Задачи уголовного права и современной конституции рф

Введение

Актуальность темы курсовой работы. В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции.

Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.

Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений.

Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения.

Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

В самом общем виде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Актуальность изучения источников уголовно-процессуального права в рамках российской правовой системы определяется, прежде всего, сменой приоритетов государственной политики, ее целевой направленностью.

Изменение официальной идеологии публичной власти, провозглашение в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод, а главной задачи государства – их признание, соблюдение и защиту (ст.

2 Конституции Российской Федерации) требует научного поиска путей достижения указанных целей.

Значение Конституции РФ в уголовном судопроизводстве определяется тем, что она содержит ряд основополагающих норм, которым ввиду ее высшей юридической силы должно соответствовать отраслевое уголовно-процессуальное законодательство.

Конституция РФ заключает в себе как общие положения, влияющие на построение норм всех отраслей права, так и непосредственно относящиеся к уголовно-процессуальному праву.

Она является нормативной базой для уголовного права не только потому, что содержит нормы, имеющие прямое действие в уголовном процессе, но и потому, что в ней имеются основные принципы и гарантии прав и свобод граждан, которые могут быть затронуты при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.

Следовательно, положения Конституции РФ развиваются и конкретизируются уголовно-процессуальным законодательством, а последнее, в свою очередь, черпает идеи и принципы из Конституции. В связи с этим Конституцию РФ следует, бесспорно, причислить к источнику уголовно-процессуального права, влияющему на его развитие и правовое состояние.

Основная цель курсовой работы заключается в исследовании Конституции РФ, как источника уголовно-процессуального права.

В соответствии с данной темой в курсовой работе поставлены следующие задачи
:

1. Охарактеризовать Конституцию РФ как источник уголовно-процессуального права.

2. Проанализировать конституционные нормы, определяющие правовой статус граждан при производстве по уголовному делу.

3. Рассмотреть судоустройственные начала и их закрепление в Конституции РФ.

1. Характеристика Конституции РФ как источника уголовно-процессуального права

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции.

Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Конституция России – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституции Российской Федерации принадлежит особое место среди законодательных актов. В ней содержатся положения, приводящие российское законодательство в соответствие с международными договорами и стандартами в сфере прав человека.

Положения Конституции являются первичными, учредительными, поэтому она выступает как основа правовой системы и юридическая база развития отраслевого законодательства.

В Конституции нашли свое закрепление основополагающие процессуальные принципы, состязательная форма судопроизводства, права и обязанности граждан в сфере уголовного судопроизводства.

  • Конституция Российской Федерации является основным, фундаментальным источником уголовно-процессуального права. Она:
  • 1) отражает правовую концепцию нашего государства и общества на современном этапе развития;
  • 2) является первостепенным источником права в целом и каждой правовой отрасли в отдельности, в том числе уголовно-процессуального права;
  • 3) имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории нашей страны;
  • 4) служит мерилом законности всех актов, естественным и единственным центром развития всего законодательства;
  • 5) представляет собой уникальный источник российского права, который в отличие от других правовых актов закрепляет не отдельные стороны общественного и государственного строя страны, а все главные его начала;
  • 6) провозгласила права и свободы человека и гражданина в качестве высшей ценности, а их защиту обязанностью Российской Федерации;

7) установила, что права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17), являются непосредственно действующими (ст. 18);

8) закрепила основополагающие правовые теории (принципы), которые определяют строение, сущность и характер всего уголовного процесса, т.е. составляют его фундамент.

Конституционные предписания, касающиеся уголовного судопроизводства, сосредоточены главным образом в гл. 2 и 7
, которые посвящены правам и свободам человека и гражданина, а также конституционному статусу судебной власти.

Эти предписания содержат наиболее принципиальные положения, лежащие в основе уголовного процесса в целом (равенство всех перед законом и судом; свобода и неприкосновенность личности; неприкосновенность частной жизни; охрана тайны переписки и сообщений, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; защита чести и доброго имени, неприкосновенность жилища; право на доступ к правосудию и судебную защиту, право защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем обращения в суд; презумпция невиновности; право на получение квалифицированной юридической помощи гласность судопроизводства; состязательность и равенство прав в суде и т.д.)[1]
.

Кроме того, Конституция РФ в гл. 7 устанавливает основы судебной власти – состязательность и гласность судопроизводства, неприкосновенность и несменяемость судей, запрет на создание чрезвычайных судов. Устанавливая эти нормы, Конституция закладывает основы построения отраслевого законодательства.

Вместе с тем Конституция РФ – это и акт прямого действия (ч. 1 ст. 15). При необходимости (например, в случае противоречия Основному закону отдельных уголовно-процессуальных норм, обнаружения пробелов в отраслевом законодательстве) конституционные нормы могут применяться в уголовном процессе непосредственно.

Пленум Верховного Суда РФ, обобщив основные тенденции в деятельности судов на данном направлении, в своем постановлении от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» дал следующее разъяснение (п. 2):

«Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

  1. Суд непосредственно применяет Конституцию:
  2. а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из их смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
  3. б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший в РФ до вступления в силу Конституции, противоречит ей;
  4. в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, находится в противоречии с ней;
  5. г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует»[2]
    .

Источник: https://mirznanii.com/a/35232/konstitutsionnye-osnovy-ugolovnogo-sudoproizvodstva-v-rossiyskoy-federatsii

Каковы задачи уголовного права и средства их решения?

Основными задачами уголовного права являются охранительная и предупредительная.

Уголовное право, как и уголовное законодательство, призвано, в первую очередь, охранять права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую природную среду, конституционный строй Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечивать мир и безопасность человечества, а во-вторых, предупреждать совершение преступлений (ч. 1 ст. 2 УК).

Средствами решения названных задач являются: 1) установление основания и принципов уголовной ответственности; 2) определение круга преступлений; 3) установление видов наказаний и других мер уголовно-правового характера (ч. 2 ст. 2 УК).

Вместе с тем нужно иметь в виду, что возможности охраны указанных благ уголовно-правовыми средствами весьма ограниченны. Большая часть уголовно-правовых отношений возникает в связи с совершением преступлений, т.е. тогда, когда правоохраняемым ценностям уже нанесен определенный вред. В связи с этим большое значение приобретает вторая задача уголовного права — предупреждение преступлений.

  • Предупредительная задача уголовного права решается посредством:
  • общего психологического воздействия как на сознание правопо-слушного гражданина, так и на сознание лиц, допускающих различные виды отклоняющегося поведения, самим фактом установления уголовно-правового запрета (общая превенция уголовного закона);
  • назначения наказания, преследующего цели специальной (несовершение новых преступлений осужденными) и общей (несовершение преступлений иными лицами) превенции, лицам, признанным виновными в совершении преступления;
  • включения в УК норм о добровольном отказе от совершения преступления, деятельном раскаянии, обстоятельствах, исключающих преступность деяния;

формулирования норм с двойной предупредительной направленностью путем установления уголовной ответственности за такие преступные деяния, которые создают «почву» для совершения более серьезных преступлений. К примеру, в УК предусмотрена ответственность за служебный подлог (ст.

292), который может предшествовать должностным злоупотреблениям и хищениям.

Это норма двойной превенции, поскольку она, с одной стороны, преследует цель предупреждения совершения незаконных действий, названных непосредственно в диспозиции уголовно-правовой нормы, а с другой стороны, направлена на предотвращение более опасных преступлений, в частности хищения с использованием служебного положения.

8. Совпадают ли понятия «уголовное право» и «уголовный закон»?

Нет. Уголовный закон как источник уголовного права. Уголовный закон является единственным источником российского уголовного права. Уголовно-правовые нормы содержатся только в нем.

Не признаются источником уголовного права правоприменительные акты, дающие обязательное толкование уголовного закона. Не создают новых уголовно-правовых норм и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

На основе судебной практики они раскрывают содержание уже существующих в уголовном законе норм.

Не являются источником уголовного права в России обычай и судебный прецедент; иное привело бы к господству в судебно-следственных органах объективного вменения и произвола.

Уголовный закон – принятый высшим органом законодательной власти РФ кодифицированный акт, содержащий совокупность уголовно-правовых норм, в которых устанавливаются принципы и общие положения уголовной ответственности, определяется, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания подлежат применению к лицам, их совер Уголовное право – одна из ведущих отраслей публичного права, представляющая собой систему взаимосвязанных и структурированных норм, устанавливающих основания и принципы уголовной ответственности, определяющих круг преступленийи устанавливающих виды и размер наказаний и иных мер уголовно-правового характера за их совершение. шившим, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Читайте также:  Конвенция о правах ребенка: краткое содержание

9. Какие проблемы науки уголовного права являются наиболее актуальными?

10. Что понимается под принципами уголовного права?

Принципы уголовного права — это вытекающие из социально-экономической природы российского общества, его интересов и особенностей культуры, нравственных, этических, политических, правовых и иных воззрений, основанные на положениях Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права основополагающие начала, руководящие идеи, которые, получив воплощение в нормах отечественного уголовного права, определяют характер и содержание уголовного права в целом, всех его институтов и норм, всего уголовного законодательства и практики его применения.

Принципы служат регуляторами, призванными обеспечивать не только целесообразное, но и одновременно разумное, наиболее рациональное осуществление уголовно-правовых задач, чтобы социальный и в том числе уголовно-правовой эффект от использования уголовно-правовых средств был наивысшим, а отрицательные последствия их применения были сведены к минимуму.

В УК сформулированы пять принципов уголовного права:законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма (ст. 3-7).

Каждый из принципов качественно определен, имеет свое специфическое содержание и самостоятельное значение, но при этом все они тесно взаимосвязаны, представляют собой целостную систему принципов, во взаимодействии оказывающих определяющее влияние как на процесс создания уголовно-правовых норм, так и на процесс их применения.

Принцип законности

Принцип законности — это конституционный принцип государственной и общественной жизни Российской Федерации (ст. 4, 15, 54, 55 и др. Конституции РФ).

уголовно-правового принципа законности раскрывается в ст. 3 УК, согласно которой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно- правовые последствия определяются только УК.

Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Это означает, что:

  • только действующий уголовный закон, т.е. УК, определяет, какие деяния (действия или бездействие) признаются преступными;
  • к уголовной ответственности может быть привлечено лишь лицо, совершившее преступление;
  • за совершение преступления могут быть применены только такие меры уголовно-правового воздействия и в таких пределах, которые предусматриваются уголовным законом.

Принцип законности содержит запрет применения к лицу, совершившему деяние (даже если оно общественно опасное), ответственность за которое в УК не предусмотрена, сходной нормы уголовного закона по аналогии (ч. 2 ст. 3 УК).

Источник: https://cyberpedia.su/9x9b0b.html

Задачи уголовного права (статья 2)

  • Задачи совпадают с задачами Уголовного кодекса, определены в статье 2 УК России, анализ которой позволяет выделить три задачи:
  • — охрана наиболее важных общественных отношений от преступных посягательств;
  • — обеспечение мира и безопасности человечества;
  • — предупреждение преступлений.

Говоря об охранительной задаче УК, надо иметь в виду два аспекта этой проблемы. Первым является общая превенция уголовного закона, то есть, предупреждение совершения преступлений гражданами под воздействием уголовно-правового запрета. Другим аспектом уголовно-правовой охраны является частная превенция уголовного закона.

Под ней понимается предупреждение совершения преступлений лицами, уже совершавшими какое-либо преступление.

В соответствии с частью 1 статьи 2 УК от преступных посягательств охраняются права и свободы человека и гражданина, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации.

Согласно Конституции, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Основные права и свободы принадлежат человеку от рождения.

В соответствии с Конституцией равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Под общественным порядком понимается совокупность общественных отношений, обеспечивающих: общественное спокойствие, соблюдение общественной нравственности, бесперебойную работу транспорта, предприятий, учреждений и организаций, физическую неприкосновенность личности. Общественная безопасность — это состояние защищённости жизненно важных интересов общества от внутренних и внешних угроз.

Самостоятельным объектом уголовно-правовой охраны является и окружающая среда. В соответствии с Конституцией каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В числе правовых инструментов, защищающих это конституционное право, нормы УК об ответственности за экологические преступления.

Понятие конституционного строя как объекта уголовно-правовой охраны можно определить из анализа статьи 1 Конституции РФ.

В его содержание входят: закрепление формы государственной власти, определение источника государственной власти и способов осуществления народовластия, пределы действия суверенитета РФ, принципы федеративного устройства, принцип разделения властей, система органов государственной власти, направление социальной политики, принцип приоритета прав личности, принцип многообразия форм собственности, закрепление юридической силы Конституции РФ и порядка её изменения.

В части 2 статьи 2 УК определяются основные способы реализации задач УК. Это — установление в нём основания и принципов уголовной ответственности, определение того, какие деяния признаются опасными, установление видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений.

2. Принципы уголовного права. Понятие и их содержание. (Статьи 3 — 7).

Принципы — это закреплённые в уголовном законе руководящие начала, идеи, которые характеризуют содержание уголовного права. Статьи 3-7 УК посвящены принципам. Принципы уголовного права учитываются в нормотворческой деятельности, в правоприменительной деятельности. Они помогают раскрыть содержание отрасли, то есть, это межотраслевые принципы. Всего принципов пять.

1) Статья 3 — принцип законности.

Это означает, что преступность деяния и его наказуемость определяются только УК. Принцип этот специфичен: он выражает содержание статьи 1 УК: то, что уголовный закон выражен только УК.

Если какой-либо ФЗ устанавливает ответственность, то отдельно он не может действовать. „Нет преступления — нет наказания“.

К уголовной ответственности может быть привлечено только лицо, совершившее общественно-опасное деяние, прямо запрещённое УК. Наказание — только в пределах, установленных УК.

Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Запрещено с 1958 года. Аналогия — это восполнение пробела в праве, когда закон применяется к случаям, прямо не предусмотренным, но аналогичным тем, которые непосредственно регулируются этим законом. Восполнение любых пробелов в УП относится к исключительной компетенции законодателя. „Нет статьи — нет ответственности“.

2) Статья 5 — принцип вины.

Означает, что лицо подлежит ответственности за те действия и общественно-опасные последствия, в отношении которых доказана его вина. То есть, должен состояться обвинительный приговор.

Вина — это психическое отношение лица к совершенным действиям и их последствиям. Ответственность может наступать только за те действия, которые он осознавал, управлял своими действиями.

Уголовное право РФ стоит на позиции субъективного вменения. То есть, уголовный закон признает уголовно наказуемым только такое общественно-опасное деяние, которое совершено виновно. Объективное вменение, то есть, уголовная ответственность без учёта вины, не допускается.

Ни одно деяние, совершенное невиновно, какие бы тяжкие последствия оно ни причинило, не может рассматриваться как преступление.

Вменение в вину деяния, общественную опасность которого лицо не предвидело и не могло предвидеть, было бы лишено справедливости и отвергается правосудием.

Принцип вины предполагает только личную ответственность. Ответственность несёт либо сам преступник, либо никто.

3) Статья 4 — принцип равенства граждан перед законом.

Все лица, совершившие преступления, подлежат уголовной ответственности. Все, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.д. Для некоторых лиц предусмотрен особый, усложнённый порядок привлечения к уголовной ответственности, но это не исключает её.

Это не означает равной ответственности лиц, совершивших преступление. Наоборот, такое различие может быть в зависимости от пола или возраста лица, его служебного положения.

4) Статья 6 — принцип справедливости.

Означает, что наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, применяемая к лицу, совершившему преступление, должна быть справедливой, то есть, соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам, особенностям личности преступника. Это означает максимальную индивидуализацию ответственности. Ответственность не равная, а справедливая. Лица, совершившие преступления, наказываются по-разному.

В соответствии с частью 2 статьи 6 УК: „Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление“. До 1997 года гражданин РФ, совершивший преступление за пределами РФ и понёсший наказание, вернувшись в РФ, мог привлечься к повторной уголовной ответственности. Сейчас уголовная ответственность наступает, если иностранное государства не вынесло судебного акта.

5) Статья 7 — принцип гуманизма.

Уголовное законодательство должно обеспечивать безопасность человека (это — приоритетная задача УК). Это первая сторона принципа гуманизма.

Этот принцип означает и гуманизм наказания. Цель наказания — не причинение физических страданий и не унижение человеческого достоинства. Эта сторона гуманизма проявляется в отрицании жестоких, мучительных и позорящих наказаний.

Последнее отражено в Конституции: „Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию“.

Поэтому строгие меры наказания, применяемые к опасным преступлениям, сочетаются как с применением наказаний, не связанных с изоляцией от общества, так и с развитием института условного осуждения, институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания, применяемых к лицам, совершившим менее опасные преступления. Принцип гуманизма предполагает также установление в уголовном праве и применения минимума принудительных мер, необходимых для защиты личности, общества и государства. Это вторая сторона принципа гуманизма.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/5x708d.html

Задачи уголовного права

Задачи уголовного права определены ч. 1 ст. 2 УК РФ.

Во-первых, охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, во-вторых, обеспечение мира и безопасности человечества, в-третьих, предупреждение преступлений.

Приоритеты объектов уголовно-правовой охраны основаны на положениях Конституции РФ, которая раскрывает содержание основных прав и свобод граждан: на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, неприкосновенность жилища и так далее. Для того, чтобы эти и другие права могли осуществляться, уголовный кодекс провозглашает их охрану.

Действующая Конституция РФ уравнивает все виды собственности: частную, государственную, муниципальную и иные. Уголовный закон 1996 г. также не делает различий в охране этих видов собственности, в отличие от Уголовного кодекса 1960 г., где посягательства на государственную собственность наказывались строже, чем наличную.

Общественный порядок как объект уголовно-правовой охраны представляет собой совокупность общественных отношений, обеспечивающих общественное спокойствие, бесперебойную работу транспорта, предприятий, учреждений и организаций, неприкосновенность личности. Общественная безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов общества от внутренних и внешних угроз.

В отдельную главу УК РФ выделены экологические преступления. Соответственно, окружающая среда является самостоятельным объектом уголовно-правовой охраны. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушениям.

Конституционный строй Российской Федерации охраняется путем провозглашения ответственности за государственную измену, шпионаж, диверсию, ряд преступлений экстремистского характера и др.

Вторая задача уголовного права решается путем введения в УК РФ раздела ХП «Преступления против мира и безопасности человечества» и одноименной главы.

В нее сведены наиболее опасные преступные деяния, такие как: «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны», «Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения», «Геноцид», «Наемничество», «Акт международного терроризма» и другие. За эти преступления предусмотрены наиболее строгие наказания.

Предупреждение преступлений как третья из перечисленных в УК РФ задач уголовного права предполагает два аспекта. Первым является общая превенция уголовного закона, то есть предупреждение совершения преступлений гражданами под воздействием уголовно-правового запрета.

Читайте также:  Договор купли-продажи прицепа к легковому автомобилю: правила заполнения, образец бланка

Данные социологических исследований свидетельствуют, что определенная часть граждан не совершает преступлений под страхом уголовного наказания. Другим аспектом уголовно-правовой охраны является частная превенция уголовного закона.

Под ней понимается предупреждение совершения преступлений лицами, ранее уже совершавшими преступления. Частное предупреждение — это и выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений. Предупредительная работа состоит в оказании на них, а также на их окружение предупредительного воздействия.

Типичный пример частного предупреждения — это оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве конкретному лицу, освобожденному из мест лишения свободы.

Источник: https://bstudy.net/605319/pravo/zadachi_ugolovnogo_prava

Задачи уголовного закона

Сформулированные в УК РФ задачи выражают содержание охранительной функции уголовного права, призванного придать цивилизованные законные формы противодействию преступным посягательствам на безопасность и интересы личности, общества и государства. Задачи УК определяют содержание и структуру уголовного законодательства.

Весь комплекс поставленных перед уголовным законодательством задач слагается из трех основных структур:

  1. защиты от преступных посягательств охраняемых УК прав и интересов,
  2. обеспечения мира и безопасности,
  3. предупреждения преступлений.

Порядок изложения в ч. 1 ст.

2 УК объектов уголовно-правовой охраны — прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя от преступных посягательств отражает сущность нового подхода к оценке общественной опасности и следовательно противоправности посягательств на основные ценности, защищаемые уголовным правом.

Отражением гуманистического начала в построении УК РФ является выдвижение на первое место в системе охраняемых общественных ценностей прав и свобод человека, конкретной личности.

Подобное определение приоритетов в реализации охранительной функции уголовного права полностью соответствует концептуальным идеям и установлениям Конституции РФ, провозглашающей человека и гражданина, его права и свободы, высшей ценностью, а их защиту государственной задачей (ст. 2, 45).

основных прав и свобод граждан раскрывается в гл. 2 Конституции РФ.

К ним относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени; тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства; свободный выезд за пределы РФ и беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию; свободу совести и вероисповедания; свободу мысли и слова, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом; проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования; осуществление избирательных прав и участия в референдумах; свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Использование указанных и иных прав гражданином не должно нарушать права и свободы других лиц.

Конституцией РФ признаются и защищаются равным образом все формы собственности: частная, государственная, муниципальная (ст. 8).

Важнейшими объектами уголовно-правовой защиты кодекс называет также общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй РФ. При этом под общественным порядком как объектом уголовно-правовой охраны понимается сфера общественных отношений, включающих общественное спокойствие; соблюдение общественной нравственности; физическая неприкосновенность личности.

Учитывая современные условия развития научно-технического прогресса, возросшую угрозу противоправного технологического воздействия на среду обитания человека, УК включает в перечень основных объектов защиты окружающую среду.

Правовым средством обеспечения каждому права на благоприятную окружающую среду (ст.

42 Конституции РФ) является и реализация норм об ответственности за экологические преступления, которыми признаются посягательства на экологический правопорядок, экологическую безопасность; деяния, причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.

В содержание понятия конституционного строя как объекта уго-ловно-правовой охраны включаются, исходя из анализа гл.

1 Конституции РФ: форма государственной власти в РФ, источник государственной власти, суверенитет РФ, ее федеративное устройство, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, приоритет прав личности и принципы политической, идеологической и экономической свободы, многообразие форм собственности.

Международно-правовое значение нового УК подчеркивается признанием задачи обеспечения мира и безопасности человечества как одного из ведущих направлений реализации охранительной функции современного российского уголовного права.

Обеспечению участия РФ в международной борьбе с преступностью уголовно-правовыми средствами, с посягательствами на мир, безопасность человечества, природную среду должно служить включение в Особенную часть УК раздела «Преступления против мира и безопасности человечества».

Принципиальной особенностью нового уголовного закона является включение в перечень решаемых им задач предупреждения преступлений. Методами реализации этой обшепревентивной функции уголовного законодательства является установление уголовной ответственности за конкретные преступления и угроза неотвратимости применения уголовного наказания.

Вместе с тем УК содержит ряд поощрительных норм, стимулирующих граждан к участию в пресечении преступлений, к защите своих прав и законных интересов собственными силами.

Эти возможности предоставляются включением в УК таких институтов, как необходимая оборона, крайняя необходимость, правомерное причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление.

УК устанавливает присущие уголовному праву средства достижения намечаемых им в ст.

2 задач: определение основания и принципов уголовной ответственности; указание исчерпывающего перечня общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями; утверждение системы видов наказаний, их размера и карательных свойств, а также возможность применения иных мер уголовно-правового характера к виновным в совершении преступлений.

Уголовный закон

Источник: http://ugolovnyj-zakon.ru/pravo/03-uz/2-zadachi-ugolovnogo-zakona.html

Задачи уголовного права

В ст. 2 Уголовного кодекса РФ сформулированы задачи уголовного законодательства, а следовательно, и уголовного права:

  • охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств;
  • обеспечение мира и безопасности человечества;
  • предупреждение преступлений.

Задачи уголовного права реализуются через уголовную политику, под которой понимаются принципы и направления, формы и методы борьбы с преступностью, основывающиеся на уголовном праве.

Для осуществления этих задач Уголовный кодекс:

  • устанавливает основание и принципы уголовной ответственности;
  • определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями;
  • устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

На первое место ставится охранительная функция уголовного права, являющаяся основной его задачей, ради реализации которой оно и существует.

Уголовный кодекс, определяя задачи уголовного права, закрепил приоритеты уголовно-правовой охраны:

  1. личность;
  2. общество;
  3. государство.

Приоритетная охрана личности исходит из основного закона страны, соответствует традициям, существующим в развитых демократических государствах. Особенная часть уголовного права также открывается разделом «Преступления против личности».

Наряду с охранительной в уголовном законодательстве закреплена и предупредительная функция уголовного права. Эта задача реализуется прежде всего через психологическое воздействие на сознание граждан путем их устрашения и убеждения.

Предупредительная функция уголовного права выражена не только в запрещающих, но и в поощрительных нормах, которые побуждают лицо:

  1. активно противодействовать преступлению и преступнику (необходимая оборона, задержание преступника и т. д.);
  2. к отказу от доведения до конца начатого преступления или к восстановлению нарушенного блага (добровольный отказ от совершения преступления, добровольное освобождение похищенного человека и т. д.).

Уголовному праву присуща и воспитательная функция. Она реализуется в первую очередь при применении уголовно-правовых норм. Совершение преступления вызывает негативную морально-политическую оценку со стороны не только государства, но и членов общества.

Для реализации поставленных перед ним задач уголовное право наделено соответствующими специфическими средствами, перечисленными в ч. 2 ст. 2 УК РФ.

Для их осуществления в уголовном законодательстве:

  • устанавливаются основания и принципы уголовной ответственности;
  • определяется, какие опасные деяния признаются преступными;
  • закрепляются виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера.

Под иными мерами, о которых говорит Кодекс, понимаются принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90-91) и принудительные меры медицинского характера (ст. 99).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/zadachi-ugolovnogo-prava

Задачи российского уголовного законодательства

Уголовный кодекс России основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права (ч. 2 ст. 1 УК РФ).

Это положило начало разработке понятия «конституционные основания уголовного права», под которым понимают «такие положения и требования Конституции РФ, а также общепризнанных принципов и норм международного права, которые наряду с другими общественными явлениями становятся необходимыми условиями появления уголовно-правовых норм, объясняют их существование и направлены на разрешение противоречий в общественной жизни путем определения социальной справедливости установления и содержания предусмотренных ими правил поведения» Филимонов В.Д. Конституционные основания норм уголовного права // Конституционные основы уголовного права. Материалы I Всероссийского конгресса по уголовному праву / Отв. ред. В.С. Комиссаров. М., 2005. С. 605.. В ряду таких оснований предписания конституционного и международного права в части признания, соблюдения и защиты прав человека приобретают первостепенное значение.

Надо отметить, что УК РФ не упоминает о целях уголовного закона, формулируя в ч. 1 ст. 2 лишь задачи Уголовного кодекса России.

Ими признаются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств; обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Исходя из этого в науке традиционно анализируются задачи и соответствующие им функции уголовного права (охранительная, предупредительная, регулятивная, воспитательная, восстановительная, интегративная и др.).

Вопрос о целях уголовного права отечественными специалистами, как правило, не рассматривается; а встречающиеся в зарубежной литературе попытки определения целей уголовного права мало чем отличаются от рассуждений относительно его функций и задач. В частности, Д.

Читайте также:  Срок давности по транспортному налогу для физических лиц

Смит (Великобритания) в качестве целей уголовного права называет: 1) запрещение и предупреждение непозволительного и непростительного поведения, которое причиняет или угрожает причинением вреда частным или общественным интересам; 2) подчинение общественному контролю лица, поведение которого позволяет рассматривать его как склонное к преступному поведению; 3) защиту от осуждения и приговора для невиновного поведения; 4) предупреждение о сущности поведения, объявленного преступным; 5) дифференциацию серьезных и незначительных правонарушений Smith & Hogan. Criminal Law. Tenth Edition. Butterworths. Lexis Nexis. 2002. P. 3.. Х.-Х. Ешек (ФРГ) в качестве целей уголовной политики признает специальную превенцию, общую превенцию, учет интересов потерпевшего, декриминализацию, законность и гуманность Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М., 2001. С. 583..

Вместе с тем цель и задачи — хотя и взаимосвязанные понятия, но имеют некоторые различия в смысловых оттенках. Цель есть предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить; можно сказать, что цель — мыслимый результат определенной деятельности, результат функционирования.

Достижение цели предполагает последовательное решение ряда взаимосвязанных задач — проблем, требующих разрешения; задачи, таким образом, выступают лишь в качестве промежуточных целей деятельности, носят по отношению к главной цели подчиненный (субординационный) характер, наполнены не столько аксиологическим, сколько инструментальным смыслом Ожегов С.И.

, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 2002. С. 203, 683, 858, 873..

Принимая во внимание конституционные основы уголовного права, следует согласиться с утверждением, что главная цель уголовного права России на современном этапе состоит в уголовно-правовом обеспечении конституционно установленной обязанности государства, сформулированной в ст.

2 Конституции Российской Федерации, в том объеме, который предустановлен предметом уголовного права Тимохин С.Ю. Функции, задачи и цели уголовного права: проблемы соотношения: Автореф. дис. … к.ю.н. Владивосток, 2002.. В целях последующего анализа, не углубляясь в обсуждение вопроса о видах и содержании задач (функций) уголовного права, отметим свою солидарность с позицией В.Д.

Филимонова, утверждающего, что уголовное право России выполняет по сути одну функцию — охранительную, которая по своей социальной направленности делится на два вида: функцию предупреждения преступлений и их общественно опасных последствий (предупредительную функцию) и функцию восстановления порядка общественных отношений, нарушенного совершением преступления (восстановительную функцию) Филимонов В.Д. Охранительная функция уголовного права. СПб., 2003. С. 60.. Имеющиеся в литературе возражения, связанные с признанием самостоятельности охранительной и предупредительной функций уголовного права, представляются несущественными, поскольку данные функции образуют единый инструментальный аппарат: охрана общественных отношений осуществляется путем предупреждения преступлений, а предупреждение преступлений обеспечивает охрану социально значимых общественных отношений.

Цель уголовного права определяет содержание всех без исключения норм УК РФ. При этом важную роль в обеспечении целесообразности норм и их системности выполняют принципы уголовного права, которые, вслед за Е.Е.

Чередниченко, можно определить не просто как «начала» или «идеи» уголовно-правового регулирования, а как требования нравственного, идеологического, политического (от себя добавим — правового) характера, направленные на достижение задач уголовного законодательства и выполняющие функцию непосредственного и опосредованного регулирования общественных отношений Чередниченко Е.Е. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации. М., 2007. С. 27..

Наиболее четко гуманитарная направленность уголовного права закреплена законодателем в ст.

7 УК РФ «Принцип гуманизма», в соответствии с которой: «1) уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека; 2) наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».

Исследователи по-разному оценивают содержание ст. 7 УК РФ, однако практически все соглашаются с мыслью о «двусторонней» направленности принципа гуманизма. В.В.

Мальцев в связи с этим указывает, что «применительно к уголовному законодательству вытекают два аспекта рассмотрения принципа гуманизма.

Первый из них заключается в подчинении иерархии интересов, охраняемых нормами уголовного права, гуманистическим ценностям, в наиболее полном отражении в этих нормах лозунга «Все во имя человека, все на благо человека».

Второй связан с гуманным отношением к виновным лицам при реализации судами норм, предусматривающих ответственность за совершенные ими преступные деяния» Мальцев В.В. Равенство и гуманизм как принципы уголовного законодательства // Известия вузов. Правоведение. 1995. N 2. С. 100..

Таким образом, гуманитарный потенциал уголовного права раскрывается, конкретизируется в реальных уголовно-правовых отношениях.

Представляется, что при всем многообразии подходов к решению вопроса о видах и содержании уголовно-правовых отношений предпочтительной является позиция юристов, полагающих, что предмет уголовного права образуют две группы отношений: 1) возникающие в связи с фактом принятия и вступления в силу уголовного закона (предупредительные) и 2) возникающие в связи с фактом совершения отдельным лицом преступления (охранительные) Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. Н.М. Кропачева, Б.В. Волженкина, В.В. Орехова. СПб., 2006. С. 32..

Очевидно, что доктрина прав человека налагает определенные обязательства на государство как на участника уголовно-правовых отношений в интересах иных участников — физических лиц.

Можно утверждать, что права человека, зафиксированные в нормах международного права и Конституции России, образуют содержательное ядро правового статуса личности человека как субъекта уголовно-правового отношения — статусы лица, соблюдающего закон, нарушившего закон и потерпевшего от нарушения закона.

В рамках этих отношений цель, задачи и принципы уголовного права определяют в первую очередь правовой статус их участников. Субъектами уголовно-правовых отношений следует признавать:

  • — для предупредительных отношений: государство и лиц, способных, согласно закону, нести уголовную ответственность;
  • — для охранительных отношений: государство, лицо, совершившее преступление, и потерпевшего от преступления. Сразу следует обратить внимание на то, что признание потерпевшего от преступления субъектом уголовно-правового отношения только получает распространение в науке Дедюхина И.Ф. Проблемы установления и реализации уголовной ответственности с учетом признаков потерпевшего: Автореф. дис. … к.ю.н. М., 2008. Вместе с тем Конституционный Суд России в одном из своих Постановлений прямо указал: «Специфика уголовно-правовых отношений как особой разновидности публично-правовых отношений, возникающей в связи с совершением общественно опасных деяний, обусловливает особенности механизма осуществления судопроизводства по уголовным делам, в рамках которого уголовное преследование лица, предполагаемо виновного в совершении такого деяния, его привлечение к уголовной ответственности и возложение на него мер уголовно-правового воздействия принимает на себя государство в лице специально уполномоченных органов; потерпевший при этом выступает в качестве субсидиарного участника на стороне обвинения» Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 N 7-П «По делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой ст. 20, части шестой ст. 144, п. 3 части первой ст. 145, части третьей ст. 318, частей первой и второй ст. 319 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Законодательного собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. N 4..

Таким образом, безусловным требованием защиты прав и свобод человека являются разработка и реализация мер уголовно-правового воздействия, учитывающие при этом одновременно интересы трех субъектов охранительного уголовно-правового отношения: преступника, государства и потерпевшего от преступления, — при полном соблюдении конституционного требования о том, что юридическая ответственность (если она выходит за рамки восстановления нарушенных неправомерным деянием отношений или возмещения причиненного этим деянием вреда) является средством публично-правового реагирования на правонарушающее поведение, в связи с чем вид и мера ответственности лица, совершившего правонарушение, определяются исходя из публично-правовых интересов, а не частных интересов потерпевшего Определение Конституционного Суда РФ от 23.05.2006 N 146-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сабирова Равиля Минигаязовича на нарушение его конституционных прав положениями ст. 11, 17, 20, 22 и 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Текст официально не опубликован, см. интернет-версию на официальном сайте Конституционного Суда РФ. URL: http://www.ksrf.ru:8081/SESSION/S_6jRDyepF/PILOT/main.html..

Для России в этом плане особенно болезненным является вопрос о соблюдении прав и интересов потерпевших от преступления Быков В.М. Новый закон о правах потерпевшего в уголовном судопроизводстве // Законность. 2014. N 4. С. 36 — 40.

, в том числе права на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Если вопрос о доступе к правосудию в большей степени соответствует сфере применения ст.

6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, то вопрос о компенсации причиненного ущерба — корреспондирует с предписаниями ст. 1, ст. 13 Конвенции.

Анализ положений УК РФ в части гарантирования потерпевшим от преступления компенсации причиненного преступлением вреда показывает практически полное игнорирование им этого вопроса.

«В российском законодательстве содержатся отдельные нормы, которые позволяют получать подобную компенсацию, однако сфера их применения чрезвычайно узка и неэффективна, что будет показано далее.

Представляется, что система компенсаций со стороны государства, как это закреплено в нормах иностранного законодательства указанных стран и международно-правовых актах, более эффективна и подобный опыт следует включить в отечественную правовую систему» Дубровин В.В.

Возмещение вреда, причиненного преступлением, путем компенсации со стороны государства (отечественный и зарубежный опыт) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2010. N 3. С. 15 — 19.. И это при том, что число потерпевших от преступлений значительно: в 2013 г. потерпевшими от преступных посягательств были признаны почти 1567 тыс. человек, или 10,9 на 1000 человек Преступность в России: 2013 г. URL: http://demoscope.ru/weekly/2014/0595/barom01.php..

Конституционный Суд РФ признал, что «государство не освобождается от необходимости гарантировать защиту прав и свобод других лиц, в том числе обеспечить потерпевшим от преступлений доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба» Определение Конституционного Суда РФ от 05.06.

2014 N 1534-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Щапова Юрия Степановича на нарушение его конституционных прав положениями ст. 30, 34, 36, 38, 42, 125, 140, 141, 144, 145, 155, 237 и 239 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»..

Однако представляется, что отношения, возникающие из факта совершения преступления, в силу своего публично-правового характера обусловливают прежде всего публично-правовой характер защиты интересов потерпевших; а потому и вопросы компенсации причиненного преступлением вреда должны рассматриваться в рамках уголовного судопроизводства.

Это требует от государства серьезной работы по пересмотру системы мер уголовно-правового характера в части усиления в ней восстановительных, компенсаторных механизмов.

Этот тезис можно «развернуть» с учетом того, что уголовно-правовое регулирование осуществляется не только на законодательном (нормотворческом), но и на индивидуальном (правоприменительном) уровне.

В этом случае более рельефно вырисовывается конкретное направление государственной деятельности, в осуществлении которого требуется повышенное внимание к правам человека, а именно — применение к правонарушителю мер уголовно-правового воздействия.

Данное требование в наибольшей степени связано с правоприменительной деятельностью и состоит прежде всего в необходимости обстоятельной аргументации принимаемых судом решений, соблюдения принципа презумпции невиновности и толкования сомнений в пользу виновного.

Источник: https://studwood.ru/551621/pravo/zadachi_rossiyskogo_ugolovnogo_zakonodatelstva

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector