принято в 2006 г., последние изменения в него внесли 27.03.2018 г., оно состоит из таких разделов:

Раздел Что регулирует, статьи
Постановление Утверждает основной текст (правила), очерчивает сферу применения, нормы по вступлению в силу.
Правила содержания общего имущества в МКД · состав общих владений;

  • · нормы по определению объектов совместного использования в нескольких МКД;
  • · условия содержания строений и участков, на которых они арсположены;
  • · общие затраты владельцев на указанные цели;
  • · полномочия по контролю в процессе содержания дома.
Правила изменения размера оплаты за содержание жилого помещения Состоит из 16 пунктов, среди которых есть порядок и формула уменьшения платы УК, а также полномочия по оспариванию ненадлежащего и предоставления.

Содержание в общих чертах

Согласно ст. 30 ЖК владельцам жилья (квартир) в МКД вменяются обязанности содержать общее имущество в нем, которым они пользуются по праву общего долевого владения. Для этого они нанимают управляющие компании, которые занимаются ремонтом и обслуживанием домов.

Рассматриваемый нами акт конкретизирует эти положения, он содержит нормы, касающиеся следующего:

  • процедур общих собраний жильцов и их полномочия;
  • состава общего имущества, процедур его определения;
  • осмотров, проверок состояния объекта;
  • процесса утверждения списка работ по содержанию;
  • ответственности за невыполнения работ и неосуществление услуг;
  • графика и регулярности периодических мер по ремонтам (капитальным и текущим), по замене элементов коммуникаций и инфраструктуры;
  • что должны содержать технические документы;
  • определения платы, затрат и цены на содержание, а также графика и процедуры внесения средств;
  • объема полномочий владельцев по проверке и контролю качества оказываемого обслуживания;
  • документ конкретизирует нормы ЖК, касающиеся МКД, а также им конкретизируются принципы формирования тарифов по ремонту, коммуслугам и по управлению общими ресурсами дома и ее снижения, если обнаружились недостатки или ненадлежащее качество обслуживания;
  • порядка определения ненадлежащего качества работ и периода оказания услуг с недостатками — это необходимо, чтобы установить сумму компенсации и снижение оплаты;
  • ответственности потребителей и исполнителей;
  • порядка изменения стоимости;
  • средних значений нормативов потребления.

Полномочия по управлению

На имущество МКД, связанное с обеспечением работы всех систем объекта (кроме частного, то есть квартир и приватизированных помещений), распространяется собственность особой разновидности — общая долевая. Это значить, что все вопросы по нему решаются посредством общих совещаний (собраний) жильцов (владельцев).

На практике указанные собрания проводят крайне редко, так как эти полномочия делегируются организациям по обслуживанию. Но даже если есть УК, жильцы вправе собираться на свое усмотрение когда угодно.

То есть, граждане управляют МКД и непосредственно, но конечно же, у них отсутствуют навыки по техническому обслуживанию, кроме того, это требует значительных затрат времени и усилий, поэтому они нанимают специальные организации (УК) или создают объединения граждан (ТСЖ).

С УК подписывают специальное соглашение, с ТСЖ можно обойтись и без него (хотя, и не запрещено), так как оно действует на основании Устава. Разновидностью ТСЖ являются потребительские кооперативы по жилью или по специальной деятельности, связанной с ним.

Оформив соглашение или Устав, указанные учреждения берут на себя ответственность по содержанию и уходу за общей недвижимостью. Это не отнимает у жильцов права проводить осмотры и проверять состояние строения, следить за ним и контролировать выполнение ремонта. Они взаимодействуют с УК или ТСЖ.

Читайте также:  Доплата за совмещение: правила устанавления размера

Какого имущества касается

Правила, перечисленные в документе, касаются следующего:

  • помещений общего использования. А именно, площадей, за границами квартир и предназначенных для функционирования всего строения или его частей: лестниц, подъездных площадок, сборников мусора, лифтов, коридоров, подвалов, крыш, чердаков;
  • конструкций ограждающего характера, несущего предназначения (стен, перекрывающих панелей);
  • ограждающих ненесущих элементов для больше чем одного этажа;
  • вспомогательных элементов для инвалидов;
  • земельных участков строений в границах по кадастру;
  • объектов благоустройства;
  • общих механизмов и инструментов учета;
  • внутридомовых водообеспечения (от стояков до начальных соединений), газоснабжения (от источников до конечных точек), систем отопления, электроснабжения (от внешних границ до учетных механизмов);
  • иного имущества совместного пользования, или такого, что предусмотрено проектной документацией.

Изменения

В 2019-ом внесены следующие изменения в постановление 491:

Пункт (Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме) Изменения
13.1 Виды осмотров: текущие, сезонные, внеочередные.
14 Результаты осмотра заносят в книги учета техсостояния (журналы осмотра).
24 пп. «в» Техническая документация теперь включает акты осмотра.
31 (самое важное изменение) Конкретизирован порядок формирования цен и оплаты в домах, где нет ТСЖ или жилищного кооператива, то есть, для большинства МКД.
Установлены обязанности по информированию и предложениям по цене для жильцов от управляющих компаний, а также утверждения правил оплаты.

Перерасчет

Потребитель имеет право подавать письменное требование провести перерасчет выставленных ему счетов в управляющую компанию или иную организацию, занимающуюся обслуживанием дома. В частности это возможно в таких ситуациях:

  • если собственник или зарегистрированный в жилье на протяжении длительного периода не пользуется им. В этом случае необходимо предоставить письменные доказательства такого обстоятельства (справку из органов местного самоуправления иных регионов, из места работы, если оно расположено в отдаленных местностях и подобное);
  • если помещение не оснащено индивидуальными учетными и контролирующими приборами. При этом технические возможности для их установки должны отсутствовать, то есть, если ситуация такая, что их нельзя смонтировать по независящим от гражданина обстоятельствам;
  • при обнаружении некачественности услуг, проведенного ремонта, брака или недостатков в смонтированном оборудовании.

Порядок снижение платы за коммунальные услуги

Размер оплаты снижается в пропорциональной зависимости полных календарных дней нарушения от цены некачественно выполненной работы или услуги (п. 10 Правил изменения размера платы … ).

Величина снижения определяется по формуле: стоимость услуги делят на календарные дни в мес. и умножают на количество календарных дней на протяжении, которых оказывалась услуга.

Интересующимся законодательством в описываемой сфере следует учесть, что с принятием новой редакции постановления № 491 утратили силу нормативные акты, которые были основным по вопросам тарифов и цен, а именно постановления №№ 89 и 392. Теперь рассмотренный нами документ заменил их и является основным по этой теме.

Источник: https://posobie03.ru/postanovlenie-491-s-poslednimi-izmenenijami-o-kommunalnyh-uslugah/

491 Постановление Правительства РФ с последними изменениями 2017-2018 гг – Правила содержания общего имущества

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (с изменениями 2018 года) утверждает не только Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, но и Правила, устанавливающие порядок изменения стоимости услуг управляющих компаний по содержанию такого имущества в случае их ненадлежащего качества.

Правила содержания общего имущества наряду с Жилищным кодексом и Правилами предоставления коммунальных услуг относятся к основным нормативным документам, регламентирующим взаимоотношения собственников жилых объектов и поставщиков коммунальных услуг. В данном обзоре представлены общие положения данных Правил, ответы на самые актуальные вопросы, а также текст самого Постановления и Правил.

Правила содержания общего имущества (ПП №491 от 13.08.2006): основные положения

В соответствии с п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственники жилых объектов в многоквартирном доме обязаны содержать общее имущество такого дома, которые принадлежит им на праве общей долевой собственности. Правила, утвержденные Постановлением №491, развивают это общее положение и устанавливают:

  • состав общего имущества и принципы его определения;
  • требования к его содержанию;
  • порядок осмотра и проверки состояния общего имущества;
  • порядок утверждения перечня работ и услуг по содержанию общего имущества и ответственного за их производство;
  • порядок определения необходимости и периодичности проведения текущего и капитального ремонта;
  • состав технической документации на дом;
  • порядок определения расходов на содержание дома;
  • порядок определения платы за содержание дома;
  • права собственников по проверке качества оказываемых услуг по содержанию дома.

Таким образом, 491 постановление Правительства РФ с последними изменениями 2017-2018 гг. подробно регламентирует взаимоотношения по поводу содержания общего имущества, и разъясняет положения Жилищного кодекса.

В утвержденных этим постановлением Правилах разъясняется принцип изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность устанавливается порядок определения и установления оказания некачественной услуги, а также порядок изменения оплаты за них.

Основные вопросы, решаемые в Правилах

Основное, что утверждает Постановление 491: Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме его собственниками.

Так как имущество принадлежит им на прав общей долевой собственности, соответственно, все важные решения принимаются на общем собрании.

В настоящее время граждане могут управлять домом непосредственно, но наиболее часто прибегают к услугам управляющих компаний или образуют товарищество. С УК заключается соответствующий договор, с ТСЖ это делать не обязательно, ведь имеется Устав.

Именно УК, ТСЖ (а также Жилищные кооперативы или Специализированные потребительские кооперативы, выполняющие аналогичные функции) после заключения соответствующего договора становятся ответственными за содержание общего имущества. Однако собственники жилых объектов также могут самостоятельно следить за состоянием дома, осматривать его и взаимодействовать с уполномоченными лицами УК или ТСЖ по этому поводу.

Что же входит в состав общего имущества, приведем основные позиции и их общее описание:

  • прежде всего это помещения общего пользования, то есть те площади, которые не являются частью квартир и предназначены для обслуживания всего дома или его части (лестницы, площадки между ними, лифты, коридоры, подвалы, мусоросборники и т.д.);
  • крыши;
  • ограждающие несущие конструкции (несущие стены, плиты перекрытий и т.д.);
  • ограждающие ненесущие конструкции, если они предназначены для обслуживания не только одного этажа;
  • оборудование для инвалидов;
  • земельный участок, на котором стоит дом, в тех границах, которые определены по кадастровой документации;
  • объекты благоустройства;
  • общие приборы учета;внутридомовые инженерные сети холодного и горячего водоснабжения от стояков до первых отключающих устройств;
  • внутридомовая система водоотведения от стояков до первых стыковых соединений;
  • внутридомовая система газоснабжения от источника газа до крана (Постановление 491 от 13.08.2006 с последними изменениями 2018 года в ред. ПП РФ от 9 сентября 2017 года N 1091.);
  • внутридомовая система отопления;
  • внутридомовая система электроснабжения от внешней границы до индивидуальных или общих приборов учета.

При этом, законодатель не ограничивает данный список, согласно п. I1 в число такового может быть включено и иное имущество, которое отвечает следующим требованиям:

  • оно предназначено для совместного использования;
  • предусмотрено проектной документацией.

Общее имущество должно содержаться в удовлетворительном состоянии, отвечающем требованиям законодательства РФ. Прежде всего, оно должно быть безопасным, доступным и обеспечивать потребности жителей в предоставлении коммунальных услуг.

Правила предусматривают минимальный состав по содержанию общего имущество, включая осмотр, уборку и поддержание его в удовлетворительном состоянии, сбор и вывоз отходов. Перечень работ и услуг обязаны утвердить собственники на общем собрании, также на основании такого решения производятся текущий и капитальный ремонт.

Правила также разъясняют подробно, как выполняется обязанность по несению платы за содержание общего имущества, как обеспечивается наличие средств на эти нужны (плата за содержание в размере, устанавливаемом в зависимости от способа управления).

В любом случае, согласно Правилам, эта плата должна соответствовать набору оказываемых услуг, их качеству и количеству.

Изменения в Постановлении №491

Правила были приняты Правительством еще в 2006 году, с тем пор ситуация в стране изменилась. Вполне логично, что потребовались изменения. Дополнения вносились в список общего имущества.

С 1 января 2017 года в состав общего имущества включены автоматизированные системы учета потребления, иначе говоря, приборы учета (пп.е 1 Постановления 491 с последними изменениями 2018 года о коммунальных услугах )

Большие сложности на практике вызывала оплата воды и электричества, используемых на содержание общего имущества. Пока эти расходы не были отнесены к содержанию общего имущества и не установлена обязанность собственников по их компенсации.

Также были утверждены нормы потребления. В течение 2017 года вносились поправки относительно порядка оплаты общедомовых приборов учета, которые необходимо было устанавливать для фиксирования расходов (в том числе, в принудительном порядке).

Поправки к Правилам содержания общего имущества обсуждаются постоянно. Уже есть несколько проектов, предусматривающих увеличение полномочий контролирующих органов по проверке управления многоквартирным домом. Возможно изменения в документ будут внесены и в 2018 году. Поэтому, необходимо следить за новостями.

Источник: https://takovzakon.ru/obzor-postanovlenija-pravitelstva-rf-491-s-poslednimi-izmenenijami-2017-goda-o-kommunalnyh-uslugah/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector