Сколько составляет срок задержания подозреваемого

Сколько составляет срок задержания подозреваемого

Задержание представляет собой кратковременное  ограничение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Задержание возможно лишь в тех случаях, если одним из возможных наказаний за преступление является лишение свободы.

Сколько сидят в ИВС?

Обратимся к УПК. Срок задержания не должен превышать 48 часов с момента фактического захвата гражданина.

В течение этого времени следователь или дознаватель выясняет причастность лица к совершенному преступлению и решает, есть ли необходимость в избрании меры пресечения и, в частности, обращении в суд с ходатайством о заключении под стражу.  Следовательно, задержанный гражданин по прошествии 48 часов может быть либо отпущен, либо перемещен уже в СИЗО.

Многих подозреваемых волнует вопрос — на какой срок может продлеваться задержание?

Ответ содержится в п.3 ч.7 ст.108 УПК, согласно которой задержание может быть продлено судом еще на 72 часа с момента пpинятия судом решения о продлении.

Следовательно, чисто теоретически максимальный срок задержания по подозрению в совершении преступления при продлении его судом может составить 120 часов или 5 суток; на практике, с учетом того, что решение о продлении срока задержания не принимается судом в последнюю минуту 48-го часа задержания, этот срок несколько меньше.

Следует иметь ввиду, что задержание в качестве кратковременного ограничения свободы применяется также по делам об административных правонарушениях.

Административное задержание допускается на срок до 3 часов с момента доставления, а в отдельных случаях, например, по делам, влекущим в качестве наказания административный арест, административное выдворение за пределы РФ, также по делам, посягающим на режим границы, о нарушении таможенных правил – до 48 часов.

В сизо до суда: сколько сидят подозреваемые и обвиняемые?

В следственный изолятор лицо помещается, если ходатайство следователя или дознавателя о заключении под стражу было удовлетворено судом. Отметим, что данная мера пресечения — исключительная.

Она применяется тогда, когда лицу грозит лишение свободы более чем на 3 года, и только при отсутствии условий для избрания иной, более мягкой меры пресечения; не допускается заключение под стражу лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении перечисленных в п. 1.1 ст.

108 УПК РФ преступлений в сфере экономики, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности.

Между тем заключение под стражу может быть избрано в качестве меры пресечения и в выше перечисленных случаях, то есть по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности и по делам, по которым может быть назначено наказание в виде лишения свободы менее 3 лет, при наличии одного из следующих оснований:

  • отсутствует постоянное место жительства в РФ;
  • не установлена личность подозреваемого или обвиняемого;
  • нарушена ранее избранная мера пресечения;
  • подозреваемый или обвиняемый скрылся от органов предварительного расследования или суда.

Следует иметь ввиду, что в настоящее время утверждён список заболеваний, наличие которых препятствует избранию в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу.

Сам перечень и порядок медицинского освидетельствования утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.01.

2011 года №3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений».

Срок содержания в СИЗО до суда составляет 2 месяца, но если расследование не было окончено в положенный срок, суд вправе продлить этот срок до 6 месяцев.

Если лицо подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а само дело является достаточно сложным и объемным, срок нахождения в СИЗО может быть увеличен до 12 месяцев. В исключительных случаях и только по особо тяжким преступлениям указанный срок может быть продлён до 18 месяцев. Дальнейшее продление сроков не допускается.

Нужно учесть, что в указанные срок засчитывается и срок задержания лица. То есть при расчете сроков содержания под стражей за начальное берётся время задержания лица, а в случае, когда лицо не задерживалось – время вынесения судом постановления о заключении под стражу.

А сколько могут держать в СИЗО до суда предпринимателей?

В настоящее время готовится законопроект, закрепляющий, что этот срок не может превышать 2 месяцев.

Если следователь захочет продлить нахождение в СИЗО, он должен будет указать, какие действия по делу будут проведены и почему он не сделал этого раньше.

Цель законопроекта – исключить из практики случаи, когда предприниматели содержатся под стражей в течение длительного времени при том, что фактически расследование не проводится.

Засчитывается ли содержание под стражей в срок лишения свободы?

Заключение под стражу является, по сути, превентивной мерой, «страховкой» следствия — свобода  гражданина ограничивается, хотя он официально еще не признан виновным. Поэтому государство справедливо предусмотрело систему зачета сроков содержания под стражей в срок назначаемого наказания. 

Согласно ст.72 УК РФ1 день нахождения в СИЗО приравнивается к:

  • 1 дню лишения свободы, ареста, принудительных работ;
  • 2 дням ограничения свободы;
  • 3 дням исправительных работ или ограничений по воинской службе;
  • 8 часам обязательных работ.

Интересно, что если лицо было помещено под стражу, отпущено, а затем снова помещено под стражу по одному и тому же делу, в срок нахождения в СИЗО во второй раз включается ранее проведенное там время по первому задержанию.

Право на реабилитацию

Известны ситуации, когда в ходе следствия выясняется непричастность лица к совершенному преступлению или отсутствие самого преступления как такового. Что происходит в этом случае?

Следователь (дознаватель) принимает решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, судья выносит оправдательный приговор, а у подозреваемого или обвиняемого возникает право на реабилитацию. Чем больше составлял срок задержания подозреваемого до судебного решения или срок нахождения в СИЗО, тем больше компенсация.

Государство компенсирует утраченный заработок, расходы на услуги адвоката, утрату трудоспособности, стоимость конфискованного имущества и другой вред, причинённый лицу в результате незаконного и необоснованного уголовного преследования и ограничения его свободы. Кроме того, лицо восстанавливается в своих трудовых, жилищных и прочих правах.

Право на реабилитацию признается судом или следователем.

Истребовать денежную компенсацию можно в суде. Реабилитированный может требовать и компенсации морального вреда по правилам гражданского судопроизводства. Суд самостоятельно устанавливает размер компенсации, но при несогласии с этой суммой лицо вправе обжаловать решение.

Кто может помочь при задержании и заключении под стражу?

Срок задержания составляет «всего» 48 часов, но именно в течение этих часов решается дальнейшая судьба задержанного и главный вопрос: где будет находится гражданин в течение всего периода расследования и судебного рассмотрения уголовного дела.

Именно от ответа на этот вопрос зависят не только возможность задержанного продолжить обычный образ жизни, который он вёл до задержания, но и ответы на другие не менее важные вопросы, непосредственно связанные с возможностью организации полноценной защиты (выбор адвоката, возмещение ущерба и примирение с потерпевшим, увязывание на практике возможности условного осуждения с избранием заключения под стражу и другие вопросы). Подозреваемый или обвиняемый вправе воспользоваться услугами адвоката, который может помочь своему Доверителю покинуть ИВС без последствий для себя в виде заключения под стражу. Опытный специалист способен «зацепиться» за любые ошибки следствия, выявить обстоятельства, препятствующие содержанию гражданина в ИВС, а также основания для недопущения избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения, добиться немедленного освобождения своего подзащитного.

Если максимальный срок задержания истек, и лицо постановлением суда было заключено под стражу, адвокат будет стараться добиться отмены или изменения меры пресечения на более мягкую, сокращения срока пребывания в СИЗО. Это достаточно серьезный процесс, поскольку данный вопрос будет рассматриваться судом. Уголовным адвокатам под силу доказать суду, что в содержании под стражей их Доверителя нет больше никакой необходимости.

Если Вашего близкого человека задержали или поместили под стражу —  адвокаты АК «Судебный адвокат» готовы прийти на помощь. Мы сделаем все возможное, чтобы наш Доверитель был немедленно отпущен из ИВС или СИЗО.

Источник: https://www.advo24.ru/publication/zaderzhanie-srok-prebyvaniya-podozrevaemogo-v-ivs.html

Задержание лица подозреваемого в совершении преступления: основание, порядок, сроки | Юридические Советы

Последнее обновление Март 2019

Задержание преступника – неотъемлемая часть работы полицейского, который вправе, с разрешения закона, принудительно воздействовать на граждан, нарушающих принятые в обществе правила поведения.

Действия полиции строго регламентированы федеральным законодательством, в котором содержится прямой запрет злоупотреблять своими обязанностями в отношении задерживаемого гражданина, даже если этим гражданином является причастное к преступлению лицо.

Каков порядок задержания подозреваемого и что ждет гражданина, который стал объектом внимания полиции? Об этом читайте в нашей статье.

Всем известно, что российская полиция, как и в любом другом государстве,  вправе задержать преступника.

В то же время, во избежание полицейского произвола, ограничить свободу гражданина допускается только лишь на короткое время.

Длительное ограничение свободы (до 1 года, а в исключительных случаях и более) может определить только суд по своему решению, это уже будет называться мерой пресечения в виде заключения под стражу.

По инициативе полиции (без решения суда) человек может быть помещен в камеру только на двое суток.

Действия полицейского по задержанию должны строго соответствовать требованиям закона, в противном случае можно вести речь о нарушении конституционных прав гражданина, что недопустимо.

Каждое задержание находится на контроле у надзирающего органа – прокуратуры, полиция обязана немедленно информировать ее руководство о состоявшемся факте ограничения свободы.

В практике немало случаев, когда без всяких на то оснований задерживаются люди, не имеющие ничего общего с преступлениями, в совершении которых их якобы подозревала полиция.

В таких ситуациях необходимо прибегать к различным способам воздействия на виновных должностных лиц, вплоть до иска в судебном порядке. Для этого нужно знать основополагающие правила, несоблюдение которых влечет незаконность действий полиции.

Когда задержание считается правомерным

Основными законами, регулирующими вопросы правомерного задержания лиц, являются Уголовно-процессуальный Кодекс РФ и Федеральный закон «О полиции». В них регламентированы действия сотрудников полиции и пределы их правомочий в отношении задержанного гражданина:

Срок задержания

Сколько составляет срок задержания подозреваемогоВне зависимости от категории преступления, в совершении которого подозревается гражданин, его задержание не может превышать 48 часов. Далее он должен быть освобожден, если нет решения суда о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.

Иными словами, закон позволяет ограничить свободу человека на двое суток, но не более. Понятно, что в ходе преследования опасного преступника по горячим следам полицейским некогда обращаться в суд за разрешением на содержание его в камере.

Два дня, предоставленные в распоряжение правоохранительным органам, вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о причастности задержанного лица к содеянному или, наоборот, его непричастности. Этот срок строго соблюдается и является гарантом соблюдения конституционных прав любого россиянина.

Более того, при превышении максимально возможного срока задержания подозреваемого к ответственным сотрудникам правоохранительных органов применяют самые жесткие дисциплинарные взыскания, а в некоторых случаях их могут привлечь к уголовной ответственности за превышение должностных обязанностей.

Кого могут задержать

В Законе «О полиции» приводится исчерпывающий перечень тех, кто может быть подвергнут задержанию. В первую очередь, это подозреваемые в совершении преступления. Конечно, всякое подозрение должно быть обоснованным и веским.

Так, в соответствии с УПК РФ, должны быть достаточные данные о причастности именно этого человека к происшествию – кровь на одежде, свидетельские показания других лиц, данные с видеокамеры наружного наблюдения, собственноручно написанная явка с повинной и т.д.

Голословное утверждение о том, что данное лицо может иметь отношение к определенному преступному событию, недопустимо.

Обоснованность выводов о причастности к содеянному всегда проверяется судом, рассматривающим ходатайство о применении меры пресечения.

В случае, если подтверждающих обоснованность задержания сведений суду представлено не было, в избрании меры пресечения может быть отказано, при этом незаконной может быть признана и процедура задержания.

Пример №1. В придорожном кафе убит администратор. Полицией был установлен некто Проносов Р.П., который был знаком с убитым и в момент совершения преступления находился в кафе. Полиция сочла эти обстоятельства, а также то, что на одежде Проносова Р.П.

были пятна крови застреленного, достаточными для задержания. Проносов причастность к убийству отрицал, объясняя кровь на пиджаке тем, что в момент выстрела администратор находился неподалеку, а поскольку пуля попала в сонную артерию, то частицы крови попали на одежду.

До окончании максимального срока задержания следователь обратился в суд с ходатайством об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу.

При проверке материала суд счел недостаточными сведения, добытые сотрудниками полиции «по горячим следам» — не были опрошены другие лица, не было принято во внимание описание Проносовым Р.П. человека в черном, ворвавшегося в кафе, не были истребованы данные с видеокамер.

Суд отказал в избрании стражи только потому, что следственный комитет не представил доказательства обоснованности подозрения и, следовательно, задержания. Проносов был освобожден прямо из суда на свободу. Впоследствии было установлено реальное лицо, которое совершило преступление.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда в свердловской области на 2020 год

Несколько повторяют положения «полицейского закона» требования ст.91 УПК РФ, где перечислены основания к задержанию подозреваемого в совершении преступления:

  1. когда человек застигнут прямо на месте совершения преступления (как в примере №1), или немедленно после происшествия. Отсутствие конкретики в приведенном основании часто является причиной должностного злоупотребления со стороны сотрудников правоохранительных органов. Нередки случаи, когда любого, кто оказался на месте преступления (например, обнаружившего труп), задерживают «на всякий случай».
  2. когда потерпевший или очевидец происшествия прямо указывает на определенного человека. В таких ситуациях также нужно тщательно выяснить, нет ли какой-либо конфликтной ситуации между потенциальным преступником и жертвой, исключить оговор, разъяснить свидетелям ответственность за дачу ложных показаний. Обычно на практике сотрудники полиции стараются проверить данные, полученные от очевидцев, прежде чем задержать человека. Но встречаются и частные случаи, когда вследствие умышленного оговора невиновный подвергается принуждению и ограничивается в своих правах.
  3. когда обнаружены явные следы преступления у конкретного лица – это могут быть не только биологические следы (слюна, кровь), но и предметы хищения – деньги, золотые изделия, а также средства совершения – оружие, отмычки и т.д.
  4. есть другие основания считать, что конкретное лицо может быть причастно к содеянному и у него отсутствует место жительства, он пытается скрыться или его личность не установлена. Какие именно «другие основания», подробнее в законе не сказано. Представляется, что это могут быть любые иные доказательства, не подпадающие ни под один из вышеперечисленных пунктов.

Пример №2. По делу в отношении сбытчиков наркотиков полицией уже третий месяц прослушивались телефонные разговоры, в целях закрепления доказательственной базы. В одном из разговоров с неизвестным сбытчик упоминал про недавнее ограбление магазина, при этом хвалил собеседника за хорошо сделанную работу.

Полицейские установили абонента, участвующего  в разговоре со сбытчиком, а впоследствии и задержали его – в качестве основания для этого послужила информация, полученная из телефонных разговоров, что явилось «иными доказательствами» причастности к преступлению, а следовательно, иными основаниями для ограничения свободы конкретного лица.

Конечно, в основном полиция задерживает причастных к тяжким преступлениям лиц – по убийствам, грабежам, разбоям. По налоговым или предпринимательским преступлениям человека не могут поместить в камеру. Требования ст.

91 УПК РФ прямо предусматривают, что ограничивать свободу можно только по делам о деяниях, за которые предусмотрено лишение свободы, что не относится к экономическим преступлениям.

Фигурантам таких дел не может быть избрано содержание под стражей на период следствия или суда, кроме исключительных случаев.

Кроме подозреваемых, в соответствии с законом «О полиции» могут быть задержаны:

  • совершившие побег из колонии, СИЗО, уклоняющиеся от отбывания наказания (любого). Безусловным основанием для задержания являются сведения о побеге из мест лишения свободы и других специальных учреждений закрытого типа. Побег всегда является резонансным событием и влечет активизацию всего личного состава МВД региона, каждому отделу вручают ориентировки беглеца. Поэтому задержание скрывшихся преступников практически в 100% случаях признается обоснованным и влечет дальнейшее содержание под стражей по решению суда.
  • находящиеся в розыске (местном или федеральном, а также международном). О всех лицах, объявленных в розыск, в каждом полицейском участке и на каждом посту ГИБДД есть сведения и фотороботы. На таких людей заводятся специальные розыскные дела, которые всегда на особом контроле. Меры принуждения, примененные полицией к «розыскнику» логичны и не противоречат законодательству.
  • уклоняющиеся от отбывания принудительных мер медицинского или воспитательного воздействия. Речь идет о тех людях, в отношении которых уже состоялось судебное решение, но вместо наказания к ним применены меры медицинского характера (если лицо не могло в полной мере осознавать событие преступления) или меры воспитательного воздействия (если суд счел возможным не назначать несовершеннолетнему подсудимому наказание и ограничился, к примеру, отдачей под контроль в спецучреждение). Если фактически такие лица уклоняются от посещения медицинской или образовательной организации, есть основания для принудительного направления по месту назначения, а значит, и для задержания.
  • иностранные граждане, в отношении которых принято решение о выдворении, передаче иностранному государству. В настоящее время далеко не редкость совершение иностранцами преступлений на территории России. Чаще всего в поле зрения подпадают граждане из Ближнего зарубежья, нелегально находящиеся в нашей стране. По российскому законодательству и в соответствии с международными соглашениями, такие нарушители подлежат направлению в то государство, гражданами которого являются. До фактического отправления такие лица могут быть задержаны.
  • имеющие ярко выраженные признаки психического расстройства, представляющие опасность для себя или для общества. Иногда спасти жизнь людей можно только путем ограничения их свободы. В последнее время участились случаи суицида со стороны молодых людей, подростков. Мы не знаем, с чем это связано – возможно, с популярностью в определенных кругах психоактивных веществ, запрещенных к обороту столь же строго, как и сильнейшие наркотические средства. Тем не менее, полицейские часто сталкиваются с необходимостью задержания тех, кто явно или даже демонстративно пытается покончить с собой. Ввиду тяжелой психологической обстановки и часто неадекватного поведения такого человека полицейским ничего не остается, как осуществить задержание, которое в таких ситуациях признается законным.

Кроме того, на охраняемых объектах человек, незаконно проникший на территорию, может быть задержан до выяснения обстоятельств и личности, максимальный срок такого задержания – не более трех часов.

Процедура задержания

Основные стадии задержания следующие:

  1. Возбуждение уголовного дела. Без соответствующего постановления, с которого начинается расследование, любое задержание, даже при наличии объективных данных, будет считаться незаконным. На практике случаи, когда без возбуждения уголовного дела лицо задерживается, все же имеются – в основном, когда обнаружение преступника и происшествия происходит одномоментно и промедление чревато побегом виновного. Протокол задержания и постановление о возбуждении уголовного дела составляются практически одновременно, тогда как фактически к этому моменту подозреваемый уже ограничен в свободе передвижения.
  2. Само по себе ограничение свободы исчисляется с устного объявления сотрудника полиции об этом – по сути, с этого и начинается процесс задержания подозреваемого. Человеку объявляется, в совершении какого преступления он подозревается, при этом гражданин обязан подчиниться действиям силовиков во избежание применения к нему специальных средств (наручников) и физической силы.
  3. Доставление в отдел полиции или, если такого поблизости нет, в ближайший опорный пункт.
  4. Составление протокола задержания подозреваемого — пожалуй, самого важного документа с участием подозреваемого, который имеет право вносить в него любые письменные замечания. Так, если гражданин не согласен с ограничением его свободы, с подозрением или с действиями полицейских в целом, об этом можно написать в протоколе, скрепив запись своей подписью. Иногда именно протокол, в котором ясно изложены доводы подозреваемого на первоначальной стадии, становится в дальнейшем основанием для смягчения ответственности, а в некоторых случаях и освобождением от нее. Протокол должен содержать:
    • дату, место составления;
    • основания задержания;
    • сведения о сопротивлении задержанного или отсутствии такового;
    • наличие у гражданина оружия, запрещенных предметов и т.д.;
    • наличие у него телесных повреждений;
    • результат оказания медицинской помощи, если необходимость в ней имелась.
  5. Личный обыск задержанного – происходит для того, чтобы изъять все запрещенные или опасные для окружающих предметы, которые остались при нем.
  6. Допрос подозреваемого – существует жесткое правило, закрепленное в УПК РФ, о необходимости этого следственного действия не позднее 24 часов с момента фактического задержания. Перед допросом у задержанного должна быть консультация с защитником.
  7. Помещение в ИВС – сокращенное название изолятора временного содержания, из которого подозреваемого доставят в суд для решения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста. В некоторых случаях гражданин освобождается следователем — если улик против него недостаточно и изоляция, в силу закона, применена быть не может.

Поскольку время у полицейских строго ограниченно (напомним, 48 часов – тот максимум, который всегда соблюдается), не всегда удается собрать данные, достаточные для принятия решения о содержании под стражей. Если таких оснований нет, то человека безоговорочно выпускают на волю.

Помимо этого, подозреваемый подлежит освобождению, если задержание было совершено с нарушением ст. 91 УПК РФ. К примеру, человека ограничили в свободе передвижения, неправильно определив категорию преступления.

Пример №3. Уголовное дело в отношении Пирогова К.Е. было возбуждено по ч. 3 ст. 159 УК РФ (наказание до 6 лет лишения свободы), он был задержан как подозреваемый. Перед допросом Пирогов К.Е.

проконсультировался с защитником, который определил преступление как уклонение от налогов, без признаков мошенничества, о чем и была сделана запись в протоколе.

Впоследствии руководителем следственного отдела полиции было установлено, что в действиях Пирогова действительно отсутствует хищение и обман, а имеются только нарушения в сфере налогового законодательства. Поскольку налоговые преступления не предусматривают наказание в виде лишения свободы, Пирогов К.Е. был немедленно освобожден.

При освобождении лицо вправе получить справку о том, кем он был задержан, когда и за что, а также об основаниях освобождения. Подробнее о правах задержанных и о том, как избежать произвола со стороны сотрудников полиции, читайте в нашей статье.

Куприянова Вера Николаевна

Источник: http://juresovet.ru/zaderzhanie-podozrevaemogo-v-sovershenii-prestupleniya/

Статья 92. Порядок задержания подозреваемого

СТ 92 УПК РФ

1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.

1.1. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.

2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

Комментарий к Статье 92 Уголовно-процессуального кодекса

1. В срок не более 3 часов после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю должен быть составлен протокол задержания. Содержание протокола задержания должно соответствовать фактическим обстоятельствам произошедшего.

Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, а также право пользоваться помощью адвоката (защитника), принадлежащее каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, — исходя из особого статуса этого субъекта уголовно-процессуальных отношений и необходимости установления дополнительных гарантий защиты его прав и законных интересов . При этом Конституция РФ, закрепляя право на получение квалифицированной юридической помощи, не связывает предоставление помощи адвоката (защитника) с формальным признанием лица подозреваемым или обвиняемым, поэтому данное конституционное право возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным .
———————————

Определение Конституционного Суда РФ от 24 января 2013 г. N 38-О.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. N 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 26 мая 2011 г. N 668-О-О.

Согласно требованиям п. 3 ч. 4 ст. 46 и п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ защитник допускается к участию в деле, в том числе с момента фактического задержания лица, т.е. немедленно.

Если задержанный не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу, к производству процессуального действия привлекается переводчик , в порядке, определенном ст. 59 и ст. 169 настоящего Кодекса.
———————————

Пункт 7 ч. 4 ст. 46 УПК РФ.

2. Часть 2 комментируемой статьи настоящего Кодекса требует указания даты и времени задержания в протоколе задержания, что исключает бесконтрольное, вне установленных сроков, содержание задержанного правоприменительным органом .
———————————

Определение Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2009 г. N 1400-О-О.

  • При этом протокол задержания составляется с соблюдением установленных в УПК РФ правил. В протоколе обязательно указываются:
  • 1) дата, место и время начала и окончания составления протокола с точностью до минуты;
  • 2) должность, специальное или воинское звание, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • 3) фамилия, имя и отчество защитника, присутствующего при задержании подозреваемого, номер его удостоверения, номер и дата выдачи ордера, а также полное наименование адвокатского образования, его выдавшего;
  • 4) процессуальное положение, фамилия, имя и отчество каждого лица, участвующего в процессуальном действии, а в необходимых случаях их адреса и другие данные об их личности;
  • 5) дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого;
  • 6) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, а также место жительства (регистрации) задержанного, его гражданство, семейное положение, сведения о месте работы, документах, удостоверяющих его личность, сведения о судимости с указанием, когда именно, каким судом и по какой статье УК РФ был осужден;
  • 7) результаты его личного обыска;
  • 8) объяснения задержанного либо причины, по которым он отказался давать таковые, а также другие обстоятельства его задержания.
Читайте также:  Развод при беременности: возможен ли в россии

По смыслу этой уголовно-процессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о применении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе задержания должны быть указаны все имевшие место такие обстоятельства.

Кроме того, в протоколе задержания надлежит указывать, не относится ли задержанный к категории лиц, пользующихся иммунитетом от процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, или лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 настоящего Кодекса, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам; не является ли подозреваемый членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие данные.

При составлении протокола подозреваемому одновременно разъясняются его права, перечисленные в ст. ст. 16, 46 и 317.1 настоящего Кодекса, о чем делается соответствующая отметка в протоколе задержания.

Подозреваемому также разъясняется, что в соответствии со ст. 51 Конституции РФ он не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст.

5 настоящего Кодекса.

Протокол задержания подписывается должностным лицом, его составившим, подозреваемым, его защитником, понятыми, специалистом и другими лицами, принимавшими участие в производстве процессуального действия. Подозреваемый вправе получить при этом копию протокола задержания.

Особое внимание должно обращаться на то, что в протоколе задержания следователем в обязательном порядке должны указываться не только основания задержания подозреваемого, перечисленные в ст.

91 настоящего Кодекса, но и иные обязательные сведения, среди которых предусмотрено приведение мотивов задержания подозреваемого, т.е.

конкретные данные, обосновывающие необходимость задержания лица — в качестве подозреваемого в данном случае.

При наличии оснований следователем или дознавателем выносится постановление о производстве освидетельствования подозреваемого в соответствии со ст. ст. 179, 180 УПК РФ и обеспечивается его реализация с привлечением врача или другого специалиста.

В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование задержанного лица может быть произведено до возбуждения уголовного дела и соответственно до составления следователем протокола задержания.

По окончании проведения процессуального действия в протокол задержания вносится наименование места содержания, куда направлен подозреваемый.

3. В течение 12 часов с момента задержания орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить о произведенном задержании подозреваемого надзирающему прокурору в письменном виде, обеспечив фактическое получение прокурором уведомления в указанный срок. В данном сообщении помимо сведений о личности подозреваемого надлежит указывать и место, куда последний направлен для содержания.

4. В каждом случае задержания подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания по правилам, установленным ч. 2 ст. 46, ст. ст. 189 и 190 настоящего Кодекса, с соблюдением прав, гарантированных ему законом.

До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

Конфиденциальность свидания подразумевает запрет на проведение оперативно-разыскных мероприятий технического и иного характера в целях получения информации о содержании беседы подозреваемого с защитником.

Закон предусматривает, что в случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания с защитником свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

Допрос подозреваемого может быть произведен в ночное время в случаях, не терпящих отлагательства .
———————————

Часть 3 ст. 164 УПК РФ.

При отказе подозреваемого от назначенного защитника допрос подозреваемого может быть произведен без участия защитника, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 — 8 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса.

Руководитель следственного органа в соответствии с п. 4 ч. 1 ст.

39 настоящего Кодекса имеет право лично допросить подозреваемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

5. Дача показаний — процессуальное право, а не обязанность подозреваемого. Поэтому он вправе давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться вовсе от дачи объяснений и показаний.

При согласии дать показания подозреваемый должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, если показания подозреваемого получены с нарушением требований настоящего Кодекса .
———————————

Пункт 2 ч. 4 ст. 46 УПК РФ.

6. Допрос подозреваемого относится к числу наиболее сложных в тактическом отношении следственных действий.

Цель допроса подозреваемого заключается в том, чтобы предоставить ему возможность реализовать его субъективное право на защиту и дать показания по поводу обстоятельств, послуживших основанием для задержания или заключения под стражу, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств дела. Если лицо задержано на месте преступления, его допрос в качестве подозреваемого производится незамедлительно.

Источник: http://UPkod.ru/chast-1/razdel-4/glava-12/st-92-upk-rf

Задержание подозреваемого

Задержание подозреваемого — мера процессуального принуж­дения, применяемая органом дознания, дознавателем, следова­телем на срок не более 48 часов с момента фактического задер­жания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).

Сущность задержания состоит в кратковременном лишении подозреваемого в совершении преступления лица свободы, ко­торое, в силу своей неотложности не требует для его примене­ния судебного решения.

Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обос­нованности задержания, четко регламентируя условия, основа­ния, мотивы, сроки и порядок задержания (ст. 91-96 УПК).

Основания задержания:

Лицо может быть за­держано только по подозрению в совершении такого преступ­ления, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК), при наличии одного из следующих оснований:

    1. когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
    2. когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
    3. когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо

    • пыталось скрыться, либо
    • не имеет постоянного места жительства, либо
    • не установлена его личность, либо
    • если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

«Иные данные» — фактические дан­ные (доказательства), косвенно указывающие на причастность лица к преступлению. К ним могут относиться:

    1. показания сви­детелей и потерпевших, не являвшихся очевидцами преступле­ния, из содержания которых следует, что это лицо причастно к совершению преступления;
    2. показания обвиняемых, подозре­ваемых о соучастниках;
    3. результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц;
    4. материалы ревизий, инвентаризаций;
    5. сходст­во по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т. д.

Поскольку «иные данные» менее определенны, чем основа­ния для задержания, закон связывает задержание при наличии этих данных с определенными условиями (попыткой лица скрыть­ся, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутст­вием документов, устанавливающих личность подозреваемого). Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению.

  • Следует обратить внимание на то, что если же существует одно из ус­ловий (например, лицо не имеет постоянного места жительст­ва), но отсутствуют «иные данные», дающие основания подоз­ревать лицо в совершении преступления, то уголовно-процес­суальное задержание недопустимо.
  • Следует различать фактическое задержание и задержание по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.
  • Фактическое задержание означает захват лица и принудитель­ное доставление его в органы дознания или к следователю.
  • Право уголовно-процессуального задержания в порядке, уста­новленном УПК, принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с законом.

Если лицо было задержано непосредственно при соверше­нии преступления (т. е.

до возбуждения уголовного дела), то фактический захват определяется моментом фактического ограничения свободы передвижения (с этого момента начинается течение сроков задержания), но в течение трех часов после до­ставления такого подозреваемого в орган дознания или к сле­дователю должны быть вынесены постановление о возбужде­нии уголовного дела (при наличии соответствующих основа­ний) и составлен протокол задержания. С момента составления протокола задержания лицо следует считать подвергнутым уго­ловно-процессуальному задержанию.

Избрание меры процессуального принуждения и выбор ее вида — это право, а не обязанность лиц, ведущих судопроиз­водство.

Закон устанавливает, что соответствующее должност­ное лицо вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установленных законом условий и оснований.

Право превращается в обязанность лишь тогда, ко­гда появляются мотивы, обусловливающие необходимость за­держания в данном конкретном случае.

Мотивами задержания могут быть:

    1. пресечение преступно­го деяния;
    2. предотвращение совершения новых преступле­ний;
    3. лишение возможности скрыться, уничтожить доказа­тельства или иным образом воспрепятствовать установлению обстоятельств уголовного дела;
    4. установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления;
    5. своевременное решение вопроса об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.

Не допускается использование задержания как средства по­лучения от подозреваемого признания вины в совершении пре­ступления.

Срок задержания

Согласно ст. 94 УПК РФ срок задержания не мо­жет превышать 48 часов до судебного решения о применении судьей меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока задержания в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания, т.е. момента производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступле­ния (п. 15 ст. 5 УПК).

Важность четкого определения момента фактического задер­жания состоит не только в том, что с его наличием связывается начало течения 48-часового срока задержания, но и в том, что в силу сформулированной Конституционным Судом РФ консти­туционно-правовой позиции с этого момента задержанный имеет право на пользование услугами защитника и на реализа­цию прав, предусмотренных ст. 46 УПК. В момент фактиче­ского задержания лица, подозреваемого в совершении преступ­ления, ему должно быть разъяснено право иметь защитника (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК).

Все сроки уголовно-процессуального задержания, за исклю­чением срока составления протокола задержания, исчисляются с момента фактического задержания. Для правильного исчисле­ния сроков требуется учитывать день, час и минуту фактиче­ского задержания.

УПК детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обосно­ванности задержания и обеспечения прав задержанного.

Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержа­ния.

Закон не регламентирует срок, в течение которого лицо долж­но быть доставлено в орган дознания или к следователю. Пред­ставляется, что географические особенности и транспортная инфраструктура России не позволяют установить какой-либо пресекательный срок для этого действия.

Но несмотря на это, задержанный по подозрению в совершении преступления дол­жен быть доставлен в орган дознания или к следователю в тече­ние разумного срока, но не более 48 часов. Истечение 48-часо­вого срока является основанием для освобождения подозревае­мого (ч. 2 ст. 94 УПК).

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК).

В течение этого време ни должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена его личность и т. п.

) и оформлены сведения об основаниях задержания (если ранее они не оформлялись, на­пример, в случае задержания лица при совершении преступле­ния).

В протоколе задержания указывается как дата и время со­ставления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах и минутах, место, основания и мотивы фактического задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие об­стоятельства (ч. 2 ст. 92 УПК).

Читайте также:  Как рассчитать средний заработок для пособия по безработице в центре занятости

По смыслу этой уголовно-про­цессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о при­менении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе за­держания должны быть указаны все имевшие место такие об­стоятельства.

В протоколе делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав. Протокол подписывается подозревае­мым и лицом, его составившим.

В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК (ст. 93 УПК). В отличие от установленной для производ­ства обыска традиционной процедуры (п. 6 ч. 2 ст.

29 УПК, ст. 182 УПК) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску без вынесения соответствующего постановления, но лицом одного с ним пола и при участии понятых одного и того же пола с обыскиваемым (ч. 2 и 3 ст.

184 УПК).

В течение 12 часов с момента фактического задержания до­знаватель или следователь обязаны уведомить (ст. 96 УПК РФ):

  • прокурора (в письменном виде, ст. 92 УПК РФ);
  • кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников (предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому);
  • командование воинской части (при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим); в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник;
  • секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию — при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства.

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Порядок и условия содержания подозреваемых определяются Федеральным законом «О содержании под стражей подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений».

Основания и порядок освобождения задержанного

Основания и порядок освобождения задержанного установле­ны в ст. 94УПК. По постановлению дознавателя или следова­теля подозреваемый подлежит освобождению, если:

    1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
    2. отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
    3. задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 Кодекса.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если

    • в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо
    • суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. седьмой ст. 108 УПК РФ.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу.

Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству од­ной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления зая­вившей такое ходатайство стороной дополнительных доказа­тельств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задер­жание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/zaderzhanie-podozrevaemogo

Порядок и сроки административного задержания, задержания подозреваемого в порядке УПК

  • Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
  • Административное задержание вправе осуществлять:
  • должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
  • старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
  • должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;
  • военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), КоАП (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания), а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;
  • должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП (нарушение правового режима контртеррористической операции);

судебные приставы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26 (нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений), 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.8.1 (незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний), 17.9 (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.14 (нарушение законодательства об исполнительном производстве), 17.15 (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), 17.16 (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), частями 1 (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП) и 4 (уклонение от отбывания обязательных работ) статьи 20.25 КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

  1. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
  2. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
  3. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
  4. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
  5. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.
  6. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
  7. Порядок задержания подозреваемого в соответствии с УПК следующий.
  8. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены следующие права:
  9. знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;
  10. давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 УПК (показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде);
  11. пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 (основания задержания подозреваемого) и 92 (порядок задержания подозреваемого) УПК, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;
  12. представлять доказательства;
  13. заявлять ходатайства и отводы;
  14. давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
  15. пользоваться помощью переводчика бесплатно;
  16. знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
  17. участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;
  18. приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;
  19. защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, а также в соответствии с требованиями статей 189 (общие правила проведения допроса) и 190 (протокол допроса) УПК. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 2 статьи 91 УПК).

Согласно части 2 статьи 94 УПК по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.

Источник: https://53.xn--b1aew.xn--p1ai/document/1426850

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector