Закон об осаго: основные положения и порядок действия

Закон об ОСАГО: основные положения и порядок действия

Каждый водитель, выезжающий на дорогу, обязан знать данный закон. Я, водитель со стажем более 10 лет, постоянно изучаю нововведения, которые вносятся в этот нормативно-правовой акт. Потому что каждый водитель несет ответственность перед другими участниками движения. Но чтобы действовала страховка ОСАГО, необходимо не только застраховаться, но и правильно действовать при оформлении ДТП. И в этой статье я расскажу вам, как действует этот закон в текущем 2019 году с учетом последних изменений и нововведений.

Суть закона

Он вступил в силу весной 2002 года и вызвал тогда немало дискуссий и шума среди общества. Он подразумевал введение первого платного обязательного вида страхования граждан.

Объектом страхования в нем является ответственность каждого человека, управляющего транспортным средством перед другими участниками движения.

Закон распространяется не только на водителей других автомобилей, но и на мотоциклистов, а также на иные ТС, скорость которых может достигать более 20 км/ч. Если на управление ТС требуется водительское удостоверение, значит должна быть оформлена и страховка ОСАГО.

Сама аббревиатура означает обязательное страхование автогражданской ответственности. То есть водитель, имеющий такой вид страховки, не будет выплачивать компенсацию причиненного вреда здоровью человека или ущерба его транспортного средства, а эта обязанность будет возложена на страховую компанию.

И такую страховку должны иметь все водители. Соответственно, каждый пострадавший в ДТП человек, может рассчитывать на получение компенсации.

Закон об ОСАГО: основные положения и порядок действия

Содержание закона

Регулирование страхования ответственности водителей осуществляется на основании действующего закона «Об ОСАГО». В нем  содержатся:

  • Основные понятия и суть процедуры, с помощью которой защищаются права невиновных участников происшествия на дороге.
  • Закон обязывает виновника нести материальную ответственность за причиненный материальный вред, а также вред здоровью граждан. Страховая компания должна компенсировать этот вред только в рамках, установленных законодательством.
  • Ответственность виновника ДТП определяется и ограничивается только полисом ОСАГО. Вся остальная ответственность взимается с самого виновника, если она не входит в условия страховки.
  • Закон состоит из 6 глав, в которых закреплены все основные моменты:

  • Общие положения. Здесь прописываются используемые понятия в нормативно-правовом акте, принципы самого ОСАГО и необходимость в обязательном страховании для каждого водителя.
  • Условия и порядок страхования. Эта глава содержит положения о том, как должно осуществляться страхование, а также порядок исчисления стоимости страховки
  • Компенсационные выплаты. В этой главе описывается, когда возникает право на получение этих выплат, а также порядок их получения и взыскания.
  • Страховщики. Здесь прописаны требования, предъявляемые к страховщикам, как можно заменить одну страховую компанию на другую, а также особенности операций по данному виду страхования.
  • Объединение страховщиков. Здесь прописаны основные правила и порядок объединения страховщиков, размер членских взносов, обязанности каждой страховой компании и объединения в целом.
  • Заключительные положения. В этих положениях заложены основы осуществления контроля над исполнением закона.
  • Все возникающие спорные моменты, касающиеся страхования ответственности регулируются данным нормативно-правовым актом.

    Основы ОСАГО

    Выучить все пункты законы сложно, поэтому многие вообще избегают знакомства с этим правовым актом. Но можно обойтись знанием самых основных пунктов, которые обязательны для каждого водителя:

  • Закон распространяется одинаково на всех водителей. Но если кто-то желает увеличить страховую сумму или добавить дополнительные преимущества к своей страховке ОСАГО, он может оформить дополнительную добровольную страховку ДСАГО.
  • Сумма ответственности по страховке установлена в пределах 400 000 рублей, если пострадали только ТС и 500 000 рублей, если еще был причинен вред здоровью. Если пострадавших несколько, сумма ущерба делится между ними пропорционально причиненному ущербу. Если суммы компенсации страховой компании недостаточно, чтобы возместить весь ущерб, остальную сумму должен компенсировать сам виновник происшествия.
  • Стоимость страховки устанавливается законодательством в размере базовой тарифной ставки. Она может быть уменьшена или увеличена страховщиком в зависимости от определенных коэффициентов. Все страховые компании обязаны считать стоимость полиса по одной методике, поэтому независимо от выбранной компании, цена ОСАГО будет одинаковой.
  • Для получения компенсации от страховщика необходимо соблюдать строго установленный порядок действий на дороге. При его нарушении и непредставлении необходимых документов, страховщик имеет право в выплате отказать.
  • Компенсация ущерба осуществляется в натуральном и денежном эквиваленте. Если причинен материальный ущерб одному ТС, то страховая компания должна направить его на восстановительный ремонт (если автомобиль подлежит восстановлению). Затем страховщик оплачивает выполненные работы. Если восстановить ТС невозможно, либо пострадало несколько автомобилей, компенсация осуществляется в денежном эквиваленте.
  • Для получения компенсации можно обращаться не только в страховую компанию виновника, но и в свою собственную. Это значительно облегчает выплату, так как вы можете обращаться туда, куда вам территориально удобно, а не ехать в другой регион, где находится страховая компания виновника.
  • Я несколько раз была в ДТП, и раньше мне приходилось обращаться за выплатой к страховщикам виновника.

    Один раз мне пришлось ехать в другой регион, так как представительства этой страховой компании в моем городе не было. Я была вынуждена съездить несколько раз в другой город, чтобы оформить все документы.

    И после того, как ввели возможность обращаться за компенсацией к своему страховщику, я была очень этому рада.

    Ответственность за езду без ОСАГО

    Наличие полиса обязательно для каждого автомобиля и водителя. Полис делается на каждый автомобиль. В полис можно вписать несколько водителей, либо сделать его неограниченным с допуском для всех, кто имеет водительское удостоверение нужно категории. Если один и тот же водитель управляет несколькими ТС, то он должен иметь столько страховок, сколькими ТС он управляет.

    При отсутствии ОСАГО предусмотрены следующие административные наказания:

    • 800 рублей, если автомобиль не застрахован;
    • 500 рублей, если машина застрахована, но водитель не вписан в полис;
    • 500 рублей, если полис действующий, но в настоящее время он имеет перерыв в действии;
    • 500 рублей, если полис оставлен дома и нет никакого подтверждающего документа;
    • 800 рублей, если полис просрочен.

    Данные суммы можно сократить в 2 раза, если штраф будет оплачен в первые 20 дней с момента вынесения постановления.

    Закон об ОСАГО: основные положения и порядок действия

    Действие закона

    В настоящее время большинство страховых компаний оформляют электронные полисы. Они имеют одинаковую юридическую силу вместе с распечатанными полисами, полученными в страховых компаниях.

    Электронный полис оформляется через интернет на сайте любого страховщика и присылается на электронную почту, указанную страхователем.

    Данный полис необходимо самостоятельно распечатать и хранить вместе с документами.

    Проверка действия законодательства осуществляется инспекторами ГИБДД при проверке документов водителя. Кроме проверки наличия самого полиса автоинспектор имеет возможность проверить действительность полиса на сайте РСА. Это может сделать так же любой другой человек.

    Когда я попала в ДТП, другой водитель мне показал свой распечатанный полис. Но я понимаю, что такой документ легко можно подделать, и в этом случае страховая компания может отказать мне в выплате компенсации по европротоколу. Поэтому я сама лично проверила его полис по базе РСА и только после этого мы составили извещение о происшествии.

    Изменения 2019 года

    В текущем году изменения коснулись в отношении порядка оформления происшествия и подачи документов для страховых компаний. Раньше требовалось обязательное наличие документов от ГИБДД.

    Участники ДТП не имели права покинуть место происшествия, поэтому зачастую водители были вынуждены часами находиться в пробках.

    Сейчас порядок оформления возможен в упрощенном режиме, если выполняются следующие обстоятельства:

    • количество участников не превышает 2 транспортных средств;
    • все они имеют страхование ответственности;
    • ущерб причинен только транспортным средствам и не превышает 100 000 рублей;
    • нет споров по поводу виновности в происшествии;
    • нет пострадавших людей.

    Такие условия распространяются на все регионы, кроме Санкт-Петербурга и Москвы, Ленинградской и Московской области. Эти субъекты включены в экспериментальную программу, по которой размер выплат увеличен до 400 тысяч рублей. Если ее действие пройдет успешно, то эта сумма будет увеличена для всех регионов.

    Закон об ОСАГО: основные положения и порядок действия

    Порядок действий при ДТП

    Теперь действовать при аварии надо следующим образом, если соблюдаются перечисленные условия:

  • Выставляем знак аварийной остановки, включаем сигнализацию, чтобы другие участники происшествия видели вас на дороге.
  • Уточняем, нет ли пострадавших людей, определяем виновника происшествия, предварительную сумму ущерба. Также надо проверить и действительность страховки ОСАГО у второго участника происшествия. Если все условия дают возможность оформить ДТП без сотрудников ГИБДД, то приступаем к его оформлению.
  • Фотографируем и снимаем на видео расположение транспортных средств на дорожном полотне. Фиксируем все дорожные знаки, разметку. На фотографии должны быть четко видны все госномера машин.
  • Освобождаем дорогу от своих транспортных средств. Паркуемся в разрешенном месте вместе с виновником происшествия.
  • Составляем европротокол. Им называется обычное извещение о происшествии, которое выдают все страховые компании вместе с полисом. Его можно также скачать самостоятельно с правовых ресурсов в интернете. Обязательно ставим подпись виновника. Также в извещении он должен указать, что в произошедшем считает виновным себя.
  • Если ущерб может превысить установленные 100 000 рублей, лучше вместе с ним проехать на ближайший пост ГИБДД и получить обязательные документы о происшествии для страховой компании. Это справка об аварии, а также постановление, в котором указан виновник ДТП. С этими документами сумма компенсации может достигать 400 000 рублей.
  • Направляем извещение своему страховщику в течение 15 дней. Виновник это должен сделать в первые 5 дней после происшествия.
  • Подаем документы в свою страховую компанию. К ним относится само извещение, заявление, а также документы на автомобиль, полис и удостоверение водителя.
  • Страховщик выдает направление на экспертизу. Вы должны предоставить свой автомобиль для осмотра. Если возможны внутренние повреждения, то позаботьтесь заранее о снятии бампера или иных деталей. Не все компании производят осмотр со снятием этих деталей.
  • Получите акт оценки ущерба, если ваш автомобиль эксплуатируется менее 3 лет, можно также сделать оценку УТС. Это 2 разные оценки, поэтому не путайте их и заказывайте оба акта.
  • Предоставьте акт осмотра страховщику и ожидайте выплаты средств в течение 20 дней. Если страховщик решит направить вас на восстановительный ремонт, то он должен сделать это также в установленные 20 дней. Срок ремонта не может превышать 30 дней. И только при очень сложном ремонте срок может быть увеличен.
  • Если у вас есть претензии к выполненным работам или срокам и порядку выплаты средств, надо составить и подать претензию страховщику. Помните, что за каждый просроченный день, страховщик должен выплачивать пени, начисленные с общей суммы задолженности.
  • Если ваши требования, заявленные в претензии, не были удовлетворены, обращайтесь в суд.
  • Для всех остальных случаев, когда вызов сотрудников ГИБДД является обязательным, необходимо их дожидаться и составлять документы на месте. Обратите внимание, что во всех автомобилях 2019 года выпуска должна быть установлена система ГЛОНАСС.

    При попадании в ДТП нажимайте эту кнопку, и спутник зафиксирует ваше местоположение на дороге. С помощью нее страховщики в дальнейшем смогут проверить факт дорожного происшествия.

    Если этой кнопки в машине нет, так как автомобиль более раннего выпуска, вы должны снимать все на видео и фото.

    Читайте также:  Как оформить куплю-продажу автомобиля: правильная покупка машины с рук

    Порядок  возмещения убытка на практике вы можете узнать в этом видео.

    В любом случае, когда вы попали в ДТП и не знаете, как действовать в этой ситуации, звоните в ГИБДД или страховую компанию. Они обязаны подсказать вам, что делать. Также вы всегда можете воспользоваться платными услугами аварийного комиссара. Он поможет вам правильно заполнить все бумаги, а также расскажет, как действовать дальше. Удачи вам на дорогах!

    Источник: https://yavmashine.ru/straxovanie/zakon-ob-osago-osnovnye-polozhenija-i-porjadok-dejstvija/

    Новый закон об ОСАГО

    Закон об ОСАГО: основные положения и порядок действия Закон об ОСАГО: основные положения и порядок действия

    Во многих странах мира гражданская ответственность водителей подлежит обязательному страхованию, Россия тому не исключение. В настоящей статье будет описан законодательный акт, регламентирующий страхование гражданской ответственности, также цели его создания, основные положения и внесенные новшества и изменения.

    Основные положения 40 ФЗ

    Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был принят членами Государственной Думы в апреле 2002 года (03.04.02). Совет Федерации одобрил настоящий законопроект через 6 дней после его издания — 10 апреля того же года. Официальное вступление в действия 40-ого Федерального Закона приходится на 25 апреля 2002 года.

    Цель издания данного законодательного акта обусловлена в защите пострадавших в результате дорожных автомобильных происшествий, также возмещением ущерба потерпевшим за счет средств страховой компании, выписавшей полис ОСАГО.

    Положения настоящего закона об ОСАГО гласят, что страхование гражданской ответственности обязательно для всех водителей.

    Отсутствие страхового полиса ОСАГО у собственника автотранспортного средства расценивается, как нарушение настоящего ФЗ № 40, а связи с чем водитель будет привлечен к ответственности.

    Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 состоит из шести глав:

    • общих положений ФЗ № 40 — понятия, принципы;
    • правила осуществления страхования автогражданской ответственности — правила пользования полисом ОСАГО, срок его действия, выплачиваемая сумма по страховке, размеры страховых премий и иное;
    • положения о компенсационных выплатах — порядок осуществления и право на получение компенсационных выплат в соответствии с полисом ОСАГО;
    • деятельность страховщиков согласно настоящему закону;
    • положения о профессиональном объединении страховщиков;
    • заключительные аспекты 40-ого закона — регулирования исполнения закона, вступление в силу и другое.

    Последние изменения, внесенные в закон об ОСАГО

    С момента издания настоящего закона о страховании ОСАГО прошло много лет, соответственно за предшествующий период акт претерпел множество изменений. Новый закон об ОСАГО со всеми изменениями вступил в силу в 25 сентября 2017 года. Однако, решение о внесении поправок и дополнений в настоящий ФЗ № 40 было принято еще в марте 2017.

    Новое в законе об ОСАГО внесено на основании Федерального Закона № 49. Внесенные дополнения и поправки были необходимы для усовершенствования правил по страхованию автогражданской ответственности. В большей части изменения направлены:

    • на определение срока проведения анализа случившегося ДТП страховой компанией. Анализ повереждений автотранспортного средства осуществляется в течение пяти рабочих дней. Установленный пятидневный период отсчитывается со дня аварии на дороге;
    • на облегчение процедуры проведения независимой экспертизы на месте дорожно-транспортного происшествия;
    • на увеличение срока, предоставленного для направления жалобы в страховую компанию, оформившею полис ОСАГО. В соответствии с настоящим законом № 40 этот период составляет 10 дней;
    • нововведения гласят, что период действия страхового полиса ОСАГО сотавляет 12 месяцев;
    • в связи с принятыми изменениями, суммы возмещения не выплачиваются водителю, как это было ранее, а перечисляются на счет компании, осуществляющей ремонт автотранспортного средства;
    • приняло нововведение об увеличении лимита страховой суммы в соответствии с Европротоколом. Теперь лимит составляет 100 тыс. рублей;
    • внесенные изменения в закон об ОСАГО с сентября 2017 года позволяют приобретать страховой полис через Сеть Интернет.

    Последние изменения № 40-ФЗ коснулись некоторых статей настоящего законодательного акта.

    Ст 1 закона об ОСАГО № 40

    Закон об ОСАГО: основные положения и порядок действия

    Текст данной статьи посвящен основным понятиям, используемым в законе. В нее, на основании 49 закона были внесены дополнения в виде одного пункта.

    Внесенное новшество раскрывает понятие о договоре на организацию восстановительного ремонта.

    Заключение настоящего договора между страховщиком и компанией, проводящей ремонтные восстановительные работы с поломанным автотранспортным средством, осуществляется в счет страхового возмещения.

    4-ая статья настоящего ФЗ

    Ст 4 ФЗ № 40 содержит положения об обязанностях владельцев автотранспортных средств страховать свою гражданскую ответственность. В ее тексте указано, что обязательства по покупке полиса ОСАГО не распространяются на:

    • транспортные средства, мощностью не большее 20 км/ч;
    • автотранспорнтые средства, принадлежащие вооруженным силам России;
    • автомобили, зарегистрированные в зарубежных странах, если они имеют страховой полис международного уровня;
    • прицепы, находящиеся в собственности автовладельцев;
    • и др.

    Изменения 12-ой статьи

    Положения настоящей статьи раскрывают условия и правила осуществления возмещения по страховке ОСАГО. В последней редакции было принято решение о замене словосочетания «страховые выплаты» на » страховые возмещения».

      Так же при последних изменениях ФЗ № 40 в 12 ст в пункт 15 были внесены дополнения.

    Дополнение, введенное в действие в сентябре 2017 года раскрывает суть вынесенных требований о восстановительных работах с автотранспортным средством, также содержатся положения о самостоятельном проведении ремонта.

    Статья 14 

    Ее положения гласят о правилах и возможности регрессного требования. Согласно тексту данной статьи закона об ОСАГО, страховщик вправе предъявлять регрессное требование к гражданину, причинившему вред в следующий случаях:

    • вред потерпевшему был нанесен умышленно;
    • нанесенный ущерб был совершен в состоянии опьянения — алкогольного, накротического;
    • водитель не имел право управлять данным ТС;
    • гражданин, причинивший вред уехал с места дорожно-транспортного происшествия;
    • иные обстоятельств, предусмотренные настоящим ФЗ.

    26 статья Федерального Закона об ОСАГО

    Положения данной стать регламентируют правила ведения профессиональной деятельности по договору страхования автогражданской ответственности. А именно она содержит следующие положения:

    • условия рассмотрения требования, предъявляемые потерпевшей стороной в случае дорожно-транспортного происшествия;
    • процедуру осуществления выплаты компенсанции;
    • правила прямого возмещения ущерба;
    • нюансы вступления в профессиональное объединение страховых компаний;
    • критерии и размеры проводимых отчислений в резервный фонд;
    • иные положения.

    Действующая редакция закона об ОСАГО призвана на защиту владельцев авто, попавших в дорожно-транспортные происшествия.

    Чтобы ознакомиться со всеми правилами заключения страховых договоров по страхованию автогражданскоц ответственности, знать нюансы выплаты страховой возмещения и быть ознакомленными с процедурой проведения экспертизы при авариях, следует изучить полный текст настоящего законодательного акта. Скачать закон об ОСАГО в новой редакции можно по ссылке.

    Ознакомиться с текстом ФЗ № 49, на основании которого были внесены поправки, изменения и дополнения в 40-ой закон можно тут.

    Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

    Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

    • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

    Источник: https://lawecon.ru/zakon-ob-osago/

    Закон об осаго: основные положения и порядок действия — Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края

    Закон об ОСАГО: основные положения и порядок действия

    Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” обязывает всех автовладельцев осуществлять страховку потенциальных рисков причинения вреда третьим лицам во время вождения или использования транспорта. Вождение без страховки ОСАГО на территории Российской Федерации запрещено.

    Общие положения статьи 12 закона об ОСАГО

    Закон об ОСАГО предусматривает следующие ключевые положения:

    • Порядок и особенности осуществления процедуры страхования;
    • Обязанность возмещения нанесённого ущерба пострадавшим лицам;
    • Обуславливание ответственности посредством соответствующего документа — полиса ОСАГО.

    Статья 12 закона об обязательном страховании предусматривает порядок и условия возмещения страховой компенсации за причиненный вред пострадавшим автомобилистам. Статья состоит из 25 частей, рассмотрим ключевые положения.

    Пункт 1 статьи 12 закона об ОСАГО предусматривает следующие правила направления заявления о возмещении вреда:

    • Требование о выплате страхового взноса при нанесении ущерба здоровью или имуществу направляется потерпевшим в страховую компанию нарушителя, за исключением ситуации, установленной п. 1 ст. 14.1 настоящего закона, когда в ДТП участвуют несколько транспортных средств. В таком случае требование направляется в страховую компанию потерпевшего;
    • Требование о возмещении ущерба адресуется вместе с документами о страховании и свидетельствами, подтверждающими факт страхового случая;
    • Заявление о страховой выплате или прямом возмещении убытков следует направить страховщику или его ближайшему представителю;
    • Информация о контактных данных страховой компании и её представительств должна быть в приложении к полису ОСАГО.
    • Если предоставленных документов недостаточно для подтверждения страхового случая, страховой агент обязан в течение трёх дней, если они получены по почте, и в тот же день, если потерпевший явился лично, указать полный перечень бумаг или объяснить особенности их заполнения, если они оформлены неправильно.
    • Страховщик может быть уведомлён в электронной форме, однако потерпевший всё равно должен будет направить ему документы в письменном виде.
    • Страховщик не может требовать у потерпевшего предоставлять документы, которые не предусматриваются законом.

    ФЗ о страховании с последними изменениями смотрите тут:

    Пунктом 2 ст.

    12 предусматривается осуществление страховой выплаты в соответствии с документами из полиции о факте дорожно-транспортного происшествия и медицинскими справками о предоставлении первой помощи и с указаниями о степени нанесённого вреда здоровью. Сумма компенсации устанавливается с расчётом на восстановление причинённых здоровью и имуществу повреждений и в пределах установленных правительством размеров.

    Источник: https://abmrsk.ru/pensiya/zakon-ob-osago-osnovnye-polozheniya-i-poryadok-dejstviya.html

    Закон об ОСАГО новая редакция 2018

    Главная >> Закон об ОСАГО

    С 1 июля 2003 в нашей стране действует Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств N 40-ФЗ – так называемый Закон об ОСАГО, призванный упорядочить процедуры взыскания ущерба в различных ситуациях. С этого момента обязательное страхование гражданской ответственности становится неотделимой частью допуска граждан к управлению транспортными средствами.

    Каждый водитель обязан иметь полис ОСАГО, подтверждающий страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Суть такой страховки заключается в том, что если водитель, вписанный в полис, признан виновником ДТП, то страховая компания возмещает определённую сумму ущерба потерпевшим.

    Речь идёт о компенсации вреда, причинённого как самому транспортному средству, так и здоровью и жизни потерпевших. Если водитель признан потерпевшим — в этом случае работает полис виновника аварии.

    Подобная система страхования является мировой практикой, многократно доказавшей свою эффективность при условии добросовестного исполнении обязанностей всех участников процесса, включая страховую компанию.

    Статьи закона об ОСАГО

    Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО

    Основная цель нового закона заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.

    Главная задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации.

    Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис.

    В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.

    Основные положения Закона об ОСАГО

    • декларирование обязательного страхования гражданской ответственности как определённой законом обязанности всех водителей;
    • определение объекта обязательного страхования, страховых сумм, коэффициентов выплат, страховых рисков и т.д.;
    • порядок оформления ДТП в рамках действующих полисов ОСАГО;
    • перечень этапов проведения технической экспертизы транспорта;
    • описание процедур возмещения убытков;
    • порядок оспаривания позиций любой из сторон;
    • реестр организаций и мероприятий, необходимых для осуществления контроля над выполнением обязательств всех участников страховых соглашений
    Читайте также:  Льготы репрессированным пенсионерам в 2020 году: последние новости

    Отдельной главой Федерального закона об ОСАГО выделены положения, касающиеся профессиональных объединений страховщиков. В заключительных главах затронуты аспекты страхования гражданской ответственности в рамках Международного права.

    Список изменений по 2018 год в новом законе об ОСАГО

    Федеральный закон об ОСАГО в новой редакции 2018 включил в себя следующие изменения:

    1. Увеличена сумма компенсационных лимитных выплат с 120 000 до 400 000 рублей. При этом каждый пострадавший может претендовать на эту сумму, в то время как до этого сумма на одно человека была ограничена 160 000 рублями.
    2. Образование единой информационной базы данных, включающей всех страхователей и страховщиков ОСАГО и КАСКО. Такой шаг позволил объединить в глобальную электронную библиотеку все имеющиеся сведения для максимально эффективного контроля над системой обязательного страхования.
    3. Узаконена новая лимитная сумма, выплачиваемая в качестве компенсации за ущерб, причинённый здоровью и жизни – 500 000 рублей. Для установления сумм при возмещении вреда в случае травм потерпевших разработана специальная таблица. В этой таблице прописаны коэффициенты, вычисляемые с основной страховой суммы в соответствии с тяжестью полученных травм.
    4. Определены основные положения с корректировками, касающиеся выдачи электронных полисов.
    5. Приняты положения о натуральном возмещении ущерба по полисам ОСАГО.

    С 2019 года запланировано введение «безлимитного европейского протокола», который будет действовать на всей территории РФ. В этом случае страховка при ДТП может оформляться самим участниками при условии наличия видео и фото съёмки, а также данных глобальной спутниковой системы позиционирования на местности.

    Плюсы и минусы страхования ОСАГО

    Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителей предлагает следующие преимущества:

    • общая взаимная ответственность всех участников движения
    • быстрая выплата компенсаций;
    • оперативное оформление страхового случая;
    • быстрое оформление полиса;
    • возможность заключение страхового договора с «неограниченным свободным» полисом;
    • поддержка на дороге при ДТП выездными комиссарами страховых компаний;
    • относительно небольшая стоимость;

    Тарифы страховых компаний сегодня разнятся в зависимости от места регистрации транспортного средства. Поэтому территориальная привязка стоимости автострахования может рассматриваться и как положительная и как отрицательная составляющая.

    В качестве очевидных недостатков страхования ОСАГО стоит выделить следующие пункты:

    • невозможность полностью компенсировать ущерб предлагаемыми выплатами;
    • безответственность некоторых страховых компаний, затягивающих с компенсацией вреда;
    • множество правовых нюансов, позволяющих страховому оператору не выполнять свои обязательства по заключённому договору;
    • бюрократические формальности (справки, заключения врачей и т.д.) при возмещении ущерба, полученного в результате травмы (длительное лечение и недееспособность потерпевшего);
    • недавнее повышение тарифов на услуги страховых компаний

    Стоит отметить, что виновник аварии должен предоставить страховщику собственное транспортное средство для проведения экспертизы. Ремонтировать повреждённый автомобиль не разрешается в течение 15 дней после ДТП до осмотра повреждений страховщиком.

    В страховой полис ОСАГО, согласно закону могут быть вписаны другие водители, что соответственно повысит стоимость страховки. Одновременно владельцам транспортных средств предлагаются упомянутые выше «свободные» договора, предполагающие возможность управления автомобилем любым дееспособным лицом с водительскими правами.

    Заключение

    Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день по праву считается эффективным инструментов для урегулирования различных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Новая редакция Закона об ОСАГО 2018 года доказала – этот правовой документ будет и в дальнейшем корректироваться с учётом общественного мнения и меняющихся объективных реалий.

    Основной задачей текущего момента в данной сфере является осуществление жесткого контроля над выполнением обязательств страховых компаний. Одновременно необходимо гармонизировать законодательство с международными нормами права, что позволит существенно расширить область действия Федерального Закона об обязательном страховании гражданской ответственности.

    Источник: http://poiskzakona.ru/zakon-ob-osago/

    Закон об ОСАГО 2019 новая редакция

    • Бесплатная юридическая консультация
    • +7 (499) 653 61 48 Москва и область
    • +7 (812) 313 29 82 Санкт-Петербург и область

    Федеральный закон от 25 апреля 2002 г.

    N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе.

    Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа.

    В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2019 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

    Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

    1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.

    2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.

    3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

    Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

    • Глава II Условия и порядок осуществления обязательного страхования
    • Глава III Компенсационные выплаты
    • Глава V Профессиональное объединение страховщиков
    • Глава VI Заключительные положения

    Контроль над исполнением закона

    Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

    В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

    В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

    Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

    1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру.

      Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.

    2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон.

      Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.

    3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.

    4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
    5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования.

      Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика.

      Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.

    6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться: — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней), — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,

      — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

    Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

    • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
    • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
    • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
    • распространение поддельных полисов ОСАГО;
    • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

    Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

    Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях.

    Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки.

    В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

    Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле.

    Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства.

    Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

    Источник: http://zakonobosago.ru/

    Федеральный закон № 40-ФЗ об ОСАГО: общие положения, условия и порядок обязательного страхования, понятие компенсационных выплат

    Страхование ответственности водителя на дорогах носит нормативный характер во многих странах мира.

    С 2002 года Российская Федерация также закрепила в нормативно-правовой базе понятие обязательного страхования автогражданской ответственности.

    Именно в этом году, 25 апреля принят федеральный закон под номером 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

    Структура и содержание федерального закона

    С момента принятия закон претерпел ряд изменений. Порядок оформления страхового полиса, взаимодействия сторон договора совершенствуется и становится более удобным.

    Основной целью документа, согласно преамбуле, является защита прав граждан, потерпевших в результате ДТП.

    Правовой акт достаточно емок: состоит из 34 статей, объединенных в 6 глав. В них освещены все тонкости обязательной страховки от общих понятий до контроля за исполнением обязанности страхования.

    Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:  

    +7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область

    +7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область Остальные регионы: онлайн-консультант>> Это быстро и бесплатно!

    Общие положения: понятия и принципы законодательства

    В главе даны определения основных терминов, используемых в рамках законодательства о страховании. В частности, разъяснено:

    • кто является основными лицами при страховании «автогражданки». Отличия владельца транспортного средства от водителя. Если первый — это собственник или гражданин, владеющий автомобилем на любом законном основании, то второй — это лицо, просто управляющее авто. Кроме того, указано, что если гражданин управляет транспортом по трудовому или служебному договору, то он не относится к категории владельцев. Помимо этого, объясняется, что страхователь — это владелец авто, заключающий договор, а страховщик — страховая компания.
    • понятия, определяющие процессы в рамках законодательства. Указано, что такое договор ОСАГО: документ, предусматривающий страхование рисков наступления автогражданской ответственности. Страховой случай — ответственность страхователя, при которой он является виновником ДТП и несет обязанность по возмещению ущерба и вреда потерпевшему. Дано определение страховым тарифам: совокупность базовых ставок и коэффициентов, утвержденных законодателем, в соответствии с которыми происходит формирование стоимости оказания услуги.

    Помимо определений, общие положения указывают, что законодательство, кроме настоящего НПА, основывается на Гражданском Кодексе, нормах права международного значения (которые являются первоочередными), иных ФЗ и НПА.

    Наконец, определены принципы ОСАГО:

    • гарантированность выплат потерпевшим в рамках максимально определенных сумм;
    • всеобщая обязанность по оформлению страховки;
    • невозможность эксплуатации транспорта без полиса ОСАГО;
    • формирование заинтересованности водителей в соблюдении правил дорожного движения.

    Условия и порядок обязательного страхования: все механизмы работы НПА

    Эта глава ФЗ-40 — основная и наиболее объемная, в которой прописаны правила оформления договоров и принципы реализации прав потерпевших.

    Здесь закреплена обязанность по заключению договора страхования до регистрации автомобиля, но не позднее, чем через 10 дней с даты начала владения ТС. С 1 июня 2019 года в силу вступает редакция ФЗ, согласно которой, собственник обязан оформить страховку до начала действий, направленных на регистрацию автомобиля, то есть до даты подачи соответствующего заявления в ГИБДД.

    Впрочем, существуют категории транспорта, для которых обязанность страхования не установлена. Они перечислены в ч. 3 ст. 4 40-ФЗ. К ним относятся:

    • транспорт с максимально возможной скоростью движения в 20 км/ч, например, велосипед;
    • военный транспорт;
    • средства передвижения без колес, имеющие ход на гусеницах или полозьях;
    • транспорт, зарегистрированный за границей, для которого оформлена страховка по международным стандартам.

    Предусмотрено, что владельцы транспорта, пренебрегающие страхованием, несут ответственность, установленную законодательством РФ (по нормам КоАП РФ), а также выплачивают сумму ущерба и вреда, предусмотренную законом об ОСАГО, из собственных средств.

    Правовой акт определяет, что непосредственные правила страховки устанавливаются отдельным документом. В действующем законодательстве — положением Центробанка РФ от 19.09.2014 № 431-П.

    Статья 6 определяет, что страховым риском является наступление автогражданской ответственности при причинении вреда имуществу, жизни или здоровью третьим лицам. Определены ситуации, не относящиеся к области действия настоящего ФЗ, но регулируемые иными НПА, например:

    • нанесение морального вреда,
    • вред жизни и здоровью сотрудников при исполнении ими должностных обязанностей,
    • вред жизни и здоровью пассажиров, перевозимых перевозчиком.

    По полису ОСАГО установлены максимально возможные компенсационные суммы:

    • не более 400 тыс. руб. при возмещении вреда имуществу,
    • не более 500 тыс. руб. при возмещении вреда жизни и здоровью.

    Прописана обязательная законодательно регулируемая процедура формирования страховых премий компаниям. В статье 9 приведены классификации базовых ставок и коэффициентов, применяемых при определении стоимости полиса.

    Законодатель оговаривает, что срок действия договора по умолчанию не может быть менее года. Исключение сделано для автомобилей, зарегистрированных на территории иных государств и для транспорта, следующего транзитом к месту регистрации или техосмотра.

    Впрочем, если страхователь решит расторгнуть договор ранее одного года, часть премии возвращается после перерасчета.

    Статья 11 устанавливает алгоритм действий участников при наступлении страхового случая, в частности, обязанность виновника сообщить сведения о договоре и компании. В свою очередь, потерпевший при решении воспользоваться выплатой должен уведомить о намерении страховщика, предоставив подтверждающие ДТП документы.

    Введением в действие статьи 11.1 законодатель упростил процедуру оформления небольших по тяжести происшествий.

    Для ДТП, совершенных после 01.06.2018, предусмотрена возможность оформления так называемого Европротокола без участия сотрудника полиции. Особенности проведения процедуры, а также ограничения, связанные с ней, определены в той же статье.

    В следующей статье 12 досконально описан порядок предоставления выплаты потерпевшей стороне, описаны правила подачи документов на выплату и регламентированные сроки, а именно 20 календарных дней (за исключением праздничных и нерабочих) для выплаты или выдачи направления на ремонт.

    Для определения причин возникновения вреда транспорту оставлена возможность проведения независимой технической экспертизы. Требования к процедуре прописаны в статье 12.1 40-ФЗ.

    Права страховых компаний защищены введением возможности регрессного требования к виновному в ДТП лицу. Перечень ситуаций, в которых компания вправе затребовать от страхователя возврата выплаченной пострадавшему суммы, указан в статье 14 закона.

    С 2007 года действует возможность получения потерпевшим прямой выплаты по страховому случаю. Это значит, что лицо вправе обратиться за компенсацией в собственную страховую компанию. Страховщик виновника ДТП впоследствии возмещает коллегам понесенные расходы.

    Статья 15 описывает порядок заключения договора ОСАГО. Полис выдаётся владельцу ТС с указанием лиц, допущенных им к управлению. Эта же норма содержит список необходимых документов для совершения сделки. Закон предусматривает право страхователя выбрать СТО из предложенных страховщиком для проведения ремонтных работ.

    Установлена возможность выдачи полиса в виде электронного документа без необходимости посещения офиса компании.

    Не секрет, что споры по размеру страховой выплаты остаются нередким событием. Нормативный акт определяет особую процедуру решения конфликта. Согласно статье 16.1, потерпевший обязан до подачи иска в суд направить в адрес страховой письменную претензию, а вторая сторона, в свою очередь, должна ответить.

    В соответствии со статьей 17 инвалиды имеют право на получение компенсации в размере 50% от премии страховщику.

    Понятие компенсационных выплат

    Глава третья посвящена вопросам получения компенсационных выплат. Речь идёт о ситуациях, когда страховщик не может выполнить обязательства по причине банкротства или отзыва лицензии. Кроме того, для компенсаций причинения вреда жизни и здоровью предусмотрены случаи выплат при отсутствии полиса ОСАГО у виновника ДТП.

    Компенсации оплачиваются за счёт средств профессионального союза страховщиков за вычетом частично внесённых страховщиком средств. Правила получения аналогичны правилам, установленным для взаимодействия пострадавшего и страховщика.

    Прочие положения

    В главах 4 и 5 закона прописаны основные требования к страховщикам, принципы действия профессионального союза.

    Заключительная 6 глава носит дополняющий характер и определяет способы информационного взаимодействия органов власти, компаний, учреждений и граждан, включенных в систему работы «автогражданки».

    Определено наступление ответственности граждан за игнорирование требований законодательства. Органом, осуществляющим контроль за исполнением требований, является полиция.

    Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам:
    +7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область
    +7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область
    Остальные регионы: онлайн-консультант>>
    или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

    Источник: https://zakonsovet.com/avtoyurist/straxovanie/osago/federalnyj-zakon-40.html

    Закон об ОСАГО и правила ОСАГО

    Как «работает» тот или иной полис определяется в правилах страхования. Правила страхования ОСАГО — это документ, который регулирует аспекты отношений между страховыми компаниями и страхователями при заключении договора ОСАГО. Договором страхования ОСАГО является Ваш полис, который содержит информацию об автомобиле, водителях, а также краткие условия страхования.

    Полные условия и правила обязательного страхования автогражданской ответственности регламентируется Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года №263, который назвается «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

    ! Скачать подробные условия и правила автострахования ОСАГО.

    Кроме того, существует закон об ОСАГО, которые также регламентирует отношения страховой компании и клиента. Данный закон назвается Федеральный закон Российской Федерации N 40 от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ФЗ №40 об ОСАГО).

    ! Скачать полный текст закона об ОСАГО.

    Изменения в законе по ОСАГО

    Какие произошли изменения в законе при страховании ОСАГО? С 2014 года произошел ряд изменений в правилах автострахования. Вносились коррективы и в 2015 году. Власти стараются приблизить страхование к европейскому уровню, и поэтому проводятся реформы.

    Рассмотрим утвержденные новые изменения в ОСАГО с 1 июля 2015 года подробнее:

    • Владельцы транспортных средств теперь могут не вызывать инспектора в случае ДТП, если размер причинённого ущерба менее 50 000 руб.Водитель вносит убытки в европротокол, который в дальнейшем послужит основанием для страхового возмещения.
    • Страховщик не вправе отказать в продаже ОСАГО иначе ему грозит штраф– 50 000 руб. Полис можно приобрести в любом офисе. Эта мера пресекает отказы страховщиков от реализации ОСАГО, особенно в убыточных регионах.
    • Возможности страхователей расширены. Они могут получить страховую выплату, как в денежном эквиваленте, таки в натуральном (ремонт авто).
    • Утверждён порядок досудебного рассмотрения спора. Оспаривая сумму выплаты, водитель просто дважды направляет претензию в СК.
    • Имея справку ОСАГО, можно получить компенсацию по ДСАГО и каско.
    • При занесении убытков в европротокол, страховые компании не вправе настаивать на дополнительных подтверждающих документах от автовладельца, кроме составленных при аварии.
    • Размер выплат определяется в соответствии со страховым полисом, но не лимитом по европротоколу.
    • В нескольких регионах, куда входят: Москва и МО, Санкт-Петербург и Ленинградская область, максимальная выплата может достигать 400 000 руб. В остальных территориальных округах сумма возмещения приблизится к этой отметке в 2019 году.
    • При задержке платежа страховщику придётся оплатить 0,05 – 50% с учётом ситуации. Размер санкции не может превышать страховую сумму.
    • Тарифы возросли на 40 – 60%.
    • Возмещение убытков производится только своей страховой фирме (в случае ДТП, попадающих в правовое поле ПВУ).
    • При составлении европротокола водитель обязан в течение 5 дней проинформировать страховую компанию о факте ДТП.
    • Новое требование к банкам – РСА вправе размещать свободный капитал фонда. Теперь банк не подконтролен страховщикам.
    • Внедрены правила исключения страховщиков из списков РСА, отзывов страховой лицензии.
    • Водится понятие «тарифного коридора» ОСАГО (допустимые границы тарифов). Страховщики формируют тарифы только в этих пределах.
    • Гусеничная (санная) техника не подлежит страхованию.
    • Приостановлено страхование ОСАГО на прицепы по некоторым контрактам. Теперь делается отметка в полисах тягачей за дополнительную плату.
    • Все данные о заключённых контрактах обязательно вносятся в АИС РСА в течение дня, следующего за подписанием договора.
    • При оформлении договора нужно пользоваться сведениями АИС РСА о показателях КБМ ОСАГО и о техосмотре.
    • За незаконное использование бланков страховки страховщики несут ответственность.
    • Оплата производится страховыми компаниями по всем полисам, кроме похищенных.
    • Введена государственная аттестация экспертов-техников.

    Установлен ещё ряд правил:

    • Страховые компании могут давать клиентам скидки, но вправе и увеличивать стоимость страховки.
    • Учреждена единая методика оценки причинённого ущерба.
    • Внедрена база данных, где присутствуют страховые истории всех автовладельцев.

    Последние нововведения в правила ОСАГО начали действовать с июля 2015г. и относятся к правилам оформления электронных полисов. Оформить электронное ОСАГО.

    Обратитесь к Вашему страховому брокеру за более подробной консультацией. Профессионалы страхового рынка хорошо знают условия страхования ОСАГО и могут помочь Вам избежать проблем при автостраховании. Рассчитать ОСАГО онлайн и заказать оформление полиса можно на этой странице сайта страхового брокера «Госавтополис».

    Источник: https://GosAvtoPolis.ru/pravila/osago/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector