Как осуществляется трудоустройство инвалидов в россии

  1. Как осуществляется трудоустройство инвалидов в России

    Основная часть мер государственной поддержки, на которую могут рассчитывать инвалиды в Российской Федерации, осуществляется Пенсионным фондом России, который предоставляет несколько видов пенсий по случаю инвалидности, а также несколько видов социальных выплат инвалидам.

    Самой распространенной пенсией ПФР для инвалидов сегодня является страховая пенсия по инвалидности. Этот вид пенсии назначается любому гражданину, признанному инвалидом, если у него есть хотя бы один день страхового стажа. Для ее получения необходимо обратиться в отделение Пенсионного Фонда России.

    Если же человек с инвалидностью никогда не работал и не имеет страхового стажа, Пенсионный фонд выплачивает ему социальную пенсию по инвалидности.

  2. Главным видом социальной поддержки инвалидов и одновременно одной из самых массовых выплат Пенсионного фонда является ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Наряду с инвалидами она выплачивается и другим гражданам, пользующимся федеральными льготами.

    Размеры ЕДВ для различных категорий граждан различаются

  3. Получающим ЕДВ инвалидам также предоставляется набор социальных услуг, включающий в себя:

    • лекарственные препараты для медицинского применения по рецептам, медицинские изделия по рецептам, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов;
    • путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний;
    • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

    Граждане, имеющие 1 группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях для сопровождающего их лица второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

    Размер НСУ с 1 февраля 2016 года — 995 рублей 23 копейки в месяц

    Как получить набор социальных услуг

  4. Выплаты Пенсионного фонда предусмотрены не только для граждан с инвалидностью, но и для тех, кто ухаживает за ними.

    Для неработающих трудоспособных граждан, ухаживающих за инвалидами I группы, такая выплата сегодня составляет 1 200 рублей в месяц.

    Тем, кто осуществляет уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы, размер выплаты может в разных случаях составлять 1 200 или 5 500 рублей.

    Как оформить компенсационную/ежемесячную выплату по уходу за нетрудоспособным гражданином, ребенком-инвалидом или инвалидом с детства 1 группы

  5. В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

    • установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
    • резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
    • стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
    • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
    • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

    Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

  6. Статистика по трудоустройству инвалидов

Источник: https://trudvsem.ru/special

Инвалиды получат дополнительную помощь при трудоустройстве

«Государство сделало важный шаг вперед, предложив новую государственную услугу — сопровождение при содействии занятости инвалидов», — прокомментировал новую норму научный руководитель Национального центра проблем инвалидности, эксперт тематической площадки ОНФ «Демография» Александр Лысенко.

Как осуществляется трудоустройство инвалидов в России

Многодетные семьи получили льготы на авиабилеты

Сопровождение — это индивидуальная помощь инвалиду, который хочет работать. Причем помощь эта предусмотрена по нескольким направлениям.

Во-первых, это содействие в поиске подходящего рабочего места, во-вторых, создание условий для человека, имеющего ограничения по здоровью, для нормального выполнения работы и его профессиональной адаптации на рабочем месте, и, в-третьих, помощь (если таковая потребуется) в передвижении инвалида от дома до места работы и обратно, а также по территории предприятия, где он трудится.

«При разработке закона особое внимание уделялось тому, чтобы он не оказался декларативным, — отметил Александр Лысенко. — Поэтому в нем заложены конкретные механизмы его реализации.

В регионах органы власти формируют собственные программы содействия занятости инвалидов, информируют работодателей по вопросам их сопровождения, взаимодействуют с учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ), организуют профессиональную ориентацию инвалидов».

На предприятиях, использующих труд инвалидов, предусмотрена работа наставников. По сути, речь идет о кураторах, которые должны помогать инвалидам в освоении трудовых обязанностей, следить за тем, как организован их труд, насколько доступно и удобно рабочее место каждого такого работника.

Важно, что Законом предусмотрен мониторинг закрепляемости инвалидов на рабочих местах. Данное положение позволит избежать трудоустройства инвалидов «для галочки» и псевдоотчетности, — отметил эксперт.

Но особенно важно то, что выполнение новой нормы закона — это не только обязанность работодателей, с ними будет работать и контролировать выполнение новых требований государственный орган — служба занятости.

«Закон устанавливает обязанности службы занятости в сфере содействия занятости инвалидов, а именно — консультации работодателей и формирование предложений для них в организации специализированных рабочих мест, — пояснил Александр Лысенко. — Кроме того, разумеется, службы занятости будут консультировать инвалидов, помогать им в поиске работы, организовывать взаимодействие соискателя с потенциальным работодателем и т.д.»

Согласно статистике, сегодня стабильную работу (не менее четырех месяцев в году) имеет лишь каждый четвертый инвалид трудоспособного возраста (28 процентов).

По данным Минтруда России, органами службы занятости за девять месяцев прошлого года (с январь по сентябрь) было трудоустроено 62,75 тысяч человек с ограничениями по здоровью, что на 1,8 тысячи человек, или почти на 3 процента, больше, чем за тот же период предыдущего года. Но потребности намного больше: о желании работать заявляют примерно 0,5 миллиона инвалидов.

Поэтому, если не усиливать программы, нацеленные на персонифицированную помощь инвалидам, обеспечить запланированный показатель 50-процентного уровня занятости в этой категории граждан к 2025 году не удастся, отметил эксперт.

Регионы получат более 30 млрд рублей на льготные лекарства в 2019 году

По мнению Лысенко, нужно доработать утвержденный правительством план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы, скорректировав его на перспективу.

Кроме того, необходимо переориентировать специалистов региональных подразделений службы занятости активнее работать с инвалидами, а также развивать плотное взаимодействие органов занятости, учреждений медико-социальной экспертизы, волонтерских и общественных организаций и работодателей.

«Также стоит подумать, как преобразовать механизм квотирования рабочих мест для инвалидов, поскольку сегодня он малоэффективен», — отметил эксперт.

Действительно, нередко работодатели предпочитают уплатить штраф вместо того, чтобы целенаправленно заниматься созданием подходящих рабочих мест для инвалидов.

Возможный выход — это более жесткий контроль за соблюдением работодателями требований законодательства в отношении инвалидов.

«Следует довести до результата идею «окрашивания» административных штрафов за нарушения требований квотирования рабочих мест для инвалидов, — предлагает Александр Лысенко. — Кроме того, создание новых рабочих мест для инвалидов, в том числе высокотехнологичных, должно осуществляться работодателями при поддержке государства, а это требует денег».

Источник: https://rg.ru/2019/01/03/invalidy-poluchat-dopolnitelnuiu-pomoshch-pri-trudoustrojstve.html

Трудоустройство инвалидов: не запутаться в справках

В мире более 10% населения являются инвалидами, или «гражданами с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), как чаще принято их называть. В России более 12 миллионов граждан с ОВЗ, из них около 3,7 миллиона инвалидов трудоспособного возраста. Из них работает всего 1 млн человек.

В рамках госпрограммы «Доступная среда» к 2020 году доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности в России должна составить 40%.

Пока по количеству трудоустроенных людей с ОВЗ лидирует Санкт-Петербург (42%), Ленинградская и Московская области (38%), Белгородская, Калужская и Липецкая области (по 35%, 35% и 34 % соответственно).

Кто такие инвалиды и как им помогает государство

В соответствии со ст. 1, ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Согласно закону: “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” причинами инвалидности признаются: общее заболевание, инвалидность с детства, трудовое увечье профессиональное заболевание, заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы. Инвалиды третьей группы признаются способными к выполнению трудовой деятельности «при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности», инвалиды второй группы – способными «к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств», инвалиды первой группы признаются неспособными к трудовой деятельности. В Российской Федерации решением вопроса занятости населения занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Данная организация занимается предоставлением проф. ориентационных услуг и проводит ознакомление с имеющимся банком вакансий. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить “Индивидуальную программу реабилитации” при условии отсутствия у него первой группы инвалидности. Людям с ОВЗ предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  • Установление квоты для приема на работу инвалидов и выделение минимального количества специализированных рабочих мест для них;
  • Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
  • Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;
  • Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям.

Одним из основных направлений поддержки граждан с ОВЗ является профессиональная реабилитация, включающая профориентацию, психологическую поддержку профессионального самоопределения, обучение или переобучение; повышение квалификации, содействие трудоустройству, квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, профессионально-производственную адаптацию. Как осуществляется трудоустройство инвалидов в России

Обязанности работодателя по трудоустройству инвалидов

Отказ в трудоустройстве инвалиду по причине его физического недостатка является недопустимым, о чём прямо говорится в ст. 64 ТК РФ. Единственной причиной для отказа может стать недостаточный уровень профессиональной подготовки. Если инвалид обладает необходимым для работы уровнем знаний и навыками, работодатель обязан принять его на работу. Инвалиду-претенденту на вакансию в случае отказа в заключении с ним трудового договора предоставлено право требовать от работодателя обоснования причин отказа в письменной форме. В случае несогласия с выводами работодателя за инвалидом сохраняется право на обращение в суд. Результатом обжалования решения работодателя может стать понуждение последнего к заключению трудового договора с гражданином, имеющим ограниченные физические возможности. В ст. 21 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 закреплена обязанность работодателей, в компаниях, где численность сотрудников превышает 100 человек, осуществлять трудоустройство инвалидов согласно предусмотренной в субъекте квоте. Эта квота может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности сотрудников организации. Что касается обязанности соблюдения квоты (действующей в конкретном территориальном образовании), то она ложится на все предприятия вне зависимости от формы их собственности.

Помимо этого, вышеназванный закон указывает, что субъекты РФ вправе устанавливать собственные квоты по трудоустройству инвалидов для предприятий, имеющих численность работников от 35 до 100 человек. В этом случае нужно сказать о том, что далеко не во всех территориальных образованиях на сегодняшний день разработаны и действуют правовые акты такого рода.

Для работников с ограниченными физическими способностями законодательно закреплены и дополнительные гарантии, имеющие место при трудоустройстве инвалидов. К таковым относятся:

  • Меньшая продолжительность рабочего времени для инвалидов II и III групп. На основании ст. 23 упомянутого закона и ст. 92 ТК РФ для данной категории граждан гарантируется 35-часовая рабочая неделя, без какого-либо снижения зарплаты. 
  • Инвалидам всех групп устанавливается увеличенный основной ежегодный отпуск, составляющий 30 календарных дней (ст. 23 ФЗ № 181).

Законодатель предоставляет работнику с ограниченными физическими возможностями право воспользоваться дополнительным отпуском без сохранения зарплаты, суммарная продолжительность которого в год не должна превышать 60 календарных дней. Инвалидам предоставлена возможность отказа от сверхурочных работ. Несмотря на то что в соответствии со ст. 99 ТК РФ у работодателя в определенных случаях имеется право привлекать работающих на предприятии лиц к работам такого рода, в т. ч. и без их согласия, на инвалидов это правило не распространяется. При любой ситуации привлечение работника с ограниченными физическими возможностями к сверхурочной работе допустимо только с его письменного согласия и только в том случае, если он под расписку был уведомлен о своем праве отказа. Инвалиды могут отказаться и от работы в ночное время. Ситуация аналогична предыдущей: привлечь к работе в ночные часы инвалида можно только с его письменного согласия и только после ознакомления его под расписку с имеющимся у него правом отказаться от выполнения таких работ. Более того, и в этом, и в предыдущем случае привлечение инвалидов к работам такого рода возможно только в случаях, когда они не запрещены работнику с ограниченными физическими возможностями в соответствии с имеющимся у него медицинским заключением.

Особенности приема инвалидов на работу

Источник: http://protrud.info/articles/trudovye-otnosheniya/trudoustroystvo-invalidov-kak-ne-zaputatsya-v-spravkakh.php

Трудоустройство инвалидов 3-й группы

Трудоустройство инвалидов 3-й группы: законодательные акты, особенности процесса

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Каковы особенности трудоустройства инвалида 3-й группы
  • Какой закон регулирует трудоустройство инвалида 3-й группы
  • Как проходит процедура трудоустройства инвалидов 3-й группы
  • Какие льготы положены инвалидам 3-й группы при трудоустройстве

В повседневной жизни мы порой встречаем людей с ограниченными возможностями. Ограничения могут быть связаны не только с физическим состоянием человека, но и с психическим и сенсорным.

В зависимости от тяжести заболевания инвалидность делится на три группы. Инвалиды, имеющие третью группу здоровья, могут при желании трудиться.

Трудоустройство для них – это не только способ получения денежных средств, но и социальная активность.

Законодательство защищает данную категорию людей, в том числе и в сфере трудоустройства. Конечно, людям с ограниченными возможностями подходит далеко не каждый вид деятельности. Поэтому государством предусмотрены для них различные льготы и квоты.

Перед работодателем же встает вопрос, как правильно оформить трудоустройство инвалидов 3-й группы? Имеет ли он право не принимать на работу лицо с ограниченными возможностями? На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить в нашей сегодняшней статье.

Относится ли 3-я группа к трудоспособной категории

Инвалидность люди получают по различным причинам. Иногда это происходит при рождении человека, иногда – в результате проблем со здоровьем, возникших позже или после получения травмы. Независимо от причины возникновения инвалидности, ее наличие не лишает гражданина права на трудоустройство. Однако работа, которую выбирает для себя человек, должна соответствовать его возможностям, иначе работодатель сможет отказать ему в трудоустройстве.

Инвалид с третьей группой работать не обязан, но при этом государство обеспечивает ему возможность трудоустройства.

Ограничения, связанные с состоянием здоровья, влияют на выбор профессии. Организация рабочего места и трудовые функции должны соответствовать возможностям инвалида третьей группы.

Перечень профессий, доступных инвалидам третьей группы, достаточно обширный. Данная категория граждан может работать, например:

  • воспитателем;
  • врачом;
  • бухгалтером;
  • рекламным агентом;
  • страховым агентом;
  • администратором;
  • менеджером по продажам;
  • юристом;
  • архивариусом;
  • архитектором;
  • барменом;
  • библиотекарем;
  • гардеробщиком;
  • горничным;
  • дежурным;
  • дизайнером;
  • курьером;
  • маляром;
  • оператором.

Трудоустройство инвалидов 3-й группы на должности, связанные с вождением транспорта, может осуществляться только при наличии разрешения от врачей. Данная категория работ приравнивается к работам с вредными условиями труда, поэтому подходит далеко не всем инвалидам.

«Уменьшаем страховые взносы за работников: 5 законных способов» Подробнее

Законодательные акты, регулирующие трудоустройство инвалидов

Согласно положениям Трудового кодекса РФ инвалиды третьей группы могут трудиться не более сорока часов в неделю. При этом работодателю запрещено привлекать такого сотрудника к работе сверх установленных норм.

Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов РФ содержат условия, которые должен соблюдать работодатель, осуществляя трудоустройство инвалидов 3-й группы. Закон, защищая право инвалидов на трудоустройство, предусматривает для них выделение квот. Для предприятий, чья численность сотрудников превышает сто человек, установлена минимальная квота, равная двум процентам.

На размер квоты по трудоустройству влияет территориальное расположение организации. Зачастую для разных субъектов РФ законодательство устанавливает разные квоты трудоустройства. Например, для Башкирии квота в два процента предусмотрена для фирм, штат сотрудников которых превышает тридцать шесть человек.

При определении размера квоты на трудоустройство имеет значение общее количество сотрудников. Однако при расчете квоты не учитываются работники, задействованные на опасном и вредном производстве.

  • Организациям, отказавшим инвалиду в трудоустройстве при наличии свободных мест, может грозить штраф в размере до трех тысяч рублей.
  • Общие вопросы трудоустройства инвалидов регламентируются федеральными законами № 143, № 178 и № 181, а также Трудовым кодексом РФ.
  • Кроме того, для создания правомерных трудовых отношений с работником-инвалидом работодателю следует ознакомиться со следующими нормативными актами:
  • Приказ Минздрава РФ № 1031-н от 24 ноября 2010 года.
  • Приказ Минтруда № 664-н от 29 сентября 2014 года.

В этих документах раскрываются такие вопросы, как:

  • общее количество рабочих часов для инвалида в течение недели;
  • установление неполной рабочей недели;
  • возможность привлечения работника к сверхурочной работе;
  • количество дней очередного отпуска;
  • наличие дополнительного отпуска;
  • испытательный срок.

Нерабочие и рабочие заболевания для 3-й группы

Третья группа инвалидности, как правило, присваивается лицам, имеющим такие заболевания, как астма, онкология, артрит. Кроме того, инвалидность предусмотрена для людей, имеющих:

  • значительные недостатки внешности;
  • речевые нарушения;
  • проблемы с кровообращением;
  • психические расстройства;
  • нарушение функции органов чувств.

Важно! При установлении инвалидности третьей группы важным моментом является стабильность имеющихся нарушений функционирования организма человека.

Кадровый Учет. Зачем бизнесу кадровое делопроизводство?

Повседневная деятельность граждан с ограниченными возможностями с 3-й группой не зависит от третьих лиц. Другими словами, они способны самостоятельно обслуживать себя в быту. У них не вызывают затруднения такие действия, как:

  • принятие душа;
  • справление естественных надобностей;
  • передвижение и ориентация в пространстве;
  • самостоятельное приготовление пищи;
  • общение.

На законодательном уровне не предусмотрено разделение заболеваний на рабочие и нерабочие. Тем не менее степень болезни обуславливает наличие некоторых ограничений:

  • Первая степень позволяет сотруднику выполнять трудовые обязанности на оборудованном специализированном рабочем месте при условии, что работодатель может его организовать в соответствии с характером труда.
  • Вторая степень означает, что работник может работать исключительно на специально оборудованном рабочем месте.
  • Наличие третьей степени не позволяет инвалиду работать.

«Признаки фиктивного банкротства: анализ и выявление» Подробнее

Как установить 3-ю группу по инвалидности

Инвалидность третьей группы присваивается физическому лицу после проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Отправить человека на экспертизу имеют право:

  • участковый терапевт;
  • сотрудники органов помощи и защиты лиц с ограниченными возможностями;
  • сотрудники ПФ РФ;
  • судебные органы.

Документация, необходимая для проведения МСЭ, включает в себя:

  • заявление;
  • направление на МСЭ;
  • медицинские документы;
  • трудовую книжку.

Источник: https://kbdp.ru/news/trudoustroystvo-invalidov-3-y-gruppy/

В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей.

Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен  в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты.

Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации.

Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае  оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Источник: https://rosmintrud.ru/employment/resettlement/13

Республики Марий Эл

  • 1. Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов:
  • Квота для приема на работу инвалидов — это количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников работодателя, для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить.
  • Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется у работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Марий Эл, и устанавливается в следующих размерах:
  • при численности работников от 35 до 100 человек — в размере двух процентов среднесписочной численности работников;
  • при численности работников свыше 100 человек — в размере трех процентов среднесписочной численности работников;
  • Установление квоты для трудоустройства инвалидов у работодателя оформляется локальным нормативным актом, содержащим сведения о квотируемых рабочих местах,  — приказом (приложение 1).
  • Информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов работодатели обязаны представлять в государственные казенные учреждения Республики Марий Эл — центры занятости населения городов и районов Республики Марий Эл ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, по месту фактического осуществления своей деятельности, в том числе нахождения обособленного подразделения юридического лица, на территории Республики Марий Эл (приложение 2).
  • Трудоустройство инвалидов осуществляется с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Форма индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида утверждена приказом Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для инвалидов сокращенную продолжительность рабочего времени, ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам, не привлекать их к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставлять отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году и т.п.

  1. Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов:
  2. общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
  3. работодатели, которые проходят процедуру реорганизации, а также находящиеся в стадии ликвидации или банкротства;
  4. работодатели, у которых в результате уменьшения среднесписочной численности работников, численность составляет менее чем 35 человек за вычетом работников:
  5. условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или по результатам специальной оценки условий труда;
  6. государственных служащих, должности которых относятся к должностям государственной гражданской, военной службы или государственной службы иных видов.
  7. 2. Резервирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов:
  8. Резервирование рабочих мест для инвалидов — это выделение организацией (работодателем) рабочих мест из числа имеющихся или созданных за счет собственных средств по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов.
  9. Организации, численность работников которых составляет более 100 человек, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов осуществляют резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

При резервировании можно использовать Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций», а также запрашивать в центре занятости населения информацию о потребности в трудоустройстве инвалидов.

Работодатели могут трудоустраивать инвалидов на зарезервированные рабочие места как самостоятельно, так и с помощью органов службы занятости. Во втором случае работодатели подают сведения о потребности в работниках, при наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в срок до 28 числа месяца (приложение 3).

  • 3. Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов:
  • Специальное рабочее место для трудоустройства инвалида — это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида.
  • Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (далее — специальное рабочее место) в пределах квоты для приема на работу инвалидов со среднесписочной численностью работников:
  • от 101 до 500 человек — одно специальное рабочее место;
  • от 501 до 1 000 человек — два специальных рабочих места;
  • от 1 001 до 5 000 человек — три специальных рабочих места;
  • более 5 001 человека — четыре специальных рабочих места.

Источник: https://marieltrud.ru/Documents/Detail/7a790af8-8a86-496f-9d5b-f506040c3f36/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector