Уголовное судопроизводство является той сферой деятельности государства, в которой в силу максимально возможного применения мер государственного принуждения права и законные интересы физических и юридических лиц могут быть серьезно ограничены.
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, либо в целях предупреждения такого неисполнения.
Применение различных мер принуждения допустимо лишь специальными субъектами, в роли которых выступают соответствующие государственные органы и должностные лица, в случаях и порядке, прямо предусмотренных в законе, поскольку эти меры выражаются в ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан (свобода, неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода передвижения, право распоряжения имуществом в том или ином объеме и т.н.). Незаконное же применение мер принуждения влечет ответственность соответствующих лиц вплоть до уголовной (ст. 301 УК).
Меры уголовно-процессуального принуждения можно определить как процессуальные средства принудительного характера, применяемые дознавателем, органом дознания, следователем, судом (судьей) в случаях и в порядке, установленных УПК, в отношении участвующих при производстве но делу лиц в целях предупреждения и пресечения неправомерных действий данных лиц и в целом обеспечения установленного УПК порядка уголовного судопроизводства. Эти меры могут применяться только в рамках возбужденного уголовного дела.
Все меры принуждения уголовно-процессуальный закон делит на три группы (рис. 1):
- 1) задержание подозреваемого (гл. 12 УПК);
- 2) меры пресечения — подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, залог, домашний арест, заключение под стражу (они закреплены в гл. 13 УПК);
- 3) иные меры уголовно-процессуального принуждения — обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание (гл. 14 УПК).
Задержание подозреваемого
Задержание подозреваемого является краткосрочной мерой процессуального принуждения, применяемой органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК). При этом под моментом фактического задержания следует понимать момент производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления.
Рис. 1. Меры уголовно-процессуального принуждения
В случае обнаружения разыскиваемого обвиняемого он также может быть задержан (ст. 210 УПК).
Задержание может применяться к лицу по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Основания задержания:
- 1) лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- 2) потерпевшие или очевидцы указали на лицо как на совершившее преступление;
- 3) на лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.
Если имеются иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления (например, наличие сведений оперативно-розыскного характера), оно может быть задержано в тех случаях, когда: 1) пыталось скрыться, 2) либо не имеет постоянного места жительства, 3) либо не установлена его личность, 4) либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Па практике нередко практикуется фактическое задержание лица до возбуждения уголовного дела. Однако оно не основано на уголовно-процессуальном законе.
После того как подозреваемый будет доставлен в орган дознания или к следователю, в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права.
Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым, затем подозреваемый должен быть допрошен.
В соответствии с принципом обеспечения подозреваемому и обвиняемому права па защиту до начата допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.
О произведенном задержании не позднее 12 часов с момента задержания должны быть уведомлены прокурор, близкие родственники или другие родственники подозреваемого (в том числе и самим подозреваемым), командование воинской части (если подозреваемый является военнослужащим), начальник органа внутренних дел (если подозреваемый является сотрудником органа внутренних дел), секретарь Общественной палаты РФ и общественная наблюдательная комиссия (в случае задержания подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии), посольство или консульство иностранного государства (если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства) (ст. 96 УПК).
Уголовно-процессуальный закон разрешает с согласия прокурора не производить уведомление о задержании в тех случаях, когда факт задержания необходимо сохранить в тайне в интересах предварительного расследования (это правило не распространяется на случаи задержания несовершеннолетних).
Порядок и условия содержания задержанных подозреваемых определяются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В том случае, если необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий, допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.
Статья 94 УПК предусматривает следующие основания освобождения подозреваемого по постановлению дознавателя или следователя:
- 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
- 2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
- 3) задержание было произведено при отсутствии оснований для него;
- 4) истекло 48 часов с момента задержания, и судом не было принято решение о продлении срока задержания на дополнительный срок не более 72 часов по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.
Источник: https://studme.org/31714/pravo/mery_ugolovno-protsessualnogo_prinuzhdeniya
Уголовный процесс
В п. 11 ст. 5 УПК задержание подозреваемого определяется как «мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания. дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления». Основания и порядок задержания подозреваемого регламентированы в ст. 91 и 92 УПК.
Лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (срок лишения свободы в законе не оговорен), при наличии любого из следующих оснований:
- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
- когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если:
- пыталось скрыться;
- не имеет постоянного места жительства;
- не установлена его личность;
- следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
УПК усилил требования к дознавателю, следователю, прокурору в плане защиты прав подозреваемого, в том числе и относительно срока задержания. В частности, срок задержания сократился с 72 ч до 48 ч (т.е. с 3 до 2 сут). Сообщение прокурору о произведенном задержании должно быть направлено в течение 12 ч с момента задержания (вместо 24 ч в прежнем УПК).
Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 ч с момента:
- вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено;
- фактического задержания.
Безусловно, такие требования должны побудить органы расследования проверять причастность лица к совершению преступления в максимально короткие сроки.
Необходимо различать задержание за совершение преступления в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом, и задержание за совершение административного правонарушения в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. При этом в соответствии с КоАП (ст. 27.5) задержание в административном порядке допускается на время до трех часов, за исключением отдельных случаев.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 ч. Срок административного задержания лица в отличие от задержания в соответствии с УПК исчисляется с момента доставления в соответствующий орган — например, в помещение органа внутренних дел.
УПК в ст. 5 (п. 15) ввел новый термин — «момент фактического задержания», определив его как момент производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления.
Данный термин в УПК РСФСР не использовался, однако судебно-следственной практике он был известен.
К сожалению, в силу некоторых объективных и субъективных причин в ряде случаев орган дознания или следователь, фактически задержав подозреваемого, протокол задержания оформлял позже.
После доставления подозреваемого в орган дознания с ним проводились беседы, отбиралось объяснение и т.п. Если подозреваемого доставили вечером, то он мог быть оставлен в милиции до утра по так называемому рапорту либо оформлен как лицо, совершившее административное правонарушение».
Все эти незаконные «хитрости» (фактически речь идет о грубейшем нарушении прав человека) в основном характерны для работы уголовного розыска, но зачастую они совершаются с ведома или молчаливого согласия следователя. Поэтому нередко во время судебного разбирательства на вопрос о дате и времени своего задержания подсудимый дает ответ, который не совпадает с официальным протоколом задержания.
И нередко разница между фактическим задержанием и датой, временем задержания по официальному протоколу составляет от нескольких часов до нескольких дней.
Поэтому важная обязанность следователя — правильно и в соответствии с фактическими обстоятельствами составить протокол задержания. В соответствии со ст.
92 УПК протокол задержания должен быть составлен не позднее трех часов после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю. При этом подозреваемому разъясняются права, предусмотренные ст. 46 УПК, о чем делается отметка в протоколе задержания.
В протоколе задержания должны быть указаны дата и время
- составления протокола;
- задержания подозреваемого.
Необходимо обратить внимание и на ст. 95 УПК о порядке содержания подозреваемых под стражей. В ч. 2 этой статьи установлено.
что в случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда в производстве которых находится уголовное дело. Очевидно, при этом речь идет о письменном разрешении, иначе эта норма теряет смысл.
Подозреваемый в соответствии со ст. 94 УПК подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя в следующих случаях.
- не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
- отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
- задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК.
По истечению 48 ч. с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложат окончательное принятие решения в порядке, установленном п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК.
В этом случае суд, рассматривая ходатайство об аресте подозреваемого, принимает решение об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 ч. для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания. Ходатайство об отложении принятия решения могут заявить стороны, т.е.
сторона обвинения (уголовного преследования) и сторона защиты от обвинения. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания.
Следовательно, если срок задержания подозреваемого следователем, дознавателем составляет 48 ч, а суд может отложить принятие решения еще до 72 ч. с продлением срока задержания, то в итоге максимальный срок задержания может составить 5 сут.
Источник: https://isfic.info/urpro/ugcou51.htm
Задержание подозреваемого и иные меры процессуального принуждения Луговец Николай Владимирович
- Содержание к диссертации
- Введение 3
- Глава 1. Сущность, значение и историческое развитие
- института мер процессуального принуждения 11
- 1. Очерк развития института мер
- процессуального принуждения 11
- 2. Понятие и значение процессуального принуждения 26
- Глава 2. Задержание подозреваемого
- как разновидность принудительных мер
- в уголовном процессе 57
- 1. Основания и условия задержания лица по подозрению
- в совершении преступления 57
- 2. Место задержания
- в системе уголовного судопроизводства 96
Глава 3. Иные меры процессуального принуждения 121 1.
Основания и условия применения иных мер
процессуального принуждения и их классификация 121
2. Обязательство о явке и привод 128 3. Временное отстранение от должности, наложение ареста
- на имущество и ценные бумаги, денежное взыскание 155
- Заключение 181
- Библиографический список использованной литературы 187
- Введение к работе
- Актуальность темы исследования и степень ее исследованности.
Проблема применения задержания и иных мер уголовно-процессуального принуждения, ограничивающих неприкосновенность и свободу человека и гражданина всегда была и остается весьма острой. В соответствии с содержанием международно-правовых актов, Конституции РФ, принятого в 2001 г.
нового Уголовно-процессуального кодекса РФ задержание и иные меры уголовно-процессуального принуждения занимают особое место в системе государственно-принудительных мер.
Это тем более актуально в российских условиях становления гражданского общества и демократического правового государства, сопровождающегося, однако, постоянным ростом организованной преступности, ее профессионализмом и активным противодействием лиц, не исполняющим требования закона, — правоохранительным органам.
Задержание и иные меры принуждения выражаются в стеснении, ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав и свобод личности, вовлеченной в уголовный процесс. Общей характеристике и отдельным аспектам задержания и иным мерам процессуального принуждения посвящены работы А.Н. Ахпанова, В.Н. Батюка, В.М. Быкова, Г.Н. Ветровой, СИ. Викторского, И.С. Галкина, Н.А. Громова, И.
М. Гуткина, П.М. Давыдова, Л.И. Даньшиной, М.В. Духовского, З.Д. Еникеева, 3.3. Зинатуллина, Г.П. Ив-лиева, З.Ф. Ковриги, Е.М. Клюкова, В.М. Корнукова, Н.Н. Короткого, Ф.М. Кудина, Ю.В. Манаева, В.А. Михайлова, И.Л. Петрухина, B.C. Посника, В.Т. Очередина, М.С. Строговича, И.Я. Фойницкого, М.А. Чельцова, B.C. Чистяковой, А.А Чувилева, С.А. Шейфера, П.С. Элькинд, П.П. Якимова и др.
Однако таким иным принудительным мерам, как обязательство о явке, привод, временное отстранение обвиняемого от должности, наложение ареста на имущество и др. в юридической литературе уделялось недостаточно внимания. Некоторые вопросы, связанные с применением этих мер, освещали
4 в своих работах такие авторы, как А.Д. Буряков, З.Ф. Коврига, Ю.Д. Лившиц,
В.А. Михайлов, И.Л. Петрухин.
Работы указанных авторов внесли существенный вклад в решение обозначенных вопросов. Однако они посвящены лишь отдельным аспектам проблемы задержания подозреваемого и иных мер уголовно-процессуального принуждения и написаны были до принятия УПК РФ 2001 г.
Это свидетельствует о том, что комплексного исследования теории и практики применения задержания подозреваемого и иных мер уголовно-процессуального принуждения в научной уголовно-процессуальной литературе до настоящего времени не проводилось.
Так, ученые еще не пришли к единому определению понятия мер уголовно-процессуального принуждения.
В связи с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации1 впервые на законодательном уровне предпринята попытка систематизировать меры принуждения в уголовном судопроизводстве.
Однако признать ее безоговорочно полной и завершенной ввиду отсутствия определения понятия мер уголовно-процессуального принуждения нельзя.
Нуждаются также в дальнейшем совершенствовании порядок, основания и условия применения мер уголовно-процессуального принуждения и порядок приведения в исполнение решений о применении этих мер.
Приведение российского уголовно-процессуального законодательства в соответствие с иерархией социальных ценностей (свойственных современному демократическому обществу) и общепринятыми нормами международного права повлекло существенное изменение содержания и направленности производства по уголовным делам, максимальное согласование уголовного процесса с правами и свободами человека и гражданина. Последовательная демократизация и гуманизация уголовно-процессуального законодательства, необходимость тщательной дифференциации уголовно-процессуального
1 В дальнейшем, если не оговорено иное, — УПК.
5 принуждения предполагают, что задержание и иные меры принуждения, избираемые при производстве по уголовному делу, должны быть адекватны опасности ненадлежащего поведения.
В связи с этим особо актуальным становится обеспечение реализации принципа неприкосновенности личности.
Гуманизм данных мер проявляется в том, что при их применении к подозреваемому или иному лицу, участвующему в производстве по уголовному делу, не причиняются физические страдания, угрожающие его жизни и здоровью, не унижается его человеческое достоинство.
Основными факторами, повлиявшими на резкое снижение в последний год задержания по подозрению в совершении преступления и применения иных мер принуждения, являются определенная новизна для правоприменительной практики, неразрешенность в законодательстве отдельных вопросов, связанных с содержанием данных институтов, сложность и запутанность процессуального порядка использования указанных мер. В связи с этим необходимы детальное изучение механизма функционирования данных принудительных мер, раскрытие способов их совершенствования и разработка рекомендаций, оптимально обеспечивающих не только цели и задачи применения принудительных мер в уголовном процессе, но и обеспечивающих назначение уголовного судопроизводства в целом.
- Отмеченные обстоятельства определили выбор темы настоящего дис-сертационного исследования, его структуру и схему освещения обозначенных в нем вопросов.
- Цель диссертационного исследования заключается в выявлении механизмов применения уголовно-процессуальных институтов задержания и иных мер принуждения и распространения практики их применения в современных условиях.
- Данная цель определила следующие задачи диссертационного исследования, которые сводятся к следующему:
- проанализировать особенности исторического формирования и развития уголовно-процессуальных институтов задержания и иных мер принуждения в России и зарубежных странах, определить возможности использования положительного опыта в отечественном уголовном процессе;
- раскрыть юридическую природу задержания и иных мер принуждения, принимая во внимание механизм их действия и принудительный характер, в том числе степень ограничения прав и свобод лиц, вовлеченных в процесс правоприменения, и на основе этого установить место названных принудительных мер в системе мер обеспечения назначения уголовного процесса;
- проанализировать содержание правовых институтов задержания, привода, обязательства о явке в суд и др., а также особенности процессуального порядка их применения и на основе этого определить возможности оптимизации данных институтов;
выработать рекомендации, направленные на совершенствование деятельности органов уголовного судопроизводства по соблюдению режима законности при применении мер в виде задержания, привода и др., а также обеспечения прав личности, вовлеченной в уголовный процесс.
Объектом исследования являются нормы уголовно-процессуального и иных отраслей права, регламентирующие применение задержания, привода и других уголовно-принудительных мер, и правоприменительная деятельность органов уголовного судопроизводства по реализации этих норм.
Предметом исследования выступает юридическая природа задержания, привода и других мер принуждения, особенности правового регулирования и механизма реализации решения об их применении в правоприменительной деятельности органов уголовного судопроизводства.
Методология и методика исследования. Теоретическую основу исследования составляют научные труды в области философии, общей теории прав человека, теории государства и права, международного права, уголовного права и уголовного процесса, криминалистики и др. Применялись об-
7 щие и частные методы исследования, в том числе исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический и статистический.
Результаты исследования основываются также на изучении нормативных актов, включая Конституцию РФ, международно-правовые акты, действующее уголовно-процессуальное, уголовное и гражданское законодательство, Устав уголовного судопроизводства 1864 г.1, УПК РСФСР 1922 и 1923 гг., 1960 г.
Для проверки и обоснования полученных выводов в 2002-2003 гг. по специально разработанной методике было проанкетировано 120 сотрудников судебно-следственных органов из различных регионов Волгоградской, Пензенской и Саратовской областей, по теме исследования изучено 140 уголовных дел, находившихся в производстве и архивах районных судов городов Волгограда, Пензы и Саратова.
Кроме того, использовались статистические данные, результаты эмпирических исследований, полученные другими авторами по проблемам, имеющим отношение к теме, а также личный опыт диссертанта, основанный на практической деятельности.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на диссертационном уровне проводится системный анализ задержания, привода, обязательства о явке и других мер государственного уголовно-процессуального принуждения, в наименьшей степени ущемляющих личные права граждан.
Вследствие сходства правовой природы названных мер принуждения определено их место в системе мер обеспечения назначения уголовного процесса как мер процессуального воздействия.
Комплексно рассмотрены общие и специфические свойства задержания, привода и других мер принуждения, проанализированы их составные элементы и особенности реализации законодательства о залоге и поручительстве в уголовном судопроизводстве и на основе этого разработаны практические рекомендации по
- 1 Далее, если не оговорено иное, — УУС.
- 8 применению процессуальных норм УПК, касающиеся указанных мер, а также
- сформулированы рекомендации по совершенствованию ведомственных нормативных актов и оптимизации практики их применения. Основные положения, выносимые на защиту:
-
Меры процессуального принуждения — это предусмотренная уголовно-процессуальным законом (разд.
IV УПК) система средств принудительно-обеспечительного характера, применяемых в сфере уголовного процесса при наличии к тому оснований лицом, ведущим производство по делу в установленном законом порядке к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам уголовного судопроизводства.
-
Задержание относится к мерам принуждения, имеет ряд процессуальных признаков (черт), а именно: оно применяется без согласия (или без ходатайства) подозреваемого; правоограничительный признак по отношению к самим подозреваемым имеет не только психологический характер, но и прямое воздействие, связанное с ограничением физической свободы.
-
Целями задержания являются необходимость пресечь преступную деятельность или попытки создания помех производству по делу путем сокрытия доказательств или воздействия на свидетелей либо воспрепятствовать уклонению от следствия, а также установить личность подозреваемого.
-
Право на задержание превращается в обязанность компетентных органов и их должностных лиц только при наличии оснований в виде доказательств совершения преступления определенным лицом и целей, делающих применение этого вида принуждения законным и целесообразным.
-
Условия задержания подозреваемого — это требование закона, предписывающего (как до возбуждения уголовного дела, так и после) органу дознания, дознавателю, следователю и прокурору выполнить определенные действия по установлению одного из оснований для задержания подозреваемого, перечисленных в ч. 1 ст. 91 УПК, указывающих на совершение подозреваемым преступления, за которое может быть назначено наказание в виде
лишения свободы. По нашему мнению, было бы целесообразно ввести определение понятия «условия задержания подозреваемого» в ст. 5 УПК «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе».
-
Мотивы задержания подозреваемого — субъективные побуждения органа дознания, следователя и прокурора, основанные на доказательствах; опасения, обязывающие пресечь дальнейшую преступную деятельность лица, совершившего преступление; воспрепятствовать его уклонению от следствия и суда; лишить возможности подозреваемого повлиять на ход предварительного расследования.
-
Обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание предлагается выделить в отдельную группу и именовать их мерами процессуального воздействия, включив в систему мер процессуального обеспечения.
-
Процессуальный порядок применения наложения ареста на имущество, денежное взыскание требуют значительного упрощения, включая упрощение процедуры так называемого «санкционирования» этого решения судом.
Предлагается также законодательно закрепить возможность принятия решения о наложении ареста на имущество и о денежном взыскании и должностному лицу, в производстве которого находится уголовное дело, а не только суду.
-
С целью усиления регулирующего воздействия убеждения и обеспечения правомерного поведения подозреваемого и обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, а также других участников уголовного процесса предлагается законодательно закрепить необходимость разъяснения органами уголовного судопроизводства обязанностей и ответственности не только задержанного, но и любых других лиц, связанных с применением иных мер уголовно-процессуального принуждения, с фиксацией данного обстоятельства в соответствующем протоколе.
Практическая значимость и апробация исследования. Сформулированные в результате проведенного исследования рекомендации могут быть использованы для дальнейшего совершенствования уголовно-процессуального законодательства в условиях приоритета общечеловеческих ценностей, в практической работе правоохранительных органов, а также при подготовке учебных и учебно-методических пособий.
Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры уголовного процесса Саратовского юридического института МВД России, нашли свое отражение в 12 опубликованных статьях. Результаты диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность Саратовской коллегии адвокатов «Правозащитник», а также в учебные процессы СЮИ МВД России.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы.
#
Источник: http://www.dslib.net/kriminal-process/zaderzhanie-podozrevaemogo-i-inye-mery-processualnogo-prinuzhdenija.html
Тема 7. Меры уголовно-процессуального принуждения
Меры уголовно-процессуального принуждения — меры уголовно-процессуального характера, применяемые в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц.
От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что: применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полномочными органами государства в кругу их полномочий; применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для цельного хода уголовного судопроизводства; имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач уголовного судопроизводства; имеют особое содержание и характер. Виды мер процессуального принуждения: задержание подозреваемого; меры пресечения;
иные меры процессуального принуждения.
Задержание — кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительной санкции прокурора или судебного решения с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств и других действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу. Предельный срок задержания — 48 часов. Он может быть продлен судьей не более чем на 72 часа. Основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления: — когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; — когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; — когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Порядок задержания включает следующие этапы: — фактическое задержание и личный обыск; — составление протокола (3 часа с момента доставления в орган предварительного расследования); — уведомление прокурора (12 часов с момента задержания); — допрос подозреваемого не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине, конфиденциально и в течение не менее 2 часов;
— уведомление кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставление возможности такого уведомления самому подозреваемому (не позднее12 часов с момента задержания).
Меры пресечения — предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого.
В исключительных случаях мера пресечения также может применяться к подозреваемому, при этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания.
Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется. Меры пресечения: — подписка о невыезде; — личное поручительство; — наблюдение командования воинской части; — присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; — залог; — домашний арест; — заключение под стражу.
Основания применения мер пресечения — наличие обстоятельств, позволяющих полагать, что обвиняемый: — скроется от дознания, предварительного следствия или суда; — может продолжать заниматься преступной деятельностью; — может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора. Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. К специальным основаниям или условиям относятся обстоятельства избрания конкретной меры пресечения. Специальные основания: — несовершеннолетие (ст. 105 УПК); — отношение к воинской службе (ст. 104 УПК); — наличие письменного ходатайства поручителя (ст. 103 УПК);
— тяжесть совершенного преступления (ст. 108 УПК).
Заключение под стражу — самая строгая мера пресечения, которая заключается в принудительном лишении свободы путем помещения в следственный изолятор.
Помимо общих оснований, для избрания такой меры пресечения, как заключение под стражу, необходимы специальные основания: — обвинение или подозрение в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет; — невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения; — обвинение или подозрение в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих условий: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда. Этапы избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения: Установление общих и специальных оснований для избрания меры пресечения. Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, о чем выносится постановление. (Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за8 часов до истечения срока задержания.) Рассмотрение судьей ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Рассмотрение производится единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Принятие судьей решения: 1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, 2) об отказе в удовлетворении ходатайства; 3) об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания. Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен в порядке ст. 108 УПК. Предельный срок содержания под стражей на стадии предварительного расследования составляет 12 месяцев.
Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока не допускается.
Целью применения иных мер процессуального принуждения является обеспечение установленного УПК порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора. Субъектами применения этих мер являются: дознаватель, следователь, прокурор или суд.
Виды иных мер процессуального принуждения в зависимости от объекта применения: — применяемые только к подозреваемому, обвиняемому: временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество; — применяемые к свидетелю, потерпевшему и иным участникам — денежное взыскание; — применяемые к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса — обязательство о явке, привод; В зависимости от необходимости получения судебного решения для применения меры: — применяемые по решению суда — временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание; — применяемые по решению следователя, дознавателя, прокурора — обязательство о явке, привод.
В соответствии с законом предусмотрены следующие виды иных мер процессуального принуждения (ст. 112—118 УПК): обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги, денежное взыскание.
Источник: https://advokatmoskva.info/nauka/394-tema-7-mery-ugolovno-protsessualnogo-prinuzhdeniya