Административный проступок: виды и состав правонарушения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В некоторых источниках указано, что причина правонарушения – это несовершенство человеческой природы.

Однако на 2018 год индекс преступности в Венесуэле составляет 82.38, в России – 43.63, а в Японии – 12.69. Почему цифры так отличаются?

Потому что к игнорированию правовых норм приводят не только недостатки человека, но и общества, в котором он живёт. В этой статье вы ближе познакомитесь с понятием правонарушения, научитесь отличать его от других поступков.

Правонарушение — это..

Что же это такое правонарушение, если прочитать и обобщить приведенные чуть ниже его признаки?

Правонарушение — это виновное деяние волевого субъекта, которое не соответствует правовым нормам, реально причиняет или создаёт возможность причинения вреда обществу.

5 признаков правонарушения

В самом названии уже заложена суть понятия – «нарушение права». Какие признаки правонарушения выделяют юристы?

  1. Наличие волевого субъекта.Не могут нарушать право младенцы, духовно больные люди (и другие недееспособные личности), животные и птицы. Например, корова пробралась в чужой огород, уничтожила рассаду на грядках, сломала теплицы. Кто здесь правонарушитель? Хозяин, который не изолировал вредную корову.
  2. Выражается в деянии.Деяние – это внешнее поведение человека. Действие или бездействие. В последнем случае правонарушитель не совершает то, что обязан делать по закону. Например, воспитывать ребёнка, платить налоги. Правонарушениями не считаются отрицательные мысли, чувства, желания и намерения.
  3. Идёт вразрез с правовыми нормами.Правонарушения и юридическая ответственность – две стороны одной медали. Во всех правовых нормах прописаны правила, которым нужно соответствовать. Но формально правонарушение имеет место только при наличии санкции (что это?).Например, за дискриминацию (что это?) в статье 5.62 КоАП предусмотрен штраф. А вот в статье 43 федерального закона «Об образовании в РФ» указано, что обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу. Санкций нет. Поэтому формально двоечник хоть и поступает вразрез с нормой права (что это?), но не считается правонарушителем.
  4. Способно причинять вред обществу.В некоторых источниках указано, что правонарушение всегда порождает вредоносные последствия. Не совсем.

    Достаточно наличия потенциальной возможности. Например, гражданин перешёл дорогу на красный свет, пока не было автомобилей. Никто не пострадал. Так в чём потенциальный вред?

    Другие увидели, как человек нарушил правила. При этом остался целым, невредимым и безнаказанным. Значит, в будущем они тоже могут перейти на красный. Если много людей так поступят, то обстановка на дорогах станет напряжённой.

  5. Виновность.Не всегда для наступления юридической ответственности требуется вина. За проступки детей часто отвечают родители.

    Но сами правонарушители всегда виноваты в том, что делают или не делают.

Состав правонарушений

Как государственные органы выявляют и наказывают правонарушителей? В этом им помогает состав правонарушения – 4 обязательных элемента деяния.

  1. Объект.Отношения, интересы или ценности, которым причиняется вред. Убийство – это посягательство на жизнь, кража – на собственность.
  2. Объективная сторона.Само вредное деяние. Между ним и наступившими последствиями должна быть причинно-следственная связь. Например, во время распития водки один мужчина стукнул другого по голове кулаком. Последний попал в больницу и умер спустя 2 недели. Но из-за обострения совсем другой болезни и халатности врачей. Получается, участника драки нельзя привлечь за убийство или причинение смерти по неосторожности.
  3. Субъект.Лицо, о котором писалось выше (признак № 1 правонарушения).
  4. Субъективная сторона.Юристы выделяют 4 формы вины при нарушении норм прав.
    Форма Психологическое отношение правонарушителя к последствиям своего деяния Пример
    Прямой умысел Желает причинить вред Убийство с целью отомстить
    Косвенный умысел Знает, что поступает неправильно, но относится к последствиям безразлично Избиение очевидца кражи (вору всё равно, выживет ли жертва, но цель – не убийство, а сокрытие другого преступления)
    Легкомыслие Надеется, что ничего страшного не случится («авось, пронесёт») ДТП со смертельным исходом
    Небрежность Не предвидит вредоносных последствий, хотя может и должен Нарушение правил техники безопасности, которое повлекло аварию на производстве

Состав правонарушений обязательно закреплён в нормативных правовых актах (НПА). Как правило, кодифицированных – КоАП, УК.

Если в совершённом проступке не хватает хотя бы одного из четырёх элементов, правонарушения нет.

Виды правонарушений

По степени вреда для общества выделяют два вида правонарушений:

  1. проступки;
  2. уголовные преступления (что это?).

Виды преступлений закреплены в УК. За их совершение предусмотрены суровые наказания, в том числе лишение свободы.

Преступления наносят серьёзный урон обществу. Примеры уголовных правонарушений – грабёж, незаконное хранение огнестрельного оружия.

К проступкам относятся все остальные противоправные деяния. Они не так опасны для общества, как преступления.

В зависимости от отраслевой принадлежности объекта посягательства выделяют следующие виды правонарушений типа «проступок»:

  1. дисциплинарные;
  2. гражданские;
  3. процессуальные;
  4. международные.

Административные правонарушения

Самая обширная группа проступков – это административные правонарушения (примеры – самовольное занятие земельного участка, безбилетный проезд). Это деяния, посягающие на общественный правопорядок.

Признаки административного правонарушения такие же, как и правонарушения в целом.

При этом нарушители затрагивают сферы общественной жизни, которые охраняются мерами административной ответственности, в частности:

  1. государственное управление;
  2. дорожное движение;
  3. здоровье населения;
  4. налоги и финансы;
  5. таможенное регулирование;
  6. информационное пространство и другие.

Соответственно, выделяют виды административных правонарушений по отраслям. Им посвящены отдельные главы КоАП. Состав административного правонарушения прописывается в отдельной статье Особенной части кодекса.

Заключение

Конкретное деяние может в одних государствах считаться правонарушением, в других – нет. Например, неуплата налогов с микродоходов, проституция, хранение марихуаны.

Различаются подходы к возрасту уголовной ответственности, вине коллективных субъектов (юридических лиц, государств).

Таким образом, правонарушение – изменчивое явление. Это деяние, которое члены общества считают реально или потенциально вредным в определённый отрезок времени.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Административный проступок: виды и состав правонарушения

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/pravonarushenie-ehto-priznaki-vidy-sostav-pravonarushenij.html

§ 4. Объективная сторона административного проступка

Объективная сторона состава проступка — это внешнее проявление общественно опасного посягательства на объект, находящийся под охраной административно-правовых санкций.

Читайте также:  Досудебная претензия в страховую компанию

Объективная сторона административного проступка включает в себя большую группу обязательных и факультативных элементов.

К ним относятся: деяние (действие или бездействие); его вредные последствия; причинно-следственная связь между деянием и последствиями; место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения правонарушения.

Деяние — обязательный и основной элемент объективной стороны, который проявляется в двух формах: действии и бездействии. Деяние следует рассматривать как активное поведение лица. Например, потрава посевов (ст. 104 КУоАП) или выпуск и реализация продукции, не соответствующей требованиям стандартов (ст.

167 КУоАП) могут быть совершены только в форме действия. Есть также и правонарушения, которые совершаются в форме бездействия. Например, непринятие мер к обеспечению своевременной регистрации иностранцев и лиц без гражданства (ст. 205 КУоАП); неявка по вызову в военный комиссариат (ст.

2111 КУоАП); несообщение сведений о военнообязанных и призывниках (ст. 2116 КУоАП).

Вредные последствия административного проступка — это прямой действительный имущественный вред, а также вред здоровью человека либо здоровью и жизни животного, который причиняется в результате совершения административного проступка.

Особенность административных проступков проявляется в том, что они не связаны с посягательством на здоровье и жизнь человека.

Однако иногда, в случаях прямо предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, ответственность

63

>>>64>>>

наступает за причинение вреда здоровью человека (ч. 2 ст.

154 КУоАП) либо за причинение вреда здоровью и жизни животного (статьи 89, 90 КУоАП).

Вредные последствия как элемент объективной стороны состава носят факультативный характер.

55 Например, при привлечении лица к административной ответственности за уклонение от медицинского осмотра или медицинского обследования (ст. 441 КУоАП) последствия не являются обязательным элементом состава.

В материальных составах административных проступков необходимо установить также причинную связь между деянием и его последствиями. Так, например, при нарушении требований пожарной безопасности в лесах (ч.

2 ст.

77 КУоАП) очень важно установить, что пожар в лесу и повреждение леса произошли в результате неосторожного обращения правонарушителя с огнем, а не в результате природных причин (например, попадания молнии).

Место совершения административного проступка — это описанная в законе конкретная территория, на которой совершается правонарушение. Место совершения проступ-

55 В науке уголовного права ведется спор по поводу того, являются ли последствия преступления обязательным или факультативным элементом состава. По нашему мнению, в данных спорах происходит подмена понятий «признаки преступления» и «признаки состава преступления».

Действительно все правонарушения (в том числе и преступления) причиняют, во-первых, вред общественным отношениям, во-вторых, вред правопорядку, так как нарушают установленные правовые нормы, и, в-третьих, часто, но не всегда, сопряжены с причинением вреда имуществу, здоровью и жизни человека.

Преступление поэтому и характеризуется как общественно опасное деяние так как причиняет указанные выше виды вреда. Однако общественная опасность — это признак всех преступлений.

Когда же речь идет о последствиях преступления как элементе состава, то мы должны признать тот факт, что в формальных составах он не имеет квалифицирующего значения, что и позволяет отнести его к факультативным признакам.

В рамках науки административного права такие полемики еще серьезно не ведутся, что объясняется уровнем развития данного правового института. Большинство ученых-административистов относят вредные последствия к факультативным элементам объективной стороны проступка (Административное право Украины. — 2-е изд., перераб. и доп. Учебник / Под ред. Ю.П. Битяка. — X.: Право, 2003. — С. 184).

64

>>>65>>>

ка может влиять на квалификацию деяния, если оно закреплено законодателем в качестве обязательного элемента состава. Например, уничтожение или повреждение ограничительных знаков в лесах (ст. 75 КУоАП), выжигание опавших листьев в парках (ст.

771 КУоАП), нарушение правил содержания животных в зоологических парках (ст. 90 КУоАП), нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте (ст. 120 КУоАП) и другие.

В большинстве же случаев место совершения административного проступка является факультативным признаком.

Время совершения административного проступка — это определенный временной отрезок, который может носить обязательный характер для установления наличия состава проступка, если предусмотрен Кодексом Украины об административных правонарушениях. Например, нарушение правил охоты (ч. 2 ст.

85 КУоАП), нарушение тишины в общественных местах в запрещенное решением сельских, поселковых, городских советов время (ст. 182 КУоАП), нарушение порядка и сроков предоставления информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без опеки (попечения) родителей (ст. 1842 КУоАП), и другие правонарушения.

Как факультативный элемент состава административного проступка время совершения противоправного деяния может оказывать влияние на степень опасности деяния, и тогда оно учитывается при назначении административного взыскания.

Например, повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию (п. 2 ст.

35 КУоАП) признается законодательством обстоятельством, отягчающим административную ответственность56.

56 Время не следует путать с обстановкой совершения правонарушения. В юридической литературе обстановку совершения правонарушения очень часто выделяют в качестве элемента объективной стороны правонарушения (Административное право Украины. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник / Под ред. Ю.П. Битя-ка. X.: Право, 2003. — С.

184), характеризуя ее, как совокупность взаимодействующих обстоятельств, при наличии которых совершается административный проступок. Однако, несмотря на такое общепризнанное определение обстановки правонарушения, ученые (особенно в рамках уголовного права) приводят совершенно разные примеры.

Некоторые ученые обоснованно критикуют

65

>>>66>>>

Факультативным элементом объективной стороны административного проступка является обстановка совершения правонарушения. Обстановка правонарушения — это совокупность взаимодействующих обстоятельств, при наличии которых совершается административный проступок.

Иногда обстановка правонарушения является обязательным признаком административного проступка, без наличия которого данное деяние признать правонарушением нельзя, так как будет отсутствовать состав. Например, непредоставление в неотложных случаях транспортных средств работникам милиции и медицинским работникам (ст. 1241 КУоАП).

Обычно обстановка правонарушения не является обязательным признаком административного проступка, но может учитываться при назначении административного взыскания как отягчающее (например, совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных ситуациях — п. 5 ст.

35 КУоАП) либо смягчающее ответственность обстоятельство (например, совершение правонарушения при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств — п. 3 ст. 34 КУоАП).

Читайте также:  Разница между местом жительства и пребывания человека

Средства и орудия совершения административного проступка представляют собой одушевленные и неодушевлен-

примеры, находящиеся в учебниках по уголовному праву, считая, что в данном случае авторы подменяют обстановку совершения преступления другими элементами объективной стороны преступления.

Например, в рамках уголовного права Российской Федерации в качестве примера обстановки совершения преступления приводят публичное оскорбление представителя власти и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.

Публичность, по мнению этих авторов, означает присутствие при совершении указанных преступлений других лиц, не являющихся соучастниками (Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении. Учебник. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и И.М. Тяжковой. — М. Изд. «ЗЕРЦАЛО», 1999. — С. 255).

Этот пример интересен тем, что в Кодексе Украины об административных правонарушениях есть проступки, в которых публичность является обязательным признаком, характеризующим непосредственный состав правонарушения. Например, публичные призывы к невыполнению требований работника милиции (ст.

1857 КУоАП) и публичные призывы за бойкотирование выборов Президента Украины или народного депутата (ч. 1 ст. 1862 КУоАП). По нашему мнению, в данном случае законодатель подразумевает не обстановку совершения правонарушения, а способ его совершения.

  • 66
  • >>>67>>>
  • ные компоненты, которые применяются правонарушителем при совершении противоправного деяния57.

Понятия «средства» и «орудия» совершения правонарушения соотносятся между собой как общее и частное. То есть орудия являются разновидностью средств совершения административного проступка.

Орудия совершения правонарушения — это те предметы материального мира, которые непосредственно участвуют в посягательстве на объект административно-правовой охраны. Например, в таком административном проступке, как стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах (ст.

174 КУоАП) орудием совершения правонарушения будет выступать огнестрельное оружие. Если при этом правонарушитель передвигался по населенному пункту на транспортном средстве, то данное транспортное средство следует рассматривать не как орудие, а как средство совершения правонарушения.

Также очень важно средства совершения правонарушения отличать от предмета административного проступка. Например, ст. 139 КУоАП предусматривает административную ответственность за повреждение технических средств регулирования дорожного движения.

В данном случае технические средства являются предметом посягательства, а не средством или орудием совершения правонарушения.

Наибольшее юридическое значение среди факультативных элементов объективной стороны административного проступка имеет способ совершения правонарушения, под которым понимается та форма, в которой выразились об-

57 К сожалению, в учебниках по административному праву и административной ответственности не делается акцент на различии этих элементов объективной стороны административного проступка, и даже характеризуют их одним определением.

Однако такое различие понятий как «средства совершения правонарушения» и «орудия совершения правонарушения» имеет, прежде всего, практическое значение. Так как законодатель в пунктах 3 и 4 ст.

24 КУоАП четко определил, что возмездно изъяты и конфискованы могут быть только предметы, явившиеся орудием совершения правонарушения. То есть для того, чтобы правильно применить нормы ст.

24 КУоАП орган административной юрисдикции (должностное лицо), имеющий право накладывать данные виды административного взыскания, должен иметь представление, что законодатель подразумевает под орудием совершения правонарушения.

67

>>>68>>>

щественно опасные действия, те приемы и методы, которые использовал правонарушитель для совершения административного проступка. Нередко законодательство об административной ответственности рассматривает способ совершения правонарушения как квалифицирующий признак состава. Например, ст.

185 КУоАП предусматривает ответственность за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции; ст. 1854 — за злостное уклонение свидетеля от явки в органы досудебного следствия; ст. 89 КУоАП — за жестокое обращение с животными; ст.

160 — за торговлю с рук в неустановленных местах и т.д.

Если способ совершения административного проступка не указан в статье Особенной части КУоАП, то он не влияет на квалификацию проступка. Однако он может учитываться в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность (например, совершение правонарушения группой лиц — п. 4 ст. 35 КУоАП)58.

Источник: https://lib.sale/uchebnik-administrativnoe-pravo/obyektivnaya-storona-administrativnogo-38573.html

Понятие и виды проступков

Проступки – это противоправные, общественно-опасные, виновные деяния субъектов, которые причинили вред другим лицам, но эти деяния не содержат признаков состава преступления. (проф. В.В. Оксамытный)

Виды проступков:

1) дисциплинарные проступки; 2) административные проступки; 3) гражданско-правовые проступки; 4) конституционные проступк.

Дисциплинарный проступок – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее или способное причинить вред организации деликтоспособным субъектом.

Дисциплинарные проступки можно подразделить на:1) трудовые проступки; 2) служебные проступки; 3) воинские проступки.

Трудовой дисциплинарный проступок работника (сотрудника) — это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей(ст. 192 Трудового кодекса РФ).

Виды трудового дисциплинарного проступка:

а) не добросовестное исполнение обязанностей работника или работодателя, предусмотренных трудовым договором; б) не соблюдение правил внутреннего трудового распорядка организации; в) не соблюдение трудовой дисциплины; г) не выполнение установленных норм труда;д) не соблюдение требований по охране труда и обеспечению безопасности труда; е) не бережное отношение к имуществу работодателя и других работников; ж) несообщение работника работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя

Служебные дисциплинарные проступки:

а) дисциплинарный проступок гражданского служащего; б) дисциплинарный проступок прокурорского работника;в) дисциплинарный проступок судьи.

Воинский дисциплинарный проступок военнослужащего – это противоправное, виновное действие (бездействие) военнослужащего, выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

Административный проступок – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Виды административных правонарушений:

1) противоправные деяния, посягающие на права граждан; 2) противоправные деяния, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; 3) противоправные деяния в области охраны собственности; 4) противоправные деяния в области охраны окружающей природной среды и природопользования; 5) противоправные деяния в области промышленности, строительстве и энергетике; 6) противоправные деяние в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; 7) противоправные деяния на транспорте; 8) противоправные деяния в области дорожного движения; 9) противоправные деяния в области связи и информации; 10) противоправные деяния в области предпринимательской деятельности; 11) противоправные деяния в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; 12) противоправные деяния в области таможенного дела (нарушения таможенных правил); 13) противоправные деяния, посягающие на институты государственной власти; 14) противоправные деяния в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации; 15) противоправные деяния против порядка управления; 16) противоправные деяния, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;17) противоправные деяния в области воинского учета.

Читайте также:  Решение суда о расторжении брака: особенности получения выписки

Гражданско-правовые проступки – это противоправные деяния субъектов, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личными неимущественным отношениями (неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, причинение имущественного ущерба. (проф. А.С.Шабуров)

Виды гражданских правонарушений:

а) нарушения требований норм гражданского законодательства; б) нарушения условий договора; в) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (ст. 393, 397, 401 ГК РФ); г) пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица (ст.

395 ГК РФ); д) причинение имущественного или личного неимущественного вреда личности.

Конституционные проступки – это противоправные, виновные деяния субъектов (органов публичной власти), наносящие вред государственно-правовому устройству и отношениям, выражающиеся в принятии решений несоответствующих или противоречащих требованиям норм конституции и конституционному законодательству.

Виды конституционных проступков:

1) конституционные проступки федеральных органов законодательной (представительной) государственной власти;2) конституционные проступки президента государства;3) конституционные проступки федеральных органов исполнительной власти; 4) конституционные проступки законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов федерации;5) конституционные проступки высших должностных лиц субъектов федерации; 6) конституционные проступки исполнительных органов государственной власти субъектов федерации; 7) конституционные проступки представительных органов муниципальных образований;8) конституционные проступки глав муниципальных образований;

9) конституционные проступки исполнительных органов муниципальных образований.

Источник: https://nstuleaks.org/585-ponyatie-i-vidy-prostupkov.html

§ 5. Виды правонарушений: По их основным свойствам правонарушения делятся на преступления и

По их основным свойствам правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступления как вид правонарушений направлены против правопорядка в целом. В ст.

11 УК Республики Беларусь дается следующее понятие преступления: «Преступлением признается совершенное виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания».

Их общественная опасность состоит в том, что преступление посягает на устои существования общества, основы государственного строя либо причиняет существенный вред другим, хотя и не относящимся к основам, но все же важным общественным отношениям.

Деяния, прямо не предусмотренные уголовным законом или не обладающие всеми указанными им признаками, не могут быть признаны преступлениями.

Если деяние обладает всеми признаками, указанными в уголовном законе, но лишено характера общественно опасного (малозначительного в смысле уголовного права), оно не является преступлением, а может быть либо противоправным проступком соответствующего вида (гражданским, административным, дисциплинарным), либо правомерным деянием.

  • Проступки — это все остальные правонарушения, не признанные преступлениями.
  • Гражданские правонарушения — это правонарушения, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным отношениям, а также отношениям, урегулированным определенными нормами семейного, трудового, земельного и некоторых других отраслей права.
  • Административные правонарушения (проступки) — это правонарушения, наносящие вред общественным отношениям в области государственного управления, которые урегулированы нормами административного, финансового, земельного и некоторых других отраслей права.

Направленность административных проступков против государственного управления определяет как общий характер их общественной вредности, так и специфические особенности их объективной и субъективной стороны.

Административные проступки мешают достижению целей государственного управления, вносят дезорганизацию и беспорядок в те области общественной жизни, которыми руководят государственные органы.

С объективной стороны административные проступки характеризуются, как правило, тем, что они представляют собой нарушение актов административных органов, установленных ими, например, правил торговли, уличного движения и т. п. Содержание вины в административном проступке — это пренебрежение общественным порядком.

В соответствии с этими специфическими свойствами административные проступки запрещаются с помощью таких санкций, как предупреждение, штраф, лишение водительских прав, приостановление работы агрегата или Цеха, запрещение выпуска недоброкачественных продуктов и т. п.

Дисциплинарные проступки — это правонарушения трудовой, служебной, производственной, учебной дисциплины, т. е.

закрепленного нормами права юридически обязательного порядка деятельности определенных коллективов людей, рабочих, служащих, военнослужащих, учащихся и т. д.

Дисциплинарный проступок, нарушая внутренний порядок деятельности коллектива, вносит в него дезорганизацию, мешает решать стоящие перед ним хозяйственные, административные, учебные и другие задачи.

Объективную и субъективную стороны дисциплинарных проступков характеризуют неуважение к правилам, регулирующим внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, пренебрежение нарушителя своими обязанностями рабочего, служащего, военнослужащего, учащегося, студента. Замечание, выговор, перевод на низшую должность, увольнение с работы, исключение из института и т. д. — таковы меры ответственности за дисциплинарные проступки.

За дисциплинарные проступки, причиняющие ущерб наличному имуществу организаций, помимо общих дисциплинарных санкций применяются также правовосста- новительные санкции имущественного характера, которые обязывают провинившегося работника возместить причиненный ущерб.

Если одно общественно опасное деяние одновременно нарушает различные стороны правопорядка, оно является одновременно проступком нескольких видов (гражданским и административным, административным и дисциплинарным и т. д.).

Например, если владелец автомобиля нарушает правила дорожного движения (не совершая при этом преступления) и причиняет имущественный вред пешеходу, деяние одновременно является и административным, и гражданско-правовым проступком.

В этих случаях лицо может нести одновременно ответственность

различных видов: гражданско-правовую и административную, административную и дисциплинарную, кроме случаев, когда закон прямо это запрещает. Например, военнослужащие за нарушения общественного порядка (не являющиеся преступлениями) несут только дисциплинарную ответственность.

Преступление и аналогичный проступок не могут совмещаться в одном деянии. Уголовная ответственность не может совмещаться с административной, дисциплинарной ит. д.

, но есть гражданско-правовая ответственность преступника, которая осуществляется наряду с уголовной ответственностью, с использованием средств гражданского процесса для ликвидации имущественного вреда как одного из последствий серьезного преступления.

Источник: https://uchebnikfree.com/gosudarstva-prava-teoriya/vidyi-pravonarusheniy-16565.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector