Уголовная и административная ответственность: ключевые различия

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию

Юридические исследования

Правильная ссылка на статью:

Рёрихт А.А., Дубовик О.Л. — Разграничение уголовной и административной ответственности: теоретические основания и практические последствия // Юридические исследования. – 2017. – № 5. – С. 107 — 123. DOI: 10.25136/2409-7136.2017.5.22748 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22748

Разграничение уголовной и административной ответственности: теоретические основания и практические последствия

Рёрихт Алла Альфредовна кандидат юридических наук старший научный сотрудник, ИНИОН РАН 117997, Россия, г. Москва, Нахимовский проспект, 51/21 Rerikht Alla Al'fredovna PhD in Law Senior Scientific Associate, Institute of Scientific Information on Social Sciences 117997, Russia, Moscow, Nakhimovskiy Prospekt 51/21

alla-1@mail.ru
Уголовная и административная ответственность: ключевые различия
Другие публикации этого автора 
Дубовик Ольга Леонидовна доктор юридических наук главный научный сотрудник, Институт государства и права РАН 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10 Dubovik Ol'ga Leonidovna Doctor of Law Senior Research Associate at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences  119019, Russia, Moscow, ul. Znamenka, 10

trednikova@yandex.ru
Уголовная и административная ответственность: ключевые различия
  • Аннотация.
  • Ключевые слова: административное право, кодекс, наказание, ответственность, объективная сторона, правонарушение, преступление, противоправность, санкция, уголовное законодательство
  • DOI:
  • Дата направления в редакцию:

В статье анализируются предпосылки и условия разграничения уголовной и административной ответственности за нарушение правовых предписаний. Рассматриваются проблемы кодификации уголовного и административного законодательства с учетом опыта Российской Федерации и отдельных зарубежных стран. Выявляются позитивные и негативные следствия избрания различных моделей законодательного регулирования ответственности за противоправные посягательства. Освещаются позиции, выработанные в российской правовой литературе относительно понятий, сущности и особенностей правовой, юридической, уголовной, административной ответственности, их соотношения и роли в обеспечении правопорядка и законности. Сопоставляются размеры различных видов наказания, в первую очередь штрафных санкций, установленных в УК РФ и КоАП РФ. Обсуждается проблема реформирования законодательства об уголовной ответственности и ответственности за административные правонарушения, порожденная изменениями социально-экономических условий и современными вызовами в сфере борьбы с преступностью и правонарушаемостью, приведшими к феномену новой криминализации. Рассматривается на отдельных примерах юридическая техника формулирования уголовно-правовых и административно-правовых запретов. Ставятся вопросы о целесообразности усиления репрессии и тенденциях замены либерального уголовного правового регулирования более жесткими подходами, размывании границ между уголовной и административной ответственностью. 10.25136/2409-7136.2017.5.22748 21-04-2017

Дата рецензирования:

Источник: https://e-notabene.ru/lr/article_22748.html

В сф обсудили "за" и "против" введения уголовного наказания для юрлиц

Вероятность введения уголовной ответственности юрлиц в России снижается. Против этой инициативы выступают правительство и прокуратура, за — Следственный комитет. Законопроект с изменениями в некоторые законодательные акты в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц был внесен в Госдуму в марте.

Автор документа — зампред Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков предложил ввести уголовную ответственность для компаний по статьям УК, касающимся торговли людьми и организации незаконного вооруженного формирования до незаконного экспорта сырья и коммерческого подкупа. На парламентских слушаниях в Совете Федерации обсудили все «за» и «против» этого документа.

Старший инспектор Следственного комитета России Георгий Смирнов в своем выступлении отметил, что в России сейчас установлена административная ответственность для юридических лиц и уголовная для физических.

Действующая в России правовая система хорошо справляется с поставленными задачами.

Но международные правоохранительные и судебные системы просто не признают решения российских судов, так как во многих зарубежных странах уголовная ответственность компаний уже стала нормой.

Уголовная и административная ответственность: ключевые различия

Эксперты рассказали о пользе введения уголовной ответственности юрлиц

Есть и еще одна причина в пользу введения уголовной ответственности юридических лиц. «Предполагается, что административное право, в отличие от уголовного, предусматривается в отношении менее социально опасных деяний», — отметил Георгий Смирнов. Установление уголовной ответственности для компаний позволило бы привлечь организации к более серьезной ответственности.

Кроме того, введение уголовной ответственности способно устранить излишнюю загруженность судов. «Ведь по сути деяние, совершенное физическим лицом от имени и в интересах юридического лица, приводит к инициированию двух параллельных процессов — уголовного и административного, — отмечает представитель СК РФ.

— Как эти процессы проходят на практике? Как правило, прокурор дожидается приговора (по уголовному делу), так как в рамках административного производства нельзя осуществлять оперативно-разыскную деятельность.

А как же тогда доказать факт дачи и получения взятки, если не осуществить документирование этих действий?» Также введение уголовной ответственности компаний поможет сократить расходы на рассмотрение дел в судах.

«С точки зрения санкций принципиальной разницы не будет, — считает Смирнов.

— Государство выиграет за счет рационализации процедуры, за счет того, что Россия получит возможность экстерриториального уголовного преследования, за счет того, что не будет платить штрафы различным зарубежным инстанциям, признающим, что наша процедура привлечения к уголовной ответственности не соответствует международным стандартам».

К ответственности планируется привлекать российские и иностранные компании, международные организации. Если законопроект будет принят, уголовная ответственность наступит для юридических лиц почти по четырем десяткам статей УК.

Спектр наказаний для нарушителей от предупреждения, лишения лицензии и льгот, штрафов до лишения права на деятельность или запрета на деятельность на территории РФ и принудительной ликвидации организации. Ликвидация или запрет на деятельность предусмотрены для тяжелых преступлений — экстремистских или террористических.

Впрочем, подобные организации ликвидируются и сегодня, в соответствии с действующим российским законодательством.

Уголовная и административная ответственность: ключевые различия

В России будет создан реестр юрлиц, замеченных в коррупции

Перед введением института уголовной ответственности юрлиц в России планируется изучить зарубежный опыт, чтобы можно было вписать право России в канву международных законодательных трендов. Институт уголовной ответственности юрлиц введен во многих европейских станах, Китае, странах Ближнего Востока.

В ближайшее время его планируют ввести такие страны, как Грузия, Казахстан, Латвия, Литва, Эстония, Молдавия, Украина. «В двух странах (Германии и Италии) существует административная ответственность юридических лиц.

Однако специфика административного права заключается в том, что она является неотъемлемой подотраслью уголовного права, — говорит Георгий Смирнов. — Соответственно, процесс привлечения к уголовной ответственности унифицирован, он регулируется едиными уголовно-процессуальными законами».

То есть в этих странах существует единый Уголовно-процессуальный кодекс. Но это лишь одна из моделей, в различных странах используются свои особенности введения в законодательство уголовной ответственности для юридических лиц.

В то же время в России исторически сложилась своя модель, в которой административное право является самостоятельной подотраслью права, в котором есть свой процессуальный порядок, режим привлечения к ответственности. И это аргумент за сохранение сложившейся системы.

Читайте также:  Штрафы гибдд за езду без света

Начальник правового управления Генпрокуратуры Владимир Макаров говорит, что предложенная модель неприемлема для России. «Ссылаться на законодательство других стран с совершенно другими правовыми системами не совсем грамотно, — считает он.

— К тому же действующей в России уголовной ответственности физических лиц и административной ответственности юрлиц вполне достаточно для выполнения поставленных целей».

Так, директора, учредители и другие принимающие ключевые решения в компании сотрудники могут быть привлечены к уголовной ответственности, это уже заложено в российском законодательстве.

Первый вице-президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник отметил, что такие серьезные изменения, как установление уголовной ответственности для юрлиц, не стоит вводить в законодательство без особой нужды. «Я склоняюсь к тому, что вводить такую ответственность у нас нельзя», — говорит адвокат.

Давно доказано, что привычные и хорошо работающие правовые или административные механизмы государства не стоит реформировать без серьезных оснований. Кроме того, следует оценить коррупционные риски от введения такой ответственности для компаний.

«Я полагаю, что на настоящем этапе принятие этого законопроекта не принесет никаких ожидаемых позитивных результатов, а будет связано только с ростом коррупции в наших правоохранительных органах», — сообщил юрист.

Правительство раскритиковало законопроект, отметив, что инициатива не проработана. К примеру, вина юридического лица будет определяться виной физического лица, действовавшего от имени организации. Это может привести к тому, что компании станут нести ответственность за поступки сотрудников.

«Эта доктрина не укладывается в привычные стандарты уголовной ответственности физлиц за личную вину», — подтверждает Генри Резник. Верховный суд в своем отзыве к законопроекту указал, что необходимо провести анализ о целесообразности дублирования административных норм уголовными.

В поддержку этой инициативы ранее выступал председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин.

С его точки зрения, без этой нормы «невозможно экстерриториальное уголовное преследование иностранных организаций, финансирующих терроризм, спонсирующих дестабилизацию политической обстановки, а также другие транснациональные преступления, совершаемые на территории России».

Источник: https://rg.ru/2015/07/07/yurlica.html

Кодекс об Административных Правонарушениях РФ

Добро пожаловать на сайт «Кодекс об Административных Правонарушениях РФ». Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2019 год, комментарии к статьям КоАП РФ и другие тематические материалы и документы.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или через систему поиска информации по статьям КоАП РФ.

Кроме того у нас Вы сможете получить бесплатную юридическую консультацию по любым вопросам.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) посвящён исключительно наказаниям за действия или бездействия, являющиеся правонарушениями, но не имеющие признаков преступлений.

В какой-то степени КоАП можно назвать аналогом Уголовного кодекса. По крайней мере, оба документа основаны на перечне наказаний за нарушения законов.

Разница состоит в тяжести содеянного и, соответственно, силе наказания.

Общие положения КоАП РФ

КоАП, так же как и УК, состоит из общей и специальной части. Первая посвящена задачам этой сферы законодательства, предмету, основным понятиям. Вторая содержит перечень различных правонарушений и наказаний за них.

Административным правонарушением признаётся такое действие или бездействие, за которое предусмотрено наказание в КоАП РФ.

В этой формулировке так же проявляется аналогия с принципами построения Уголовного кодекса.

В КоАП и в УК РФ главным признаком правонарушения или преступления является виновность лица, которое могло не совершать противоправных действий, но всё же их совершило.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из всей совокупности нормативных актов, издаваемых в различных законодательных структурах, с приоритетом федерального закона, то есть КоАП. Все эти нормативные акты посвящены, конечно, защите конституционных прав граждан Российской Федерации. Однако, как следует из статьи 1.2, перед КоАП стоят задачи:

  • охраны прав;
  • защиты личности;
  • сохранения здоровья людей;
  • охраны среды жизни человека;
  • санитарно-гигиенической защиты людей;
  • защиты нравственности;
  • защиты законных интересов физ- и юрлиц;
  • охраны общества и государства от разрушающего воздействия правонарушителей.

На каждого человека, находящегося в сфере юрисдикции законов Российской Федерации, распространяется презумпция невиновности. В КоАП она декларируется в статье 1.5. Этот принцип заключается в том, что человек, чья вина не доказана, считается не виновным, а все сомнения относительно его виновности трактуются в пользу подозреваемого.

Действие закона об административных правонарушениях имеет свою специфику. Как следует из статьи 1.7, люди, совершившие правонарушение, предусмотренные КоАП, могут быть наказаны:

  • только по закону, действовавшему на момент совершения правонарушения;
  • в результате производства по делу на основании закона, действовавшего на момент начала этого производства;
  • по правилам смягчения или отмены наказания, если на момент рассмотрения дела в законодательстве произошли изменения (принцип обратной силы нормативов смягчения наказания);
  • только по нормативам административного правонарушения, если на момент его совершения за подобное деяние было предусмотрено именно такое наказание.

К административной ответственности могут быть привлечены люди, достигшие возраста шестнадцати лет (ст. 2.3). В отличие от уголовной, к административной ответственности могут быть привлечены физические, юридические и должностные лица (ст. 2.4 и 2.10).

Освобождение от административной ответственности происходит по причинам невменяемости лица (ст. 2.8), малозначительности действия (ст. 2.9), совершения проступка в ситуации крайней необходимости, то есть для устранения опасности большей, чем само деяние (ст. 2.7).

Специальные административные дела

КоАП рассматривает следующие особые категории правонарушений.

  1. Права гражданина. Под этой формулировкой понимаются условия, при которых человек может участвовать в управлении страной. В данной главе рассматриваются нарушения, связанные с процедурами выборов кандидатов в органы власти различного уровня.
  2. Здоровье, санитарная безопасность и общественная нравственность. Шестая глава посвящена преимущественно нарушениям санитарно-гигиенических норм, незаконному обороту наркотических и психотропных веществ, занятиям проституцией, курению в неположенном месте, использованию нецензурной брани.
  3. Охрана собственности. Здесь рассматриваются нарушения в области землепользования, лесопользования, охраны объектов культурного наследия и т.п.
  4. Охрана природы. Глава 8 отличается от главы 6 тем, что здесь объектами взаимоотношений являются экологические системы, а так же их компоненты – почва, водоёмы, недра, леса и т.п.
  5. Промышленность, строительство и энергетика. Особенностью главы 9 являются правонарушения, совершённые при строительстве и эксплуатации различных хозяйственных и жилых объектов.
  6. Ветеринария, сельское хозяйство, мелиорация. Данная сфера деятельности связана с использованием земли для получения сельскохозяйственной продукции, а так же с санитарным контролем содержания домашних животных.
  7. Дорожное движение. Глава 12 практически вся посвящена проблемам безопасности дорожного движения, и ответственности за нарушение правил управления транспортом и содержания дорог.
  8. Предпринимательская деятельность. Нарушениями в данной сфере считаются отсутствие лицензий, регистрации, аккредитации. Кроме того, глава 14 предусматривает наказания за обман потребителей, фиктивное банкротство, нарушение правил оборота отдельных видов продукции и т.д.
  9. Финансы, налоги, ценные бумаги. Глава 15 посвящена наказаниям в сфере нецелевого использования бюджетных средств, нарушения правил бухучёта, невыполнения госзаказов, нарушения оборота ценных бумаг.
  10. Информация и связь. В главе 13 содержатся статьи, которые предусматривают наказания за самовольное строительство и эксплуатацию объектов связи, нарушение норм охраны персональных данных, отказ в предоставлении первичных статданных и т.д.
  11. Таможенное дело. Данные нормативы касаются процедуры прохождения таможенного контроля, нарушений внесения таможенных платежей, искажения предоставленной информации.
Читайте также:  Моральный вред при дтп - условия возмещения

Таким образом, специальная часть КоАП охватывает практически все сферы деятельности физических и юридических лиц.

Нарушения в сфере управления и охраны общественного порядка

Нормативы данного тематического блока находятся в Разделе II. Однако они существенно отличаются от информации, содержащейся во всех остальных главах. Здесь предусмотрены наказания в области:

  • неповиновения сотрудникам полиции;
  • воспрепятствования деятельности должностного лица;
  • отказа в предоставлении информации, не имеющей грифа «секретно»;
  • нарушения правил присвоения географических названий;
  • умышленной порчи паспорта и других документов, удостоверяющих личность;
  • нарушения требований режима ЧП;
  • незаконной детективной деятельности;
  • распространения экстремистских материалов;
  • правонарушений проведения воинского учёта.

Этот перечень представляет собой небольшую, но показательную часть всех нормативов КоАП, которые призваны регулировать взаимоотношения физических, юридических и должностных лиц в системе управления обществом. В целом, Кодекс РФ  об Административных Правонарушениях призван через систему умеренных наказаний предотвратить нарушения законов Российской Федерации в более крупных масштабах.

Оглавление КоАП РФ

  • Раздел I КоАП. Общие положения
    • Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
    • Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность
    • Глава 3. Административное наказание
    • Глава 4. Назначение административного наказания
  • Раздел II КоАП. Особенная часть
    • Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан
      • Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума
      • Статья 5.2. Утратила силу.
      • Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума
      • Статья 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума
      • Статья 5.5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов
      • Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума
      • Статья 5.7. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме
      • Статья 5.8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание
      • Статья 5.9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности
      • Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах
      • Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом
      • Статья 5.12. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах
      • Статья 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации
      • Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму
      • Статья 5.15. Нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума
      • Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах
      • Статья 5.17. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума
      • Статья 5.18. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума
      • Статья 5.19. Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума
      • Статья 5.20. Незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам
      • Статья 5.21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума

      Источник: http://www.kodap.ru/

      Медицинское право

      Административная ответственность — вид ответственности, наступающий в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

      Административную ответственность не следует путать с дисциплинарной, налагаемой администрацией учреждения. При административной ответственности наказание налагается административными органами (судом, милицией, пожарной охраной, налоговыми органами, санитарно-эпидемиологической службой и т.д.) Административная

      • ответственность связана с правонарушениями, но менее общественно опасными, чем преступления, и в корне отличается от них.
      • Привлечение гражданина одно временно к уголовной и административной ответственности невозможно.
      • Отличия административной ответственности от уголовной:
      • установить административную ответственность можно не только согласно КоАП РФ, но и на основании соответствующих законов субъектов РФ;
      • административная ответственность касается не только физических, но и юридических лиц;
      • наложение санкций осуществляется не только судом, но и органами власти или должностными лицами.

      Наиболее распространенный вид административного наказания — штраф. Субъектами административных правонарушений могут быть только лица, достигшие 16-летнего возраста. При решении вопроса об административной ответственности одновременно может быть принято решение о возмещении правонарушителем имущественного вреда потерпевшей стороне.

      Административные правонарушения, связанные с медицинской деятельностью. Следует выделить следующие административные правонарушения, связанные с медицинской деятельностью:

      незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью, если они совершены не из корыстной или иной личной заинтересованности, влекут за собой наложение административного штрафа по ст. 5.37 КоАП. В случаях заинтересованности ответственность наступает по ст. 153 УК РФ;

      непредоставление гражданину информации в случаях, предусмотренных законом (а врач обязан поступать в соответствии со ст.

      31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»), либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации при отсутствии причинения реального вреда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 5.39 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 140 УК РФ;

      незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью при отсутствии причинения реального вреда кому-либо влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 6.2 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 235 УК РФ;

      нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при отсутствии причинения реального вреда кому-либо влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 6.3 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 236 УК РФ;

      статья 6.1 КоАП предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа за сокрытие больным венерическим заболеванием (и ВИЧ-инфицированным) источника своего заражения, равно как и других лиц, имевших половые контакты с данным заболевшим;

      также предусмотрена административная ответственность за обман потребителей (ст. 14.7); нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8); заведомо ложное заключение эксперта, если это не связано с уголовным процессом (ст. 17.9); заведомо ложный вызов скорой медицинской помощи (ст. 17.9).

      Административная ответственность, налагаемая органами государственной санитарно-эпидемиологической службы В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.

      № 52-ФЗ основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан.

      Уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Руководство данной службой осуществляет главный государственный санитарный врач РФ, который несет персональную ответственность за осуществление возложенных на службу функций.

      Руководители территориальных органов указанной службы и уполномоченные ими должностные лица выступают в качестве главных государственных санитарных врачей по субъектам РФ, городам, районам и на транспорте.

      Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, организующие деятельность по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору на объектах обороны и иного специального назначения, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача по вопросам, входящим в их компетенцию («Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569).

      Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в пределах своей компетенции наделены правом рассматривать дела по административным правонарушениям, объектом которых являются здоровье населения, его санитарно- эпидемиологическое благополучие; охрана собственности; охрана окружающей среды и природопользования; законный порядок предпринимательской деятельности.

      К таким административным проступкам относятся:

      1. нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
      2. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ). В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержатся общие санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям;
      3. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ). В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства;
      4. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ). Данное правонарушение заключается в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовые, рестораны, кафе, бары и т.д.), в том числе при приготовлении пиши и напитков, их храпении и реализации населению;
      5. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ). Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, прежде всего детей, подростков и молодежи;
      6. уничтожение специальных знаков, в частности знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков и т.д. (ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ);
      7. самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч. 2 ст. 7.8 КоАП РФ);
      8. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ). Целью указанной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду;
      9. сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ). Данный административный проступок заключается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;
      10. порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ);
      11. продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей (ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ).

      В случае выявления указанных выше административных проступков должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в установленном порядке составляется протокол об административном правонарушении.

      Если же должностное лицо придет к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде конфискации товаров либо об административном приостановлении деятельности, такое дело передается на рассмотрение соответствующего судебного органа.

      Источник: https://isfic.info/medprav/degeb36.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector