Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Противоречия между работниками и руководством возникают часто и по разным причинам. А потому необходимость правового регулирования данных противоречий актуальна и востребована. Именно для решения подобных ситуаций вводится понятие коллективного трудового спора. Также законодательство предлагает пути его разрешения.

Понятие коллективного трудового спора

Трудовой коллективный спор это конфликтная ситуация, которая возникает в компании между подчиненными и начальством. Чаще всего она касается условий труда, заработной платы, принятия внутренних нормативов, идущих вразрез с интересами сотрудников.

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

По законодательству данный вид разногласий регулируется главой 61 ТК РФ. Понятие коллективного трудового спора закреплено в статье 398. Кроме данного определения даются расшифровки и других понятий, используемых для установления процедуры и порядка разрешения противоречий:

  • примирительные процедуры — возможность рассмотреть конфликт соответствующей комиссией, не доводя его до обострения;
  • день начала — данное понятие включает в себя дату возникновения разногласий, обычно это отказ руководства в исполнении требований работников;
  • забастовка — попытка разрешить разногласия путем временного неисполнения своих обязанностей со стороны трудящихся.

Данные понятия создают базовую основу, от которых отталкивается вся процедура разрешения конфликтной ситуации.

Разрешение коллективных трудовых споров

Коллективные трудовые споры рассматриваются по определенной процедуре. Изначально работники собираются для выдвижения своих требований. Собрание или конференция сотрудников излагает все разногласия в письменной форме. Для того, чтобы они имели юридическую силу, необходимо присутствие большей части работников — от половины и больше для собрания и не менее двух третей для конференции.

Процедура рассмотрения предполагает, что изначально письменные требования направляются в государственные органы, которые занимаются урегулированием подобных разногласий. Копия в обязательном порядке предоставляется и руководству компании.

Статья 400 предписывает, что руководство обязано принять на рассмотрение данный документ, а также уведомить соответствующие органы об этом. При этом следует указать и причины отказа в исполнении требований.

Порядок разрешения трудового коллективного спора

О порядке разрешения коллективных трудовых споров говорится в статье 401 ТК РФ. Предписывается, что рассмотрение данного вопроса происходит по следующей процедуре:

  • решение вопроса через примирительную комиссию;
  • обращение к посредничеству и по необходимости к арбитражу.

Примирительная комиссия должна рассмотреть представленные разногласия в обязательном порядке. При этом предписывается, что данный этап обязателен в любом случае. Указывается также, что стороны должны использовать любую возможность для примирения.

Составляется примирительная комиссия из участников обеих сторон равномерно, допускаются их представители. Руководство компании обязано предоставить все необходимые условия для работы данного органа. Рассматривается дело в срок от трех до пяти дней. В случае, если стороны приходят к согласию, составляется соответствующий акт.

Его исполнение для всех обязательно. Если согласие не было достигнуто, дело передается на урегулирование при участии посредника или в органы трудового арбитража.
Протокол, составленный примирительной комиссией передается на рассмотрение посреднику. Последний может по необходимости требовать дополнительную документацию.

Срок на данном этапе разрешения также составляет от трех до пяти дней.

Процедура рассмотрения ситуации через арбитраж регулируется статьей 404. Указывается, что представители сторон также участвуют в данном разрешении. На рассмотрение устанавливается аналогичный срок, как и при посредничестве.

Федеральный закон о порядке разрешения коллективных трудовых споров

Федеральный закон 175-ФЗ о порядке разрешения коллективных споров предписывал и регулировал всю процедуру рассмотрения данных разногласий. Он был принят в 1995 году, в 2006 году утратил свою силу.

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Положения закона были собраны в 61 главу ТК РФ. Структурно они имеют схожую составляющую, что позволяет говорить о преемственности текущего законодательства. Однако на текущий момент 175-ФЗ не имеет юридической силы и может быть использован только для ознакомления с его положениями.

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

Возможность организации забастовки регулируется статьями 409-415 ТК РФ включительно. Данные положения заключают в себе следующие моменты:

  • право на проведение забастовки;
  • ее объявление и возглавляющие органы;
  • обязанности, которыми обладают стороны;
  • устанавливается понятие незаконных забастовок;
  • предписываются гарантии, а также правовой статус участников данных мероприятий.

При этом подчеркивается, что проведение таких акций может быть осуществлено только работниками. Представители руководства не могут организовывать и участвовать в забастовках.

Может ли суд рассматривать коллективные трудовые споры

Глава 61 ТК РФ не предполагает прямого рассмотрения коллективного трудового спора в суде. Однако 407 статья допускает участие отдельных государственных органов в регулировании данных противоречий.

При этом предписывается, что это участие носит больше информационную и регулирующую функцию, нежели представляет собой способ разрешения ситуации.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (5

Источник: https://russiansu.ru/trudovye-spory/kollektivnye-spory-ponyatie-i-poryadok-ix-razresheniya.html

Коллективные трудовые споры и порядок их рассмотрения и разрешения

Коллективный трудовой спор (ч.1 ст.

398) — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая з/п), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Стороны коллективного трудового спора: работники и работодатели (их представители), если между ними возникли неурегулированные разногласия по вопросам, указанным в данной статье, которые имеют коллективное значение.

Впервые в ТК предусмотрена возможность инициирования коллективного трудового спора по такому поводу, как отказ работодателя учесть мнение выборного профсоюзного органа работников при принятии локальных нормативных актов согласно ст. 372 ТК.

Как работники, так и работодатели и их представители, действуя на основании принципов социального партнерства (закрепленных в ст. 24 ТК), стремятся достичь соглашения и уйти от конфликта.

Если возникающие разногласия в силу их неурегулированности перерастают в коллективный трудовой спор, то работники (их представители) и работодатель (его представители) разрешают этот спор путем примирительных процедур и поиска выхода на соглашение.

Лишь в крайнем случае используется забастовка как способ разрешения спора в его критической фазе, но с помощью продолжения примирительных процедур и достижения соглашений.

Примирительные процедуры— рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в 1рудовом арбитраже.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов рассмотрения этого спора: примирительной комиссии, которая является обязательным этапом разрешения спора, а по выбору сторон спор может рассматриваться с участием посредника и (или) с помощью трудового арбитража.

Правом выдвижения требований к работодателюпри возникших разногласиях обладают работники и (или) представители, определённые в ст. 29-31 и ч.5 ст. 40 ТК.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

За работодателем закреплена обязанность создать условия работникам или представителям работников для проведения собрания (конференции), предоставить необходимое помещение и не препятствовать их проведению.

Собрание считается правомочным, если на нем присутствовало более 1/2 работающих, а конференция является правомочной в присутствии не менее 2/3  избранных делегатов. Принятые требования в письменной форме направляются работодателю.

Копия требований может быть направлена в соответствующий гос. орган по урегулированию коллективных трудовых споров, который обязан проверить получение требований другой стороной. Требования профсоюзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства (ч. 6 ст. 399 ТК).

Работодатель обязан принять указанные требования и в письменной форме в течение 3 рабочих дней сообщить представительному органу работников о принятом решении. Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять требования профсоюзов (их объединений) и сообщить им о принятом решении в течение 1 месяца со дня получения этих требований.

Если указанные требования удовлетворяются, то спор не возникает, поскольку разногласия урегулированы. В том случае, когда требования полностью или частично отклоняются или не сообщается в установленный срок о принятом решении, может возникать коллективный трудовой спор.

Моментом начала коллективного трудового спора является день начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 ТК своего решения.

При возникновении коллективного трудового спора ни одна из сторон не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах. Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, гос. орган по урегулированию коллект. труд. споров обязаны использовать все предусмотренные зак-вом возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

Не позднее 3 рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора создается примирительная комиссия, которая формируется из представителей сторон на равной (паритетной) основе, о чем издается соответствующий приказ работодателя и принимается решение представителем работников. В срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) спор должен быть рассмотрен, но по взаимному согласию сторон указанный срок может быть продлен, что оформляется соответствующим протоколом.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, имеет для них обязательную силу. Оно оформляется протоколом и исполняется в том порядке и в те сроки, которые будут установлены в решении.

При недостижении соглашения стороны составляют протокол разногласий и продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. В течение 3 рабочих дней после составления протокола разногласий стороны спора могут сами пригласить посредника либо по рекомендации гос. органа по урегулированию колл. труд. споров.

Если стороны в этот срок не достигли соглашения по кандидатуре посредника, они приступают к созданию трудового арбитража.

Рассмотрение спора с участием посредника осуществляется в срок до 7 рабочих дней с момента его приглашения и завершается принятием согласованного решения или составлением протокола разногласий.

Таким образом, посредник не дает обязательных решений или даже рекомендаций, он предлагает варианты примирения для выхода на соглашение, а стороны выбирают и принимают согласованное решение.

В противном случае стороны составляют протокол разногласий и приступают к созданию трудового арбитража.

Трудовой арбитражвременно действующий орган по рассмотрению колл. труд. спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательности выполнения его решений.Трудовой арбитраж создается сторонами спора и гос. органом по урегулированию колл. труд.

Читайте также:  Заверение трудовой книжки с 2020 года: образец заверенной копии

споров не позднее 3 рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирит. комиссией или посредником, а спор рассматривается с момента его создания с участием сторон спора в срок до 5 рабочих дней. Решение трудового арбитража по урег-нию колл. труд.

спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.

Когда в соответствии с ч. 1 и 2 ст.413 ТК в целях разрешения колл. труд. спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу.

При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий гос.орган по урегулированию колл. труд.споров.

В случае уклонения одной из сторон спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж (ст. 406 ТК).

В случаях уклонения работодателей (их представителей) от создания труд.

арбитража или отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда забастовка не может быть проведена.

В ТК предусмотрены гарантии для членов примирительной комиссии, трудовых арбитров, представителей работников. Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение одного года.

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочивающего их на представительство органа (ст. 405).

Действия сторон колл. труд. спора, соглашения и решения, принимаемые в связи с разрешением этого спора, оформляются протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку.

Соглашения, достигнутые сторонами спора в ходе его разрешения, имеют обязательную силу для сторон. Эти соглашения оформляются в письменной форме и контролируются сторонами коллективного трудового спора.

При всей значимости примирительных процедур в разрешении споров они не всегда приводят к положительному результату. Возможна ситуация, когда спор не разрешен, и последним средством, к которому могут прибегнуть работники,- это забастовка.

Источник: https://students-library.com/library/read/80411-kollektivnye-trudovye-spory-i-poradok-ih-rassmotrenia-i-razresenia

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения 2 (стр. 1 из 4)

  • АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
  • ФАКУЛЬТЕТ__ заочный финансово-экономический__
  • СПЕЦИАЛЬНОСТЬ_ экономика труда____
  • КАФЕДРА
    профсоюзного движения__

Контрольная работа

  1. по дисциплине _

    Социальное партнерство

    »

    _
  2. Тема:

    «Коллективные трудовые споры и порядок их
  3. разрешения»
  4. Студента
    группы _ЭСЗ — 06_
  5. Тымчук Виктора Алексеевича
  6. (ФИО)
  7. Руководитель
  8. ___________________________
  9. (ФИО)
  10. ___________________________
  11. (должность, уч.степень, звание)
  12. Челябинск
  13. 2010
  14. СОДЕРЖАНИЕ:
  15. Введение ……………………………………………………………………………… 3
  16. 1 Понятие, предмет, стороны и виды коллективных трудовых споров…………… 4

2 Служба по регулированию коллективных трудовых споров…………………….. 8

3. Порядок разрешения коллективных трудовых споров…………………………. 10

4. Пример регулирования трудовых отношений в АО «Стайлинг»……………… 19

Заключение…………………………………………………………………………… 24

Список литературы…………………………………………………………………… 25

Введение

Выбирая тему для курсовой работы я прежде всего руководствовался ее большой значимостью как для науки трудового права, так и для практических целей.

Именно законодательство о порядке разрешения коллективных трудовых споров является тем инструментом, которым пользуются стороны для урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих между работниками и работодателями по поводу установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда, а также разногласий, вызванных заключением и исполнением коллективных договоров.

Тема эта важна прежде всего тем, что в процессе разрешения коллективных трудовых споров принимает участие большое количество людей, которые зачастую имеют принципиально разные подходы к вопросам, составляющим суть трудового спора.

Сближение позиций спорящих сторон, погашение социальной напряженности, поиск выхода из сложившейся конфликтной ситуации с учетом мнений всех участвующих сторон – вот основные задачи, преследуемые законодательством Российской Федерации о порядке разрешения коллективных трудовых споров.

В этой работе я постараюсь детально изложить всю совокупность методов и способов урегулирования конфликтов между работниками и работодателями, отдельно затронув существенный вопрос о забастовках (как одной из форм разрешения коллективных трудовых споров), связанных с невыплатой заработной платы.

1. Понятие, предмет, стороны и виды коллективных трудовых споров

Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений. Такое определение закреплено в ст. 2 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года.

Прежде всего необходимо отметить отличие коллективного трудового спора от индивидуального, вытекающее из этого определения.

Дело в том, что индивидуальном споре у сторон возникают разногласия по поводу уже установленных законом норм и правил, регулирующих труд работника, их выполнение.

В процессе же коллективного спора речь идет о правилах и договоренностях, в законах обычно не расписанных, но предусмотренных (или предполагаемых) в тексте коллективных договоров и соглашений.

Эти договоренности — предмет «торга», переговоров между сторонами трудовых отношений. Иными словами, если индивидуальные трудовые споры, как правило, являются конфликтами права, в основу которых положено само применение права, его толкование и смысл, то коллективные трудовые споры могут быть как конфликтами права, так и конфликтами интересов.

Определение этого закона соответствует положению другого Федерального закона — «О коллективных договорах и соглашениях»: коллективный трудовой спор начинается там, где кончаются коллективные переговоры.

Следует также отметить, что споры по поводу невыплаченной (задержанной) зарплаты не подпадают под действие законодательства о коллективных трудовых спорах, не могут быть предметом его регулирования. Ведь в случае таких споров речь идет о предусмотренных законодательством обязанностях работодателя – во-время оплачивать труд работников. По этому пути идет и судебная практика.

Коллективные трудовые споры возникают между работодателем (работодателями) и работниками организации, филиала, представительства нескольких организаций. Все они осуществляют свои полномочия через представителей. Вот как определяет их Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»:

Представители работодателей – это руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Представители работников — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные ими.

Очевидно, что упомянутый здесь термин «орган профессионального союза» равнозначен термину «профсоюзный орган», используемому в Федеральном законе «О профессиональных союзах…

» Что он означает? Это орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза или положением о первичной профсоюзной организации.

Таким образом, профком — как орган действующей на предприятии первичной профсоюзной организации может, в частности, рассматриваться как «представитель работников».

Источник: https://mirznanii.com/a/215191/kollektivnye-trudovye-spory-i-poryadok-ikh-razresheniya-2

Коллективные трудовые споры: понятие и порядок их рассмотрения и разрешения

  • Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативныхактов.
  • Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со статьями 29 — 31 и частью пятой статьи 40 настоящего Кодекса.
  • Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.
  • Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников. О принятом решении работодатель сообщает в представительный орган работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня получения указанных требований.

Примирительные процедуры представляют собой способ разрешения коллективного трудового спора с помощью достижения согласованного решения. Они проводятся в органах по добровольному примирению.

Понятие примирительных процедур дано в статье 398 Трудового кодекса РФ.

Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Для формирования четкого представления о коллективном трудовом споре законодатель вводит понятие «момент начала коллективного трудового спора». Разногласия сторон признаются коллективным трудовым спором с того момента, когда становится очевидной невозможность урегулирования их без применения специальных процедур.

Началом коллективного трудового спора считается день сообщения работодателем своего решения об отклонении всех или части требований работников. Если работодатель в течение двух рабочих дней со дня получения требований работников не сообщит о своем решении, по истечении этого срока спор также считается начавшимся.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Примирительная комиссия является первым органом по рассмотрению коллективного трудового спора. Она создается при возникновении любого спора. Формирование примирительной комиссии возможно в организации, на уровне отрасли, субъекта РФ и т.п

В соответствии со статьей 401 Трудового кодекса РФ рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией — обязательная стадия, которой нельзя избежать.

Закон устанавливает ограниченные сроки создания примирительной комиссии (в случае возникновения спора на локальном уровне социального партнерства — в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора).

Читайте также:  Крышная котельная в многоквартирном доме - идеальное решение

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый представителями работодателя (работодателей) и работников.

Принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон, которое на практике проявляется в создании комиссии из равного числа представителей той и другой стороны.

В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров.

Трудовой кодекс РФ устанавливает трехдневный (в рабочих днях) срок рассмотрения примирительной комиссией коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства, а на иных уровнях социального партнерства – пятидневный срок.

Основной задачей примирительной комиссии является рассмотрение возникших разногласий и попытка достичь соглашения по спорным вопросам. При этом новые разногласия (не нашедшие отражения в протоколе разногласий) или новые требования (не заявленные ранее) не должны выдвигаться.

Деятельность примирительной комиссии может завершиться принятием согласованного решения. В этом случае спор считается разрешенным.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон и оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии обязательно для сторон. Надо подчеркнуть, что решение примирительной комиссии представляет собой соглашение сторон.

Если в ходе работы примирительной комиссии стороны не смогли достичь соглашения о разрешении коллективного трудового спора либо достигли согласия лишь по некоторым вопросам, составляется протокол разногласий, фиксирующий неурегулированные разногласия и дальнейшие намерения сторон (п. 19 Рекомендаций).

При не достижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника.

При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Посредничество является одной из примирительных процедур.

Ее особенность заключается в том, что к разрешению спора привлекается независимое от сторон лицо — посредник, который предлагает участникам конфликта один или несколько вариантов решения спора.

Эти варианты обсуждаются на совместных или раздельных заседаниях представителей сторон и служат основой для заключения соглашения о разрешении коллективного трудового спора.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника законодательством не установлен. Это прерогатива сторон и самого посредника. Обычно посредничество осуществляется в форме проведения дискуссий, переговоров между посредником и одной из сторон, а также между сторонами с участием посредника.

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором должны найти отражение все оставшиеся разногласия и дальнейшие намерения сторон (например, создание трудового арбитража).

Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора.

Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора.

Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

  1. Трудовой арбитраж создается в следующих случаях:
  2. — после составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника;
  3. — после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника;
  4. — после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника.
  5. При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.

В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Регламентом могут быть установлены: продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств; очередность объяснений сторон по существу спора; возможность отвода арбитров и т.п.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

При уклонении работодателя (представителя работодателей) от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора. Однако, в случаях, когда не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу.

В решении о создании трудового арбитража стороны и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров могут указать конкретные полномочия, которыми наделяются трудовые арбитры для разрешения данного спора.

Результатом рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является принятие решения по урегулированию спора. Оно составляется в письменной форме, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам коллективного трудового спора.

135. Порядок образования примирительных органов.

Закон устанавливает ограниченные сроки создания примирительной комиссии (в случае возникновения спора на локальном уровне социального партнерства — в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора).

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый представителями работодателя (работодателей) и работников.

В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров

Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора.

Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора.

Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.

В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

е позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника.

При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника.

Читайте также:  Прямое возмещение убытков по осаго

При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Источник: https://cyberpedia.su/17x23cc.html

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

В трудовом праве существует 2 основные позиции относительно правовой природы трудовых споров:

1) материально-правовая: трудовой спор всегда возникает как явление материального характера и существует между субъектами независимо от действий компетентного органа.

2) процессуальная: вне деятельности по рассмотрению трудовых споров, последнего просто не существует.

Эта позиция получила свое отражение в статье 381 ТК РФ, в которой закрепляется правило о том, что спор становится таковым исключительно с момента передачи его на рассмотрение компетентного органа.

Понятие коллективного трудового спора напротив законодателем определено с материально-правовой позиции.

  • Основания для классификации трудовых споров:
  • 1) субъективный состав;
  • 2) предмет (характер) разногласий;
  • 3) порядок рассмотрения;
  • Основополагающей классификацией является деление на индивидуальные и коллективные трудовые споры.
  • Трудовые споры:
  • 1) в статье 381 ТК РФ законодатель расгиряет круг субъектов, способных учавствовать в трудовых спорах (ч.2 ст 381 ТК РФ)

2) Федеральным закон от 20 июня 1996 года № 90-ФЗ законодатель изменил порядок формирования комиссии по трудовым спорам. Теперь сторона, получившая уведомление о создании комиссии по трудовым спорам обязано направить на нее своих представителей.

3) 28 июля 2008 года законодатель отнес все споры, которые могли быть рассмотрены мировыми судьями к компетенции районных судов.

4) комиссия по трудовым спорам не является обязательным этапом разрешения трудовых споров, за исключением тех, которые отнесены к исключительным подведомственности районного суда (статья 391 ТК РФ).

Коллективные струдовые споры отличаются от индивидуально0трудовых споров не только субъективным составом, но и предметом.

Предметом Индивидуально-трудового спора является не урегулированные разногласия по вопросам применения трудового законодательства и условий труда в тех случаях, когда работодатель обязан их установить.

Предметом коллективного трудового спора является установление коллективных условий труда, поэтому коллективные трудовые споры не могут быть рассмотрены в комиссии по трудовым спорам или суде, он рассматривается лишь при помощи примирительных процедур:

  1. 1) примирительная комиссия;
  2. 2) посредник;
  3. 3)трудовой арбитраж;
  4. МинТруда РФ в 2002 году установило рекомендации №№ 57, 58, в которых раскрываются особенности рассмотрения коллективных трудовых споров в примирительных комиссиях, с участием посредника и в трудовом арбитраже.
  5. Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

День начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом.

Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок.

Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.

  • Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.
  • Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.
  • Представители работодателей (объединений работодателей) должны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и проинформировать профессиональные союзы (их объединения) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований.
  • Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:
  • 1) рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;
  • 2) рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
  • Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора. Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные ТК РФ.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Решение о продлении срока оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника.

При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.

Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника. Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/44121.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector