Международная охрана авторских прав — теория и практика

Международная охрана авторских прав - теория и практикаИзначально авторские права признавались только в отдельных странах. Более того, правовая охрана, как правило, предоставлялась только своим, но не иностранным гражданам. В связи с этим территория действия авторских прав была ограничена пределами государства. Международное авторское право позволяет преодолеть территориальный характер действия авторских прав и защитить авторские права за рубежом. Современное международное авторское право представляет сложную систему международных договоров и соглашений, но знать его основы будет полезно всем авторам и пользователям произведений, особенно с учетом развития Интернета и международной торговли.

1. Международное авторское право. Понятие и общие положения

Международное авторское право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения между государствами, а также гражданами различных государств в сфере возникновения, использования и защиты прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

Как правило, международное авторское право относят к отрасли международного частного права, т.к. субъектами авторских прав являются граждане и юридические лица, действующие в своем собственном интересе. Однако международное авторское право является и частью публичной права, т.к.

международно-правовая охрана авторских прав основана на обязательствах государств по принятию необходимых для этого мер. Так, нормы международных договоров требуют от государств признавать авторские права иностранных граждан и предоставлять авторам свободный доступ к административным и судебным мерам защиты.

С этой точки зрения, международное авторское право регулируют не только частные отношения между авторами и правообладателями, но и властные отношения в этой сфере.

Международно-правовая охрана авторских прав обеспечивается двумя методами регулирования: материально-правовым и коллизионным.

Международная охрана авторских прав - теория и практика

1) Материально-правовой метод регулирования авторских прав заключается в принятии международных договоров, содержащих нормы, непосредственно разрешающие те или иные вопросы авторского права.

Например, согласно статье IV Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года  «Срок охраны произведений не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти».

Здесь срок действия авторских прав установлен непосредственно международным договором и является общим правилом для всех стран-участниц конвенции. Другими словами, материально-правовой метод регулирования позволяет сказать, как разрешать определенный вопрос.

2) Коллизионный метод регулирования авторских прав не дает прямого ответа на вопрос, но указывает, где этот ответ следует искать. Коллизионный метод отсылает к праву определенного государства, согласно которому вопрос должен быть решен.

Например, российский автор заключает лицензионный договор на произведение с гражданином Великобритании для использования произведения на территории США. Право какого государства должно регулировать такой договор? Согласно п.8 ст.1211 Гражданского кодекса РФ к лицензионному договору будет применяться право США.

Как правило, международное авторское право регулирует все договоры путем отсылки к законодательству определенного государства.

2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений

Ввиду особой значимости Бернской конвенции посвящена отдельная статья.

3. Всемирная конвенция об авторском праве

Всемирная конвенция об авторском праве была принята в Женеве в 1952 году. Поэтому часто ее также именуют Женевской конвенцией об авторском праве. Всемирная конвенция об авторском праве разработана под эгидой ЮНЕСКО, а ее участницами сейчас являются 100 стран.

В современном международном авторском праве значение Всемирной конвенции скорее историческое.

Дело в том, что Бернская конвенция установила довольно высокий стандарт охраны авторских прав, что не устраивало целый ряд стран, в том числе США и СССР.

Поэтому понадобился международный договор, предъявляющий более низкие требования. Таким международным договором стала Всемирная конвенция об авторском праве.

Основные положения Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года:

  • предоставление равных авторских прав гражданам одного государства на территории другого государства-участника конвенции;
  • возможность установления в национальном праве формальных требований, необходимых для возникновения авторских прав;
  • минимальный срок охраны объектов авторского права – срок жизни автора и 25 лет после его смерти, но для некоторых категорий произведений можно предусмотреть более короткий срок – 25 лет с момента выпуска произведения в свет;
  • за автором признано исключительное право на перевод произведения, но по настоянию Советского Союза предусмотрены исключения, когда перевод можно осуществить и без разрешения правообладателя.

Таким образом, Всемирная конвенция об авторском праве признала действие авторских прав за рубежом, но установила скромные гарантии и требования к международно-правовой охране авторских прав. Международное авторское право того времени нуждалось в подобном международном соглашении, но в настоящее время конвенция применяется крайне редко.

По этой ссылке доступен текст Всемирной конвенции об авторском праве с учетом пересмотра отдельных положений в Париже в 1971 году.

4. Договор ВОИС по авторскому праву

Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву был принят в 1996 году. Иногда его именуют Договором по авторскому праву (сокращенно – ДАП) или Интернет-договор по авторскому праву. На английском языке его название пишется как WIPO Copyright Treaty. Сегодня участниками Договора ВОИС по авторскому праву являются 89 стран.

К 1996 году международное авторское право включало уже несколько универсальных международных договоров в области охраны авторских прав за рубежом.

Однако стремительное развитие техники, в первую очередь интернета и коммуникаций, требовало принятия новых мер защиты авторских прав. Это и послужило основной причиной принятия Договора ВОИС по авторскому праву.

К слову, одновременно с ним был принят и международный договор, защищающий интеллектуальные права обладателей смежных прав.

Основные положения Договора ВОИС по авторскому праву:

  • признается юридическая сила Бернской конвенции 1886 года и отдельно указывается, что никакие положения Договора ВОИС по авторскому праву не ущемляют прав, предоставленных авторам Бернской конвенцией;
  • закреплено исключительное право на доведение произведения до всеобщего сведения, что означает запрет без разрешения автора размещать и распространять охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в сети, в том числе в. сети Интернет. Эта норма является основной в Договоре ВОИС по авторскому праву и расширяет перечень авторских прав, предусмотренных Бернской конвенцией;
  • установлено, что авторские права распространяются только на форму произведения, но не на идеи, методы, процессы и концепции как таковые. Этому ключевому в международном авторском праве правилу посвящена статья «Форма и содержание произведения»;
  • продлен срок правовой охраны фотографических произведений, который стал равен сроку действия авторских прав на иные произведения литературы, науки и искусства;
  • признаны авторские права на программы для ЭВМ и базы данных, которые как объекты интеллектуальной собственности приравниваются к литературным произведениям;

Таким образом, Договор ВОИС по авторскому праву усовершенствовал и дополнил нормы Бернской конвенции. Его значение сложно переоценить, так как. именно благодаря этому договору современное международное авторское право охраняет произведения, выраженные в цифровой форме, и позволяет правообладателям защищаться от неправомерного использования произведений в Интернете и других сетях.

Здесь Вы можете скачать текст Договора ВОИС по авторскому праву.

5. Соглашение ТРИПС (международное авторское право)

Соглашение ТРИПС, принятое в 1994 году, является основным международным договором, регулирующим правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО. Оно является одним из важнейших в международном авторском праве сегодня.

Это соглашение посвящено не только авторским правам, но и патентам, товарным знакам, защите от недобросовестной конкуренции.

Поэтому предлагаю Вам прочитать отдельную статью под названием “Соглашение ТРИПС – интеллектуальная собственность в ВТО” .

6. Коллизионное регулирование международно-правовой охраны авторских прав

Как я рассказывал немного выше, международное авторское право включает два метода регулирования – материально-правовой и коллизионный. Коллизионное регулирование необходимо, потому что далеко не все проблемы авторского права разрешены в международных договорах и соглашениях.

В частности, международные договоры практически не касаются такого важнейшего аспекта, как передача авторских прав на произведения. В действительности же нет ни одного пользователя, который не заключал в своей жизни лицензионного договора с иностранным правообладателем.

По этой причине коллизионное регулирование – неотъемлемая часть международного авторского права.

Здесь расскажу Вам о коллизионных нормах, существующих в России. Именно ими будет руководствоваться российский суд при рассмотрении споров об авторских правах с участием иностранцев.

Если спор возник в связи с договором об отчуждении исключительного права на произведение, к правам и обязанностям сторон применяется право страны, на территории которой действует передаваемое исключительное право. Если же исключительное право действует на территории нескольких стран, то руководствоваться следует правом страны места жительства правообладателя (лица, которое передает право).

Если спор возник в связи с лицензионным договором, к отношениям применяется право страны, где лицензиату разрешается использование произведения. Если территория действия лицензионного договора охватывает несколько стран, то применимо право страны места жительства лицензиара.

Вышеуказанные правила содержатся в статье 1211 Гражданского кодекса РФ, текст которой доступен по ссылке.

В заключение рассказа о том, что такое международное авторское право предлагаю Вашему вниманию схему, на которой в хронологическом порядке расположены международные договоры в авторском праве, а также изменения к ним. Схема поможет запомнить историю развития международно-правовой охраны авторских прав.

Международная охрана авторских прав - теория и практика

Полезные ссылки по теме «Международное авторское право»

1. Статья в Википедии про Договор ВОИС по авторскому праву (на английском  языке)2.

Раздел Юридическая консультация по авторскому праву, если у Вас возникли дополнительные вопросы или Вы столкнулись с проблемой защиты авторских прав за рубежом.3.

Страница Распоряжение авторскими правами, если Вам потребуется помощь юристов по интеллектуальным правам фирмы “ЭрГрэинпат” в области авторского права.

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/mezhdunarodnoe-avtorskoe-pravo/

Международное авторское право: вопросы теории и практики



Международное авторское право — отрасль международного частного права, система межгосударственных отношений, образующих международно-правовой порядок регулирования авторских прав.

Международное авторское право следует рассматривать, как совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают между государствами и их гражданами в сфере использования и защиты прав авторов интеллектуальной собственности.

Первый в истории закон, благодаря которому введено авторское право, утвержден 10 апреля 1710 года. Статут Королевы Анны был принят британским парламентом и защищал авторов книг, карт и чертежей.

Закон признавал права автора произведения на свое творение в течение четырнадцати лет и, предусматривал по истечении срока возможность продлить право еще на четырнадцать лет.

Возникновение и развитие же международно-правового регулирования авторских прав произошло значительно позже и претерпело определенную эволюцию.

Принятие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года послужило началом формирования международной системы охраны авторских прав.

На основе Бернской конвенции был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств — участниц. В настоящий момент участниками Бернской конвенции являются более 150 государств.

Российская Федерация присоединилась к их числу в редакции Парижского акта 1971 года.

В период Второй Мировой войны нормотворческая деятельность международно-правовой системы в области авторских прав была приостановлена.

Новым скачком в ее развитии стало принятие Всемирной конвенции об авторском праве, подписанной 6 сентября 1952 года в Женеве, текст которой разрабатывался в течение трех лет.

Главной особенностью Всемирной конвенции, как отмечают многие исследователи, является то, что в ней изначально регулировалось только одно правомочие авторов — право на перевод. Кроме того, в отличие от Бернской конвенции Всемирная конвенция не имеет обратной силы.

В качестве основополагающего принципа во Всемирной конвенции был закреплен принцип национального режима. В соответствии с данным принципом каждое государство — участник принимало на себя обязательство обеспечить охрану прав как собственных, так и иностранных авторов на литературные, научные и художественные произведения.

Каждое Договаривающееся Государство обязуется принять все меры по обеспечению соответствующей и эффективной охраны прав авторов и других лиц, обладающих авторским правом, на литературные, научные и художественные произведения, в том числе: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, скульптуры и гравюры. [1]

Данное соглашение связано с желанием государств добровольного сотрудничества в научной и культурной сфере, что приводит к взаимному обогащению народов разных стран. Культура и наука не признают территориальных границ, тем самым важность охраны прав в данной области не может быть переоценена.

Читайте также:  Госпошлина на загранпаспорт нового и старого образца

Для того, чтобы лучше понять систему международного авторского право следует дать определение ее субъектам и объектам. Субъекты авторского права — лица, обладающие исключительным правом на произведение, в первую очередь речь идет об авторах произведений. Также к ним относятся:

  1. различные предприятия (издательства, радио — и телекомпании), которым принадлежит монопольное право на коммерческое использование произведений;
  2. в случае создания произведения служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает у нанимателя;
  3. в результате создания произведения изобразительного искусства или фото произведения по договору заказа субъектом авторского права выступает заказчик;
  4. наследники автора или другого обладателя.

Объекты авторских прав в соответствии с Бернской конвенцией — это произведения литературы, науки и искусства, каким — бы способом, и в какой — бы форме они ни были выражены.

Данные произведения должны выступать результатом творческого труда, интеллектуальной деятельности.

К ним относят произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; кинематографические произведения; книги, монографии, брошюры; произведения прикладного искусства и другие.

Охрана и защита в области международных авторских прав имеет свои особенности в сравнении с регулированием авторских отношений в отдельном государстве. Рассмотрим некоторые из них:

– субъектами в системе международного авторского права выступают кроме граждан государств иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, а также международные организации;

– значительно расширенный круг объектов авторского права, к примеру, информационные, коммуникационные технологии, сеть Интернет и т. д.;

– территориальный принцип действия авторских прав, все операции, связанные с авторскими правами регулируются законами того государства, в котором произведение было опубликовано и выпущено в свет;

– различие сроков обладания авторскими правами в зависимости от конкретного государства.

Помимо Бернской и Всемирной Конвенций существует еще множество соглашений в области охраны авторских прав. Так Мадридская Конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения воспрещает двойное налогообложение прав, связанных с продуктами интеллектуальной собственности.

Основной причиной необходимости международных соглашений в области охраны авторских прав является распространение в современном мире в крупных масштабах интеллектуального пиратства, то есть деятельности, направленной на незаконное присвоение себе авторства чужих произведений с целью получить от этого выгоду.

В связи с этим защита просто необходима, чтобы автор имел правовые основания пресекать подобные посягательства на продукты своей творческой деятельности.

Так, для борьбы с интеллектуальным пиратством была принята Брюссельская конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, передаваемых через спутники. Ее задача заключалась в разработке эффективной стратегии, для того чтобы применить спутниковую связь на все больших уровнях, но при этом обеспечивая должный уровень охраны авторских прав.

Ярким примером нарушения международных авторских прав является деятельность СССР, так как в СССР закона об авторском праве не было и вовсе. Ведь идеологией Советского Союза являлся коммунизм, и на основании этого государство считало, что все права на произведения и научные достижения принадлежат ему — государству.

В связи с этим долгое время распространялись пластинки звукозаписывающей студии «Мелодия», которая выпускала музыкальные альбомы зарубежных исполнителей, не платя при этом владельцам ни копейки. Так, например, вплоть до 1986-го года бесплатно были выпущены все изданные на тот момент альбомы всемирно-известной группы «Битлз».

Однако бесплатно советские меломаны получить пластинки все же не могли, их надо было покупать.

В истории периода СССР известен случай, когда правообладатель сумел отсудить у государства довольно большую денежную сумму. Речь идет о знаменитом оперном певце Федоре Шаляпине. После того, как в 1922 году он покинул страну, он выступал с мировыми гастролями, а позже поселился во Франции.

Еще во время проживания в СССР он вместе Максимом Горьким написал книгу «Страницы моей жизни», которая была опубликована в СССР. Шаляпин, обратившись с иском в Парижский Коммерческий трибунал, добился компенсации материального урона от нарушения его авторских прав.

Суд удовлетворил иск, и обязал СССР выплатить певцу 10000 франков.

Срок действия авторских прав также вопрос дискуссионный. Во многих странах могут действовать свои законы касательно данного вопроса. Затрагивалась данная тема и в случае защиты авторских прав сестер Петти Хилл и Милдред Дж. Хилл, являющихся автором всеми известной песни «HappyBirthdaytoYou».

Авторские права официально были утверждены в 1935 — м году и по законам США они истекают лишь в 2030 — м. В художественных фильмах эту мелодию почти и не ставят.

Это связано с тем, что каждое исполнение песни в коммерческих целях требует платы, что приносит правообладателям доход в размере двух миллионов ежегодно.

Кропотливая работа по созданию международно-правовых условий по охране авторского права продолжается и по сей день.

В современном мире, где происходит интенсивное развитие средств массовой информации, значительный прорыв в области кинематографии и радиовещания, полиграфии и книгопечатания, эти и другие факторы требуют регулярного совместного контроля со стороны государств.

Система международной охраны авторских прав продолжает совершенствоваться. Пересмотр Бернской и Всемирной конвенций, а также принятие новых соглашений способствуют преодолению коллизий, которые постоянно встречаются на практике.

Политика любого государства направлена на достижение высокого экономического прогресса. Для улучшения условий жизни населения особенно важен приток новых технологий и идей.

Однако в связи с усложнением информационных систем, непрерывным развитием сети Интернет одновременно повысился и уровень нарушений в области международных авторских прав. В 1994 году было принят один из последних международных договоров, Соглашение ТРИПС, которое осуществляет правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО.

В данном соглашении рассматриваются вопросы не только авторских прав, но и установлению патентов, товарных знаков, осуществлению защиты от недобросовестной конкуренции.

Законодательства различных стран, к сожалению, не предусматривают решения всех проблем в области авторских прав. В связи с этим возрастает роль международно — правового регулирования, предоставления охраны принципа свободы творчества.

Таким образом, международное авторское право, безусловно, необходимо. Ведь только общими усилиями мы можем разрешить важнейшую задачу каждого из государств, охрану и защиту прав граждан, независимо от того, к какому государству они принадлежат.

Литература:

  1. Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская Конвенция), ст. 1.
  2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (в ред. от 28 сентября 1979 г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. — М., 1993.
  3. Международное частное право // Под ред. М. М. Богуславского. М.: Юристъ, 2001.
  4. Богш А. Бернская Конвенция в России (История авторского права в России) // Международная жизнь. 1995. № 10.

Основные термины (генерируются автоматически): Всемирная конвенция, Бернская конвенция, СССР, произведение, государство, авторские, интеллектуальная собственность, интеллектуальное пиратство, современный мир, область авторских.

Источник: https://moluch.ru/archive/127/35214/

Международная охрана авторских прав

В настоящее время РФ участвует в большинстве важней­ших международных договоров, посвященных охране авторских и смежных прав. К их числу относятся:

1) Бернская конвенция об охране литературных и художест­венных произведений от 9 сентября 1886 г. (далее – Бернская конвенция), в кото­рой РФ участвует с 9 марта 1995 г. В соответствии со ст.

1 Берн­ской конвенции государства-участники образуют специальный Союз для охраны прав авторов на литературные и художествен­ные произведения (далее – Союз, Бернский союз). Этот договор содержит значительное число унифицированных материаль­но-правовых норм.

На 15 апреля 2001 г. в ней участвует 148 государств, в т.ч. и РФ;

2) Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (да­лее – Всемирная конвенция). РФ участвует;

3) Международная конвенция об охране интересов арти­стов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. (далее – Римская конвенция). Россия в ней не участвует. На 15 апреля 2001 г. участвует 68 государств;

4) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. (далее – Конвенция 1971 г.). Россия участвует. На 15 апреля 2001 г. участвует 65 государств;

5) Конвенция о распространении несущих программы сигна­лов, передаваемых через спутники, от 21 мая 1974 г. Россия участвует с 20 января 1989 г. На 15 апреля 2001 г. участвует 24 государства;

6) Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 г. (далее – Соглашение ТРИПС).

Данное Соглашение устанавливает требования к зако­нодательству об интеллектуальной собственности стран, желаю­щих присоединиться к ВТО. Россия пока не присоединилась к Соглашению.

Осо­бое внимание в Соглашении уделено судебным, административ­ным и таможенным мерам защиты нарушенных прав;

7) Договор ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г. Россия в нем не участвует. На 15 апреля 2002 г. участвует 35 государств;

8) Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам от 20 декаб­ря 1996 г. На 25 июля 2002 г. – 37 участников. Имеет обратную силу.

9) Конвенция, учреж­дающая Всемирную организацию интеллектуальной собственно­сти от 14 июля 1967 г. Россия участвует.

Россия является участницей ряда двусторонних соглашений об охране авторских и смежных прав (с Болгарией, Польшей, Швецией и т.д.).

В рамках СНГ в 1993 г. было заключено Соглашение о со­трудничестве в области охраны авторского права и смежных прав.

В России охрана авторских и смежных прав регулируется частью четвертой Гражданского кодекса РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ1 (главы 70-71).

Объекты авторских прав.

Статья I Всемирной конвенции указывает в качестве объектов охраны литературные, научные и художественные произведения, выраженные в следующих основ­ных формах: письменной, музыкальной, кинематографической, изобразительной (произведения живописи, графики, скульптуры) и др.

Бернская конвенция раскрывает термин «литературные и художественные произведения» как «все произведения в облас­ти литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены», и дает весьма широкий от­крытый перечень таких основных форм (п. (1) ст. 2).

При этом отмечается, что произведения, не закрепленные в той или иной материальной форме, могут быть национальным законодательст­вом стран Союза изъяты из охраны (п. (2) ст. 2). Произведе­ние, чтобы считаться «опубликованным», должно быть опублико­вано с согласия автора.

В ст. VI Всемирной конвенции дается определение понятия «выпуск в свет» — это воспроизведение в какой-либо матери­альной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экзем­пляров произведения для чтения или ознакомления путем зритель­ного восприятия.

Неохраняемые объекты.Как отмечается в Бернской конвенции полностью исключается авторская охрана такой категории произведений, как сообщения о новостях дня или иные сообщения чисто информационного характера.

Подобное положение со­держится и в российском законодательстве. Также страны Союза могут изъять из охраны полностью или частично политические речи и ре­чи, произнесенные в ходе судебных процессов. Но это не лишает автора исключительного права на издание таких речей в сборниках.

В конвенции допускается ограничение охраны произведений, авторами которых являются граждане госу­дарств, не участвующих в Бернской конвенции, если эта послед­няя страна не обеспечивает достаточной охраны произведениям авторов–граждан стран Союза.

Здесь проявляется действие принципа реторсии. Его суть отражена в ст.1194 ГК РФ.

Общие принципы конвенционной охраны авторских прав.Международные договоры в сфере охраны авторских прав определяют круг произведений, пользующихся конвенционной охраной, на основании двух критериев: граждан­ства автора и территориального критерия.

На основании критерия гражданства автора подлежат охране как выпущенные, так и не выпущенные в свет произведения, ав­торы которых либо являются гражданами государств – участников соответствующих конвенций, либо имеют свое обычное местожи­тельство на их территории (п.п. 1, 2 ст. 3 Бернской конвен­ции).

При этом не играет роли, в каком государстве произведе­ние было опубликовано.

Читайте также:  Список заболеваний для получения инвалидности в 2020 году

Территориальный критерий предоставления охраныприменяется только в отношении произведений авторов, не являющихся граж­данами стран-участниц и не имеющих в них основного места жи­тельства.

В таком случае охрана предоставляется, только если про­изведение впервые выпущено в свет в одной из стран — участниц соответствующего договора (п. 1 ст. 3 Бернской конвенции).

К общим положениям конвенционной охраны можно отнести принцип национального режима, предоставление охраны вне за­висимости от соблюдения формальностей, срочный характер ох­раны и отсылку к праву страны, где испрашивается защита.

Принцип национального режима. Бернская и Всемирная конвенции полностью уравни­вают в правах иностранных авторов с авторами государства-участ­ника, а также предоставляют им все права, которые предусмотрены в конвенции.

В результате автор произведения, выпущенного за рубежом, может иметь даже более высокий уровень охраны его прав, чем автор произведения, выпущенного на собственной тер­ритории страны-участницы.

Такая ситуация возникает, когда на­циональным законодательством не предусмотрено какое-либо из прав, упомянутых в конвенциях.

Условия охраны авторских прав.

Всемирная конвенция предусмотрела, что если по внутреннему законодательству государ­ства-участника соблюдение формальностей является обязатель­ным, то формальности считаются выполненными в отношении всех охраняемых на основании данной Конвенции произведений при условии, что все экземпляры таких произведений, начиная с первого выпуска в свет, будут носить знак охраны авторского права. Данный знак представляет собой значок с указанием имени правообладателя и года первого выпуска в свет.

Сроки охраны авторских прав.Статья 7 Бернской конвенции устанавли­вает срок охраны в 50 лет после смерти автора либо с момента смерти последнего из соавторов.

Если произведение опубликовано под псевдонимом, то течение срока начинается с момента правомерного обнародования произ­ведения, кроме случаев, когда псевдоним не вызывает сомнений в личности автора или когда автор раскрыл свою личность до ис­течения срока охраны. Тогда применяется обычный порядок. В соответствии с п. 6 ст.

7 страны Бернского союза могут в национальном законодательстве устанавливать повышенные сроки охраны произведений по сравнению с конвенционными.

В настоящее время намечена тенденция увеличения сроков охра­ны до 70 лет.

Основные права авторов.Бернская конвенция содержит значительное число уни­фицированных материально-правовых норм, предусматривающих перечень прав авторов в отношении их произведений. Выделяют две группы прав авторов:

1) личные неимущественные права, которые существу­ют независимо от имущественных прав автора и полностью со­храняются в случае их уступки (право требовать призна­ния авторства; право противодействовать искажению или любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора);

2) имущественные права (право на перевод, право на воспроизведение, право на передачу в эфир, право ни переделку произведений и др.).

К имущественным правом автора относится право на воспроизведениеисключительное право разрешать воспроизведе­ние произведений любым образом и в любой форме. Любая звуковая или визуальная запись призна­ется воспроизведением.

Согласно Берн­ской конвенции данное право автора может быть ограничено: страны Союза сохраняют право разрешать воспроизведение на основании закона без согласия автора, если это не наносит ущерба его законным интересам и не нарушает нормальной эксплуатации произведения.

Например, право частной копии — признаваемое практически во всех странах право на воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, причем без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Право на передачу в эфир.Это означает, что авторы пользуются исключительным правом разрешать:

1) передачу своих произведений в эфир или публичное сооб­щение этих произведений любым другим способом беспроволоч­ной передачи знаков, звуков или изображений;

2) всякое публичное сообщение, будь то по проводам или средствам беспроволочной связи, повторно передаваемое в эфир произведение, если такое сообщение осуществляется иной орга­низацией, нежели первоначальная.

(Имеется в виду право разре­шать ретрансляцию.

Так что если автор разрешил одной радиове­щательной организации использование своего произведения, это не означает, что оно может потом бесконтрольно использоваться остальными организациями для передачи в эфир;

3) публичное сообщение переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или любого другого аппарата, пере­дающего звуки, знаки или изображения. (Имеется в виду переда­ча с помощью устройств, установленных в общественных местах, например в ресторанах, на дискотеках, тогда как обычные пере­дачи направлены на принятие программ отдельными лицами дома, на рабочем месте и т. д.).

Право на переделку произведений. В соответствии со ст. 12 Бернской конвенции авторы пользуются исключительным правом разрешать переделки, аранжировки и иные изменения своих про­изведений. Такие произведения охраняются как оригинальные при условии соблюдения прав автора первоначального произведения.

Право на распространение определено как исключитель­ное право автора разрешать действия по продаже или иной передаче права собственности на оригинал или копии произведе­ния, которые делают произведение доступным для всеобщего све­дения. Данное право может быть ограничено законодательством договаривающихся государств первой продажей оригинала или копии произведения с согласия автора.

Право прокатапринадлежит авторам компьютерных программ и кинематографических произ­ведений. Данное право не применяется в отношении компьютерных программ в том случае, если программа сама по себе не является основным объектом прокат.

Право на публичное сообщение произведенийозначает право разрешать любое сообщение произ­ведения для всеобщего сведения по проводам или средствам бес­проволочной связи, включая такой способ, при котором публика имеет доступ к произведению из любого места и в любое время по своему выбору. Право защиты охраняемых правзаключается в том, что правообладатель имеет право возбу­ждать судебное преследование против контрафакторов. Контрафактные экземпляры подле­жат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/6259.html

Международная охрана авторских прав

Международная охрана авторских прав

Для обеспечения неприкосновенности авторских прав от всякого рода нарушений и посягательств со стороны третьих лиц необходима эффективная наднациональная юридическая основа. Автор Д. Цымбал высказывает свою точку зрения по этому вопросу.

Социально-экономическое значение и нормативная основа международной

охраны авторских прав

Важнейшим элементом системы авторского права является институт международной охраны авторских прав.

В существо объектов авторского права входят творческий характер создания, уникальные свойства, обеспечивающие возможность свободного перемещения объекта в информационном пространстве (включая Интернет, средства массовой информации и другие публичные источники), художественная (эстетическая) или, в ряде случаев, научная ценность и т.д.

Вследствие всеобщего, публичного интереса, проявляемого к произведениям, они переводятся на различные языки, распространяются посредством копирования, архивируются, приспосабливаются для эффективного применения на практике (например, компьютерные программы) и т.д. М.М. Богуславский усматривает в этом такое свойство произведений, как общедоступность /1/.

Изложенное позволяет утверждать: для обеспечения неприкосновенности авторских прав от всякого рода нарушений и посягательств со стороны третьих лиц необходима эффективная наднациональная юридическая основа. Понимание данной идеи привело к созданию в 1886 г. Бернского союза. С него, собственно, и началась новая эра в развитии авторских прав.

  • Важность международной защиты научных, литературных и художественных произведений тем более очевидна в условиях глобализации мирового хозяйства, стабильного расширения гражданского оборота, увеличения значимости «бестелесных активов» как предмета гражданско-правовых сделок, развития систем передачи данных, внедрения в жизнь технологий «искусственного интеллекта». 
  • Юридическую основу международной защиты объектов авторского права составляют несколько конвенционных документов, направленных, прежде всего на универсальное урегулирование проблем, связанных с особенностями национальных правовых систем.
  • К «знаковым», фундаментальным международным актам в сфере защиты авторских прав обычно относят два документа:

1 Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886 г. Она является первым в мире многосторонним публичным соглашением по авторскому праву. На базе этого документа государствами-участниками был образован Бернский союз.

2. Всемирную конвенцию об авторском праве 1952 г. — второе многостороннее соглашение. По мнению Е.А.

Флейшиц, «в участии во Всемирной конвенции государств, не вступивших в Бернский союз, инициаторы Всемирной конвенции видели ее основное значение.

По их мысли, подписанная в Женеве Всемирная конвенция должна служить «конвенцией-мостом», который позволил бы осуществить переход к единой системе международной охраны авторского права во всем мире» /2/.

Мы считаем, что в перечень фундаментальных международных источников авторского права надлежит включить также:

3. Конвенцию, учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), подписанную в Стокгольме 14.07.1967 г., где прямо закреплены нормы о совокупности произведений, основные критерии охраноспособности и многие другие вопросы авторского права.

4. Межамериканскую конвенцию об авторском праве, принятую в городе Монтевидео в 1889 г. Главная особенность Межамериканской конвенции — закрепленный в ней принцип страны происхождения произведения «lex originis», согласно которому страной происхождения произведения провозглашается то государство, в котором произведение опубликовано впервые.

На наш взгляд, перечисленные «международные законы» составляют базис международной охраны авторских прав.

Способы международной охраны произведений

  1. В практике международного сотрудничества признание авторских прав граждан одного государства на территории другого получает юридическое оформление путем:
  2. 1) заключения многосторонних соглашений;
  3. 2) заключения двусторонних соглашений;
  4. 3) признания на основе принципа взаимности в одной стране авторских прав, возникших в другой стране.

Эти подходы в 1988 г. были сформулированы и обстоятельно проанализированы с теоретических позиций в книге М.М. Богуславского «Вопросы авторского права в международных отношениях» (М.: Наука, 1973). С тех пор, надо признать, мало что изменилось.

Известные и малоизвестные прецеденты, коих множество в мировой практике /3/, заставляют задуматься о нахождении новых путей решения проблем защиты прав авторов на международном уровне.

Научные разработки, выполненные по этой теме Э.П. Гавриловым /4/, И.С. Перетерским и С.Б. Крыловым /5/, М.М. Богуславским (включая его новейшие работы) /6/, Л.А.

Лунцом /7/ и другими авторами, представляют собой прекрасную теоретическую основу для разработки современных международных конвенционных гарантий авторам. К сожалению, новых работ, системно раскрывающих вопросы международной защиты авторских прав, мало.

К этому критическому выводу мы пришли в результате последовательного изучения традиционных источников по теме исследования, а также электронных библиотек и библиографии, размещенной в Интернете.

Помимо указанных выше направлений международного сотрудничества, не менее эффективным является принцип национального режима. В доктрине международного частного права под ним понимается предоставление иностранцам тех же прав, что предоставлены отечественным гражданам.

Речь идет о приравнивании иностранцев и граждан по объему предоставляемой охраны и другим условиям действия авторских прав /8/. На наш взгляд, данное решение является спорным, поскольку применение принципа ассимиляции противоречит современной природе международного права.

Известно, что при «столкновении» норм внутреннего и международного законодательства приоритет будет отдаваться последнему. По утверждению западногерманского специалиста по авторскому праву Е.

Ульмера, недостаток национального режима состоит в том, что он не только не гарантирует, но и не обеспечивает предоставления материальной взаимности /9/ (равенства определенных прав в данной стране и в иностранном государстве).

В рамках режима наибольшего благоприятствованияиностранным авторам в силу международного договора или на основании норм внутреннего права предоставляются те же права, какие гарантированы авторам прочих иностранных государств. Суть данного режима заключается в предоставлении равных авторских прав всем иностранцам, с государствами которых были заключены соответствующие международные договоры /10/.

Данный режим не применялся в современном авторском праве. Не упоминается он ни в Бернской конвенции, ни во Всемирной конвенции об авторском праве, поскольку эти конвенции предусматривают в качестве базового принцип национального режима.

Теперь — о принципе взаимности. Права иностранных авторов по этому принципу охраняются в иностранном государстве, если нормы права страны гражданства иностранного автора или страны, где он впервые опубликовал свое произведение, предусматривают охрану прав граждан страны, где испрашивается охрана.

В литературе высказывается мнение, что характерным признаком формальной взаимности является отсутствие связи между законом страны происхождения произведения и законом страны, в которой испрашивается охрана /11/.

В международной практике применяется также принцип материальной взаимности.

И в Бернской конвенции, и во Всемирной конвенции об авторском праве, например, по нему определяется срок охраны произведения либо только срок действия авторского права.

Читайте также:  Как составить заявление на реструктуризацию долга по ссуде

Столь узкая сфера действия принципа объясняется тем, что подматериальной взаимностьюпонимается равенство конкретных прав в данной стране и в иностранном государстве. При применении национального режима такого совпадения не происходит /12/.

Согласно принципу территориальностипри разрешении спорных вопросов применяется либо закон страны, где предъявляются требования об охране или где используется произведение, либо закон страны происхождения произведения (lex originis).

Использование ни одного из вышеперечисленных принципов, призванных охранять авторские права иностранцев, не может гарантировать даже 60% их надежной охраны. Данные принципы не существуют сами по себе, для их практического применения необходима законодательная ратификация на национальном уровне.

Следовательно, отмеченные международные конвенции не могут гарантировать «полной» или, условно, «максимально полной» защиты авторских прав, поскольку подразумевают отсылки к внутреннему праву /13/. А если конвенция подписана, но не ратифицирована государством (не такой уж и редкий случай)?!

Некоторые авторы утверждают, что отмеченные недостатки перекрываются универсальным механизмом конвенционной охраны за счет обширного перечня участвующих государств. Такой подход нам представляется неверным с точки зрения существа гарантий авторских прав.

Подобным международным документам на стадии их разработки и принятия придается все-таки прикладное значение, значит, они должны содержать в себе надежные и практически применимые меры по защите прав, свобод и законных интересов авторов (правообладателей).

А иначе, какая реальная польза от таких международных конвенций?!

Лишь в совокупности перечисленные выше принципы, объединенные в одном международном документе, будут иметь действенное значение.

На наш взгляд, необходима разработка единого, универсального, но не упрощенного международного документа, который был бы ратифицирован большинством государств.

В мировой практике подобные попытки имели место. Например, конвенции о защите авторских прав в Интернете.

Источник: https://journal.zakon.kz/203480-mezhdunarodnaja-okhrana-avtorskikh-prav.html

Международный опыт охраны авторских прав

В современном мире информационных технологий становится все сложнее контролировать соблюдение авторских прав в части, касающейся защиты от плагиата, в особенности плагиата иностранных источников и в иностранных источниках.

Доступность информации стирает существовавшие ранее границы государств, а сложность контроля за использованием авторских произведений возрастает . Плагиат перестал быть национальным. Все больше творческих продуктов можно встретить в зарубежных изданиях под другим авторством.

Не затрагивая моральный аспект проблемы, который очевиден, прокомментируем некоторые причины, которые, на наш взгляд, облегчают плагиат в «международном масштабе».

В несколько утрированном виде сложность защиты от плагиата можно объяснить тем, что в каждой стране действуют свои нормы авторского права, и авторские права, приобретенные на территории одного государства, не получают автоматического признания на территории другого.

Каждое государство устанавливает нормы авторского права в соответствии с теми целями и задачами, которые оно ставит перед ними. Авторские права, возникшие в разных государствах, независимы друг от друга.

Это основное отличие авторского права от права собственности, по которому собственник является таковым в любой стране.

В этом заключается территориальная ограниченность авторского права — ни одно государство не может с помощью своего внутреннего законодательства предусмотреть охрану авторских прав за пределами своих границ.

Территориальный принцип в области авторского и патентного права объясняется историческими причинами — в эпоху феодализма, начиная с XV в., а в отдельных случаях и ранее, права авторов охранялись путем выдачи сувереном в каждом отдельном случае привилегий на изобретение, литературное или художественное произведение.

Выдаваемая привилегия определяла объем предоставляемых прав, но действовала только на территории государства, в котором она была выдана — как и любая другая охранная грамота. После Французской буржуазной революции система привилегий стала отменяться.

Однако территориальный характер соответствующих прав, предоставляемых общим законом об авторском праве или законом о патентах, сохранился .

Нормы авторского права каждого государства определяют круг произведений, в отношении которых предоставляется охрана .

В соответствии с данными нормами определяются условия возникновения, объем и условия прекращения соответствующих прав .

Из территориального принципа следует, что к вопросам нарушения авторских прав внутри страны применяются законы данной страны. Эти законы определяют — имеется ли факт нарушения, порядок защиты, ответственность и т. д.

  • Подобное положение не могло оставаться неизменным в эпоху начала бурного технического прогресса (середина XIX в), который сопровождался и всплеском в области искусства.
  • Международной практике известны три способа, с помощью которых авторские права, возникшие первоначально в одном государстве, получают признание в другом:
  • 1) признание авторских нрав, возникших первоначально в другой стране, на основе взаимности;
  • 2) заключение двусторонних соглашений;
  • 3) заключение многосторонних соглашений между государствами.

История охраны авторских прав иностранцев и произведений, изданных за рубежом, начиналась на основе взаимности. Требование взаимности оговаривалось во внутреннем законодательстве ряда государств, причем в отдельных странах права иностранцев охранялись и без требования взаимности.

Так например, во Франции в соответствии с законом 1852 г. и ст. 425 Уголовного кодекса Франции в качестве нарушения авторского права рассматривалось деяние, совершенное не только во Франции, но и за рубежом, если незаконно напечатанные экземпляры ввозились во Францию .

Затем судебная практика предусмотрела охрану прав иностранных авторов наряду с французскими. Впоследствии, 8 июля 1964 г., был принят закон, дополненный декретом от 6 марта 1967 г.

Это законодательство исходило из принципа взаимности и предусматривало, что во Франции не будет предоставляться охрана тем произведениям, которые были впервые опубликованы в стране, если в ней не предоставляется соответствующая охрана французским произведениям.

Принцип взаимности содержится в современных законодательствах ряда стран, например, Венгрии, Дании, Испании, Италии, Кубы, Норвегии, Польши, Марокко, США, Швейцарии, Швеции, Туниса и др.

Законодательства некоторых государств предоставляют охрану иностранным произведениям, опубликованным впервые за границей, без требования взаимности, но при условии соблюдения определенных формальностей.

К числу таких стран относятся Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Португалия, Чили.

Двусторонние и многосторонние соглашения о взаимной охране авторских прав начали заключаться только в конце XIХ в.

, когда стало окончательно ясно, что одним лишь национальным законодательством невозможно обеспечить эффективную охрану в сфере прав авторов.

Вторая половина девятнадцатого столетия характеризуется повышенной дипломатической активностью в данном направлении — между 15 странами Западной Европы и Америки было заключено 33 двухсторонних соглашения о взаимной охране авторских прав .

Работа по созданию правового инструмента по охране авторских прав была начата в Брюсселе в 1858 г. на состоявшемся там конгрессе авторов произведений литературы и искусства. Затем последовали конгрессы в Антверпене (1861 и 1877 гг.) и Париже (1878 г.

), с 1883 года работа была продолжена в Берне, где в 1886 году после трех дипломатических конференций было выработано международное соглашение, получившее название Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

Это соглашение было подписано десятью государствами: Бельгией, Великобританией, Испанией, Италией, Либерией, Гаити, Тунисом, Францией и Швейцарией. В сентябре 1887 г. делегаты этих стран (за исключением Либерии) обменялись ратификационными грамотами, и в соответствии со ст.

20 5 декабря 1887 г., т. е. спустя три месяца конвенция вступила в силу .

Основные положения Бернской конвенции подлежали обязательному включению в национальные законодательства стран-участниц в случаях, если национальные законодательства обеспечивали менее благоприятный режим для обладателей авторских прав. В этом проявилось стремление создателей конвенции к унификации основных положений авторского права.

В первоначальной редакции был осуществлен территориальный принцип — охрана признавалась за произведением, впервые опубликованным на территории государства-члена конвенции, вне зависимости от национальности автора. Такой подход был обусловлен действующим на тот момент «соотношением сил» между авторами и издателями — роль последних была необоснованно велика.

15 апреля 1896 г. в Париже состоялась первая конференция по изменению конвенции 1886 г.

К числу нововведений прежде всего следует отнести уточнение, в соответствии с которым охрана предоставлялась произведению, впервые опубликованному в стране-участнице конвенции, даже в том случае, если автор являлся гражданином страны, не входящей в Бернский союз. Таким образом, территориальный принцип конвенции оставался неизменным, однако акцент был перенесен с издателя на автора произведения.

После второй мировой войны в Европе возобновились работы в области международного авторского права. Бернская конвенция вновь подверглась существенным изменениям в Брюсселе в 1948 году.

Основной целью конференции было стремление добиться более полной унификации правил конвенции и национальных законодательств, а также учесть новые условия научного и технического развития.

Унификация правил применения конвенции была достигнута путем усиления принципа ее главенства над национальными законодательствами.

В 1967 г. состоялась очередная конференция в Стокгольме.

Можно отметить, что именно после Брюссельской и Стокгольмской конференций несбалансированность интересов авторов и издателей была в значительной степени преодолена, и в настоящее время имеет место сочетание двух принципов — территориального и национального (национальный принцип — предоставление охраны вне зависимости от места первой публикации, основываясь на гражданстве или постоянном проживании автора в стране участнице).

Теперь автор может рассчитывать на охрану если он:

1. Является гражданином какой-либо страны Бернской конвенции или имеет там обычное местопребывание (в отношении как опубликованных, так и неопубликованных произведений)( ст. 3. п. 1, п. 2);

2. Если он, хоть и не является гражданином страны конвенции, впервые (или одновременно — т. е. в течение 30 дней) опубликует свое произведение в одной из стран конвенции (ст. 3 п. 1).

В конце сороковых — начале пятидесятых годов по инициативе США и при поддержке ЮНЕСКО началась работа по созданию новой глобальной международной конвенции, характеризующейся по сравнению с Бернской более низким уровнем охраны прав . Эту идею поддерживает ряд других государств, прежде всего из числа развивающихся стран, не готовых к вступлению в Бернскую конвенцию из-за ее высокого уровня охраны.

Эти усилия привели к принятию на дипломатической конференции в Женеве в 1952 году Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве.

Вопросы взаимосвязи Бернской и Всемирной конвенций были окончательно урегулированы в Париже в 1971 г. на конференции по одновременному пересмотру Бернской и Всемирной конвенций.

К Бернскому договору Россия присоединилась лишь спустя почти сто лет после его первого опубликования, в ноябре 1993 г. (Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 г.

№ 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и Дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г.

об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм»).

В настоящее время Российская Федерация участвует в обеих конвенциях именно в редакции 1971 г., уровень авторско-правовых гарантий которых, практически совпадает .

Интернет-пиратство

Учитывая быстрый рост высоких технологий, широкомасштабное развертывание деятельности сети Интернет, проблема защиты интеллектуальной собственности в виртуальном пространстве является приоритетной задачей как для западных стран, так и, собственно, для России.

Прежде всего, под интернет-пиратством необходимо понимать незаконное распространение копий объектов интеллектуальной собственности, осуществляемое без согласия правообладателя посредством сети Интернет. Информатизация современного общества не может обойтись без своего рода «жертв», ими и становятся, на наш взгляд, отдельные категории правообладателей.

В России проблема интернет-пиратства является не менее значимой, наоборот, достигает все более угрожающих масштабов. В XXI в. киностудии, к примеру, тратят колоссальные средства на создание фильмов, которые впоследствии распространяются по Интернету бесконтрольно.

Таким образом, интернет-распространители являются самыми настоящими «пиратами», крадущими у правообладателей как гонорары, так и зрителей. Необходимо отметить, что действуют они оперативно, т.к. рулонные копии только что вышедших в прокат фильмов можно увидеть в сети Интернет спустя пару часов после официальной премьеры.

Добавим, что интернет-пиратство наносит не только материальный, но и моральный ущерб.

Источник: https://poisk-ru.ru/s24501t8.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector