Выдача лиц совершивших преступление — правила эстрадиции

Выдача лиц совершивших преступление - правила эстрадиции

  • Стремясь скрыться от наказания, гражданин страны может использовать возможность нелегальной эмиграции на территорию государства, находящегося в политической конфронтации с родиной правонарушителя.
  • Однако правительство в «новом доме» далеко не всегда решает встать на сторону беглеца.
  • О том, что это такое экстрадиция, из каких стран нет экстрадиции в Россию вы узнаете в данной статье.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-64-11 Москва +7 (812) 317-55-28 Санкт-Петербург

Понятие экстрадиции

Экстрадиция представляет собой официально организованную выдачу лица одним государством другому, на основании признания виновным выдаваемого преступника, совершившего преступление закона на территории страны, запросившей экстрадицию.

Виды

Выдача лиц совершивших преступление - правила эстрадиции

  • лица, являющегося гражданином РФ;
  • подданного другого государства;
  • лица без гражданства;
  • лица с двумя или более гражданствами.

Классификация с учетом цели процедуры:

  • необходимость осуществить уголовное преследование;
  • необходимость отправления правосудия;
  • необходимость исполнить приговор.

Классификация с учетом обязанностей, прав сторон, договаривающихся о проведении процедуры выдачи:

  • по запросу РФ из другого государства в соответствующее ведомство России;
  • по запросу любого государства к РФ.

Принцип экстрадиции

Решая судьбу лица, относительно которого поставлен вопрос о передаче, государство в лице компетентных органов:

  • стремится к первоочередному соблюдению собственных законов, обеспечивающих спокойствие внутри страны, а не порядок в другом государстве;
  • придерживается позиции, что подданных можно привлекать к уголовной ответственности только согласно кодексу их страны проживания;
  • не считает правомерным наказывать за содеянное вне своих территориальных границ;
  • ориентируется на свою обязанность защищать собственных граждан;
  • противится выдаче своих граждан, так как это станет действием, ослабляющим политическую независимость страны.

Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции?

Выдача лиц совершивших преступление - правила эстрадиции

Порядок исполнения

Общие положения:

  • Инициатор выдачи занимается сбором пакета документов, подтверждающих, что процедура экстрадиции лица обоснована (ст. 58 Минской конвенции), не нарушит принципов, правил процедуры.
  • Запрашиваемая сторона изучает правомерность предложения о выдаче.
  • В случае одобрения выдачи, проводят согласование условий проведения процесса (определяют дату, время, круг лиц для выполнения конвоирования).

Условия экстрадиции преступника

Экстрадиция преступника это выдача преступника одним государством другому, которая производится в случае:

  • Наличия двухстороннего договора между РФ и страной заявителем/ответчиком об экстрадиции (при этом условия конкретного процесса должны соответствовать прочим условиям выдачи лиц по запросу).
  • Отсутствия у лица российского гражданства (подданные РФ, совершившие в другой стране уголовное преступление, находящиеся в момент запроса об экстрадиции на территории России, выдаче не подлежат — ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, ч. 1 ст. 13 УК).
  • Наличия доказательств, что преступник совершил уголовное преступление (политические (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ), административные, гражданские провинности не являются условиями для инициации экстрадиции).
  • Наличия у преступника подданства страны, запросившей выдачу.
  • Отсутствия упомянутых выше факторов и классификации совершенного преступления, как повлекшего нанесение вреда стране, запросившей выдачу.
  • Тождественности оценок совершенного правонарушения в стране выдающей и запрашивающей выдачу (правонарушение должно считаться таковым не только в стране, требующей экстрадиции, но и в РФ).
  • Предоставления гарантий неприменения к преступнику пыток, унижающих процедур, смертной казни.
  • Предоставления гарантий о содержании обвиненного и осужденного в условиях, не унижающих его человеческого достоинства, не способствующих ухудшению здоровья.

СПРАВКА! Лица, попросившие политического убежища у РФ и получившие его, экстрадиции не подлежат.

Не проводится, так как это противоречит Конституции, УК РФ (ч. 1 ст. 61 и ч. 1 ст. 13 УК соответственно).

ВАЖНО! Лица, официально являющиеся подданными двух государств, одно из которых РФ, автоматически попадают в категорию лиц, передача которых не осуществляется.

Выдача лиц совершивших преступление - правила эстрадиции

Как правильно сделать?

В запросе обязательно должны присутствовать следующие сведения:

  • полное наименование, адрес учреждения, составившего запрос;
  • полные личные данные лица, о выдаче которого ходатайствует запрашивающий (необходимо перечислить время рождения, сведения о гражданстве, фактическом месте проживания, прочие данные для облегчения идентификации, фото);
  • перечисление причин, приведших к необходимости инициации выдачи, упоминание нарушенных статей закона, документы, подтверждающие правонарушение и размер ущерба;
  • документация с фактами о времени официального вынесения приговора (заверенные копии).

Куда нужно обращаться?

В прокуратуру.

Основания для отказа в экстрадиции

Основные причины для отказа в выдаче:

  1. Нарушение регламента подачи запроса.
  2. Отсутствие базы доказательств вины человека.
  3. Лицо не является подданным государства, запросившего выдачу.
  4. Экстрадиция станет нарушением перечня условий, запрещающих выдачу (см. п. Условия выдачи преступника).

Пример экстрадиции

Выдача лиц совершивших преступление - правила эстрадиции

Опасаясь возмездия, Сухих скрылся от представителей правоохранительных структур. Уклонение от ответственности стало причиной инициации федерального розыска (март 2005 года), а затем и международного (ноябрь 2009).

После рассмотрения запроса и выяснения обстоятельств дела, соответствующие службы Израиля приняли решение об удовлетворении запроса. К процессу передачи преступника были подключены представители российского Интерпола и ФСИН России.

Страны где нет экстрадиции

Частично страны Азии и Америки с низким уровнем развития (решения принимают ситуативно).

Список стран без экстрадиции в Россию

Рассмотрим подробнее в каких странах нет экстрадиции в Россию?

России запросы о выдаче бессмысленно подавать, если правонарушитель является подданным:

  • Америки.
  • Японии.
  • Украины.
  • Белоруссии.
  • Китая.
  • Польши.
  • Великобритании.
  • Швеции.

Экстрадиция из России в Украину

Выдача лиц, совершивших преступление, возможна в случае, когда правонарушитель является:

  • подданным Украины;
  • лицом, не просившим у РФ политического убежища;
  • запрашивающий имеет пакет неопровержимых доказательств, указывающих на вину лица;
  • при подаче запроса были соблюдены формальности;
  • выдача гражданина не противоречит условиям экстрадиции.

Экстрадиция в России есть или нет?

Выдача лиц совершивших преступление - правила эстрадицииЕсть. РФ активно участвует в процессах возвращения преступников в страну, где те совершили преступления, если это не противоречит Минским конвенциям и условиям для экстрадиции.

Преступникам не всегда удается избегать правового возмездия из страны проживания, если получается сбежать в другое государство.

При запросе об экстрадиции, вопрос будут решать с учетом целого ряда факторов.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-64-11 Москва +7 (812) 317-55-28 Санкт-Петербург

Источник: https://ug-ur.com/tuyrma/ekstraditsiya.html

Что значит экстрадировать в международном праве в 2019 году

В средствах массовой информации мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда человек, нарушивший закон или подозреваемый в уголовном деле, чтобы избежать наказания выезжает за пределы России и спокойно проживает в одном из иностранных государств.

Однако это не является решением проблемы, так как во многих странах действует экстрадиция. Это, конечно, длительный и бюрократический процесс, но свои плоды он приносит.

В этом материале попробуем разобраться, что значит экстрадировать подозреваемого/обвиняемого в преступлении.

Выдача лиц совершивших преступление - правила эстрадиции

Значение термина «экстрадиция»

Понятие экстрадиции подразумевает арест подозреваемого и его последующую выдачу властям страны, которая этого требует. Причем стоит отметить, что арестованный не обязательно должен иметь гражданство той страны, которая требует его экстрадиции. Еще одним не более важным обстоятельством является индивидуальное рассмотрение каждого случая.

Таким образом, экстрадировать – это значит, что одно государство выдает подозреваемого в преступлении другому государству на основании соответствующего международного соглашения и предоставленных доказательств его вины.

Конечно же, далеко не всегда удается добиться экстрадиции, в большинстве случаев успешный итог дела зависит от взаимоотношений между странами. Если страны активно сотрудничают друг с другом в данном вопросе, скорее всего, подозреваемый будет выдан.

Классификация экстрадиции

Экстрадиция имеет свою классификацию, основанную на многочисленных критериях.

В зависимости от субъективных оснований этот процесс можно разделить на такие виды:

  • по отношению к гражданину Российской Федерации;
  • по отношению к иностранному гражданину;
  • по отношению к апатриду;
  • по отношению к бипатриду.

С учетом итоговой цели процедуры классификация выглядит следующим образом:

  1. Осуществление уголовного преследования.
  2. Осуществление правосудия.
  3. Исполнение приговора.

В зависимости от прав и обязанностей договаривающихся между собой сторон экстрадиция может быть разделена на такие виды:

  1. Выполнение процедуры по запросу Российской Федерации из иностранной державы в уполномоченное ведомство РФ.
  2. Выдача подозреваемого или обвиняемого по запросу любой страны к России.

В зависимости от тех юридических форм, в которых воплощаются экстрадиционные нормы, экстрадиция бывает договорная и бездоговорная, а исходя из метода правового воздействия, ее можно разделить на добровольную и обязательную.

Также процесс выдачи бывает первичным и повторным. В данном случае классификация зависит от достижения цели экстрадиции. Если после передачи запрашиваемому государству лицо уклонилось от ответственности и вернулось в выдавшую его страну, процедура может повториться.

Еще одним критерием классификации является срок выдачи. Если подозреваемый или обвиняемый передается иностранному государству на определенный период времени, – это временная экстрадиция, если временные рамки не оговариваются, речь идет об окончательной экстрадиции.

Действие соглашения о выдаче преступников в международном праве

Выдача лиц совершивших преступление - правила эстрадицииВ большинстве случаев экстрадиция осуществляется на основе соответствующего двустороннего международного договора, заключенного между запрашиваемой и запрашивающей сторонами. Именно этот документ выполняет правовое регулирование выдачи преступников. Также в качестве основания для экстрадиции может выступать многосторонняя конвенция, участие в которой должно принимать как государство, требующее выдачи правонарушителя, так и страна, которая в итоге будет принимать решение о его передаче иностранному государству. Европейская конвенция о выдаче, заключенная в 1957 году, –пример подобного соглашения. Также 13 июня 2002 года было принято  Рамочное решение «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами».

Стоит отметить, что экстрадиция может быть осуществлена и без наличия договоров или участия в международных конвенциях.

Таким образом, институт выдачи преступников в международном праве предусматривает выдачу преступников при отсутствии соответствующих международных обязательств, если подобное предусмотрено законодательством запрашиваемого государства или его уполномоченные органы приняли подобное решение в ходе рассмотрения конкретного случая.

По каким принципам осуществляется экстрадиция

Под принципами экстрадиции подразумевают основные правила, установленные правовыми нормами международных конвенций  и договоров об осуществлении процедуры выдачи преступников, либо подозреваемых, а также Конституцией и прочими внутригосударственными нормативными актами, в которых содержатся базовые основания для процедуры экстрадиции либо для отказа в ней.

Принципы экстрадиции в законодательстве Российской Федерации:

  1. Принцип экстрадиционности преступления.
  2. Принцип специализации.
  3. Двойная подсудность.
  4. Взаимная выдача преступников.
  5. Принцип универсальности.
  6. Отказ в экстрадиции собственных граждан.
  7. Принцип «aut dedere aut judicare»  («выдай или преследуй»).
  8. Окончание срока давности.
  9. Ответственность за совершение преступления политического характера.
  10. Политическое убежище.
  11. Отказ в выдаче (при условии вынесения приговора по тому же преступлению) либо прекращение преследования по делу.
  12. Ответственность за совершение преступления финансового характера.
  13. Выдача лица, которое не является подданным ни запрашиваемого, ни запрашивающего государства.
  14. Отказ в экстрадиции из гуманитарных соображений.
  15. Временная, а также дополнительная экстрадиция.
Читайте также:  Образец заявления о распределении долей имущественного вычета между супругами в 2020 году

С какими странами у России подписан договор об экстрадиции

Выдача лиц совершивших преступление - правила эстрадицииКак известно, Россия является участником Европейской конвенции о выдаче, поэтому должна выдавать преступников странам-участникам. Такие же обязательства у нее и по отношению к государствам, подписавшим вместе с ней в 1993 году Конвенцию стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Данный документ регулирует условия и устанавливает правила экстрадиции правонарушителей.

Кому РФ обязана выдавать преступников

На сегодняшний день количество выданных Россией преступников намного превышает число правонарушителей, экстрадированных в нее другими странами.

Такая тенденция в большей степени зависит от наличия у Российской Федерации международных договоров о выдаче с другими государствами. Пока что такие двусторонние обязательства Россия имеет с 65 государствами.

В последнее время российское правительство старается расширить этот список и упростить данную процедуру.

В список стран, которым Россия выдает преступников входят также государства-участники Международной конвенции ООН (1988 г.), направленной на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и психотропных препаратов.

Кто обязан выдавать преступников РФ

Страны, с которыми у РФ подписаны договоры об экстрадиции, обязаны выдавать России преступников, если это не противоречит их законодательству и процедура в полной мере соблюдена.

Такими государствами являются:

  • члены Европейской конвенции о выдаче;
  • члены Европейской конвенции о пресечении 1977 года;
  • участники Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в 1993 году в Минске;
  • Республика Азербайджан;
  • Киргизская Республика;
  • Япония;
  • Греция.

Однако это далеко не полный список.

В каких случаях возможна экстрадиция

Экстрадиция выполняется при наличии соответствующих международных договоров, заключенных между запрашивающей и запрашиваемой сторонами, либо при решении государства, от которого требуют выдачи, удовлетворить данный запрос, если это не противоречит его законодательству.

Сразу стоит отметить, что у Российской Федерации во всех подписанных международных соглашениях об экстрадиции есть пункт о том, что своих граждан Россия не выдает, так как данный принцип отражен в Конституции страны.

Для выдачи преступника в иностранное государство должен прийти соответствующий запрос и доказательства вины указанного лица. Если вся процедура и сроки соблюдены, а уполномоченные органы запрашиваемой стороны решат, что запрос обоснован, в данном случае экстрадиция возможна.

Правила и основания для выдачи у каждой страны свои, поэтому каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке.

Условия, при которых преступник может быть выдан другому государству

Основанием для запроса о выдаче обвиняемого или подозреваемого является сам факт возбуждения уголовного дела, однако выдача предполагаемого преступника осуществляется при условии соблюдения всех правил.

Должно действовать правило двойной преступности. Инкриминируемое деяние, совершенное лицом, на которое пришел запрос об экстрадиции, должно быть уголовно наказуемым с точки зрения закона ив запрашивающем государстве, и в запрашиваемом.

Преступление, совершенное лицом, выдачу которого запрашивает государство, предусмотрено заключенным между взаимодействующими сторонами соглашением об экстрадиции либо инкриминируемое деяние попадает под один или несколько критериев, установленных данным договором.

Еще одной важной деталью процедуры выдачи является то, что экстрадируемое лицо может понести ответственность либо наказание, а также быть выдано третьей державе только за преступление, инкриминируемое ему в запросе о выдаче. При удовлетворении всех требований подозреваемого/обвиняемого экстрадируют.

Выдает ли Россия своих граждан

Между Российской Федерацией и некоторыми иностранными государствами действуют соглашения об экстрадиции, однако статья 61 Основного закона РФ гласит, что российские граждане не могут быть высланы за пределы России по требованию других стран. В связи с этим международные договоры о выдаче преступников, заключенные Правительством России, содержат соответствующий пункт.

Как осуществляется экстрадиция

Выдача лиц совершивших преступление - правила эстрадицииСоблюдение процедуры экстрадиции не позволяет запрашиваемой стороне уклониться от рассмотрения данного требования, если государство, запрашивающее выдачу преступника, в свою очередь, предоставило все необходимые доказательства его вины, а также доводы, на основании которых может быть применена экстрадиция.

Подать запрос с требованием экстрадиции может только уполномоченное лицо государственного органа страны, отвечающего за данную процедуру (в России это генеральный прокурор), поэтому обычному гражданину образец запроса о выдаче преступника вряд ли понадобится.

Стоит отметить, что запрос о выдаче должен быть выполнен непременно в письменной форме и включать в себя все приложенные к нему доказательные документы, в частности, материалы о том, что инкриминируют лицу, чью экстрадицию требуют, с указанием закона, по которому он будет привлекаться к ответственности.  Также запрашивающая сторона должна выслать дополнительную информацию по делу, если такое требование будет исходить от страны, которая должна принять решение о выдаче.

Все документы, о которых говорилось выше, передаются по специальным дипломатическим каналам между министерствами юстиции либо прочими органами, на которые взаимодействующие страны возложили данные полномочия.

Необходимо помнить, что власти государства, к которому было направлено требование о выдаче конкретного правонарушителя, в качестве меры пресечения могут подвергнуть его аресту.

В экстренной ситуации данная мера может быть применена до поступления запроса о выдаче.

В этом случае стране, на территории которой находится подозреваемый/обвиняемый, направляется ходатайство о временном аресте данного лица, а уже после этого отправляется бланк запроса о выдаче преступника.

После того как запрашиваемая сторона приняла решение относительно полученного ею требования об экстрадиции, события развиваются по двум сценариям.

При отказе в экстрадиции человека не высылают из страны, на территории которой он находится, а запрашивающая сторона имеет право обжаловать вердикт; в случае удовлетворения требования иностранного государства о выдаче происходит передача преступника.

В данных обстоятельствах важно знать, куда доставляется экстрадированное лицо и кому передается. Бывает так, что в страну поступает несколько запросов от разных государств с требованием о выдаче одного и того же лица. В таком случае правонарушитель, подлежащий экстрадиции, передается и доставляется компетентным органам в страну, чье требование о выдаче было удовлетворено.

Нюансы экстрадиции в РФ

Выдача лиц совершивших преступление - правила эстрадицииНа сегодняшний день число экстрадируемых в  Россию лиц значительно ниже, чем количество преступников, которых выдала она. Несмотря на то, что Российская Федерация имеет более 300 международных договоров об оказании правовой помощи, процесс экстрадиции нередко усложняется, если в деле замешаны политические или юридические мотивы. Также в процессе принятия решения, не последнее место занимает уровень сотрудничества в данном вопросе между странами, а также отношение к Российской Федерации как к государству в целом.

В процедуре экстрадиции часто действует принцип «ты – мне, я – тебе». Так как РФ своих граждан никому не выдает, как, скажем, страны-члены ЕС, которые заключили между собой соглашение об экстрадиции, некоторые страны не спешат выдавать России преступников, находящихся на их территории.

Когда в экстрадиции может быть отказано

Для экстрадиции преступника мало послать иностранному государству запрос с требованием о его выдаче, просьбу необходимо конструктивно обосновать и соблюсти все правила, иначе запрашиваемая держава ее не удовлетворит.

Чаще всего в экстрадиции отказывают по следующим причинам:

  • регламент подачи соответствующего запроса был нарушен;
  • предоставленные в запросе доказательства вины были признаны недостаточными;
  • лицо, в отношении которого требуют применить экстрадицию, не является гражданином/подданным запрашивающего государства;
  • лицо, выдачу которого требуют, подпадает под условия, запрещающие это.

Как избежать выдачи российским властям

Для того чтобы избежать экстрадиции в Россию, для убежища следует выбирать страны, которые не связаны с ней обязательством взаимовыдачи преступников, например, США или Великобританию. Если вы находитесь на территории страны, с которой у России подписан международный договор об экстрадиции, правильным решением будет заручиться поддержкой специалистов.

В чем разница между экстрадицией и депортацией

Довольно часто в новостях или средствах массовой информации можно встретить термины «экстрадиция» и «депортация», причем применяются они не всегда корректно.

Депортация применяется к иностранцам, нарушившим правила проживания либо миграционного учета, эту процедуру также можно назвать административным выдворением, она заключается в принудительной высылке лица или целой группы лиц в другое государство.

А вот выдача преступника одним государством другому называется экстрадицией, в процессе которой выдаваемый гражданин находится под присмотром и в некоторых случаях может быть предварительно арестован.

Подведем итоги

Выдача преступников другому государству в уголовном праве занимает особенную роль, так как является важнейшим инструментом международного сотрудничества.

Между странами ЕС заключены соглашения о выдаче своих граждан – так называемый Европейский ордер на арест, который значительно упрощает и ускоряет процедуру экстрадиции.

Многие государства, в числе и РФ, имеют двусторонние договоры о правовой помощи либо являются членами схожих по содержанию конвенций. Если подобных договоренностей нет, право убежища и выдача преступников осуществляется по усмотрению правительства запрашиваемой страны.

Довольно часто на решение об удовлетворении требования о выдаче влияют политические взаимоотношения государств либо репутация конкретной страны на международной арене. Если страны хорошо сотрудничают между собой в правовых, а также политических аспектах и протокол процедуры экстрадиции соблюден в полной мере, выдача предполагаемого преступника осуществляется в большинстве случаев.

В современном мире преступность набирает обороты, все больше выходя на международный уровень. Экстрадиция в зависимости от договоренностей применяется в большинстве развитых стран и помогает привлекать к ответственности преступников, на чьей территории они не находились бы. Этот процедура имеет огромное значение в межгосударственных правовых взаимоотношениях.

Источник: https://topmigrant.ru/dlya-inostrancev/prozhivanie-v-rf/ekstradiciya-iz-rossii.html

Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция)

В ст. 13 УК РФ впервые нашел выражение международный принцип о выдаче преступников. До этого российским уголовным законодательством вопросы о выдаче преступников не регулировались.

Под выдачей преступников (экстрадицией) в международном и уголовном праве понимается передача лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении, одним государством (запрашиваемым), на территории которого оно находится, другому государству (запрашивающему), на территории которого было совершено преступление либо гражданином которого является это лицо.

Читайте также:  Сколько налогов платит работодатель за работника в 2020 году

Учитывая уже отмечавшийся рост транснациональной преступности, закрепление в УК РФ принципа выдачи преступников в целом следует отнести к позитивным моментам развития российского уголовного законодательства.

Выдача является одной из ранних форм взаимной помощи государств в борьбе с преступностью.

Выдача преступников как акт правовой помощи означает передачу лица, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством (на территории которого находится преступник) другому государству (где совершено преступление) для привлечения его к уголовной ответственности (осуществления уголовного преследования) или для исполнения в его отношении наказания. Поэтому можно различать 2 разновидности выдачи.

Решение вопроса о выдаче преступников имеет важное значение для обеспечения гарантий прав граждан своей страны и для решения вопросов борьбы с преступностью. Согласно ч. 1 ст. 61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству. Это конституционное положение конкретизируется в ч. 1 ст.

13 УК РФ следующим образом: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству».

Следует отметить, что положение о невыдаче своих граждан другому государству для привлечения к уголовной ответственности характерно для законодательства многих государств.

В Европейской конвенции о выдаче лиц, совершивших преступление, от 13 декабря 1957 г. и дополнительным протоколом к ней от 15 октября 1975 г. и 17 марта 1978 г. содержатся положения об особенностях выдачи преступников.

В частности, в отношении лиц, которые могут быть в соответствии с национальным (запрашивающей стороны) законодательством осуждены к смертной казни.

В выдаче преступника может быть отказано, если запрашивающая сторона не предоставит гарантий о неприменении в данном случае смертной казни (ст. 11). Думается, что отдельные положения этой Конвенции могут быть восприняты и в УК РФ, тем более что согласно ст.

63 Конституции РФ, выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Конституционным является положение, что в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением (ст. 63). В ч. 2 ст.

13 УК РФ содержится лишь предписание, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Предоставление политического убежища осуществляется Указом Президента Российской Федерации на основе Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746.



Источник: https://infopedia.su/20x9a34.html

Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция)

В статье 13 УК РФ впервые нашел выражение международный принцип о выдаче преступников. До этого российским уголовным законодательством вопросы о выдаче преступников не регулировались.

  • Выдача лиц является одним из самых распространенных видов международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
  • Под выдачей преступников (или экстрадицией) в международном и уголовном праве понимается передача лица, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении последнего обвинительного приговора.
  • В международной практике получило признание правило, в соответствии с которым правовым основанием выдачи являются международные договоры о выдаче или правовой помощи по уголовным делам либо конвенции по борьбе с конкретными видами преступлений, а также национальное законодательство.

Указанные договоры носят много- или двусторонний характер. Россия как участница международных конвенций о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, двусторонних договоров, а также как правопреемница по договорам, заключенным СССР, связана взаимными обязательствами по выдаче обвиняемых.

В договорах предусмотрены основания выдачи, исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих выдачу, подробные указания о составлении требований о выдаче, правила задержания подлежащих выдаче лиц, отсрочка выдачи и выдача на время, порядок передачи выдаваемых лиц и пределы их уголовного преследования после выдачи и другие вопросы.

При отсутствии международного договора государство может осуществить выдачу лица на основе принципа взаимности. Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача (ч.2 ст.462 УПК РФ).

В части 2 ст. 13 УК РФ сформулировано правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

По сложившейся международной практике государство требует выдачи преступника в тех случаях, когда преступление совершено на территории этого государства, преступник является гражданином или подданным этого государства, преступление совершено против интересов государства, требующего выдачи, или интересов ее гражданина.

Если преступления совершены на территории ряда стран или затрагивают интересы нескольких государств, вопрос о выдаче решается на основе международных договоров, норм международного права.

При этом лицо, совершившее преступление, вне зависимости от страны привлечения к уголовной ответственности должно нести ответственность за все совершенные им преступления.

Выдача преступника требует соблюдения ряда условий.

Прежде всего, обязателен принцип двойной криминальности, т.е. деяние должно быть признано преступлением по законам обеих стран. При этом для осуществления экстрадиции не требуется совпадения наименования деяния. Достаточно, чтобы действия, признаваемые преступлением в запрашивающем государстве, квалифицировались как преступление и в запрашиваемом государстве.

Другим не менее важным условием является то, что выдача возможна только в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающего и запрашиваемого государств лишением свободы на срок не менее одного года.

Следующим условием выдачи выступает осуждение лица за совершенное деяние к лишению свободы на определенный взаимосогласованный срок. В соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством для осуществления выдачи для исполнения приговора лицо должно бытьосуждено на срок не менее шести месяцев лишения свободы или к более тяжкому наказанию.

Некоторые договоры определяют более высокий минимальный срок лишения свободы, к которому осуждены или могут быть осуждены лица, подлежащие выдаче.

Например, Договором между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией о выдаче 2002 г.

выдача для приведения приговора в исполнение имеет место, если срок не отбытого наказания в виде лишения свободы составляет не менее одного года (ст. 2).

Выдача осуществляется по соответствующему запросу, составленному в соответствии с требованиями международных договоров и национального законодательства.

В выдаче лица может быть отказано, если он является гражданином Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст.

61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Это конституционное положение конкретизируется в ч. 1 ст.

13 УК РФ следующим образом: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству».

Однако это не означает, что виновный не понесет соответствующего наказания: государство, гражданином которого является лицо, может привлечь виновного к уголовной ответственности в соответствии с внутренним законодательством.

При решении вопроса о выдаче лица с двойным гражданством исходить следует из общепризнанной нормы, согласно которой лицо, имеющее гражданство нескольких государств, может рассматриваться каждым из государств, гражданством которого оно обладает, в качестве своего гражданина. В такой ситуации решение вопроса о выдаче лица — гражданина страны пребывания будет зависеть от внутригосударственного подхода к экстрадиции собственных граждан.

Выдаче не подлежат лица, которым страна пребывания предоставляет право убежища.

Такое право в основном предоставляется лицам, преследуемым в своем государстве по мотивам расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям со стороны своего государства или государства, являющегося местом его жительства. Лица, совершившие так называемые общеуголовные преступления, правом убежища не пользуются и подлежат выдаче иностранному государству.

Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации».

В ч. 2 ст. 13 УК РФ содержится лишь предписание, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Вопросы предоставления политического убежища регламентируются Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746.

В выдаче может быть отказано и в случае, когда в соответствии с законодательством запрашиваемого государства уголовное преследование не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности. Наряду с этим в ряде случаев истечение сроков давности не может являться основанием для отказа в выдаче. Это относится, прежде всего, к преступлениям против человечности и военным преступлениям.

Нормы международного права содержат также ограничения, относящиеся к уголовному преследованию выданного лица. В частности, такое лицо, как правило, не подвергается уголовному преследованию, не может быть осуждено или задержано в целях исполнения приговора или постановления об аресте за любое преступление, совершенное до его передачи, кроме преступления, в связи с которым оно было выдано.

Читайте также:  Как узнать номер инспекции для заполнения декларации 3-ндфл

За исключением отдельных случаев, как правило, запрашиваемая сторона требует также предоставления гарантий того, что без ее согласия выданное лицо не будет передано третьему государству. Таким образом, нормы международного права предоставляют весьма существенные гарантии соблюдения прав и законных интересов выдаваемого лица.

В соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

выдача не производится, если в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемой стороны за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу.

Это правило относится и к ситуациям, когда окончательное решение было вынесено в третьем государстве (Принцип Ne bis in idem).

Выдача также не производится, если преступление по законодательству договаривающихся государств, преследуется в порядке частного обвинения.

Производство по делам частного обвинения предполагает осуществление функции обвинения частным лицом — потерпевшим.

Отказывая, таким образом, своим правоохранительным органам в осуществлении процессуальной деятельности по изобличению обвиняемого, государство, соответственно, отказывается и от его выдачи для уголовного преследования другим государством.

Одним из обстоятельств, предопределяющих возможный отказ в выдаче лица, является возможность егоосуждения к смертной казни по законодательству запрашивающего государства. Так, в соответствии со ст. 11 Европейской конвенции о выдаче 1957 г.

, если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей стороны и за то же преступление смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемой стороны или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающая сторона не предоставит достаточных гарантий о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение.

Еще одним ограничением для выдачи лиц является право экстрадируемого не подвергаться пыткам и другому жестокому, бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Данное право обеспечивается Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания 1984 г.

Возможен также отказ в выдаче по соображениям гуманности, а именно, наличие серьезных оснований полагать, что в процессе уголовного преследования лицу не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные ст.

14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

В частности, право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, право на защиту от предъявленного обвинения и др.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/34741.html

Выдача лиц, совершивших преступление — комментарии Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Уголовные дела — комментарии Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций » Общие положения УК РФ — комментарии Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций » Выдача лиц, совершивших преступление — комментарии Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций

  • Выдача лиц, совершивших преступление – бесплатные ответы юристов онлайн
  • В значение данного понятия входит процесс выдачи лиц, которые совершили преступление или подозреваются в его совершении, также обвиняемых и осужденных за совершенное деяние из одной страны в другую для того, чтобы преступник был привлечен к уголовной ответственности или понес наказание в соответствии с обвинительным приговором.

Выдача лиц совершивших преступление на территории других стран не относится непосредственно к уголовному праву. Однако, в связи с актуальностью этого вопроса в современном мире, экстрадиция в уголовном праве лиц, совершивших преступления, урегулирована нормами 13 статьи УК РФ, УПК РФ (гл. 54).

Конституцией РФ установлено, что выдача лиц, совершивших преступление, и осужденных, проводится в порядке, определенном федеральным законом или международным договором.

Согласно установленным нормам международного права, цели экстрадиции:

  • возможность привлечь к ответственности, согласно закону;
  • привести в исполнение приговор по наказанию осужденного лица.
  1. В условиях международного договора установлены конкретные преступления, при совершении которых возможна экстрадиция.
  2. Прежде всего, к ним относятся действия лиц, признанных преступными на территории двух стран (как государства, какое запрашивает экстрадицию определенного человека или группы лиц, так и государства, на территории которого это лицо находится).
  3. В случае совершения политического преступления, совершенного на территории запрашиваемой страны или если сроки исковой давности, запрашиваемая страна может проигнорировать и отказать удовлетворить просьбу выдачи этого лица.

Экстрадиция лица для исполнения наказания может быть на основании и в понятии юридической точки зрения обвинительного приговора, вынесенного страной, которая затребует выдачу преступника.

Экстрадиция лиц для исполнения приговора проходит также на основании условий и по принципам международного договора, в тех случаях, когда опять-таки деяние, совершенной этим лицом признано преступлением в понятии обеих странах.

Запрет выдачи российских граждан, совершивших преступление на территории иностранного государства

Согласно нормам Конституции РФ, экстрадиция в России подозреваемых или виновных в совершении преступлений и осужденных лиц для исполнения приговора, касается лишь иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, но проживаемых на территории Российской Федерации. Гражданин РФ не может высылаться за пределы страны или выдаваться другим государствам.

Также это закреплено Уголовным кодексом РФ.

 Однако это правило и принцип перестает действовать если требуется экстрадиция гражданина РФ для рассмотрения Международным уголовным судом как лица, виновного в совершенных преступлениях против всего человечества и мира на земле.

В случаях геноцида, военных преступлений, направленных против жизни на земле и развязыванию войны, лицо, которое подозревают, будет передано в принципе не какому-то конкретному зарубежному государству, а в международный судебный орган.

Выдача иностранных граждан, находящихся на территории РФ и совершивших преступление

  • Конституцией России зафиксирована норма и принципы передачи иностранцев, которые обвиняются в преступных деяниях или уже осужденных для исполнения наказания.
  • Во второй части 13 статьи Уголовного Кодекса РФ регламентирован порядок и понятия, как может происходить экстрадиция иностранцев, которые совершили преступные действия на территориях зарубежных стран и проживающих в России.
  • Выдача или отказ от экстрадиции иностранных граждан также происходит на основе принципов международных соглашений.
  • Европейской конвенцией строго регламентированы нарушения, за совершение которых может быть гражданин выдан страной, в какой он находится и основные этапы передачи.
  • Основаниями могут быть преступления, которые согласно законодательству обеих стран наказуемы на заключение под стражу на срок не меньше чем один год.

В случаях просьбы экстрадиции лиц уже осужденных за совершенные преступления для заключения под стражу и отбывания тюремного заключения выдать можно, только если до конца присужденного срока еще останется не меньше чем четыре месяца. В противном случае, страна, делающая запрос на экстрадицию гражданина получит отказ.

Кроме тог, в Конвенции предусмотрено право одной из стран, которые договариваются о выдаче гражданина подозреваемого или совершившего преступление, если законом этой страны не предусмотрена экстрадиция за отдельные преступления, хотя и наказывающиеся сроком более года, просто исключить их из сферы, где применяется Международный договор о выдаче граждан. В таких случаях подается с документацией о присоединении к Конвенции список правонарушений, по отношению к которым разрешается или отказывается выдача граждан.

Иные случаи выдачи лиц, совершивших преступление

В тех случаях, когда иностранцем совершено преступное действие в РФ процесс экстрадиции может не состояться, будет отказано в выдаче гражданина. Здесь действует преимущество территориального принципа над принципом гражданства.

  1. Так как по условиям Конвенции выдаются граждане, совершившие преступления, наказание за которые наступает согласно законам запрашиваемой стороны, то в случае угрозы смертной казни, в выдаче может быть отказано, если не будут предоставлены гарантии в том, что смертная казнь не будет приведена к исполнению.
  2. Междугородный договор о выдаче лиц, задействованных в преступлениях, бывают двусторонними и многосторонними.
  3. РФ является участником Европейской многосторонней конвенции о выдаче правонарушителей и юридической, правовой помощи в гражданских, уголовных и семейных делах.

Предусмотрены случаи запроса о выдаче одного и того же лица несколькими странами, основания то ли за одно преступление, то ли за каждое преступление отдельно совершенное в этих государствах, тогда возникают проблемы экстрадиции.

В таких ситуациях право принимать решение отказать или выдать это лицо остается за запрашиваемой стороной.

Приняв к учету степень тяжести каждого совершенного преступного деяния, очереди подачи запросов на выдачу преступника, его гражданства, принимается решение об экстрадиции или отказе.

В случае, когда правонарушители выдаются на основе унифицированного закона, государства, являющиеся сторонами договора, имеют право принимать как основания к руководству именно эти законы, а не положения Конвенции.

Страны, где нет экстрадиции

Экстрадиция является, по сути, формой сотрудничества и взаимодействия разных государств, при содействии которых между собой возможна поимка преступников, скрывшихся от правосудия в другой стране. Преступившие черту закона на родине ищут места на земном шаре, откуда их не вернут назад в страну, где их ожидает наказание за содеянное преступление, то есть, как избежать экстрадиции.

Российская Федерация состоит в международных договорах, по условиям которых должен производиться процесс экстрадиции с 65 странами. Но, наличие договора не подразумевает основания обязательной выдачи преступника – это остается правом каждого государства.

Отсутствие же договора не говорит о том, что преступников с этих стран нельзя отправить на родину. При умной работе дипломатов, страна в которой нашел укрытие, преступник может его выдать и вернуть на родину.

К странам, которые не высылают преступников в Российскую Федерацию можно отнести:

  • Великобританию;
  • Венесуэлу;
  • Израиль;
  • Польшу;
  • Китай;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Японию;
  • Швецию;
  • Украину;
  • Беларусь;
  • Грузию.

Нет экстрадиции в Гималайском государстве Бутан, поскольку нет и дипломатических отношений со многими странами. Нет договоров с Косово, как непризнанного государства и еще рядом стран.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-uk-rf1/vydacha-lic-sovershivshih-prestuplenie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector