Права ребенка в семье и особенности их реализации

Детьми называются граждане Российской Федерации, до достижения ими 18-ти летнего возраста. Приоритетная задача демократического общества оберегать права ребенка в семье, содействовать максимальному воплощению в жизнь содержащих их конституционных норм, защищать правоспособность малолетнего от посягательств.

Права ребенка в семье и особенности их реализации

Права ребенка в семье

Право жить и воспитываться в семье

Нормами права определено преимущество формирования личности детей в семейном кругу. Любой ребенок имеет право на любящую семью. Малыши должны подрастать в ячейке общества, образуемой родившими его людьми. Исключения возможно лишь в обстоятельствах, когда подобное вредит малолетнему, угрожает физиологическому и психологическому здоровью.

Не имеющие биологических отца с матерью, или при наличии лишенных прав родителей, малыши распределяются в специальные заведения или отдаются лицам, выразившим желание растить их. Правительство определило приоритет семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Взятие под опеку и усыновление сирот всячески поощряется в Российской Федерации.

Право на получение фамилии, имени и отчества

С минуты появления на свет, новорождённый вправе получить фамилию, имя и отчество. Следуя нормативным документам о семье:

  • родители самостоятельно решают, как будут звать их малыша;
  • вписывается фамилия родивших лиц, или одного из них, по взаимному разрешению;
  • отчество определяется согласно имени папы.
  • Если родившие малыша не в состоянии определиться по данному вопросу, разногласия решаются представителем органов опеки и попечительства.
  • При не имении отца имя и отчество дочери или сыну женщина выбирает самостоятельно, а фамилия записывается согласно паспортным данным матери.
  • В стечении обстоятельств, когда кто-то из родителей:
  • лишен родительских прав;
  • не хочет воспитывать малыша;
  • отбывает срок заключения, по приговору суда;
  • признан неспособным отвечать за свои действия;
  • безвестно отсутствует, умер, или считается таковым согласно определению суда: другой родитель может самостоятельно записать Ф.И.О своего ребенка, без чьего-либо согласия.

Лица, усыновившие малыша, имеют возможность изменить паспортные данные новоиспеченного сына или дочери, обратившись с соответствующим заявлением в судебные органы, или высказав просьбу устно на заседании по факту усыновления. При положительном решении, ранее выданное свидетельство о рождении изымается, а взамен выдается новое, содержащее желаемые изменения.

Кровные сестры и братья могут иметь разные фамилии, присвоенные по взаимному соглашению родителей.

Малыш младше 14-ти лет может переменить свои данные при наличии добровольного согласия отца и матери:

  • имя выбирается по усмотрению малолетнего;
  • фамилия берется у другого родителя;
  • отчество изменению не подлежит.

Достигнув 14-ти, гражданин России, получая паспорт, имеет возможность написать заявление о смене Ф.И.О не интересуясь чьим-либо мнением.

При желании родителей или усыновителей переменить личные сведения своим детям манипуляции осуществляются при согласии 10-ти летних малышей.

Права ребенка в семье и особенности их реализации

Право на общение с родственниками

Малолетние вправе свободно контактировать со своей родней по крови.При разладе семейной жизни, маме или папе, живущему с малышом, не рекомендуется ущемлять его в желании встречаться с другим родителем, бабушкой, дедушкой, сестрой, братом, даже находящимися за пределами Российской Федерации.

  При нарушении данной нормы, мать, отец, или другое лицо, права которого ущемляются подобным образом, должен обратиться с жалобой в органы опеки и попечительства или в суд, для установления определенного графика посещения малыша.

Виновный, препятствующий данной правоспособности, подвергается мерам административного воздействия.

При нахождении кого-то из родителей в местах лишения свободы, на принудительном лечении, согласно судебному решению, ребенок, при желании, вправе продолжать общаться с ним. Исключению подлежат свидания, в процессе которых малолетний может быть подвергнут психологическим и эмоциональным страданиям.

Такие же правила простираются на несовершеннолетнего, принудительно заключенного в исправительные или медицинские заведения. Ребенку нельзя запрещать общаться со своей родней при любом стечении обстоятельств.

Право на выражение собственного мнения

Следуя ратифицированным международным правовым документам: дети вправе выражать свое мнение, оформив его в любой желаемый ими вид по проблемам, относящимся лично к ним в независимости от возрастных характеристик.

Правовые акты, регулирующие правоотношения семьи постановляют, что малыш должен быть выслушан, а его желания учтены при вынесении судебного определения. В особенности это относиться к процессам, в которых решается судьба ребенка.

С 10-ти лет позиция малолетнего является решающей при вынесении судебного постановления по делам касающимся:

  • усыновления или его отмены;
  • смены имени, отчества, фамилии;
  • заявления усыновителей о перемене личных данных малыша в свидетельстве о рождении;
  • восстановлении родителей в правах;
  • назначении опекунства.

Право на собственные доходы и средства существования

Материальные права детей в семье закреплены в нормативных документах. Согласно букве закона, ребенок способен самостоятельно распоряжаться личными денежными суммами (заработной платой, стипендией), средствами, требуемыми для нормального существования, к которым относятся личные вещи, одежда, игрушки.

Права ребенка в семье и особенности их реализации

Имущественные права ребенка

Дети приобретают право собственности на вещи, движимое и недвижимое имущество, получаемое в дар или в наследство. Законные представители ребенка обязаны распоряжаться имуществом несовершеннолетних руководствуясь их интересами.

Одним из основным материальных прав является получение содержания, алиментов, от своих родителей или одного из них. Согласно семейному праву родившие дите должны его содержать до 18-тилетия.

Мать или отец, живущие отдельно от малыша должны выплачивать определенную судом или взаимным согласием денежную сумму на его нужды. Родитель, находящийся с малолетним, обязуется тратить получаемые средства в соответствии потребностями ребенка.

Лишение родительских прав не прекращает алиментарных обязательств.

По просьбе мамы или папы, суд может вынести определение о переводе половины подлежащей выплачиванию суммы на банковский счет, зарегистрированный на дочь или сына.

Законодательство закрепило наследственные права родителей и детей. Имущество обеих сторон не является общим, кроме вариантов долевого владения, при котором правовые обязанности распределяются взаимным соглашением.

Обязанности ребенка

Обязательства детей основополагаются на этических и моральных нормах, часть которых отражена в Конституции Р.Ф.

До 6-ти летнего возраста у малолетних нет обязанностей. По мере взросления, появляются обязательства:

  1. Получить обязательное среднее образование. Дальнейшее обучение выбирается гражданином самостоятельно по его усмотрению и желанию.
  2. Соблюдать правила, установленные в учебном заведении, к которым относятся:
    •  следование определенному распорядку дня;
    • посещение уроков;
    • уважительное отношение к старшим, независимо от статуса и рода их трудовой деятельности;
    • соблюдение техники безопасности в помещении и на территории школы;
    • бережное отношение к имуществу, принадлежащему учебному заведению;
    • выполнение домашних заданий, внимание словам учителя во время урока;
    • требование не нарушать дисциплину во время учебного часа и перемены.
  3. Выполнять посильные семейные обязанности, установленные родителями или законными представителями.
  4. Слушаться отца с матерью, за исключением моментов, когда послушание нарушает права малолетнего, несет угрозу его здоровью и жизни.
  5. Заботиться о членах семьи.
  6. Вести себя соответственно этическим правилам пребывая в местах общего пользования.
  7. Достигнув 14-ти лет получить паспорт гражданина РФ.
  8. Вовремя встать на воинский учет.
  9. Уважительно относиться к правам и законным интересам других лиц. Не нарушать порядок, закрепленный в законодательных актах государства. При совершении противоправных поступков к несовершеннолетнему должны быть применены меры административной (с 16 лет) и уголовной (с 14-ти лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений) ответственности.
  10. Устроившись работать на предприятие строго соблюдать трудовой распорядок организации, и положения ТК.

Незнание законов не освобождает ребенка от наказания. Правовое и культурное воспитание в семье и учебном заведении проводят родственники, педагоги, законные представители.

Права ребенка в семье и особенности их реализации

Обязанности родителей по отношению к детям

Правовыми нормами международного и российского законодательства определены:

  1. Обязанность материального содержания, защита благополучия детей, обязательство физиологической и психологической защищенности гарантированная родившими или усыновившими их лицами.
  2. Ответственность родителей за воспитание малолетних. Требование привить понятие морали и нравственности, предоставить возможность получения среднего образования, способствовать культурному и духовному формированию маленькой личности.
  3. Соблюдение мамой и папой определенных в законе прав маленького гражданина, запрет на препятствие осуществления интересов малыша.

Расторжение ячейки общества не освобождает от обязательств по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей. Родительский долг соблюдается до:

  • 18-тилетия;
  • заключения несовершеннолетним законного брака;
  • эмансипации.

Защита прав ребенка

СК трактует процедуру сохранения прав детей. По нормативным актам правоотношения малолетних охраняются отцом с матерью или заменяющими их лицами. При обнаружении несоблюдении конституционных норм другими лицами, они должны направиться с жалобой в органы опеки и попечительства или суд. Государственные организации в кратчайшее время изучают прецедент, устраняют нарушение.

Если родители сами причиняют физиологический или психологический вред малышу, пожаловаться на их противозаконные действия может любой человек.

В особенности это касается должностных лиц, к которым относятся полицейские, педагоги, медицинские работники.

При установлении наличия избиения, морального или психологического давления на малыша со стороны родивших его людей виновные подвергаются принудительному наказанию.

Малолетний вправе самостоятельно пожаловаться на бесправные действия в:

  • органы опеки и попечительства;
  • службу психологической поддержки, по телефону доверия;
  • рассказать о случившемся учителям, психологу, врачу;
  • позвонить по общероссийскому телефону горячей службы 911;
  • с 14-ти лет отнести иск в органы судебной власти.

Права ребенка в семье и особенности их реализации

Ответственность за нарушение прав ребенка

Посягнувшие на законные права малолетних подвергаются дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

Родителей, лиц их заменяющих привлекают к наказанию в случае:

  1. Отказа воспитывать и содержать ребенка.
  2. Применения жестоких наказаний.
  3. Систематических нарушений прав малолетнего.
  4. Не желания забрать малыша из родильного дома, больницы.
  5. Пристрастия к алкоголю и психотропным средствам.
  6. Совершения противоправного деяния направленного против жизни и здоровья детей или супруга.

Для нарушений, указанных в п. 1, 3, 4 в начале предназначается административное пресечение в виде денежного взыскания в размере от 100 до 500 рублей. В отсутствии изменений органы опеки и попечительства возбуждают процесс о лишении родителей прав на их детей или прекращении усыновления.

Если мать с отцом, или кто-то из них умышленно мешают реализации ребенком правоспособности на взаимообщение с членами семьи, скрывают прерывание малолетнего, противятся судебному определению о месте проживания малыша, виновные подвергаются пене в размере от 2000 до 3000 рублей. При повторном деянии наказание увеличивается с 4000 до 5000 рублей или заменяется на арест, длительностью в 5 суток.

К ответу по нормам уголовного закона мать с отцом призываются при:

  1. Применении к ребенку мер физического воздействия. Карается:
    • взысканием до 100000 рублей, или суммой заработка в течение года;
    • дисциплинарной повинностью до 400 часов;
    • принудительными работами в течение 2-х лет.
  2. Втягивании малыша в зависимость от алкоголя, наркотиков, психотропных веществ:
    • ограничение свободы от 2 до 4 лет;
    • арест на 4-6 месяцев.
  3. Ввязывании детей в совершение противоправных действий:
    • тюремное заключение на срок до 6 лет, с ограничиванием свободы до 2-х лет или без оного;
    • сопровождаемое насилием и угрозами – лишением свободы от 2-х до 7 лет, с ограничением свободы до 2-х лет или без такового;
    • в преступление, совершаемое несколькими лицами, или носящее тяжкий, или особо тяжкий характер – тюремное заключение от 5 до 8 лет.

При совершении вышеперечисленных поступков возбуждается процесс о лишении родительских прав.

Всякий малыш – самостоятельная личность, основа будущего современного правового общества. Определить какие права имеются у ребенка в семье, защищать их реализацию от любого посягательства – первостепенная задача не только родителей, но государства в целом.

  1. Декларация прав ребенка 1959 г.
  2. Конвенция ОООН о правах ребенка 1989 г.
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.
  4. Конституция РФ 1993 г.
  5. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
Читайте также:  Надбавки пенсионерам в 2020 году в России: основные виды

Источник: https://opekarf.ru/prava-grazhdan/kakie-prava-imeet-rebenok-v-seme

Консультация на тему: Права ребенка и соблюдение их в семье | Социальная сеть работников образования

  • Консультация для родителей.
  • Тема:
  • «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»
  • Подготовила старший воспитатель
  • МДОУ «Детский сад № 40»
  • Ирина Анатольевна Пилипец
  •  «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»
  • Основные международные документы, касающиеся прав детей.
  • — Декларация прав ребенка (1959).
  • — Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • — Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей  (1990).
  • — В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.
  • — Семейный Кодекс РФ (1996).
  • — Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  • — Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка.

Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

  1. Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений:
  2. — жить и воспитываться в семье;
  3. — знать, кто является его родителями;
  4. — на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;
  5. — на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;
  6. — на всестороннее развитие;
  7. — на уважение человеческого достоинства;

— на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т.д.;

  • — на защиту;
  • — на выражение собственного мнения;
  • — на получение фамилии, имени, отчества;
  • — на получение средств, к существованию и на собственные доходы.
  • Советы родителям:
  • Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
  • Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  • Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
  • Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.
  • Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
  1. Ребенок учится тому, чему его учит жизнь
  2. (Барбара Л.Вульф)
  3. Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.
  4. Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.
  5. Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.
  6. Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
  7. Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
  8. Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.
  9. Если ребенка хвалят, он учится благодарности.
  10. Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.
  11. Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.
  12. Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.
  13. Четыре заповеди мудрого родителя.

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность . не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

  1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны.

Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики.

Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

  1. Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей воспринимайте как информацию. Если разговор о том, что «Миша из второго подъезда непревзойденно играет на скрипке», происходит в присутствии вашего ребенка, вам в ответ тоже нужно что-то сказать. Важно, чтобы ваш ребенок знал: вы любите его таким, какой он есть!

  1. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот, я старалась, а ты …», «Я вот лежу, болею, а ты …», «Я тебя растила, а ты …». Это , граждане родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия.

Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут призвать малыша к стыду вполне уместно.

Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки.

Главное — не забывать, что у всего должна быть мера.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/11/09/prava-rebenka-i-soblyudenie-ih-v-seme

Права несовершеннолетних детей и проблемы их реализации

Большое значение для семейного права имеет Конвенция «О правах ребенка», которая определяет правовое положение ребенка в семье, имеет ряд положений по семейному воспитанию, а также ряд специальных статей по правам ребенка в семье, которые предопределяют семейно-правовой статус несовершеннолетнего ребенка, дано определение понятию «ребенка».

В Российской Федерации права несовершеннолетних детей закреплены в главе 11 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральном законе от 24.07.1998 года № 124-ФЗ» Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Как и в Конвенции ребенком признается лицо не достигшее 18 –летнего возраста, так и в п.1 ст.54 СК РФ закреплено аналогичное определение понятию «ребенка».

В ранее существовавшем КоБС не было нормы права, непосредственно посвященной правам несовершеннолетних детей. Данная норма появилась в российском законодательстве с принятием Семейного кодекса.

Основные правомочия несовершеннолетних: право ребенка жить и воспитываться в семье; право ребенка на общение с родителями и другими родственниками; право ребенка на защиту; право ребенка выражать свое мнение; право ребенка на имя, отчество и фамилию; право на изменение имени и фамилии ребенка; имущественные права ребенка.

Права ребенка можно разделить на: личные неимущественные и имущественные.

К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся: право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ); право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ); право на защиту (ст. 56 СК РФ); право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ); право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

К имущественным правам несовершеннолетних детей относятся: право ребенка на получение содержания от своих детей и других членов семьи; право собственности ребенка на полученные им доходы, на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое имущество, приобретенное на его средства;

Право ребенка жить и воспитываться в семье заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье. Только в семье ребенок получает то физическое и духовное развитие, которое позволяет ему стать полноценным членом общества, способным к самостоятельной жизни.

Семейный кодекс Российской Федерации отдает приоритет семейному воспитанию детей, воспитанию ребенка родителями. Они ответственны за всестороннее обеспечение интересов своих детей, за полноценное развитие ребенка. Приоритет семейного воспитания СК РФ отдает и при лишении ребенка своей семьи, т.к.

ребенок передается на усыновление (удочерение), в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только при невозможности реализовать данную передачу, ребенок передается на воспитание в детское учреждение. При семейном воспитании государство осуществляет только охранительную функцию, т.е.

при нарушении прав ребенка применяет меры государственного воздействия (ограничение или лишение родительских прав).

Право ребенка жить и воспитывать в семье включает в себя такие права, как право знать своих родителей; право на заботу родителей; право на воспитание своими родителями; право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; право на уважение его человеческого достоинства.

Право на воспитание включает в себя такие права, как право родителя на личное общение с ребенком; правомочия по религиозному воспитанию ребенка; правомочия по выбору формы образования и образовательного учреждения для ребенка; право представлять и защищать интересы своих детей; право дачи согласия на усыновление ребенка и некоторые другие права.

Только в исключительных случаях право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, при лишении родителей родительских прав, ограничении в родительских правах. При этом, только судом может быть принято решение о раздельном проживании ребенка, с соблюдений процедур, установленных законом.

Читайте также:  Субсидия молодым семьям в 2020 году - преимущества и условия получения

Право ребенка на имя появляется у ребенка с рождения, как и право на приобретение гражданства. В свою очередь имя включает в себя: имя, отчество, фамилию. Имя дается по соглашению родителей и впоследствии указывается в записи акта о рождении, в свидетельстве о рождении, в паспорте гражданина РФ, как основном документе, удостоверяющем личность.

Право ребенка знать своих родителей взаимосвязано с правом жить и воспитываться в семье. В соответствии со ст.7 Конвенции« О правах ребенка», каждый ребенок имеет право знать своих родителей. Когда ребенок воспитывается в полноценной семье, то сложности в реализации данного права не возникает.

Сложность в реализации данного права возникает тогда, когда ребенок воспитывается у одного из родителей, а другой родитель не известен. Данное право ребенка реализуется в судебном порядке, путем установления отцовства (материнства).

Большая роль в реализации данного права ребенком принадлежит законным представителям ребенка, государственным органам, муниципальным учреждениям, правоохранительным органам, которые обязаны содействовать ребенку в розыске родителей.

Исключительные случаи ограничения права ребенка знать своих родителей возникает на практике, когда речь идет о подкинутых (найденных детях).

Право ребенка на заботу со стороны родителей заключается в удовлетворении родителями всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка, материально-бытового характера — обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями, лечением и т.д., а также во внимании и заботе к ребенку.

Права ребенка на защиту своих прав и законных интересов.

Непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями(ст.56 СК РФ).

В прямо предусмотренных СК РФ случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. В соответствии со ст.

147 СК РФ, если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений согласно статье 147 СК РФ.

Независимо от возраста, при злоупотреблении правами родителями, при невыполнении или ненадлежащем выполнении родительских обязанностей, ребенок вправе обратиться в орган опеки и попечительства, а с четырнадцати лет — в суд, в частности с требованием отменить усыновление (ст.142 СК РФ).

При достижении совершеннолетия (эмансипации), при приобретении полной дееспособности в связи с вступлением в брак, несовершеннолетний вправе самостоятельно реализовать право на защиту.

Право ребенка на совместное проживание со своими родителями нормативно закреплено в п.2 ст.54 СК РФ. Исключение из права ребенка на совместное проживание со своими родителями являются случаи, когда такое проживание противоречит интересам ребенка, в частности, когда родители причиняют физический или психический вред здоровью ребенка. Во взаимосвязи с п.

2 ст.54 СК РФ находится положение п.2 ст.20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей-родителей, усыновителей или опекунов. Положение п.2 ст.

54 СК РФ также корреспондируется с правом и обязанностью родителей воспитывать своих детей, в частности родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей( п.1 ст.63 СК РФ). С учетом положения ст.

20 ГК РФ регистрация по месту жительства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении несовершеннолетних.

Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор разрешается судом (п. 3 ст. 65 СК РФ) с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

Право ребенка на общение с родителями и родственниками.

В соответствии со ст.55 СК РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них.

Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.

То есть, несмотря на расторжение брака родителей ребенка, признания их брака недействительным, раздельного проживания родителей, ребенок сохраняет право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с родителями.

Указанное право на общение создает предпосылки для полноценного воспитания и образования детей. Так как, исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в СК РФ отсутствует, то право на общение имеют родственники отдаленных степеней родства.

Формы общения разнообразны: переписка, личные контакты при встрече, телефонные переговоры и т.п.

Право ребенка на выражение своего мнения.

В соответствии со ст.57 СК РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

В указанной статье не указывается минимальный возраст ребенка, начиная с которого ребенок обладает вышеуказанным правом. Ребенок вправе реализовать данное право при достижении достаточной степени развития, которая носит субъективный, индивидуальный характер. Мнению ребенка при разрешении семейных вопросов придается правое значение.

Мнение ребенка, достигшего 10 лет, обязательно. Заслушивание мнения ребенка, учет его при принятии решения, дает возможность избежать нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего. Мнение ребенка в виде согласия обязательно для органа опеки и попечительства, суда: при изменении имени и фамилии ребенка (п.4 ст.

59 СК РФ); при восстановлении родителей в родительских правах (п.4 ст.72 СК РФ); при усыновлении ребенка (п.1 ст.132 СК РФ); при изменении имени, отчества и фамилии ребенка в случае его усыновления (п.4 ст.134 СК РФ); при записи усыновителей в качестве родителей ребенка (п.2 ст.136 СК РФ); при изменении фамилии и имени ребенка в случае отмены усыновления (п.3 ст.

143 СК РФ); при передаче ребенка на воспитание в приемную семью (п.3 ст.154 СК РФ).

Имущественные права:

Имущественные права несовершеннолетних регулируются семейным и гражданским законодательством. В ст.60 СК РФ содержится примерный перечень имущественных прав ребенка.

Право ребенка на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.

Несовершеннолетний ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей, что законодательно закреплено в ст.60 СК РФ. Обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей установлена пунктом 1 статьи 80 СК РФ.

Родители, исполняя свой долг по содержанию ребенка, тратят часть своего заработка или иного дохода на удовлетворении потребностей своего ребенка. К источнику содержания ребенка относятся и алименты.

Злостное уклонение от уплаты алиментов является основанием к лишению родительских прав по решению суда, привлечению к уголовной ответственности по ст.157 УК РФ. К источникам дохода несовершеннолетнего ребенка относятся и пенсии, различного рода пособия.

Право собственности ребенка на полученные им доходы, на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое имущество, приобретенное на его средства.

Основанием возникновения имущественных прав ребенка в семье служит п.5 ст.38 СК РФ, регламентирующий раздел имущества супругов. Вещи, приобретенные супругами-родителями исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей(одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и т.д.

), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому, с кем проживают дети. Фактически несовершеннолетний является собственником указанных вещей, которые приобретались родителями. Аналогичный вывод можно сделать относительно вкладов, внесенных супругами на имя несовершеннолетнего ребенка. Пункт 4 ст.

60 СК РФ разграничивает имущество несовершеннолетних и имущество родителей.

В соответствии со статьей 60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право собственности на полученные им доходы, на подаренное или унаследованное имущество, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Правомочия по владению, пользованию и распоряжению названным имуществом осуществляются согласно статьям 26, 28 Гражданского кодекса РФ, с учетом объема дееспособности несовершеннолетнего. Запрещается дарение от имени малолетних.

Особой защиты являются имущественные интересы ребенка в наследственных правоотношениях.

Проблемы реализации прав несовершеннолетних всегда имели место в нашем государстве. Законодатель при принятии главы 11 в СК РФ» Права несовершеннолетних детей» не в достаточной степени гарантировал реализацию прав несовершеннолетних детей.

Так, семейное законодательство, по нашему мнению, недостаточно уделяет внимание имущественным правам ребенка в семье, т.к. в СК РФ имеется только одна развернутая статья данным правоотношениям. Семейное законодательство исходит из признания наличия у ребенка имущественных интересов.

Однако в семейном законодательстве отсутствуют законодательно закрепленные нормы, регулирующие имущественные отношения ребенка как субъекта права. Даже в Конвенции ООН о правах ребенка говорится только об обязанностях родителей обеспечивать ребенка в пределах своих финансовых возможностей.

Право собственности ребенка не оговаривается вообще.

При разрешении семейных споров понятие «имущественные интересы несовершеннолетних» трактуются по-разному. В одних случаях, как нуждаемость ребенка в элементарных насущных потребностях в пище, одежде, жилье. В других случаях, как достаточная обеспеченность, связанная с возможностью родителей обеспечить ребенку достойные условия жизни.

По нашему мнению, в семейном законодательстве необходимо определить и закрепить понятие имущественные интересы несовершеннолетних, с целью единообразного применения понятия «имущественные интересы несовершеннолетних» в правоприменительной судебной практике.

В соответствии со ст.60 СК РФ ребенок наделен правом «на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и размерах, которые установлены разделом 5-Алиментные обязательства членов семьи». То есть, право собственности на суммы, причитающиеся в качестве алиментов, признается за ребенком.

В судебной практике, при вынесении судебных решений о взыскании алиментов, при выдаче исполнительных листов, часто возникают проблемы, т.к.

истцы в исковом заявлении указывают о взыскании алиментов в их пользу на содержание ребенка, что дублируется в последующем в судебных актах, исполнительных документах. По нашему мнению, данная формулировка нарушает права ребенка.

Правильным будет формулировка о взыскании алиментов в пользу ребенка (имя, отчество, фамилия, число, месяц, год рождения), с указанием: «в интересах которого действует тот или иной законный представитель».

Как указывалось выше, ребенок вправе на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.), что отдельно регламентируется в Кодексе и согласуется с нормами международного права (ст. 40 Конвенции о правах ребенка).

Закон не дает понятие экстремальной ситуации. Необходимо дать формулировку понятия экстремальной ситуации.

Читайте также:  Чем отличается кража от грабежа и что грозит преступникам

По нашему мнению, правильной будет формулировка: «экстремальная ситуация — случаи, создающие реальные предпосылки для причинения несовершеннолетнему морального и физического вреда, требующие незамедлительного оказания ему содействия в соответствии со степенью угрозы его жизни, здоровью и.т.д.».

  • По нашему мнению, до настоящего времени не решен и остается дискуссионным вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка при применении методов искусственного оплодотворения человека.
  • Социально-экономическая ситуация в Российской Федерации вызывает необходимость разработки комплексных, реальных мер, которые наделяли бы несовершеннолетних детей правами, гарантирующими гармоничное развитие личности, создавали систему правовых условий для реализации этих прав.
  • Список литературы:

Источник: http://journalpro.ru/articles/prava-nesovershennoletnikh-detey-i-problemy-ikh-realizatsii/

Урок "Права ребёнка в семье"

  • Семеева Светлана Александровна, ЛГПУ 5 КУРС
  • Урок «Права ребёнка в семье»
  • Целевая установка:
  • I Образовательная
  1. познакомить с содержанием основных прав и обязанностей ребенка в семье

  2. познакомить с особенностями прав и обязанностей родителей

  3. изучить механизм защиты прав ребёнка.

II Воспитательная

  1. Сформировать осознание важности своих прав и обязанностей в семье

  2. Сформировать представление о семье как о главном общественном институте, формирующем личность ребёнка.

III Развивающая

  1. Развивать умение выделять главное

  2. Развивать умение применять теоретические знания в конкретных ситуациях

Оборудование: раздаточный материал (выдержки из Семейного Кодекса РФ, учебника Боголюбов. Обществознание. 9 кл.), презентация

  1. 3 мин
  2. Слайд 1
  3. Слайд 2
  4. Слайд 3
  5. Нормативно-правовая основа прав ребёнка в семье
  6. 2 мин
  7. Слайд 4

Здравствуйте, садитесь. Ребята, сегодня мы продолжим изучать семейные правоотношения. Давайте сначала вспомним, что включает в себя понятие- «семейные правоотношения»?

  • Кто является субъектами таких отношений?
  • Если на прошлом уроке вы говорили о правах и обязанностях супругов, то сегодня мы поговорим о положении ребёнка в семье.
  • Ребята, как вы полагаете, какие задачи можно поставить на нашем уроке?

Запишите число, тему: «Права ребёнка в семье»; д/з п. п.18 стр. 160-162, записи в тетради; В СМИ найти пример нарушения прав ребёнка

О необходимости закрепления прав детей в семье задумались во всём мире во второй половине XX в.: были приняты Международные документы. Запишите их: В 1959 г -Декларация прав ребёнка ( общие принципы, руководство к действию). В 1989- Конвенция о правах ребёнка (конкретные положения).

Но реальное исполнение будет, если положения международного документа найдут отражение в законодательстве подписавшей Конвенцию страны- у нас- Конституции РФ( ст.38 декларирует, что «Материнство, детство, семья-под защитой государства», СК РФ, раскрывающего этот принцип.

И сейчас при изучении статуса ребёнка в семье мы будем опираться на национальные нормы.

Семейные правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами семейного права, возникающие из брака, родства, усыновления.

Супруги, родители, дети и т.д.

  1. Изучить содержание прав и обязанностей ребёнка в семье

  2. Познакомиться с правами и обязанностями родителей

  3. Рассмотреть механизм защиты прав ребёнка

  1. Запись темы, д/з
  2. Запись названий документов
  3. Особенности родительских прав
  4. 8 мин
  5. Права и обязанности детей в семье
  6. 15 мин
  7. Слайд 5
  8. Слайд 6
  9. Слайд 7
  10. Механизм защиты прав детей
  11. 8 мин
  12. Слайд 8

Рассмотри специфику родительских прав. Из первого пункта раздаточного материала –отрывок из учебника на стр. 160-161- найдите и выпишите особенности родительских прав — 2 мин.

  • Как вы это понимаете?
  • А с чем связано установление такой возрастной границы?
  • А когда можно стать полностью дееспособным до 18 лет?
  • А с какого момента ребёнок вступает в родительские правоотношения?
  • Какие же у детей есть права в семье?

Перед вами схема, в которой права ребёнка разделены на личные и имущественные. Ваша задача- опираясь на выдержки из статей СК – заполнить её, выписав соответствующие права. Приступаем. 5 мин

  1. Почему институт семьи является таким важным для ребёнка?
  2. Как вы считаете, что означает выражение «насколько это возможно»
  3. Никто не вправе скрывать от ребенка информацию о том, кто
  4. биологически является его родителями ( и неприязнь матери к бывшему супругу не является основанием для сокрытия информации о нём
  5. Поясните
  6. Задача:

Перед вами ситуация: Коля вот уже 6 часов играет в компьютер. И мама, несмотря на протесты, выключает его. Нарушено ли было здесь право ребёнка выражать своё мнение?

Задача

Мать пятнадцатилетней Тани потребовала, чтобы она весь гонорар за публикацию стихотворения в газете отдала ей, так как она лучше знает, как им распорядиться. Правомерно ли требование матери?

Но наряду с правами, у человека должны быть и обязанности. В учебнике на стр. 162 найдите обязанности детей

Задача: Вадим: Ты знаешь, Санёк, я решил уйти из дома. У меня в семье никаких прав нет.

Просил у родителей купить айфон, а они ремонт в моей комнате затеяли, хотя меня всё устраивает! Вчера в магазине такие классные джинсы видел, а мама сказала, что деньги нужны для оплаты занятий с репетитором.

Меня эксплуатируют: только и слышу: « Уберись в своей комнате, сходи в магазин, вынеси мусор». Нарушены ли были права Артёма, если да, то какие?

Ребята, кто является основным защитником прав ребёнка?

А кто наряду с законными представителями или вместо них,

если законные представители перестают выполнять свои обязанности ( уклоняются от воспитания, ведут аморальный образ жизни, издеваются над ребёнком, действуют наперекор интересам ребёнка), может защитить ребёнка?( ст.56 СК

  • РФ)
  • соседи, учитель, врачи, Общественные центры медико-психологической помощи, если ребёнок жалуется, видят синяки на теле.
  • Прокурор также может подать заявление в суд о лишении/ ограничении родительских прав присутствует в судебных заседаниях, где рассматриваются вопросы лишения родительских прав, предоставления эмансипации; следит за законностью, соблюдением прав детей.

Существует также должность Уполномоченного по правам ребёнка, также следящего за ситуацией соблюдения прав ребёнка в стране, регионах, городах. Его действия носят рекомендательный характер.

  1. Запишите способы защиты прав детей
  2. 1 Права родителей являются преимущественно их обязанностью
  3. (Например, право и обязанность родителей воспитывать детей: Родители обязаны привить ребёнку систему ценностей, но могут свободно выбирать методы воспитания, искл. жестокое обращение; вправе и обязаны заботиться о здоровье ребёнка: обязаны обеспечить возможно высокий уровень здоровья, но могут выбирать способы: спортивные секции, закаливание)
  4. 2Оба родителя в равной мере обладают правами и обязанностями в отношении детей
  5. 3 Права и обязанности родителей ограничены во времени- до 18 лет ребёнка
  6. C достижением им полной дееспособности.
  7. Эмансипация ( работа по трудовому договору, занятие предпринимательской деятельностью), брак (при беременности невесты, призыве на службу жениха, длительной командировке)
  8. С рождения
  9. 4 сочетаются с правами детей и способствуют их реализации
  10. Чтение СК РФ

-Право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно

  • Семья- естественная среда обитания ребёнка, где закладываются предпосылки его физического, духовного здоровья.
  • (если родители причиняют вред ребёнку, лишен
  • ы свободы, находятся в длительной командировке
  • , то возможность жить и воспитываться в семье
  • не всегда есть- дети оказываются в детском доме. Но если
  • есть хотя бы малейшая возможность, это право
  • следует обеспечить. Так, родственники ребёнка могут оформить над ним опеку, попечительство)
  • -Право знать своих родителей ( искл. тайна усыновления)
  • -на заботу и совместное проживание с родителями, на всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства
  • -Право на общение с обоими родителями, другими родственниками
  • ни один из родителей не должен чинить препятствия для общения с другим родителем независимо от расторжения брака, раздельного проживания родителей
  • Право выражать своё мнение при решении вопросов в семье, затрагивающих их интересы. {Обязательный учёт мнения-с 10 лет, если не VS интересам ребёнка}
  • Нет, потому что заботится о его здоровье, о котором мальчик не думает.
  • Право на имя, отчество и фамилию, право их изменить.

-Право на получение содержания от своих родителей или лиц, их заменяющих ( в т. ч. алименты)

  1. -Право собственности на имущество, полученное в дар, в порядке наследования, иные доходы ( з/ п, стипендия)
  2. Нет, так как дети от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, распоряжаться своими заработком, стипендией, иными доходами. Лишить этого права можно только по решению суда
  3. 1 оказание помощи и поддержки своим родителям- до 18 лет-моральный, после 18 лет- юридический характер

Нарушений прав ребёнка не было, т.к. родители действовали в интересах мальчика (оберегали его здоровье), просьба вынести мусор, убраться в квартире- не экплуатация, а посильное оказание поддержки родителям+ приобщение к труду

  • родители
  • Чтение ст. 56 СК РФ
  • Сам ребёнок : может самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, с 14 лет- в суд; пожаловаться соседям, учителям, позвонить по тел. доверия
  • Граждане, должностные лица, общественные организации, которые узнают о нарушении его прав в семье, могут также обратиться в органы опеки и попечительства, суд
  • Органы опеки и попечительства
  • направляют заявление в суд о лишении/ ограничении родительских прав, устанавливают опеку( до 14 лет)/ попечительство(14-18 лет), осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей
  • Суд может лишить законных представителей прав/ ограничить в правах, решить вопрос об усыновлении
  • Слушают учителя
  • Запись
  • Обобщение
  • 8 мин
  • Слайд 9

Ребята, права и обязанности детей и родителей в документах одинаковые. А все ли семьи одинаковы? Представьте – в городе N живут три семьи, в каждой родители воспитывают мальчиков.

  1. 1Диму родители любят, интересуются его увлечениями, вместе обсуждают прочитанные книги, разговаривают о духовных ценностях формируя осознание самим мальчиков неправильности определённых поступков
  2. 2 Лёшу родители тоже любят, они геологи, поэтому часто отсутствуют, возмещая недостаток внимания самыми дорогими подарками, даже ущемляя себя.
  3. 3 В семье Миши он нежеланный ребёнок, его переживаниями никто не интересуется; за любую провинность отец жестоко избивает его ; главная ценность в семье-послушание.

Когда им исполнилось 18 лет, каждый захотел собственный автомобиль, но родители покупать его отказались. Как вы думаете, как поступит каждый из мальчиков. В течение 1 мин. Обсудите это в парах.

Почему они так поступили?

Наиболее близкое окружение для ребёнка- семья, которой принадлежит ведущая роль в формировании его личность, и каждый ребёнок мечтает о крепкой семье, заботе, уважении, поддержке.

А если эти функции семья перестаёт выполнять, но дети по ряду причин остаются в семье, какого члена общества мы получим? Вы увидели это на примере Лёши и Миши.

Поэтому важно осознать огромное значение того минимума нравственности, добра, который закреплён в документах, касающихся отношения к ребёнку в семье, и выполнять нормы семейного права.

нет

смотрят на слайд

Лёша, привыкший получать всё, украл машину/ устроив истерику, сбежал из дома; Миша, основываясь на праве сильного, избил родителей и заставил выдать ему их денежные накопления/ избил соседа, украл его машину. И только Дима ответил: «Ничего, я всё понимаю; когда –нибудь я сам заработаю и куплю».

Основа их поведения –в воспитании родителей

Слушают учителя

Источник: https://infourok.ru/urok-prava-rebyonka-v-seme-2020019.html

Ссылка на основную публикацию